из опыта работы Современные подходы к организации воспитательного процесса.
статья
Доклад из опыта работы
Современные подходы к организации воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_k_organizatsii_vospitatelnogo_protsessa.doc | 43 КБ |
sovremennye_podhody.ppt | 662.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к организации воспитательного процесса.
1 слайд
В последние годы понятие «подход» стало значительно чаще использоваться в педагогической лексике. Оно употребляется как исследователями, так и практиками. Если раньше в педагогической науке и практике велась речь фактически о трех подходах — половозрастном, индивидуальном и деятельностном, то в настоящее время их перечень существенно пополнился. В современной научно-методической литературе предлагается применять в своей деятельности системный, синергетический, личностно-ориентированный, вариативно-модельный, социокультурный, коммуникативный, ситуационный и ряд других подходов.
Избирая ту или иную ориентацию, педагог убежден в том, что она способствует достижению успеха в его работе. Например, некоторые используют в своей деятельности дифференцированный подход, потому что считают создание учебных групп с приблизительно одинаковыми интеллектуальными возможностями школьников важнейшим условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Другие отдают предпочтение системному подходу, так как залог успеха видят в системном построении практики обучения и воспитания учащихся. А третьи полагают, что добьются успеха тогда, когда в работе с учащимися изберут ориентацию на развитие их индивидуальности, поэтому и стремятся применять в своей деятельности личностно-ориентированный подход.
Чаще всего воспитательная деятельность педагога строится на основе не одного, а нескольких подходов. Разумеется, избираемые им ориентации должны быть не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга. Вместе они составляют стратегию воспитательной деятельности и обусловливают выбор тактики действий в конкретной ситуации и в определенный промежуток времени. Необходимо подчеркнуть, что из всего диапазона подходов, применяемых в деятельности, одна ориентация является приоритетной (доминирующей). Благодаря ей формируется качественное своеобразие почерка педагога в организации воспитательной работы.
2 слайд
Подход является комплексным педагогическим средством и включает в свой состав три основных компонента:
Первая составляющая любого подхода — понятия, которые выступают в качестве главного инструмента мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняют или даже делают невозможным осознанное и целенаправленное применение той или иной ориентации в совершаемой деятельности. Это положение важно учитывать воспитателю при попытке использования нового подхода в своей работе. Понятийная составляющая представляет собой, как правило, целостную совокупность понятий. Одно из них является ключевым и обусловливает название самого подхода. В системном подходе такую роль играет понятие «система», в деятельностном — «деятельность», в коммуникативном — «коммуникация».
Вторая составляющая подхода — это принципы. В разных отраслях научного знания существуют разные определения принципа. Его называют и основополагающей идеей, и исходным положением, и главным правилом, и основным требованием. Указывая на неоднозначность его понимания, следует подчеркнуть исключительно важную роль принципов в воспитательной деятельности. В своей совокупности они образуют педагогическое кредо воспитателя и оказывают существенное влияние на отбор содержания, форм и способов организации воспитательного процесса, на построение стиля общения и отношений с учащимися, родителями и коллегами, на выбор критериев оценки результатов воспитательной деятельности.
Третью составляющую подхода можно назвать технологической, так как она складывается из используемых в воспитательной работе приемов и методов, избранных в соответствии с той или иной ориентацией.
3 слайд
Ребенок это не только ученик это человек, который хочет понимания, любви и заботы. Только настоящее, неподдельное человеческое участие классного руководителя может затронуть сердце ребенка, научить его сориентироваться в жизни, вырасти добрым и отзывчивым человеком.
В современных условиях к выпускнику начальной школы предъявляются достаточно серьезные требования.
И я очень хочу научить своих воспитанников счастью человеческого общения, взаимопонимания, счастью творческого, созидательного труда, чтобы проявились индивидуальность, неповторимость, личность каждого из них. Учу быть творческими, уметь планировать, исследовать, экспериментировать и модифицировать, способными воспринимать критику.
В 2012 году я взяла 1 класс, каким они станут за 4 года? Организация воспитательного процесса в классе является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает его четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. Понимая современные требования к воспитательной работе убеждена, что добиться личностных результатов воспитания и развития можно на основе системно – деятельностного подхода. Его и взяла за доминирующий, основной.
4,5,6 слайд
В ходе моей педагогической работы и изучение литературы, мной определены формы, методы и приемы, который классный руководитель может использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса.
7 слайд
Отношения в семье можно представить в виде формулы: СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети) Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка.
Мною было проведен опрос родителей с целью выяснения стиля семейного руководства, характера семейных взаимоотношений. Результаты анкетирования родителей позволяют сделать выводы о том, что у родителей наблюдается:
- Дефицит доверительных отношений
- Минимальный опыт позитивного взаимодействия с детьми
Исходя из прошлого опыта, запроса родителей и психологической диагностики детей с 1 сентября 2012 года разработала и работаю по воспитательной системе « На пути к успеху».
8 слайд
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.
Цель воспитательной системы «На пути к успеху» – создание условий для формирования успешной, творческой, интеллигентной, духовной, гуманной, конкурентоспособной личности, готовой к жизненному самоопределению и саморазвитию.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Программа разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
9 слайд
Воспитательная система «На пути к успеху»: имеет 7 направлений
Механизмы реализации воспитательной программы заключаются в следующем: каждый ученик может принять участие в любой номинации, в рамках которой предлагается ряд мероприятий в определенной сфере деятельности, где ребенок может себя проявить и реализовать. Таким образом, у большинства учащихся есть возможность на то, чтобы стать успешным, чтобы его заметили.
10 слайд
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
-Развитие в детях нравственных качеств: доброта, честность, справедливость, сострадание другому человеку, толерантность.
-Привитие навыков коллективистских отношений, активной жизненной позиции.
-Привитие здоровье сберегающих навыков.
-Формирование патриотического сознания, уважительного отношения к старшему поколению, любви к родному краю.
-Формирование уважительного, ценностного отношения к труду.
-Формирование общетрудовых навыков, потребности в труде.
И вот уже позади 3.5 года можно начинать подводить итоги, что сделано по направлениям воспитательной системы.
Также на протяжении всего времени обучения велась работа по привитию навыков коллективистских отношений. Чтобы выявить степень сплоченности нашего школьного коллектива, использовала диагностику уровня развития коллектива (Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив?») Составлена А.Н. Лутошкиным.
Данная методика достаточно известная и неоднократно апробированная и позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его крепким, единым. Данная проективная методика подходит для изучения мнений детей младшего школьного возраста о своем коллективе.
Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива и отношению детей к коллективу – школьного класса.
На основе проведенной методики, можно сделать вывод, что класс имеет высокий уровень развития и имеет высокую тенденцию к формированию коллектива с признаками коллективизма и коллективными отношениями, так как помимо учебной деятельности детей объединяет интерес к внеклассным совместным мероприятиям.
Оценивая психологический климат коллектива класса, можно сказать, что он достаточно благоприятный для формирования как персонифицированной личности в коллективе, так и коллектива класса.
Работа в классном коллективе по воспитательной системе «На пути к успеху», дает положительные результаты.
11 слайд
На слайде представлены результаты деятельности по всем направлениям.
12 слайд фото отчет.
13 слайд Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Три основных компонента 1) основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования воспитательной практики; 3) приемы и методы построения процесса воспитания. 2) принципы как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности;
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения 3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий 4. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов 5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости, свободе 7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций 8. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 9. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей 10. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств Требования к выпускнику начальной школы
Основные направления деятельности Задачи деятельности Средства реализации задач Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе. 1.Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива. 2.Определить уровень сфомированности класса, состояние в нем деловых и межличностных отношений. 3.Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности. 4.Определить эффективность учебно-воспитательного процесса. 1.Анкетирование, игры, методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся. Составление карты интересов и увлечений учащихся класса. 2.Мастерские общения. 3.Тестирование сформированности коллектива, состояние межличностных отношений с помощью игр, социометрия.
Основные направления деятельности Задачи деятельности Средства реализации задач Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества 1.Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем. 2.Определить место и роль класса в воспитательной системе школы. 3.Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива. 1.Организационно-деятельностные игры. кл. час «Класс, в котором я хотел бы учится» 2.Конкурс «Мой класс сегодня и завтра»
Основные направления деятельности Задачи деятельности Средства реализации задач Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка. 1.Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе. 2.Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества. 1.Праздник именинников, вылазки на природу, экскурсии, поездки на базы отдыха. 2. «Волшебный стул», Любые формы коллективной деятельности.
СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети) Результаты анкетирования Дефицит доверительных отношений Минимальный опыт позитивного взаимодействия с детьми
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Цель воспитательной системы «На пути к успеху» – создание условий для формирования успешной, творческой, интеллигентной, духовной, гуманной, конкурентоспособной личности, готовой к жизненному самоопределению и саморазвитию. Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Она разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ Спортивно-оздоровительное - формировать понимание значимости здорового образа жизни; - мотивировать на посещение спортивных кружков и секций. конкурс рисунков беседа о режиме дня знакомство со спортивными секциями и кружками в школе спортивный праздник на природе Классные часы, уроки-викторины Экологическое - формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду. экскурсия беседа выставка рисунков Патриотическое - формировать нравственную культуру семьи; - формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего. Фотовыставка выставка рисунков беседа Интеллектуальное - формировать любознательность, интерес к знаниям. викторина - игра Тематические КВН математический ринг поисковая деятельность Творческое - создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. праздник концерт инсценировки, Духовно - нравственное - показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей; - направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей. акции час творчества путешествие в мир творчества Безопасность жизнедеятельности подготовить обучающихся к безопасному поведению в повседневной жизни... Классные часы, уроки-викторины Уроки - практикумы Воспитательная система « На пути к успеху » : имеет 7 направлений
Ожидаемые конечные результаты реализации программы -Развитие в детях нравственных качеств: доброта, честность, справедливость, сострадание другому человеку, толерантность. -Привитие навыков коллективистских отношений, активной жизненной позиции. -Привитие здоровьесберегающих навыков. -Формирование патриотического сознания, уважительного отношения к старшему поколению, любви к родному краю. -Формирование уважительного, ценностного отношения к труду. -Формирование общетрудовых навыков, потребности в труде.
Интеллектуальное Мониторинговый дистанционный конкурс для учащихся 1-4 классов Эму – Эрудит; Эму-Специалист Всероссийская дистанционная мультиолимпиада - марафон «Муравейник» Всероссийская развивающая олимпиада младших школьников «Кленовичок» «Медвежонок» ; «Кенгуру» ; «Золотое Руно» ; «КИТ» ; «Инфознайка»; Учи.ру — онлайн платформа, изучение математики в интерактивной форме. Творческое Мастерская деда Мороза «Атом Радости»; Конкурсы чтецов. Спортивно-оздоровительное Ежегодные туристические походы 1 класс - поход « Папа, мама, я и вся наша классная семья» Спортивный выходной в моей семье - 1 класс Ежегодные спортивные соревнования в рамках акции «Папин Апрель» - 1,2,3 класс Спортивные соревнования «Мамин день» - 1,2,3 класс Спортивные соревнования «Новогодняя гонка» - 1,2,3,4 класс Экологическое Международный игровой конкурс по естествознанию. «Человек и природа» Экскурсии г. Кировск «Дом Деда Мороза в Хибинах» Мурманск Атомоход «Ленин» г. Мончегорск Лапландский заповедник Краеведческий музей г. Кандалакша Проект озеленение пришкольной территории « Лучшая клумба» Патриотическое региональный этап Всероссийского конкурса школьных проектов, посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации Всероссийский конкурс детского патриотического рисунка «Я РИСУЮ МИР!» Безопасность жизнедеятельности Классные часы – практикумы; Результаты деятельности
Использованные источники: Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса .-М.: Центр « Педагогический поиск » ,2001.-160с. Источник: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/obwaja-pedagogika/26746-sovremennye-podhody-k-vospitaniyu.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе.
Взаимодействие классного руководителя и обучающихся является ключевым моментом в построении воспитательных отношений, от которого во многом зависят успешность деятельности всего педагогиче...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ.
В статье говорится о современных подходах к организации учебно-воспитательного процесса в школе. Комплексное применение современных подходов имеет большое значение в организации учебного процесса....
Статья "Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе"
Моя миссия, состоит в том, чтобы найти тропинку к ученику, которая будет в дальнейшем помогать учитывать важнейший факт: каждый ребенок неповторим, индивидуален, талантлив. Классны...
«Системно-деятельностный подход в организации воспитательной и внеурочной деятельности» (из опыта работы).
В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Основными задачам...
Современные подходу к планированию воспитательного процесса в коррекционной школе
Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только...
Современные подходы к организации обучения детей с задержкой психического развития (из опыта работы)
Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР сейчас есть если не в каждом классе, то уж в каждой общеобразовательной школе – это точно. Вот только с ростом количества таких учеников...
Из опыта работы «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. А в настоящее время в...