Животные и птицы в литературе и фольклоре.
проект (3 класс) на тему

Александрова Диана Николаевна

Согласно требованиям новых ФГОС  организация занятий во внеурочной деятельности и проектно-исследовательская технология  являются неотъемлемой частью образовательного процесса в  ОУ.  Они  способствуют развитию умений и качеств, необходимых ребёнку XXI века.

    Данный проект связан с изучением  тем  на уроках литературного чтения     ( один из разделов « Животные в нашем доме»), в процессе работы над которыми  у  учащихся формируется любовь к книгам,  осознание связи животных с людьми.

 Проблема: Случайно ли появление того или иного животного на  страницах  литературных произведений? Какие человеческие качества скрываются в образах животных, и что означает понятие АНТРОПОМОРФИЗМ ?

  Цель: изучить потребность появления животных и птиц в литературе,  фольклоре и мультипликации.

 Задачи:     *    Изучить литературу, где встречаются герои-животные

  •  Выполнить сравнительный анализ литературных произведений
  • Провести опрос с целью поиска необходимой для исследования информации
  •  Исследовать необходимый материал;
  • Рассмотреть значение образов  популярных животных , как главного составляющего литературных произведений и устного народного творчества.
  • Успешно представить проект на конкурсе проектов обучающихся начальной школы

Объекты исследования: домашние животные и птицы  литературных произведений, фольклора и мультипликации.

Предметные области:  литература

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, сравнительный анализ.

Продолжительность проекта: проект долгосрочный  (годичный)

Тип проекта: информационный, творческий

2. Образовательные результаты

После завершения проекта учащиеся приобрели следующие умения:

- личностные:

1). Приобретают чувства ответственности  за братьев наших меньших.

 2)Формируется  чувства прекрасного  на основе знакомства с литературными персонажами произведений о животных.

- метапредметные

(регулятивные, коммуникативные, познавательные):

-Формируются умения определять цель деятельности; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- Проявлять инициативу и сотрудничество в поиске и сборе информации.

-Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Планировать учебное сотрудничество с учителем, родителем и сверстниками, уметь управлять поведением партнера: контроль, коррекция, оценка его действий

- Самостоятельно выделять  и формулировать познавательные цели,  искать и выделять необходимую информацию.

-Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Предметные:

-освоить понятия: «Антропоморфизм», «Аллегория», «Конфликт»

- понимать ценность животного мира, видеть правильные взаимоотношения с ними и избегать противоположного.

                                

                                           III.    Описание этапов проекта:

1- введение

• Выбор учебной темы проекта согласно учебной программе предмета « Литературное чтение».

• Формулировка основополагающего вопроса проекта ( проблемы)

• Постановка цели, учебных задач и планирование будущей деятельности учащихся.

Цель проекта:

В ходе работы над проектом у учащихся развиваются исследовательские навыки, умение работать с информацией с использованием современных технических средств, аналитические способности, критическое мышление. 

2- подготовительный (организационно-мотивационный)

• Разработка дидактического материала для сопровождения проекта.

• Создание памяток и схем  для учащихся, инструкций, заданий и анкет  для родителей.

• Проведение консультаций учащихся.

• Вводная беседа  с целью выявления потребностей и интересов учащихся, знаний по теме. Анкетирование.

• Распределение обязанностей между учащимися (создание  групп): оформители, декораторы, поисковики, рекламщики , аналитики.

• Определение цели, продукта, методов исследования и представления результата.

• Обсуждение: плана, правил работы,  критериев  оценки, рекомендуемых  источников  дополнительной  информации.

3- основной (внедренческий)

• Поиск путей решения проблемы.

• Проведение и организация исследовательской  работы в группах.

• Просмотр  мультипликационных и художественных фильмов о взаимоотношениях человека и домашних животных.

• Заполнение портфолио (классного и ученического).

• Сетевое взаимодействие «Учитель-ученик-родитель»  

 по реализации проекта.

 • Для развития самостоятельности и взаимодействия в ходе проектной деятельности дети участвуют в викторинах онлайн по теме, создании элементов проекта дома.

• Происходит промежуточная коррекция внедрения проекта. Самооценка деятельности учащихся.

4- заключительный (аналитический)

 Подведение итогов работы. Рефлексия.

• Проведение игры

• Взаимооценка  работ  учащихся (оценивают все группы участников). 

• Участие в общешкольном конкурсе проектов

                               IV.  Тематическое планирование занятий.

 месяц

Дата

Тема занятия. Описание.

Домашнее задание

                  сентябрь

04.09.

1.

 

 

 

Выбор проблемы и темы. Обсуждение  замысла проекта. Анкетирование.

 

 

 Обсуди с родителями.

Каких домашних птиц и животных чаще всего можно встретить на страницах книг?

 

 

11.09

2.

Работаем над сочинением. «Мой питомец».

Нам  важно узнать Ваше мнение.

Расставьте числа от 1(чаще всех) до 8 ( реже всех), показывающие частотность появления  данных животных в литературе (фольклор, стихи и проза)

  …  коза         … гусь         …кот       …свинья        

  … корова   … утка       … собака     … петух

18.09.

3.

Создание загадок и ребусов о домашних животных.

Заполнить кластер и клише.

25.09.

4.

Понятие антропоморфизм.

Изучить теорию

 

 

            октябрь

01. 10

5.

Антропоморфизм птиц  в сказках и сказочных повестях.

Заполнить три последние строки таблицы

08.10

6.

Создание анкет для дошкольников

Редактирование анкет.

15.10

7.

Обработка анкетных данных.

Попробовать составить диаграмму*

22.10

8.

Мифические кошки.

 

Прочитать мифы о кошках.

             ноябрь

5.11

9.

Кошка в фольклоре.

Колыбельные.

12.11

10

Антропоморфизм кошки  в рассказах и повестях.

Найти пословицы и поговорки

19.11

11

Антропоморфизм кошек  в рассказах и повестях.

Заполнить таблицу  до конца

26.11

12

Мультфильмы с героями-кошками.

Подготовить викторину для других групп одноклассников.

   декабрь

3.12

13

Собака. Её появление в литературе.

Группой создать свой маршрутный лист занятия

10.12

14

Мои любимые литературные образы собаки

Чтение литературы и подготовка презентаций

17.12

15

Поиск информации по теме «Собаки в литературе» в сети Интернет.

Подготовка кроссвордов, викторин, ребусов.

24.12

16

Просмотр мультипликационных фильмов

Посмотреть фильм «Жизнь и приключения четырех друзей»

январь

14.01

17

Заполнение таблиц. Сравнительные характеристики собак в литературе.

Закончить заполнение таблицы.

21.01

18

Корова и осел в мифологии.

Прочитать басни И.А.Крылова.

28.01

 

19

Басни И.А.Крылова. Понятие аллегории.

Работа с клише

 

 

 

февраль

4.02

20

Корова в мультипликации.

Просмотр мультфильмов.

11.02

21

Особенности речи мультипликационных коров

Заполнение таблицы.

18.02

 

22

Фольклорная коровушка.

Найти песни, пословицы, поговорки и потешки.

25.02

23

Богатырский конь.

Чтение былин

март

3.03

24

Выпуск газет.

Сбор материала.

10.03

25

Анна Сьюэл «Черный красавчик»

Антропоморфизм в произведении.

17.03

26

Куры, гуси, петухи.

Заполнение таблиц

31.03

27

«Приключение Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции»

Чтение с пометами.

апрель

7.03

28

Подготовка к защите проекта

Выучить текст

14.03

29

Подготовка к защите проекта

Подготовить декорации и костюмы.

21.03

30

Защита проекта

 

25.03

31

Участие в общешкольном конкурсе проектов.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_polnoe_opisanie_proekta.docx1.82 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ КРАСНОЙ КНИГИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством, является охрана природной среды. В ходе длительного исторического развития человеческое общество постоянно влияло на природную среду. Но в дал...

Своя игра "Животные в природе и литературе"

Интегрированное внеклассное мероприятие «Своя игра» (природоведение + литература) для учащихся 2-3 классов, презентация. Для запуска игры надо объединить 2 презентации в одну....

Урок окружающего мира с ИКТ 1 класс по теме "Животные:насекомые,птицы,рыбы,звери"

Данная разработка представляет урок по теме "Животные:птицы,рыбы,звери",проведенный в 1 классе,с презентацией....

"Кто живёт у нас в сарае?" (презентация, дидактическая игра по теме "Домашние животные и птицы")

Дидактическая игра составлена в стихотворной форме. Дети отгадывают загадку ,на слайде появляется изображение домашнего животного или птицы. Игру можно использовать на уроке окружающий мир при изучени...

КВН "Животные и птицы"

Для учащихся начальных классов...

Животные. Насекомые, птицы, рыбы, звери.

Конспект урока окружающего мира, в соответствии с ФГОСами....