Внеклассное мероприятие: "Добрым быть совсем непросто"
план-конспект на тему
Цель: Продолжать формирование представлений о доброте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ №13»
Открытое занятие
«Добрым быть совсем непросто»
Провела: учитель начальных классов
Колпакова М.В.
г. Саранск
2016
Внеклассное мероприятие «Добрым быть совсем не просто»
Цель: Продолжать формирование представлений о доброте.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить учащихся с понятием «добро», «добрый человек», «вежливость», с основными чертами доброго человека.
2. Закреплять знания о вежливых словах.
Воспитательные:
1. Способствовать формированию доброго и уважительного отношения к людям, умения видеть в каждом человека.
2. Формировать понимание необходимости уважения личности каждого.
Развивающие:
Развивать творческие способности учащихся.
Коррекционные:
1. Способствовать коррекции психических функций детей.
2. Формировать навыки поведения, соответствующие принятым в обществе нормами поведения.
- Я очень рада приветствовать вас на нашем занятии. А о чем мы с вами будем говорить сегодня, вы сможете определить прослушав рассказ.
Один мальчик пришел в сквер пострелять из рогатки в птиц. Это было его любимое занятие. А неподалеку шел с тросточкой слепой старик; он услышал, что кто-то недобрый стреляет в птиц, и позвал;
-Будьте добры! Кто тут есть?
- Ну, я, - ответил мальчик.
- Мальчик, - сказал слепой, - ты не мог бы меня проводить до дому?
- А вы три рубля дадите? – спросил мальчишка.
Тогда доведу.
- У меня только рубль … - растерялся слепой. – Пожалуйста, доведи меня до дому.
- Ладно, рубль – тоже деньги, - сказал мальчишка и взял старика под руку. Тот назвал свой адрес, и они пошли.
Вот вышли из сквера, идут по улице, где много прохожих, и прохожие говорят друг другу вслух:
- Бедный старик. И какой добрый мальчик. Наверно, это его внук.
Мальчишка услыхал, как его назвали добрым, и покраснел. А люди шли и говорили:
- Смотрите, какой добрый, стеснительный мальчик: он покраснел, когда его похвалили.
- Наконец он довел старика до дому, и тот протянул ему рубль.
- Нет, - сказал мальчишка, вдруг заплакал и побежал.
- Спасибо, добрый мальчик! – крикнул ему вслед слепой старик.
А мальчик еще сильнее заплакал. Ему было очень стыдно.
- Как бы вы назвали этот рассказ?
- Автор назвал его «Добрый мальчик».
- А можно ли назвать его добрым, ведь им сначала двигала корысть (он сначала хотел заработать деньги, но когда люди подумали, что он совершает добрый поступок, ему стало стыдно и он не взял денег со старика )
- Предположите, о чем мы будем говорить на занятии (О добре и зле, о хороших и плохих поступках).
- А как вы думаете, с какой целью мы проводим это занятие? (Чтобы мы чаще задумывались о своих поступках, чтобы поступки были добрыми ,и мы не обижали окружающих).
- Я думаю, что после этого занятия вы станете добрее и внимательнее друг к другу.
- Сегодня я предлагаю порассуждать – а легко ли быть в жизни добрым? Как вы думаете?
- Конечно ,намного легче думать только о себе и заботиться о своем благе.
- Над тем, что такое добро и что такое зло задумывались еще наши предки: наши прабабушки и прадедушки, бабушки, дедушки, мамы, папы. Вот сейчас и мы обсуждаем это. Хоть и живем мы в третьем тысячелетии, я думаю и наши дети, и наши внуки тоже будут рассуждать об этом.
- Итак, что же такое добро? (Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама…Добро – это когда люди помогают друг другу).
- Давайте посмотрим, что об этом говорится в толком словаре Ожегова (Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок).
- Давайте подберем однокоренные слова к слову «добро» (Добродушный, добродетельный, доброжелательный, добросердечный, добросовестный, добронравный).
- Что обозначают эти слова?
- Наверное, по-настоящему добрый человек должен обладать всеми этими качествами. А может ли кто-нибудь из вас сказать, что он является обладателем всех этих качеств?
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займешь.
Не из книг приходит у людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы потом не изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
- А как вы думаете в повседневной жизни можно проявлять доброту и человеколюбие?
- Сейчас мы послушаем стихотворение А. Барто «О человечестве», в котором говорится о мальчике, который мечтал совершить доброе дело. Получилось ли у него это, мы увидим.
Автор. Готов для человечества он многое свершить…
Мальчик. Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор. Пока еще он подвига себе не приглядел,
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Автор. Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик. Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор. Дома Наташка мечется, гуляй, мол, с ней с утра!
Мальчик. Она не человечество, а младшая сестра!
Когда судьбой назначено Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую на скверике пасти?!
Автор. Пока еще он подвига себе не приглядел…
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор. В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра…
Сестренка. Я тоже человечество, и мне гулять пора!
- Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике? (Нет).
- Почему? (Он мечтает о подвигах и не видит, что рядом есть люди, нуждающиеся в его помощи).
- А вот еще одно стихотворение.
Хоть мама еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать её думы, заботы:
«Вернусь – хорошо бы пошить, почитать,
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь великое чудо:
Ковер засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
«Да это как в сказке! Волшебник ты мой!»
- Вы догадались, как мальчику удалось стать волшебником? (Он не мечтает о добрых делах, а совершает их).
Ежели вы вежливые, добренькие детки,
Вы всегда поможете бабушке, соседке.
Ежели вы добрые в душе, а не для виду,
В автобус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы добрые, поможете вы маме,
И помощь ей предложите без просьбы, то есть сами.
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку.
- Совершая добрые дела по собственной инициативе, многие люди ожидают похвалы, благодарности, но, не получив последних, начинают раскаиваться в том, что сделали доброе.
- На самом деле, когда человек совершает тот или другой добрый поступок, то это еще не добродетель; добродетелен он лишь в том случае, если этот способ поведения становится постоянной чертой характера.
- Наверное, вы согласитесь со мной, что когда у вас хорошее настроение, вам так и хочется делать добрые дела.
- А как можно узнать, что у человека хорошее настроение? ( Он улыбается, смеется, у него сияют глаза).
- Я предлагаю исполнить песню из мультфильма о Крошке Еноте «От улыбки хмурый день светлей».
- А сейчас улыбнитесь друг другу, гостям, поделитесь своим хорошим настроением.
- А что еще кроме улыбки может поднять настроение? (Доброе слово).
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья та сердитая речь
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
- Давайте поиграем, а заодно и проверим знаете ли вы вежливые слова. Вам нужно подобрать рифму и закончить мои строки.
1.Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит …(добрый день).
3. Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте)
4.И во Франции и в Дании
На прощанье говорят…(до свидания).
5. Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого…(спасибо).
6. Когда нас бранят за шалости,
Говорим:…(простите, пожалуйста)
7. Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова.
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю…(пожалуйста).
- Молодцы!
- Ребята, а помните сказку, где главной героине её доброта помогла не только не погибнуть в мороз зимой, но и вернуться домой с подарками? (Это Настенька из сказки «Морозко»).
- А что случилось с её сестрой? (Её за грубость и злобу Морозко тоже «отблагодарил»).
- Вот так и в реальной жизни добрые слова окрыляют, а обидные слова ранят. Кто может вспомнить и рассказать притчу «Лев и человек».
Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит - и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.
- Можно ли только по количеству добрых слов, которые произносит человек, судить добрый он или нет? Внимательно послушайте стихотворение Антонова «Вежлив Витя или нет?»
Малыша обидел Витя.
Но пред школою в строю Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
Спор давно ведется в классе
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
- Не только слова, но и дела должны быть добрыми.
- Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? А какое зло вам знакомо? (Зависть, грубость, предательство, война, ложь, жадность).
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с «добром».
- Я хочу дать вам клубочек, вы будете по очереди передавать его друг другу и называть любое дело, которое вы недавно совершили (Дети передают клубок по классу).
- Мы видим, что все теперь связаны одной нитью, нитью добра. Вот так все связаны добрыми делами и должны жить в доброте.
Добрым быть совсем – совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
- Только ли к людям мы должны быть добрыми?
- Хорошо, когда человек слышит голос своего сердца, самого точного и беспристрастного свидетеля наших поступков. Замечали ли вы, какой радостью наполняется оно, когда в морозное утро вы сыплете на подоконник теплые хлебные крошки, а воробьи и синички с удовольствием клюют их?
Дощечка и четыре планки,
Кормушка есть, к чему вопрос.
Насыпал зернышки вразброс.
Клюет, стучит лесов беглянка.
А может, это SOS морзянки
О том, как гибелен мороз?
- Нас везде окружает природа и мы должны помнить, что она тоже живая.
С целым миром спорить я готов
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад –
Видите, моргая еле – еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
- Люди привыкли относиться ко всему на свете не задумываясь о последствиях. Ребята, а кто из вас пил березовый сок? Но ,наверное, не каждый из вас задумывался о том, какая незаживающая рана наносится березе.
Все так изранено в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
Ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул
Какой – то живоглот.
Мне кажется, из – под коры
Моя слеза течет.
- А как правильно добыть березовый сок, при этом не навредив дереву?
- Странные вещи происходят на белом свете: с одной стороны, мы совершаем добрые дела, а с другой - вынуждены говорить о поступках безнравственных и позорных, которые не должны иметь место в жизни.
Я предал пса,
Что был ко мне привязан,
Как добрый человек
И друг большой.
Я подарил его,
Как дарят вазу,
Забыв, что он с понятьем и душой.
Свой судьбе он покорился молча,
Но глянул мне в глаза с такой тоской!
А у чужих всю ночь он выл по – волчьи,
Бросая вызов совести людской.
Он звал меня. И я его услышал, -
Я тоже был с разлукою знаком, -
И вот он у меня под боком дышит
И руку лижет вязким языком.
Ну что тут скажешь? – Рабская натура!
Давно ли от обиды голосил?
Ну хоть бы раз в отместку или сдуру
Меня по – зверски яро укусил!
- Я надеюсь, ребята, что никто из вас не смог бы поступить так со своим четвероногим другом.
- Я знаю, что все вы любите сказки. Одной из тем русских народных сказок всегда была тема добра и зла. В сказках встречаются злые и добрые герои. Сейчас мы поиграем в игру. На экране будет появляться герой, а вы, если он добрый, хлопайте в ладоши, а если злой – закрывайте лицо ладонями.
Иван – Царевич
Гуси – лебеди
Кощей – Бессмертный
Водяной
Дюймовочка
Золушка
Баба – Яга
Карабас – Барабас
Морозко
Красная Шапочка
Мальвина
- А что побеждает в сказках? Добро или зло? (Добро).
- В этом году мы прочитали с вами много произведений. Приведите примеры добрых и злых поступков, описанных в них. Обоснуйте свои ответы.
- Как я уже говорила, что людей издавна интересовала тема добра и зла и они часто отображали это в пословицах. Посмотрите на слайд и соберите пословицу из двух половинок.
Добро помнишь, а | пожнёшь |
Что посеешь, то и | зло забывай |
За добро | добра не делает никому |
Худо тому, кто | война разрушает |
Мир строит | добром платит |
- Какие ещё пословицы и поговорки о добре вы знаете?
- Молодцы!
Если с другом разделил
Ты свои конфеты -
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты - культурный человек,
Мировой мальчишка!
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это - просто красота,
Только так и нужно!
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
Не стой в стороне равнодушным,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.
- Давайте подведем итог. Добрый человек – это кто? (Ответы детей).
- У вас на столе лежат лучики. И мне хотелось бы, чтобы вы написали на них фамилию самого доброго вашего одноклассника.
- Пока нам помогают определить самого доброго человека нашего класса, я предлагаю вспомнить самого доброго героя мультфильма. Его любимые слова: «Ребята, давайте жить дружно!» (Это кот Леопольд).
- Давайте исполним песню «Если добрый ты».
Рефлексия.
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
- Так легко ли быть добрым?
- Почему вы так считаете?
- Что понравилось на занятии?
- Какое у вас настроение после занятия?
- Кто доволен собой?
- Что бы вы хотели пожелать и кому?
- О чем расскажете дома?
- А сейчас давайте узнаем , кто по вашему мнению является самым добрым из класса? (Награждение медалью).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Доброе слово на выручку готово"
Вашему вниманию предлагается методическая разработка внеклассного мероприятия "Доброе слово на выручку готово". Цель данной разработки: Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих ...
Внеклассное мероприятие "Добрым людям на загляденье"
Меропрятие итоговое, больше развлекательного характера, чем познавательного....

Добрым быть совсем непросто
Это внеклассное мероприятие направлено на обобщение понятий добро, доброта, добродетель. Способствует формированию у детей ценостной ориентации. Побуждает к проявлению чуткости по отношению к окружающ...

Занятие "Добрым быть совсем непросто"
Занятия к проекту по формированию толерантных отношений младших школьников с умственной отсталостью....

Беседа с элементами игры "Добрым быть совсем непросто"
Цель: формировать у учащихся доброту, милосердие; выявить правильные и ошибочные представления о доброте и добрых делах....

ЧЕЛОВЕКОМ БЫТЬ СОВСЕМ НЕПРОСТО… ИЛИ КАК ВОСПИТЫВАТЬ В ДЕТЯХ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА
Цели. Привлечь внимание родителей к вопросу формирования нравственных качеств: чувства сыновнего (дочернего) долга, доброту и щедрость, порядочность; показать важную роль родителей в воспитании ответс...

Человеком быть совсем непросто.. или как воспитывать в детях нравственные качества
Привлечь внимание родителей к вопросу формирования нравственных качеств : чувства сыновнего ( дочернего) долга, доброту и щедрость.порядочность; показать важную роль родителей в воспитании добрых отве...