Авторская воспитательная программа "Золотой ключик"
рабочая программа (4 класс) на тему
Моделирование будущего состояния воспитательной программы не предполагает формирования полных и завершенных представлений о моделирующем объекте. Это и не возможно, так как воспитательная система- достаточно сложное и постоянно изменяющееся социально-педагогическое явление. Разработанная программа включает в себя идею ,цели и принципы воспитательного взаимодействия, представления о методологических подходах, системоинтрегующей форме, способах организации и критериях эффективности воспитания младших школьников.
- Идея программы
Построение на первой ступени гуманистической системы воспитания, ориентированной на максимальный учет интересов младших школьников на обеспечение развития личностного потенциала и яркой индивидуальности каждого ребенка, на поддержку инициативы, самодеятельности и творчества детей.
Учитель призван помочь своим воспитанникам овладеть доступными для возраста ЗУН самопознания, самопроектирования, самостроительства, самореализации, самоутверждения, самоанализа. Для выполнения данной задачи необходимо интегрировать имеющиеся в начальной школе человеческие, информационные, технологические, материально-технические и финансовые ресурсы.
Программа рассчитана на четыре года: с 1-4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательная программа расчитана на 4 года | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Моделирование будущего состояния воспитательной программы не предполагает формирования полных и завершенных представлений о моделирующем объекте. Это и не возможно, так как воспитательная система- достаточно сложное и постоянно изменяющееся социально-педагогическое явление. Разработанная программа включает в себя идею ,цели и принципы воспитательного взаимодействия, представления о методологических подходах, системоинтрегующей форме, способах организации и критериях эффективности воспитания младших школьников.
- Идея программы
Построение на первой ступени гуманистической системы воспитания, ориентированной на максимальный учет интересов младших школьников на обеспечение развития личностного потенциала и яркой индивидуальности каждого ребенка, на поддержку инициативы, самодеятельности и творчества детей.
Учитель призван помочь своим воспитанникам овладеть доступными для возраста ЗУН самопознания, самопроектирования, самостроительства, самореализации, самоутверждения, самоанализа. Для выполнения данной задачи необходимо интегрировать имеющиеся в начальной школе человеческие, информационные, технологические, материально-технические и финансовые ресурсы.
Программа рассчитана на четыре года: с 1-4 класс.
1.2 Название и целевые ориентиры воспитательной программы
Название «Золотой ключик»
Главная цель:
Содействие формированию у младших школьников потребности проявлять и развивать интеллектуальные, духовно-нравственные и физические задатки и способности на основе успешного освоения адекватных возрасту социальных ролей, видов деятельности, нравственных норм и ценностей, форм и способов самоосуществления.
Частные цели:
- Способствовать успешной адаптации первоклассников к школьной жизни, освоению роли ученика, приемов и методов учебной деятельности, соблюдению правил поведения в образовательном учреждении.
- Обеспечить необходимые условия для освоения второклассниками организаторско-управленческой и коммуникативной ролей в жизнедеятельности учебного коллектива, пробы своих сил и возможностей в разнообразных видах деятельности, культивируемых в школе и учреждениях дополнительного образования, культуры и спорта.
- Содействовать освоению третьеклассниками гражданско-патриотической, нравственной ролей в общественной сфере жизнедеятельности, форм и способов организации социально ценных дел, норм поведения и общения вне образовательного учреждения.
- Способствовать формированию у учащихся четвертых классов основ развития и управления самопроцессами, умений и навыков организации творческой и индивидуальной и коллективной деятельности, духовно-нравственных ценностей гражданского демократического общества, потребности в достижениях и самовыражении.
Гуманистический процесс воспитания строится на основе двуединства деятельности педагогов и активности детей. То на ряду с педагогическими целевыми ориентирами существуют выдвигаемые школьниками цели своей жизнедеятельности и работы по самовоспитанию.
Годы обучения | Целевые ориентиры учащихся |
Первый класс | 1.Знать правила учащихся 2.Уметь быть учеником и научиться учиться. 3.Ценить вежливость и прилежность. |
Второй класс | 1.Знать свои возможности в различных видах деятельности. 2.Уметь выполнять общественные поручения. 3. Ценить дружбу и товарищество. |
Третий класс. | 1.Знать основные нормы морали, правила поведения в общественных мсестах и на улице. 2. Уметь быть полезным окружающим людям. 3. Ценить свою Родину и свою республику, район, наслег. |
Четвертый класс. | 1.Знать свои сильные и слабые стороны. 2. Уметь познавать, проектировать и развивать самого себя. 3. Ценить свою индивидуальность и уникальность окружающих людей. |
1.3. Методологические подходы и принципы воспитания
Методологическую основу деятельности педагогов в рамках воспитательной программы составляет три подхода:
- Системный
- Гуманистический
- Деятельностный
- Системный подход нацеливает рассматривать личность ребенка, классное и школьное сообщество как сложные саморазвивающиеся системы и использовать педагогические средства, адекватные их системной природе.Необходимо системно мыслить и действовать при планировании, организации и анализа воспитательного взаимодействия.
- Гуманистический подход способствует формированию индивидуально-личностной направленности воспитательного процесса. В эпицентре воспитательных отношений находятся потребности и интересы конкретных детей и их объединений. На смену авторитарной педагогической практике приходят «мягкие» технологии и методики педагогической поддержки и помощи ученикам в саморазвитии и самоосуществлении.
- Деятельностный подход обеспечивает включение детей и взрослых в активную творческую деятельность. Индивидуальная и совместная деятельность выступает в качестве важнейшего фактора развития ребенка. Благодаря деятельности программа может стать инструментом открытия и преобразования самого себя и окружающего мира.
Принципы воспитательного взаимодействия:
- Системность
- Индивидуальная ориентированность
- Вариативность
- Самодеятельность
- Креативность
- Поддерживающая направленность
- Диагностическая оснащенность
1.4 Ценности, роли и пространства осваиваемые детьми в процессе воспитания.
Ценностями воспитательной программы воспитания учащихся начальных классов являются следующие:
- Знание, умение, любознательность, прилежность, вежливость (в воспитании первоклассников);
- Друг, дружба, товарищ, взаимопомощь, самостоятельность, коллектив, культура, красота ( в воспитании второклассников);
- Отечество, патриотизм, гражданственность, ответственность, земля, человек, добро (в воспитании третьеклассников);
- Индивидуальность, творчество, свобода, достоинство, счастье (в воспитании четвероклассников);
Чтобы перечисленные ценности стали личностно значимыми для детей, учащиеся включаются в деятельность, в процессе которой они осваивают социальные роли и соответствующие им ценности.
Годы обучения | Осваиваемые детьми роли | Доминирующие виды деятельности |
Первый год | Роль ученика | Познавательная, игровая |
Втрой год | Организаторско-самоуправленческая и коммуникативная роль в жизнедеятельности ученического коллектива | Художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, трудовая, коммуникативная, организационно-управленческая |
Третий год | Гражданско-патриотическая, национально-интернациональная и нравственная роли в общественной жизнедеятельности | Ценностно-ориентировочная |
Четвертый год | Субъектно-творческая роль в преобразовании Я-сферы | Деятельность по самопознанию, самопроектированию, самостроительству, самореализации. Самоутверждению, самовыражению |
Наряду с ценностями, социальными ролями и видами деятельности младшие школьники осваивают внутреннее и внешнее пространство, такими пространствами выступают: класс, школа, окружающая среда, Я-сфера.
1.5 Формы и способы организации воспитательного процесса
Для обеспечения разностороннего и эффективного влияния воспитательного процесса на развитие младших школьников на первой ступени обучения организуется познавательно-игровая экспедиция «В мир открытий и чудес». Она является комплексной формой организации процесса воспитания детей и выполняет роль системоинтегрирующего фактора в воспитательной программе.
Согласно разработанному плану первоклассники вместе с родителями и педагогами создают экспедиционные команды и отправляются в четырехлетнее путешествие. Основная цель экспедиции заключается в познании детьми самих себя и окружающего мира. В ходе путешествия ученики посещают такие страны, как «Учляндия» (1 класс), «Дружляндия» (2 класс), «Родиналандия» (3 класс), «Яландия» (4 класс). Их посещение должно помочь детям освоить социально значимые ценности и роли, научиться планировать, организовывать и анализировать индивидуальную и совместную деятельность, устанавливать доброжелательные отношения со своими одноклассниками и учителями, другими детьми и взрослыми. Программой экспедиции предусматривают ключевые дела, которые способствуют интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности. Развитию инициативы и самодеятельности учащихся содействует работа органов самоуправления, осуществляющих организацию ключевых дел и других мероприятий в жизни класса и школы.
1.6 Критерии эффективности воспитательной программы
Эффективность воспитательной системы чаще всего определяется посредством выявления соответствия полученных в процессе воспитания результатов поставленным целям. Так как целевой блок включает три вида целевых ориентиров, то в соответствии с каждым из них подобраны критерии.
Первая группа критериев эффективности воспитательной программы является мерилом результативности достижения главной цели. В его состав входят следующие критерии:
- Развитость интеллектуального потенциала учащихся;
- Сформированность у детей нравственной направленности личности;
- Развитость физического потенциала младших школьников;
- Сформированность у детей способности к творчеству;
- Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе и в школе;
Вторая группа критериев позволяет определить продуктивность работы по достижению частных целевых ориентиров на каждый учебный год.
Годы обучения | Критерии эффективности воспитательной программы |
Певый год | 1.Адаптированность первоклассников к школьной жизни. 2.Сформированность учебной деятельности. 3.Наличие у первоклассников знаний о правилах учащихся. |
Второй год | 1.Сформированность у учащихся чувства дружбы и товарищества. 2.Развитость у школьников способности выполнять общественные поручения. 3.Сформитрованность коллектива класса. |
Третий год | 1.Нравственная направленность личности учащихся. 2.Развитость у детей любви к Родине, республике, родному селу. 3.Сформированность у учащихся способности планировать, организовывать и анализировать общественно-полезные дела. |
Четвертый год | 1.Сформированность у учащихся представлений о сильных и слабых сторонах своей личности. 2.Развитость у детей умений самопознания, самопроектирования и саморазвития. 3.Креативность личности ребенка. 4.Удовлетворенность учеников самими собой, жизнедеятельностью в классе и в школе. |
Третья группа критериев помогает детям формировать собственный опыт самоанализа и самооценки, который играет важную роль самовоспитания и самоосуществления.
Субъекты изучения | Критерии эффективности воспитательной программы |
Первоклассники | 1.Знание первоклассниками правил для учащихся. 2.Сформированность у детей умений выполнять учебные задания. 3.Личностная значимость таких ценностей, как любознательность, прилежность, вежливость. |
Второклассники | 1.Наличие у детей знаний о своих возможностях в различных видах деятельности. 2.Сформированность у учащихся умений выполнять общественные поручения. 3. Личностная значимость таких ценностей, как дружба, товарищество, самостоятельность. |
Третьеклассники | 1.Наличие у детей знаний о нормах морали, правилах поведения в общественных местах и на улице. 2.Сформированность у учащихся умения бать полезным людям. 3.Личностная значимость таких ценностей, как Отечество, добро, ответственность. |
Четвероклассники | 1.Наличие у детей представлений о сильных и слабых сторонах своей личности. 2. Сформированность у учащихся умений самопознания, самопроектирования и саморазвития. 3.Личностная значимость таких ценностей, как индивидуальность, творчество и доброта. |
В соответствии с каждым критерием определяются показатели и способы изучения эффективности воспитательной программы, которые являются неотъемлемой составной частью общешкольного мониторинга качества обучения и воспитания детей. Хорошим подспорьем для младших школьников в работе по самоанализу и самооценке могут стать портфолио учащихся.
Разработанная воспитательная программа содержит в себе представления о целевом, содержательном организационно-деятельностном и оценочно-результативном компонентах процесса воспитания младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по воспитательной работе"Азбука жизни"
Программа расчитана для проведения воспитательных часов в 1 классе....
Авторская программа по воспитательной работе "Ступени совершенства"
Программа разработана на все 4 года, структурирована, соответствует всем требованиям и нормам начальной школы....
Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс.
Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...
Авторская воспитательная программа "Мир, в котором Я живу"
Программа предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах. Я надеюсь, что данный материал поможет классным руководителям грамотно организовать внеклассную работу с детьми на протяжении чет...
Разработка авторской воспитательной программы: " Мир в котором ты живёшь ".
Организовать работу по сплочению учащихся группы и формированию детского школьного коллектива (вовлечение детей в классные дела, участие в общешкольных мероприятиях , проведение бесед, экскурсии...
Авторская воспитательная программа "Гармония"
В последнее время воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает изменения. Важное звено в модернизации воспитательной практики – обновление деятельности классного руководителя...
Авторская воспитательная система классного руководителя Игнатьевой Надежды Алексеевны
laquo;Траектория развития воспитательной работы учителя начальных классов МБОУ «Бичурская СОШ№5» Игнатьевой Надежды Алексеевны»...