Развивающая викторина "Детские забавы"
методическая разработка (1 класс) на тему

Хаванова Татьяна Александровна

Развивающая викторина "Детские забавы" разработана для детей младшего школьного возраста. В мероприятие включены задания для обобщения знаний обучающихся по устному народному творчеству. Дети знакомятся с русскими народными играми, развивают интерес к народному слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_zabavy.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пестравский филиал государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения Самарской области

средней общеобразовательной школы  с. Майское

муниципального района Пестравский Самарской области

Дом детского творчества с. Пестравка

Разработка  мероприятия:

Развивающая игра

«Детские забавы»

Подготовила:

Хаванова Татьяна Александровна

педагог дополнительного образования

с.Пестравка, 2018 г.

Цель:

Обобщить знания обучающихся по устному народному творчеству.

Задачи:

Обучающая:

- познакомить с русскими народными играми;

Развивающая:

- развить интерес к народному слову;

Воспитательная:

- воспитание патриотизма и гражданственности.

Ход мероприятия.

Педагог: 

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Давно я по белому свету хожу, на людей гляжу, да себя показываю. И вот сегодня хочу я с вами посостязаться в знании русских народных сказок, пословиц, поговорок, и, конечно же, поиграть в самые веселые, любимые, самые увлекательные игры наших предков. Выйдете со мной на честный бой? Попробуете справиться с моими заданиями?

Предположительный ответ детей: Да!

Педагог:

 А чтобы у нас получилось настоящее соревнование, предлагаю вам разделиться на две команды, и придумать название своей команде. Итак, у нас сегодня команда ……, приветствует команду…………… . Внимание - «Разминка»!

 По-очереди каждой команде я буду называть первую часть пословицы, а вы должны её продолжить.

Делу время - потехе час

Любишь кататься - люби и саночки возить

Век живи - век учись

Когда я ем - я глух и нем

Семь раз отмерь - один раз отрежь

Два сапога - пара

Поспешишь - людей насмешишь

Большому кораблю - большое плавание

Если б да кабы - то во рту росли б грибы,

И тогда бы был не рот, а целый - огород

Сделал дело - гуляй смело

Не имей сто рублей - а имей сто друзей

Без труда - не выловишь и рыбку из пруда

(подводятся итоги)

Педагог: 

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Чужое место заняла?

В следующих пословицах одна буква неправильная, её надо заменить на правильную. Команды отгадывают по-очереди.

Два сапога – тара (пара)

Ус хорошо – а два лучше (ум)

Яйца куницу не учат (курицу)

Толочь в ступе соду (воду)

Первый клин комом (блин)

Сашу маслом не испортишь (кашу)

Крутиться, как булка в колесе (белка)

Терпенье и пруд – все перетрут (труд)

Не зная броду, не суйся в моду (воду)

У грача лечись, а у умного учись (врача)

Купить кита в мешке (кота)

Трус кормит, а лень портит (труд)

(подводятся итоги)

Педагог:

 Пословицы мои вы отгадали, а сможете сыграть в мою любимую игру? Она называется «Раззява». Только, чур, не обижаться, лишь в игре так называться. Я приглашаю команду №1……… встать в круг, а ребят из команды №2…….. встать позади, за спины. (Один человек должен быть водящим, если детей четное количество, ведущий мероприятия становиться игроком). Водящий в центре круга. Первые номера, пока звучит музыка, подходят в центр к водящему, и танцуют вместе с ним, двигаясь по кругу. Вторые номера остаются на месте. Как только музыка прекращается, танцующие должны занять место за спиной любого стоящего человека (второго номера), а водящий должен постараться самым первым занять место за спиной. Нового водящего, оставшегося без пары, дразнят:

Раз, два, три,

Раззява ты!!!

Игра продолжается, и теперь, вторые номера становятся первыми, и танцуют вместе с водящим.

Педагог: 

Одна игра не потеха,

Одна игра не выигрыш,

Научу я вас другой игре,

Она называется «У Дядюшки Трифона».

Вставайте все в один большой круг. Считалкой выбираем водящего. Он выходит из круга. В кругу выбирается другой водящий, который показывает различные движения, а все должны их повторить. При этом первый водящий, зайдя в круг, должен угадать с трёх попыток, за кем все повторяют. Первого водящего приглашают в круг такими словами:

У Дядюшки Трифона было семеро детей,

Семеро, семеро, семь сыновей.

Они не пили и не ели, все на дядюшку смотрели,

Делали вот так… (повторяют за ведущим движения)

Педагог: 

Вот какие молодцы, все играли от души! Присаживайтесь по командам.

Далеко, далеко раскинулось царство, необъятное государство – страна сказок, чудес и волшебства. И я вас приглашаю посетить эту замечательную страну. Поскорее вспомнить русские народные сказки, и ответить на вопросы моей сказочной викторины-юморины. Вопросы для команд:

- В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? («Каша из топора»)

- В какой сказке говорится про уникальное в своем роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз – поцелуй царевны и женитьба на ней?

(«Сивка-Бурка»)

- В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжем, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и лишь вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость?

(«Заячья избушка»)

- Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон

(Лягушка)

- Как называется русская народная сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?

(«Колобок»)

- Как называется деталь женского платья, в которую помещаются реки, озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды?

(«Рукава»)

- Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху при виде некачественно построенного моста.

(«Пузырь»)

- Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей?

(игла)

- Что является высочайшим достижением волшебного общепита?

(скатерть - самобранка)

- Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого. (Несмеяна)

Педагог: А такие сказки вы знаете - Мои ошибки исправляйте, сказку дружно называйте.

Шурочка Ряба

Шар – птица

Полк и семеро козлят

Кособок

Медведь – лиловая нога

Кепка

Кошечка – хаврошечка

Сивка – мурка

Гусли – лебеди.

(подводятся итоги)

Педагог:

 Эй, ребята, встаньте в круг.

Дай же руку другу друг,

Ведь игра опять зовёт

Нас в весёлых хоровод.

Игра «Гусь, гусь, утка!»:

Считалкой выбирается водящий, он идёт за кругом. Приговаривает, указывая на каждого участника:

"Гусь, гусь, гусь, утка" - "Утка" бежит за кругом в противоположную сторону от ведущего. Кто из них вперед прибежит на свободное место, тот и выиграл.

Педагог:

А напоследок вам игра – всем понравится она. Называется она «Моргалки»: Вставайте в круг, парами как в "Раззяве". Ведущий тот, кто без пары, он стоит также в кругу. Ребята, которые стоят впереди - первые номера, позади - вторые. Вторые номера опускают голову вниз, руки за спину. Как только они чувствуют, что первый номер от них убегает к моргающему ведущему, должны успеть, нисходя с места замаять первого. Кто остался без пары, тот ведущий.

Педагог: (подводятся итоги)

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь,

Говорю вам: «До свиданья,

До счастливых новых встреч!»

Список литературы

Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников.- М.: ТЦ Сфера, 2003. - 192 с.

Бесова М.А. Шутки, игры, песни, соберут нас вместе. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 240 с.

Волина В.В. Этимологический словарь. М., 1994

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986.-79 с.

Информационные источники.

  1. ped-kopilka.ru 
  2. nsportal.ru
  3. kopilkaurokov.ru
  4. infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимние игры и забавы

Беседа о здоровье для 1, 2 классов ...

Игра "Богатырские забавы"

игры для 1-5 классов ...

Счет в пределах 10, 1 класс "Зимние забавы"

Материал для проведения устного счета в 1 классе. Катаясь с горки, первоклассники смогут закрепить знание табличных случаев  сложения и вычитания   в пределах 10....

Сочинение Зимние забавы презентация

Данный урок представлен в рамках  урока развития речи....

Сочинение по картине "Зимние забавы"

Урок  русского  языка  во  2  классе.  Сочинение  по  картине  "Зимние  забавы"     с презентацией  с...

Фрагмент коррекционно-развивающего занятия во 2 На тему «Опиши предмет. Составление рассказа Зимние забавы»

Тема: «Опиши предмет. Составление рассказа Зимние забавы»Цель: создать условия  для формирования у учащихся знаний о зимних детских играхПланируемые результаты:Личностные: развивать н...