Благоприятный психологический климат на уроке
статья на тему
Благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blagopriyatnyy_psihologicheskiy_klimat_na_uroke.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Благоприятный психологический климат на уроке»
В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:
Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;
Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
Разумная и полезная деятельность всех на уроке;
Умение быть сдержанным в движениях, словах.
Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:
Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке.
Вот некоторые правила создания благоприятного психологического климата на одном из самых «взрывоопасных » этапов урока: регулировании и коррекции поведения учащихся, оценки их знаний.
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.
Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащихся. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко)
Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухолинский.)
Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилие педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку. Стремитесь к организованному началу урока.
Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, следует отметить ее закладкой заранее, приучить дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
Мотивируйте оценки знаний учащихся, ученику следует знать, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
Прекращайте урок со звонком. Напомните дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.
Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.
Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе
Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе ...
Использование приемов и методов формирования учебной мотивации, создания благоприятного психологического климата при организации работы на уроках в 1 классах.
В работе говорится о трудностях, с которыми встречаются ученики 1-х классов в период адаптации, раскрываются приемы и методы работы учителя по созданию психологического климата и формированию уч...
Благоприятный психологический климат на уроке.
Как создать благоприятный психологический климат на уроке.Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц...
Создание благоприятного психологического климата среди педагогов и детей
Основные составляющие психологического здоровья. Барьеры, препятствующие педагогической деятельности коллектива. Факторы, стимулирующие развитие. Примеры игр и упражнений, направленных на формирование...
Формирование благоприятного психологического климата в классном коллективе.
В данной статье рассмотрены: характеристики благоприятного и неблагоприятного социально- психологического климата в классном коллективе; факторы, влияющие на его состояние и способы формирования...
Создание благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.
Выступление на педагогическом совете...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СЕМЬЕ ДЛЯ ПОЗИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА РЕБЕНКА»
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками...