Благоприятный психологический климат на уроке.
статья на тему

Терешкина Валентина Дмитриевна

Как создать благоприятный психологический  климат на уроке.

  1. Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания…
  2. Помни: ты нуждаешься в учениках так же, как они нуждаются в тебе каждый день, каждый урок!
  3. «Смертельный грех учителя – быть скучным». Так сказал И.Ф.Гербарт. Постарайся сделать каждый свой урок незабываемым для ученика!
  4. Когда в ученике гаснет искра успеха, он перестает интересоваться предметом. Старайся поддерживать огонь в душе ученика!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как создать благоприятный психологический  климат на уроке.

  1. Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания…
  2. Помни: ты нуждаешься в учениках так же, как они нуждаются в тебе каждый день, каждый урок!
  3. «Смертельный грех учителя – быть скучным». Так сказал И.Ф.Гербарт. Постарайся сделать каждый свой урок незабываемым для ученика!
  4. Когда в ученике гаснет искра успеха, он перестает интересоваться предметом. Старайся поддерживать огонь в душе ученика!
  5. Ученик перестанет делать ошибки тогда, когда научится их исправлять. Не отказывай ученику в возможности исправить свои ошибки.
  6. Слово – это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребенке чувство неуверенности в себе. Избегай необдуманных слов!
  7. Не проходи мимо детских слез! То, что подчас кажется нам наивным и глупым, для наших детей составляет целый мир!
  8. Ученик – это «пришелец» из семьи. Постарайся расположить к себе родителей своих учеников, ведь у тебя с ними задача – учить и воспитывать. Пусть на смену выражению «ваш ребенок» придет выражение «ваш ребенок». Родители это обязательно оценят!
  9. Ничто так не сближает учителей и учеников, как совместное творчество. Пусть в школьной жизни будет больше праздников!
  10.  Улыбка открывает все двери! Улыбайся, открывая дверь в детские сердца! Улыбайся чаще.

Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе.

  1. Игра-тест «Альпинист».

В ней происходит наглядное определенное степени сплоченности / разобщенности класса.

На доске делается рисунок (рис.1) и поясняется: «Итак, представьте себе, что каждый из вас – альпинист. Альпинист – это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире? (Ответы детей.) – Эверест! Его высота почти 10  тысяч метров – 10 километров! Теперь представьте, что пик – это вершина горы – это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются.… Какой высоты достигли Вы? Группа альпинистов – это твои одноклассники… (от 1 до 10), подумайте и ответьте».

Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается, и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.

  1. Игра-проект «Символика моего класса».

«Видите, ребята, что мы только чуть больше половины пути прошли. Давайте попробуем покорить вершину все вместе! Вы готовы? (Ответ детей.)

Попробуем!? С чего же начать? Знаю! Чем отличается Россия от других стран? А какие атрибуты? (Флаг – триколор, герб – двуглавый орел, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем, - Россию!

Есть  идея! А что, если мы придумаем герб (символ, эмблему) класса и девиз – краткое изречение, выдающее суть нашего объединения – класса. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза класса. Главное условие – они, эти символы, должны выражать мнение всех и способствовать объединению. Вы согласны?... (Ответ детей.) Тогда начинаем. Нам понадобятся цветные карандаши и, главное, хорошее настроение.

1 этап «Объединение». Работу мы будем выполнять в группах по 4 человека. Для того чтобы образовать группы, каждому из вас необходимо подойти ко мне и взять фрагмент картинки, а после найти еще 3 человек, у которых находятся оставшиеся три части картинки. В результате  надо сложить части, и получится целое. Эта работа оценивается по двум критериям: 1 – быстрота объединения в группу и 2 – вежливость и такт при объединении. Таким образом, действия каждого участника оцениваются по пятибалльной шкале, а сумма оценок четырех участников – это результат (балл) группы!

2 этап: Раздаются ватманы из расчета по половине листа на группу. Дается установка на то, что сейчас от каждого в группе зависит общий итог работы. Учитель также говорит о том, что защита проектов будет проходить по трем номинаям:

  • Название класса;
  • Девиз класса (краткое изречение, можно привести любой пример);
  • Символ класса

Главное условие – проект должен объединить весь класс.

3 этап: Защита группами своих проектов.

4 этап: Обсуждение ( какие работы понравилось больше, какие трудности и удачи испытали при работе над проектом, все ли мнения учитывалось).

  1. Упражнение «Создание правил и законов нашего класса»

Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детям, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым проводят нарушения правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.

Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.

Творческое задание ребятам: методом «мозгового штурма» разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования – записать на листе ватмана и поставить подписи.

  1. Создание «Дневника класса»

Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например на тему «Что я люблю и чего я не люблю». Эти  записи можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в которой можно вставлять дополнительные листы в любое место – ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников – рассказать им о правилах класса, показать дневник и т.д.

Примеры игр и упражнений на сплочение класса:

  1. Дотронуться до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенно цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра «на вылет», то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет, касаться цветов можно.
  2. «Атомы». Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего они должны объединиться в молекулы с заданными числом атомов (например, по пять). Игра тоже «на вылет».
  3. «Гусеница»: класс становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений ведущий объясняет, что команда – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит – как ест – как умывается – как делает зарядку – все, что придет в голову.

     принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге «Делай, что исповедуешься которые могут быть полезны педагогам

  1. Всегда исходные из того, что самый большой грех – это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.
  2. Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
  3. Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
  4. Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
  5. Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
  6. Поддерживайте в себе твердую веру в собственное предназначение.
  7. Забудьте о покровительственное тоне.
  8. Создавайте условия, а не диктуете их.
  9. Верьте людям, с которыми работаете.
  10. Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.
  11. Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
  12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов и методов формирования учебной мотивации, создания благоприятного психологического климата при организации работы на уроках в 1 классах.

В работе говорится о трудностях, с которыми встречаются ученики 1-х классов в период адаптации, раскрываются приемы и методы работы учителя по созданию психологического климата и формированию  уч...

«Урок иностранного языка как благоприятная межкультурная среда для развития одаренных детей»

         Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высока...

Проект на тему: «Использование нетрадиционных форм ведения урока, как одного из благоприятных условий адаптации первоклассников».

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения являются усиление их ориентации на результаты образования и деятельностный подход к учебно-воспитательному процессу.Стандарты второ...

Cоздание благоприятного климата на уроке.

1.«Открытие» ребенка на общение.2.«Соучастие» ребенка в процессе.3.«Возвышение» ребенка.4. Предупреждение утомления учащихся.5. Раскрытие творческих возможностей уч...

Cоздание благоприятного климата на уроке.

Помните и никогда не забывайте!!! Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение;Самый приятный звук для  человека –  это его имя;Помните, что «...

Тема: Н.Д.Телешов «Покровитель мышей» «Особенности изображения персонажей в литературной сказке» Тема урока: «Почему дорого обошёлся мышам Кот-благодетель?» Цель урока: создать благоприятные условия (2 ч) Текст для исследов

Технология развивающего обучения (системно-деятельностный подход)Технологическая карта к урокамТема: Н.Д.Телешов «Покровитель мышей» «Особенности изображения персонажей в литера...