внеклассное мероприятие "Человек животным друг?"
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Совместное занятие логопеда, преподавателя курса ОРКСЭ, воспитателя ГПД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие: ОРКСЭ, внеклассное чтение | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Наровчат
Внеклассное мероприятие
Тема: «Человек животным друг?»
Подготовили:
Воспитатель группы продлённого дня – Мокроусова Наталья Юрьевна,
учитель – логопед – Сверлова Марина Викторовна.
Цель:
сформировать желание заботиться о домашних питомцах – кошках и научить осуществлять поиск возможных решений проблемы.
Задачи:
- мотивировать положительное отношение к животному миру;
- познакомить детей с историей отношений человека и животных на примерах культуры древних цивилизаций, христианства;
- развивать умение самостоятельно находить ответы в произведении А.И. Куприна «Ю-ю»;
- учить использовать знания, полученные на уроках русского языка и логопедических занятиях (части речи, синонимы, антонимы, словообразование).
Оборудование:
для воспитателя: игрушка – киска; «бумажные кирпичики», произведение
А. И. Куприна «Ю-ю», портрет А. И. Куприна, магниты, диск с песней «Если добрый ты»
для логопеда: проектор.
для детей: чистый лист бумаги, ручка.
Предварительная работа:
-сочинение от лица кошек, о чувствах которые они испытывают, оставаясь брошенными;
-фото – галерея «Моя киска и я»;
-чтение рассказа А. И. Куприна «Ю-ю»
Участники: 1-4 классы.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1.Релаксация.
Слова киски(воспитатель):
-Мяу, мяу! Здравствуйте, ребята. Вы меня угадали, кто я?
- Меня зовут Мурёнушка, так ласково называют меня хозяева.
А как ласково называют вас ваши родители? (кошка идёт по кругу и здоровается с каждым ребёнком, а он в свою очередь называет ласково своё имя).
-Вот такая улыбка пусть сохраняется у вас на протяжении всего дня.
2. Создание проблемной ситуации.
Слова киски (воспитатель):
–Ребята, я хочу вам рассказать одну историю. Когда я ушла погулять по двору, мои хозяева уехали. Я думала, что они ненадолго, поэтому и не поспешила к ним. Их до сих пор нет, уже прошло два дня, а на улице холодно и есть хочется. Вот я осталась брошенной.
-Ребята, а как вы думаете, почему так много животных оказывается на улице? (высказывание детей).
-Даже читая ваши небольшие сочинения от лица кошек, о чувствах, которые они испытывают, видно, что это чувство страха и одиночества. Вот послушайте:
Солдатова Н. «…когда было темно, мне стало страшно, и хотела пойти домой, но вспомнила, что хозяева уехали. Я всю ночь просидела на крылечке, а на утро ушла бродить, а вдруг их увижу….»
Караваева Ю. «..я осталась одна на дороге. Повсюду машины, люди. Не знаешь куда идти. Когда остаёшься одна, становишься такой беззащитной, жалкой киской….»
Абрамова Н. «…дождь лил и лил, всё сильнее и сильнее становился ветер. Я совсем замёрзла и промокла…»
Грачёв С. «…Вокруг него была высокая трава и поблизости никого. Повсюду предостерегала опасность, а помочь некому….»
3. Постановка цели занятия.
-Вот и сегодня, ребята, мы подумаем, как можно помочь брошенным животным и на примерах – кошек докажем, что «человек животным друг».
II. Основной этап.
1.Работа в группах по произведению А. И. Куприна «Ю-ю»
Слова киски (воспитателя):
- Известный русский писатель и наш земляк А. И. Куприн был большим любителем животных. Он относился к ним с пониманием и уважением. На своём веку он немало повозился с ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила опасность. Немало он написал произведений о природе, людях, животных.
Вы дома все прочитали произведение «Ю-ю», и вот сейчас поработаем с текстом. Сейчас один из группы подойдёт к шкатулке и достанет вопрос. На обсуждение вопроса 1 минута, а потом обмениваемся мнениями.
1 вопрос.
Почему автор говорит такие слова: «Они не поверят. Да и не посмеют поверить, что я сейчас расскажу про Ю-ю».
-Что необычного рассказал автор про Ю-ю об отношении человека и животного?
Дети зачитывают из текста:
« …Но зато улеглась, как собака, на голом полу снаружи, у самой двери, уткнув свой розовый носик в щель под дверью, и так пролежала все эти чёрные дни, отлучаясь только для еды и кратковременной прогулки. Отогнать её было невозможно. Да и жалко было. Через неё шагали, заходя в детскую и уходя, её толкали ногами, наступали ей на хвост и на лапки, отшвыривали порою в спешке и нетерпении. Она только пискнет, даст дорогу и опять мягко, но настойчиво возвращается на прежнее место….
…Как только в Колиной болезни за последним жестоким кризисом наступил перелом к лучшему, когда ему позволили всё есть, и даже играть в постели… Ю-ю оставила свой пост…»
-Почему кошка дежурила у дверей своего любимца?
(Потому что Ю-ю переживала из-за болезни Коли, автор восхищается её преданностью к больному мальчику)
2 вопрос.
А вот высказывание «Кошка – животное эгоистическое. Она привязывается к жилью, а не к человеку».
- Как автор доказывает нам обратное?
Дети зачитывают из текста: «…Ю-ю с отъездом двух своих друзей - большого и маленького-долго находилась в тревоге и в недоумении. Ходила по комнатам и всё тыкалась носом в углы…»
-Привязанность животного к человеку.
3 вопрос.
-…Люди вообще весьма медленно и тяжело понимают животных; животные - людей гораздо быстрее и тоньше….»
-О чём это автор?
Дети зачитывают из текста: «….Слух у кошки превосходный….», «…узнав издали наши шаги, выбегала к нам навстречу… хорошо знала своих….»
-Вот мы и видим из отрывков, что кошки привязаны к человеку и человек животным друг, так как им нужна помощь человека.
-Можно привести примеры из жизни (высказывание детей).
-Вы молодцы, я вами очень довольна.
2.Мультимедийная презентация, подготовленная группой учащихся и учителем - логопедом.
-Марина Викторовна, что нового вы нам расскажете о животных – кошках?
–Ребята, а что такое миф? (ответы детей). Вот сегодня ребята расскажут вам о существующих мифах, связанных со священными животными – Кошками.
Учащийся 1
Нигде кошка не почитается так, как в Египте. В древнеегипетской мифологии кошка олицетворяла богиню Бастет, которая считалась покровительницей плодородия и материнства, а также богиней радости и веселья. Ее изображали обычно с телом женщины и головой кошки.
Учащийся 2
В Древнегреческой мифологии происходило отождествление богини Баст, в образе женщины – кошки с Артемидой - богиней охоты, дочерью Зевса, обладающей решительным и агрессивным характером
Учащийся 3
А в Римской мифологии Артемида известна как Диана, также считавшаяся олицетворением луны. Она богиня растительности, родовспомогательница. Кот является спутником Дианы, она держит его у своих ног. Диана часто принимает образ кошки
Учащийся 4.
Скандинавская мифология повествует, что Богиня плодородия, любви и красоты Фрейя ездила в повозке, которую везли кошки.
Учащийся 5
До сих пор отдельные народы уверены, что некоторые звери являются священными.
Священные коровы. В индуизме корова считается символом пищи и жизни. Их нельзя убивать и есть. Медведь – подарок богов. Слоны – символ мира и силы.
В японском городе Кагосима есть Храм Кошек. В 1600 году тогдашний японский правитель взял с собой на войну семь котов. По сужающимся и расширяющимся кошачьим зрачкам он определял время. Именно в честь этих котов и построен храм. Одна легенда гласит, что полосатая кошка согрела младенца Иисуса и заслужила благодарность Девы Марии.
Учитель – логопед.
В христианских книгах рассказывается о том, что когда-то давно Господь создал первых людей – Адама и Еву, они жили в райском саду среди великолепных деревьев и трав. Рядом с ними жили звери. Люди и звери жили дружно, понимали язык друг друга. Но люди ослушались Бога, и этот порядок нарушился. Не стало в душе человека мира – и животные перестали любить и слушаться его. Разбежались они от человека. Сильные звери враждуют с ним. А слабые – убегают и прячутся.
Слова киски:
-Спасибо большое, Марина Викторовна, за такую интересную информацию. А теперь, ребята, возвращаемся к своему главному вопросу, как можно помочь брошенным, потерянным, больным животным - кошкам?
Высказывания детей:
Наташа Кортикова 1 класс: «Если человек богатый, он поможет построить дом для бездомных животных, а если бедный – у него на это денег нет».
Аня Стародубова 1 класс: «…тогда он поможет так: одного котёнка к себе домой возьмёт или друзьям предложит».
3.Работа логопеда:
«Как можно помочь брошенным, потерянным, больным животным»? (написать объявление)
-Давайте вместе напишем объявление.
А)Составление объявления.
Цель: обогащение словаря учащихся
Задачи:
-Закрепление умения дифференцировать слова, называющие предметы, от слов, называющих признаки и действия.
-Логопед: ребята, как можно назвать кота и кошку по – разному?
( Кот – котик - коток – котище. Кошка-кошечка. Друг – дружок –дружище).
-Какие слова, называющие признаки животного, можно написать в объявлении?
(Полосатый, мохнатенький, пушистый, игривый, ласковый, шаловливый, спокойный, шустрый, ручной)
Какими словами можно рассказать о том, что любит делать животное.
(Прыгает, ласкается, играет, мурлыкает, отзывается, лакает, ловит, спит, будит).
С каких слов нужно начать объявление?
Б)Практическая работа.
Цель: познакомить с признаками структуры текста объявления как делового текста
Задачи:
Научить составлять текст объявления в зависимости от речевой задачи.
Формировать умение определять последовательность между частями текста.
-Логопед: Так как объявление - это официальное извещение о чём-нибудь, к примеру: дать объявление в газету, на доску объявлений, передать по радио, то пишется оно по определённым правилам.
Объявление – это текст. В нём должен находиться ответы на вопросы:
Где и когда? Что случилось?
Кто? или Что? Какой?
Куда сообщить? Или к кому обратиться?
Как можно начать объявление?
(«Помогите найти», «объявление», «срочно»).
Скажите, о каких правилах орфографии надо помнить при составлении объявления?
(безударные гласные, непроверяемые согласные, большая буква в именах, кличках…., парные согласные сочетания жи-ши, ча-ща, чк,. чн)
Вставьте пропущенные буквы в слова: ааш…л, с…бака, пот…рял, об…явление, адр…с, ул..ца, обращ…ться, зв..нить, т..л..фон.
Прочитайте ещё раз план написания и составьте своё объявление, которое поможет найти хозяина бездомному или потерявшемуся животному.
в) Анализ практической работы. Логопед зачитывает вслух некоторые объявления. Учащиеся устно корректируют ошибки, дополняют текст объявлений при необходимости.
III. Рефлексия. Итог.
Слова киски (воспитатель):
-Сейчас, ребята, мы должны составить с вами «дом из кирпичиков», на которых вы напишите добрые слова, добрые поступки, дела, чтоб каждое животное всегда имело свой дом.
В заключение нашего занятия давайте все вместе споём песню Кота Леопольда «Если добрый ты».
Литература .
Куприн А.И. «Повести и рассказы» // Азербайджанское государственное издательство Баку 1984год[1,380, 381, 383]
http://byaki.net/eto_interesno/9339-koshki-svjatye-zhivotnye.html
http://www.zoopicture.ru/10-svyashhennyx-zhivotnyx/
(http://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=663.0)
(http://www.pravpiter.ru/zads/n017/ta009.htm)
http://www.inmoment.ru/magic/prophecy1/pavel_komelskiy.html
Фотография из личных архивов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения «Животные в нашем доме».
Урок внеклассного чтения для 4-ого класса. Цель урока воспитывать любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей. Учить сопереживать, сочувствовать через произвед...
Внеклассное мероприятие "Морские животные"
Внеклассное мероприятие...
Внеклассное занятие "Путешествие в мир домашних животных"
Цель данного занятия систематизировать и расширить знания детей о домашних животных и их особенностях....
Внеклассное занятие по окружающему миру «Знаешь ли ты животных?»
Урок-игра "Квадрат знаний" по закреплению знаний о разнообразии мира животных. Класс разделен на две команды.Задания для команд в виде кроссвордов, загадок, ребусов, занимательных заданий....
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ «ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ ЖИВОТНОГО МИРА»
Цели занятия: познакомить учащихся с историей животного мира, дать представление о науке палеонтологии,заинтересовать учащихся в прочтении соответствующих книг...
Внеклассное занятие "Дикие и домашние животные. Животные Ростовской области
Это внеклассное занятие проведено в рамках духовно-нравственного воспитания по "Доноведению"...
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»
Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...