Благоприятный психологический климат на уроке.
статья на тему
Как создать благоприятный психологический климат на уроке.
- Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания…
- Помни: ты нуждаешься в учениках так же, как они нуждаются в тебе каждый день, каждый урок!
- «Смертельный грех учителя – быть скучным». Так сказал И.Ф.Гербарт. Постарайся сделать каждый свой урок незабываемым для ученика!
- Когда в ученике гаснет искра успеха, он перестает интересоваться предметом. Старайся поддерживать огонь в душе ученика!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как создать благоприятный психологический климат на уроке.
- Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания…
- Помни: ты нуждаешься в учениках так же, как они нуждаются в тебе каждый день, каждый урок!
- «Смертельный грех учителя – быть скучным». Так сказал И.Ф.Гербарт. Постарайся сделать каждый свой урок незабываемым для ученика!
- Когда в ученике гаснет искра успеха, он перестает интересоваться предметом. Старайся поддерживать огонь в душе ученика!
- Ученик перестанет делать ошибки тогда, когда научится их исправлять. Не отказывай ученику в возможности исправить свои ошибки.
- Слово – это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребенке чувство неуверенности в себе. Избегай необдуманных слов!
- Не проходи мимо детских слез! То, что подчас кажется нам наивным и глупым, для наших детей составляет целый мир!
- Ученик – это «пришелец» из семьи. Постарайся расположить к себе родителей своих учеников, ведь у тебя с ними задача – учить и воспитывать. Пусть на смену выражению «ваш ребенок» придет выражение «ваш ребенок». Родители это обязательно оценят!
- Ничто так не сближает учителей и учеников, как совместное творчество. Пусть в школьной жизни будет больше праздников!
- Улыбка открывает все двери! Улыбайся, открывая дверь в детские сердца! Улыбайся чаще.
Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе.
- Игра-тест «Альпинист».
В ней происходит наглядное определенное степени сплоченности / разобщенности класса.
На доске делается рисунок (рис.1) и поясняется: «Итак, представьте себе, что каждый из вас – альпинист. Альпинист – это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире? (Ответы детей.) – Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров – 10 километров! Теперь представьте, что пик – это вершина горы – это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются.… Какой высоты достигли Вы? Группа альпинистов – это твои одноклассники… (от 1 до 10), подумайте и ответьте».
Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается, и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.
- Игра-проект «Символика моего класса».
«Видите, ребята, что мы только чуть больше половины пути прошли. Давайте попробуем покорить вершину все вместе! Вы готовы? (Ответ детей.)
Попробуем!? С чего же начать? Знаю! Чем отличается Россия от других стран? А какие атрибуты? (Флаг – триколор, герб – двуглавый орел, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем, - Россию!
Есть идея! А что, если мы придумаем герб (символ, эмблему) класса и девиз – краткое изречение, выдающее суть нашего объединения – класса. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза класса. Главное условие – они, эти символы, должны выражать мнение всех и способствовать объединению. Вы согласны?... (Ответ детей.) Тогда начинаем. Нам понадобятся цветные карандаши и, главное, хорошее настроение.
1 этап «Объединение». Работу мы будем выполнять в группах по 4 человека. Для того чтобы образовать группы, каждому из вас необходимо подойти ко мне и взять фрагмент картинки, а после найти еще 3 человек, у которых находятся оставшиеся три части картинки. В результате надо сложить части, и получится целое. Эта работа оценивается по двум критериям: 1 – быстрота объединения в группу и 2 – вежливость и такт при объединении. Таким образом, действия каждого участника оцениваются по пятибалльной шкале, а сумма оценок четырех участников – это результат (балл) группы!
2 этап: Раздаются ватманы из расчета по половине листа на группу. Дается установка на то, что сейчас от каждого в группе зависит общий итог работы. Учитель также говорит о том, что защита проектов будет проходить по трем номинаям:
- Название класса;
- Девиз класса (краткое изречение, можно привести любой пример);
- Символ класса
Главное условие – проект должен объединить весь класс.
3 этап: Защита группами своих проектов.
4 этап: Обсуждение ( какие работы понравилось больше, какие трудности и удачи испытали при работе над проектом, все ли мнения учитывалось).
- Упражнение «Создание правил и законов нашего класса»
Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детям, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым проводят нарушения правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.
Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.
Творческое задание ребятам: методом «мозгового штурма» разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования – записать на листе ватмана и поставить подписи.
- Создание «Дневника класса»
Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например на тему «Что я люблю и чего я не люблю». Эти записи можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в которой можно вставлять дополнительные листы в любое место – ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников – рассказать им о правилах класса, показать дневник и т.д.
Примеры игр и упражнений на сплочение класса:
- Дотронуться до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенно цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра «на вылет», то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет, касаться цветов можно.
- «Атомы». Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего они должны объединиться в молекулы с заданными числом атомов (например, по пять). Игра тоже «на вылет».
- «Гусеница»: класс становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений ведущий объясняет, что команда – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит – как ест – как умывается – как делает зарядку – все, что придет в голову.
принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге «Делай, что исповедуешься которые могут быть полезны педагогам
- Всегда исходные из того, что самый большой грех – это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.
- Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
- Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
- Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
- Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
- Поддерживайте в себе твердую веру в собственное предназначение.
- Забудьте о покровительственное тоне.
- Создавайте условия, а не диктуете их.
- Верьте людям, с которыми работаете.
- Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.
- Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
- Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов и методов формирования учебной мотивации, создания благоприятного психологического климата при организации работы на уроках в 1 классах.
В работе говорится о трудностях, с которыми встречаются ученики 1-х классов в период адаптации, раскрываются приемы и методы работы учителя по созданию психологического климата и формированию уч...
«Урок иностранного языка как благоприятная межкультурная среда для развития одаренных детей»
Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высока...
Статья "Обеспечение психологического комфорта и создание благоприятных условий для сбережения здоровья школьников на уроке"
Обобщение опыта работы с использованием здоровьесберегающих технологий...
Проект на тему: «Использование нетрадиционных форм ведения урока, как одного из благоприятных условий адаптации первоклассников».
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения являются усиление их ориентации на результаты образования и деятельностный подход к учебно-воспитательному процессу.Стандарты второ...
Cоздание благоприятного климата на уроке.
1.«Открытие» ребенка на общение.2.«Соучастие» ребенка в процессе.3.«Возвышение» ребенка.4. Предупреждение утомления учащихся.5. Раскрытие творческих возможностей уч...
Cоздание благоприятного климата на уроке.
Помните и никогда не забывайте!!! Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение;Самый приятный звук для человека – это его имя;Помните, что «...
Тема: Н.Д.Телешов «Покровитель мышей» «Особенности изображения персонажей в литературной сказке» Тема урока: «Почему дорого обошёлся мышам Кот-благодетель?» Цель урока: создать благоприятные условия (2 ч) Текст для исследов
Технология развивающего обучения (системно-деятельностный подход)Технологическая карта к урокамТема: Н.Д.Телешов «Покровитель мышей» «Особенности изображения персонажей в литера...