ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ «ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ ЖИВОТНОГО МИРА»
методическая разработка (2 класс) по теме

Громова Марина Валерьевна

Цели занятия: познакомить учащихся с историей животного мира, дать представление о науке палеонтологии,заинтересовать учащихся в прочтении соответствующих книг

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ «ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ ЖИВОТНОГО МИРА»

Цели занятия: познакомить учащихся с историей животного мира, дать представление о науке палеонтологии, заинтересовать учащихся в прочтении соответствующих книг, воспитать трудолюбие, любознательность.

 Литература:

  1. И.Яковлева «Палеонтология в картинках» М., Детская литература, 1977
  2. С.Афонькин, Н.Андреев «Во мгле времен» С-Петербург, «Северо-Запад», 1994
  3. Й.Опперман «Динозавры» Серия «Что есть что», «Слово/Slovo», 1993

Ход занятия

- Все вы, наверное, любите читать сказки. И прочитали их очень, очень много. В сказках разных народов говорится о различных сказочных существах – страшных Змеях Горынычах, летучих драконах, морских змеях и птицах-великанах, которые могут схватить слона, как котенка. Таких чудовищ не найти ни в дремучих лесах, ни в глубоких морях. Так можно ли верить сказкам?

     «Можно!» - говорят ученые. Они знают, что чудовища, очень похожие на сказочных, и вправду жили на Земле, только очень давно, когда человека еще не было.

     И эта наука, которая изучает очень древних животных называется палеонтология. 

     Сегодня мы с вами поговорим о животных, которые жили много миллионов лет назад.

     Представьте себе, что бы случилось, если бы эти древние великаны шагнули бы на улицы Санкт-Петербурга. Эти причудливые животные, похожие на грозные танки, на могучие подъемные краны остановили  бы движение в нашем городе, перевернули бы автобусы и троллейбусы, вытоптали бы все скверы и парки. Конечно, на самом деле этого никогда не случится потому, что древних животных уже давно нет. Они вымерли много миллионов лет назад и мы знаем о них только из страниц «Каменной книги». А знаете ли вы, что такое «Каменная книга»? «Каменная книга», ребята, это сама Земля. А страницы этой книги – слои песка и глины. Чем глубже слои-страницы, тем они древнее. Прямо под асфальтом нашего города лежат булыжные мостовые. Ниже начинаются слои-страницы действительно каменные. Здесь даже нет следов человека.

     «Каменная книга» невероятно толста. Десятки километров отделяют верхние страницы от нижних. Очень тяжелы и сами страницы.

     А знаете ли вы, кто читает «Каменную книгу»?  эту книгу читают ученые – палеонтологи. Летом они уезжают в далекие экспедиции читать страницы этой книги. Знаете ли вы, что палеонтолог может по одной кости определить кому она принадлежит, где жил такой зверь, что он делал, что ел?

     Как вы думаете, ребята, зачем нужна наука палеонтология? (Всем и всегда хотелось узнать что было до нас, какой была Земля, какие звери бродили по ней, как они выглядели)

     И сегодня мы с вами тоже узнаем, какие животные жили до нас, где и что они делали. Мы с вами отправимся в путешествие по страницам истории животного мира и перенесемся сейчас под своды древнего леса на 170 млн. лет назад.

     Тогда на Земле жили ящеры. И самым большим из них был диплодок. Если бы в наши дни этот гигант вышел на Московский проспект, он бы перегородил все движение (кн. «Во мгле времен», с.48-49 – внешний вид)

Диплодок был длиной 27 метров и весил 10 тонн. Целыми днями бродил диплодок по болотам и ел, ел, ел без конца. Его маленькая головка на длинной змеиной шее то тянулась к высоким кронам деревьев, то погружалась глубоко в воду. Ведь нелегко прокормить такое большое тело.

     Жил в то время еще один ящер, который тоже постоянно жевал. Это стегозавр. (с.54 «Во мгле времен») Он не был таким громадным, как диплодок – около 10 метров в длину и весил не более 2-х тонн, поэтому ему пришлось надежно вооружиться. На хвосте у стегозавра торчали, как иглы четыре толстых шипа, а на спине – ряд больших костяных пластинок. Страшно зашипит стегозавр, заскрежещет пластинами, взмахнет хвостом и убирается враг подобру-поздорову. Передвигался стегозавр на четырех конечностях, но передние лапы были намного короче задних, отчего животное казалось неуклюжим.

     И диплодок и стегозавр жили 170 млн. лет назад.

     А теперь перенесемся в другую эпоху – 80 млн. лет назад.

Тогда самыми большими и сильными на Земле были динозавры. Слово «динозавр» означает «ужасная ящерица». Но это не совсем так. Динозавры не ящерицы и скорее всего не были такими ужасными. Многие из них были большими, как составленными вместе 10 автомобилей и высотой с пятиэтажный дом; а весили они, как целая дюжина слонов, но были и маленькие динозавры, некоторые не больше цыпленка.

     Все динозавры были разные. Одни с саблевидными зубами и когтями длиной 15 см, другие имели метровые рога, панцири и хвосты, утыканные шипами, все это для того, чтобы защищаться от зубов и когтей врагов. А врагов у динозавров было много и первый из них – тираннозавр – ящер-тиран. («Во мгле времен» - с.32) Этот огромный 15-ти метровый гигант весил более 8 тонн. Один его череп был длиной полтора метра. Из широко разинутой пасти торчали острые зубы, похожие на акульи. Со своими жертвами тираннозавр расправлялся с помощью своих метровых челюстей, усеянных зубами.

     Трицератопс – другой динозавр, обитавший 80 млн. лет назад, был настоящим гигантом: около 10 метров длиной, 3 метра высотой, а весил 11 тонн. Он передвигался на четырех могучих, похожих на колонны ногах. Передние ноги были особенно мощными, так как поддерживали очень тяжелую голову.

     Трицератопс означает «лицо с тремя рогами». Действительно, на голове этого динозавра располагались три рога: один – короткий – на кончике носа, и по одному над каждым глазом, длиной до одного метра. Шею трицератопса защищала огромная костяная сборка. Даже тираннозавры боялись нападать на взрослого самца – трицератопса. (кн. «Во мгле времен», с.64)

 

    А как же выглядела Земля в те времена? Я почитаю, а вы послушайте.

«Неприветливой и страшной показалась бы человеку земля в те времена. Не росли цветы и травы на полянах, не вились над ними пестрые бабочки. Страшные зубастые птицы не пели, не щебетали, а хрипели и квакали. Высоко над головой качались громадные ветки древовидных папоротников. А на хвойных деревьях шуршали кожистые широкие листья. Вокруг ящеры. Только ящеры! Ящеры на земле, в воде и в воздухе. Ящеры большие и маленькие. Мирные и хищные, медлительные и быстроногие. Покрытые голой кожей и волосатые. Ящеры на двух и на четырех ногах. Ящеры, у которых вместо ног – ласты. Ящеры – хозяева земли».

     - Как же выглядела Земля в те далекие времена? (страшно и неприветливо)

     - Самые распространенные животные того времени это кто? (ящеры)

     Посмотрите на названия динозавров. Они заканчиваются на завр – что в переводе – ящер. Как я уже сказала, в те времена встречались как хищные, так и мирные ящеры.

     Одним из мирных травоядных ящеров был утконосый ящер – зауролоф. Зауролоф означает «ящер с острым гребнем». Был он ростом с двухэтажный дом, а весил около 14 тонн. Этот ящер хорошо плавал и ел всякие травяные растения. Большую часть времени он проводил в воде. Зауролоф не боялся захлебнуться под водой, т.к. над поверхностью воды торчал его гребень, а по гребню шли две трубки, которые открывались прямо в нос. Через них динозавр и дышал. Вот такие мирные ящеры жили в те времена вместе с хищниками.

     Разновидностей утконосых динозавров было много. Это и трахидон (кн. «Во мгле времен», с.58-59) и коритозавр (кн. «Во мгле времен», с.60), имеющий на голове гребень.

     Но ящеры жили не только на земле и под водой, но были и летающие ящеры. И одни из них – птеранодон (кн. «Во мгле времен», с.76-77), который имел размах крыльев 10-16 метров, т.е. такой, распахнувший крылья, ящер с трудом поместился бы в классе школы.

     Как живой дельтаплан поднимался он в воздух при малейшем встречном ветре и часами парил над водой без единого взмаха своих гигантских перепонок в поисках пропитания, а ел он рыбу. Крылья его были столь велики, что их задний край крепился не к туловищу, а к ногам.

     Вот такие удивительные животные жили в те далекие времена.

- А теперь я посмотрю, кто лучше всех запомнил то, о чем я говорила сегодня.

Кроссворд

  1. Как назывался летающий ящер? (птеранодон)
  2. У этого ящера маленькая голова на змеиной шее, он целыми днями бродил по болотам (диплодок)
  3. «Ужасная ящерица». А по-другому?  (динозавр)
  4. Какого ящера называют ящером - тираном, разбойником? (тираннозавр)
  5. Назовите одного из мирных травоядных ящеров. (зауролоф)
  6. У какого ящера на хвосте торчали 4 острых шипа? (стегозавр)
  7. Как переводится слово завр? (ящер)

- Тем, кто хочет узнать побольше о животных, живших на Земле много млн. лет назад, советую прочитать следующие книги… (см. выше)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к внеклассному занятию "Кукла матрёшка. История возникновения матрёшки"

Презентация к внеклассному занятию "Кукла матрёшка. История возникновения матрёшки"....

Конспект внеклассного занятия по музыке. История возникновения музыкальных инструментов.

Данный конспект занятия по музыке формирует у детей представление о возникновении музыкальных инструментов, знакомит с произведениями Ж. Бизе "Кармен", П. Чайковского "Щелкунчик" , Ф. Шуберт "Аве Мари...

Внеклассное занятие "Дикие и домашние животные. Животные Ростовской области

Это внеклассное занятие проведено в рамках духовно-нравственного воспитания по "Доноведению"...

Внеклассное занятие на тему « История изобретения бумаги» в рамках проекта День науки и творчества

Внеклассное занятие на тему « История изобретения бумаги» в рамках проекта День науки и творчества...

Внеклассное занятие "По страницам любимых книг"

Данный материал содержит конспект и презентацию внеклассного занятия  по литературному чтению в начальных классах....

Внеклассное мероприятие "По страницам истории" (викторина к 9 мая)

Цели: создание условий для формирования сознания необходимости защищать Отечество, развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, воспитания патриотизма, гордости и у...

Презентация к внеклассному занятию 1 класс "История рождения хлеба"

Представлен материал для 1 класса  во воспитательной работе  внеклассное занятие на тему "История рождения хлеба"...