РЕЗЕРВЫ СОВРЕМЕННОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
статья на тему
На сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Среди поставленных на современном этапе перед школой задач присутствует задача по формированию гражданско-патриотического воспитания школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Резервы современного патриотического воспитания | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: РЕЗЕРВЫ СОВРЕМЕННОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
На сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Среди поставленных на современном этапе перед школой задач присутствует задача по формированию гражданско-патриотического воспитания школьников. Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой комплекс политического, патриотического, правового и нравственного образования, которое реализуется через учебное время, а особенно внеклассную работу. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся. Патриотическое воспитание обучающихся в школе — также, является одним из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Для более глубокого исследования проблемы патриотического воспитания необходимо рассмотреть понятия «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое воспитание» и «гражданское воспитание», а также их соотношение.
В словаре С. И. Ожегова патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. [3, c.510] Г. Н. Филонов определяет гражданственность, как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им социально-ролевых функций — осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых отношений, межнациональных и межличностных отношений. [1, c.19] Для того чтобы соотнести понятия «патриотическое» и «гражданское воспитание» необходимо внести определенность в трактовку самого понятия «воспитание». Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. [4, с. 78]
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Школа призвана постепенно формировать у учащихся любовь к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого. Ученые выделяют конкретные направления в содержании патриотического воспитания. В. П. Лукьянова выделяет 8 компонентов гражданско-патриотического воспитания: культурно-историческое, военно-историческое, духовно-нравственное, правовое, военно-техническое, физическое, психическое, профессионально — деятельностное.
Культурно–исторический компонент предполагает ознакомление со знаменательными событиями в истории России, ее переломными моментами, где народ проявил самоотверженность, стойкость и героизм; воспитание гордости за русский народ, его патриотизм, проявившихся в годы суровых испытаний; воспитание любви и благодарности к предкам, таланту русского народа и его созидательному труду.
Военно-исторический компонент предполагает изучение этапов героического прошлого нашей Родины, борьбы русского народа от многочисленных врагов; изучение этапов развития и укрепления новых воинских традиций.
Духовно-нравственный — привитие таких ценностей как гражданственность; формирование высокой социальной активности; выработка правильных подходов к определению истинных и приходящих ценностей в вопросах патриотизма и гражданственности.
Правовой компонент предполагает изучение законов, разъяснение ответственности за их выполнение как фактора развития гражданской зрелости, сознательного отношения к своему поведению; воспитание уважения к законам Российской Федерации, нормам коллективной жизни.
Военно-технический компонент предполагает воспитание убежденности в необходимости защиты Отечества в современных условиях; понимание каждым человеком своей роли и места в выполнении задач по защите Отечества; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для выполнения обязанностей по военной службе.
Физический компонент — сохранение, укрепление и коррекция здоровья, улучшение физического состояния; выработка способности молодого человека сохранить свое здоровье и жизнь.
Психологический компонент предполагает формирование устойчивого положительного отношения к воинской службе; воспитание морально-психологической готовности отстаивать национальные ценности в области патриотизма; профилактика негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности.
Профессионально-деятельностный — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству; притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности; развитие способности результативно и с высокой эффективностью выполнять обязанности и достигать конкретных целей; формирование умения прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Для реализации этих компонентов предполагается применение соответствующих форм организации деятельности на уроках, во внеурочное время, внешкольных и общественных организациях: По В. И. Косолапову и И. И. Мозосзону:
- словесные формы (собрания, сборы, линейки, лекции, доклады, конференции, диспуты, встречи, ученические газеты);
- практические формы (походы, экскурсии, олимпиады, конкурсы работ, поисковая работа, экологическая деятельность, кружки, субботники);
- наглядные формы (школьные и классные музеи, галерея героев, выставки, тематические стенды).
По И. С. Марьенко:
- формы организации и руководства жизнью ученического коллектива (собрания, совещания, заседания актива, дежурства, отчеты);
- информационно-массовые формы (уроки, доклады, беседы, тематические вечера, линейки, конференции, встречи);
- действенно-практические (агитбригада, экспедиция, туристический поход);
- синтетические формы (школьный клуб, огонек, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, книг);
- формы индивидуальной работы (консультации, беседы, выполнение заданий и поручений).
При формировании гражданско-патриотического воспитания необходимо опираться на соответствующие формы организации деятельности. Все они, несомненно, несут вклад в поднятии уровня гражданско-патриотического воспитания.
Так же при организации гражданско — патриотического воспитания можно опираться на классификацию методов воспитания, предложенной Ю. К. Бабанским:
- методы формирования сознания (понятий, законов, взглядов, убеждений, идеалов), то есть словесные и наглядные методы;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (постановка задач, предъявление требований, поручения, упражнения, приручения к выполнению норм поведения);
- методы стимулирования и мотивации поведения (поощрение, наказание, создание ситуаций эмоциональных переживаний, игровых ситуаций);
- методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения. Большую роль в воспитании патриотизма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего — это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран. [5]
Согласно определению А. А. Аронова, система патриотического воспитания — это единство и совокупность целей и задач, содержания и принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающие целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение школьников с целью всесторонней подготовки их к выполнению своего патриотического долга. [2, с.60]
Патриотическое воспитание, согласно Государственной программе и Концепции патриотического воспитания, это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Главная направленность гражданского воспитания — формирование у воспитанников чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за безопасность, процветание Родины, ее продвижение по пути прогресса. Гражданское воспитание определяется уровнем развития в обществе демократии, гуманности и востребованности гражданских качеств его членов. Среди гражданских качеств личности выступает ответственность — осознание человеком реальных проблем своей страны и готовность защищать ее интересы.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную целостность личности.
Итак, выделим основные рекомендации, направленные на формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе:
1) Руководствоваться нормативно-правовыми документами в области гражданско-патриотического воспитания.
2) Осуществлять системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создавать условия для его самопознания и самовоспитания.
3) Формировать чувство ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации, толерантности, гражданского долга; любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
4) Осуществлять мониторинг развития и формирования гражданско-патриотических качеств у учащихся.
5) Приобщать к работе по патриотическому воспитанию родителей, что должно способствовать более успешному решению проблемы.
6) Подобрать адекватные возрасту формы и методы воспитательной работы при организации процесса гражданско-патриотического воспитания.
Таким образом: под гражданско-патриотическим воспитанием мы понимаем специально организованный процесс, направленный на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Формирование гражданско-патриотического воспитания у школьников будет зависеть от следующих условий, если:
- работа будет осуществляться во взаимодействии администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, классными руководителями, педагогическим коллективом школы и внешкольными организациями;
- будут учитываться все компоненты гражданско-патриотического воспитания учащихся;
- будут соблюдены рекомендации по повышению уровня гражданско-патриотического воспитания учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе как средство формирования патриотического сознания подрастающего поколения
Воспитание любви к родному краю,к родной культуре, к родному городу,к родной речи – задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать...
Развитие патриотического сознания и гражданского достоинства подростка через организацию поисковой работы
Из опыта работы школьного музея, много интересного и полезного...
Краеведение как один из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, его лучших людях,...
"Резервы современной семьи"
Разработка классного часа по вопросам экономного подхода к организации домашнего хозяйства. рассматриваются варианты организации "резервной подушки" семьи....
Военно - патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания в урочной и внеурочной деятельности
Обощён опыт работы по военно-патриотическому воспитанию в рамках создания военно-патриотического класса....
Статья на тему "Формирование патриотического сознания у младших школьников".
Важность формирования патриотического сознания у младших школьников....
Формирование патриотического сознания детей с ОВЗ.Опыт образовательного учреждения, способствующий укреплению единства многонационального народа России и общественного согласия.
Раскрывается опыт работы педагога по формированию патриотического сознания детей с ОВЗ используя фольклорное народное творчество....