Уроки толерантности: "В дружбе - наша сила!"
методическая разработка (3 класс) по теме
Конспект занятия по воспитанию толерантных отношений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_druzhbe_sila.docx | 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
воспитание толерантных отношений между воспитанниками
Задачи:
1. Образовательные – формирование представлений детей о дружбе, о решающей роли ее в жизни детей, о настоящей дружбе.
2. Воспитательные – воспитание толерантных отношений между воспитанниками, чувства ответственности, доброжелательности, уважения друг к другу.
3. Развивающие – развитие навыков сотрудничества друг с другом.
Форма проведения – разговор-рассуждение с игровыми моментами (составление пословиц, формулирование правил дружбы).
Методы:
По источнику получения знаний
- словесные
- наглядные
- практические
По уровню включения воспитанников в продуктивную деятельность
- объяснительно-иллюстративны
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, карточки для индивидуального задания, презентация дом Дружбы, буквы, магнитная доска, магниты, аудиозапись «бой часов», солнце, лучи в виде ладошек.
Ход занятия:.
- Вступительное слово воспитателя.
Психологический настрой (под тихую музыку)
Пусть этот день несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас пройдёт необычное занятие. Нам предстоит открыть одну очень важную тайну, но мы должны немного потрудится - построить дом. И это будет не просто дом, а мирный дом-«Дом дружбы».
II. Основной этап:
Воспитатель: - Сегодня вы будете бригадой строителей.
Воспитатель: - Многие из вас наверняка видели, как строятся дома.
Воспитатель: - А теперь скажите, какие материалы нужны для постройки дома?
Воспитатель: С чего начинают строить дом?
Воспитатель: - В основание любого здания закладывается фундамент. А чтобы постройка не разрушилась и послужила людям не один год, фундамент должен быть прочным, так как он держит на себе всё здание. Давайте заложим фундамент.
Игра "Слово рассыпалось": А сделать это мы с вами сможем, разгадав слово которое рассыпалось у вас на столе. Вам надо из этих букв составить слово.
(Итог: игры "Слово рассыпалось".При правильном подборе деталей на каменном основании складывается слово "ДРУЖБА")
Воспитатель: - Итак, фундаментом нашего дома стала дружба (переворачиваем картинку с фундаментом и читаем - дружба)
II. Работа над понятием «дружба».
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Как вы считаете, что такое дружба?
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. (Ответы детей)
С чего же всё началось? Как возникло само слово «друг»? Давайте послушаем историю возникновения слов «дружба», «друг»:
(Историю возникновения слова могут рассказать дети)
Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом. Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь.
Стихотворение «Кто в дружбу верит горячо»
«Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
Воспитатель: А вы - дружные ребята? (да) А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга).
А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т.д.)
А с чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т.д.) Как много вы знаете о дружбе, молодцы.
Воспитатель: Дружба – отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов, взглядов.
- Подумайте, а в чём отличие понятий «друг», «приятель», «знакомый». (Мнения детей).
Друг – это тот, с кем хорошо, кто разделит нашу беду и порадуется вместе с нами, от кого мы не ждём подвоха, предательства.
Знакомый – это человек, с которым мы можем часто встречаться в школе, во дворе, но мы можем даже не знать его имени. Мы можем запросто обращаться к этому человеку, но такие отношения не скреплены никакими обязательствами.
Приятель – с этим человеком мы проводим больше времени, чем со знакомым, но с ним у нас нет общности взглядов, интересов, вкусов и привычек, близкий знакомый.
Товарищ - человек близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности.
- Как вы думаете, каковы причины ссор между друзьями?
(Ответы учащихся).
- А кто виноват, когда происходит ссора?
- Л.Н. Толстой считал, что «когда ссорятся, оба виноваты», так что смело подходи мириться, а лучше вообще не ссориться. Если хочешь сохранить дружбу, помни, что это большая ответственность, своего рода испытание. Дружба – это великий талант, великий труд.
Воспитатель: - Я надеюсь, фундамент нашего дома будет крепким, прочным, так как он основан на дружбе, но это ещё не весь дом. Давайте построим стены, которые будут у нас из брёвен. А бревна у нас не простые, с секретом.
Дети собирают брёвна.
Воспитатель: У каждого из вас есть начало пословицы. Вам надо найти ее продолжение.
Таким образом, дети собирают домик.
- Нет друга – ищи, ……………(а нашёл – береги)
- Не имей сто рублей, ………..(а имей сто друзей)
- Человек без друзей,………….(что дерево без корней)
- Старый друг лучше …………(новых двух)
- Друг познаётся……………….(в беде)
- Один в поле….(не воин).
- Крепкую дружбу и … (топором не разрубишь)
Воспитатель: - Прочитайте пословицы, которые у вас получились и, объясните, как вы их понимаете.
Воспитатель подводит итог: - Пословицы тоже нам говорят, что такое настоящая дружба и как ее надо беречь.
Воспитатель: - Наш домик наполовину построен. Что ещё надо достроить?
Дети:Крышу.
Воспитатель: - Правильно! Крышу! Чтобы собрать её, нам надо выполнить задание.
Игра «Темные» и «светлые» мешочки»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на доске изображено два мешка, какого цвета мешки. Эти мешочки мы с вами будем сегодня наполнять. В один мешочек мы будем складывать «темные» качества человека, которые мешают дружбе, а в другой – «светлые», которые помогают дружить. Но вначале каждый из вас вытянет из мешочка по листочку с написанным качеством. Вы будете называть качества, и прикреплять таблички на мешочек.
«Светлые качества» «Темные качества»
Честность Лень
Взаимопонимание Хитрость
Доброта Драчливость
Забота Лживость
Дружелюбие Упрямство
Вежливость Грубость
Чувство юмора Зависть
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие качества нам мешают жить дружно? А какие нам помогают? (высказывания детей).
Дети.Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.
Воспитатель:- Осталось нам поставить дверь. Чтобы ее поставить нам придется выполнить еще одно задание «Дверь толерантности».
Воспитатель: Ребята, когда человек обладает положительными качествами, такими как добро, милосердие, понимание, уважение, помощь, отзывчивость, его называют - толерантным.
Слово толерантность обозначает вид поведения, общения человека. Давайте посмотрим толкование этого слова.
В русском языке слово толерантность означаетспособность терпеть что-то или кого-то, мириться с чужим мнением.
В Испанском языке - Толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идей и мнений.
В Английском - Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным.
В Китайском - Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В Арабском - Толерантность - прощение, мягкость, милосердие, сострадание, терпение.
Воспитатель: Таким образом, быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению.
Воспитатель: Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер и темперамент.
Воспитатель: Быть терпимым, толерантным – значит обращать внимание не на то, что в нас разное, а на то, что нас сближает.
Воспитатель: Ребята давайте проверим, толерантны ли вы?
Прочитайте предложенные ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.
«Как бы ты поступил?»
1 ситуация.
На перемене при игре тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?
2 ситуация.
Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?
3 ситуация.
Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?
4 ситуация.
У вас в группе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята начали его дразнить. Твои действия?
Дети обсуждают в группах ситуации.
Воспитатель: Слушая ваши ответы, можно сказать, что вы толерантны.
Воспитатель: - Вот и закончилась ваша стройка. Посмотрите, какой у вас замечательный домик.
Воспитатель: - А сейчас мы немного отдохнем.
Физкультминутка "Здравствуйте!"
- Когда-то давным-давно в одном древнем городе существовал интересный обычай у людей: здороваться друг с другом. Когда на большой городской площади звучали удары больших старинных часов, люди прислушивались... Один удар часов - все кланялись друг другу при встрече; два удара - пожимали руку проходящему мимо человеку; три удара - обнимались. Представим сейчас, что мы находимся с вами в том далёком городе, слышим звон тех старинных часов и здороваемся по обычаю тех людей. Все запомнили, как нужно здороваться?
Звучат удары часов. Дети начинают приветствовать друг друга, согласно легенде.
Воспитатель: Скажите, какой дом можно назвать мирным?
Дети: Где никто не ругается, помогают друг другу, никто никого не обижает. Все живут по правилам.
Воспитатель: - Правильно! Чтобы сохранить название Дома Дружбы, Мира у жильцов должны быть правила.
Воспитатель:- Какие правила необходимо соблюдать в нашем с вами доме, что можно делать, а что нельзя?
(Дети высказывают свои мнения)
Воспитатель:- А теперь ребята, посмотрите, на вашем столе лежат карточки, в которых напечатаны утверждения. Возьмите те карточки, на которых написано что можно делать, и прикрепите их к нужной табличке. Теперь возьмите карточки, где написано чего делать, нельзя, и прикрепляем к другой табличке.
Законы дружбы.
1. Помогай другу в беде.
2. Уважать друг друга.
3. Прощать друг друга.
4. Быть добрым.
5. Заботиться о близких.
6. Обманывать друга.
7. Предавать друга.
8. Плохо себя вести.
9. Обзываться.
10. Быть жадным.
11. Ругаться.
12. Драться.
13.Не выдавать чужие секреты;
14.Обижать друг друга.
15.Не бойся попросить прощения;
16.Ябедничать.
17. Злиться на друга
18.Защищать друга
Воспитатель:- Мы с вами составили правила дружбы.
Воспитатель: - Соблюдаются ли между вами все эти правила? (если говорить честно, но не всегда.) Что может сдружить наших ребят?
(Общие дела, общие интересы, понимание, доброта, желание помочь.)
Воспитатель: - Ребята, вы очень дружно трудились и построили замечательный дом. Даже законы дружбы определили. И незаметно для себя открыли тайну.
Воспитатель: - А теперь внимательно посмотрите на наш Дом Дружбы и подумайте: в чем же заключается тайна?
Дети:В дружбе.
Воспитатель: - Конечно, в дружбе. Ведь только тот дом можно назвать Дружным, где живут дружные жильцы, да и вообще, смогли бы мы построить этот дом, если бы всё время спорили и мешали друг другу?
Дети: - Нет
Если дружбой дорожить,
Можно спорить
И дружить,
И не вспыхнет
Ссора
Из любого спора!
Воспитатель: в чем же заключается умение дружить?
Прежде всего в том, чтобы поступать с людьми так, как бы хотели, чтобы они поступали с вами. Если вы хотите, чтобы вам улыбались, - улыбайтесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы.
Не нужно ссориться по пустякам, злиться и завидовать. Нужно делиться с друзьями игрушками и книгами, помогать друзьям, если у них что-то не получается, не зазнаваться, не хвастаться и не лгать. Уметь дружить, значит уметь уступать, с благодарностью принимать помощь, советы и замечания друзей.
Воспитатель: - Кто из вас желает поселиться в нашем доме и выполнять все законы?
Воспитатель:А я вам в этом помогу. Посмотрите, на экран, появляются фотографии детей.
-Воспитатель: - Как хорошо, когда в нашем доме много жильцов! Много друзей!
Воспитатель:- Нам с вами не хватает солнышка, которое нас будет согревать своим теплом. Давайте его сделаем. У каждого из вас есть ладошка. Представьте себе, какие ценности будут находиться в этих ладонях, наполненных солнцем, чтобы нам с вами было всегда тепло и уютно в нашем доме. Это могут быть дружба, смех, любовь и т. п. Напишите на своих ладошках и приклейте к нашему солнышку.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? О чём задумались? Какие чувства возникли у вас во время занятия?
- Узнали что такое настоящий друг
- Задумались, какой я друг
- Возникло чувство сожаления, что у меня ещё нет настоящего друга.
- Почувствовал радость, что у меня есть настоящие друзья.
- Научились работать в команде в коллективе.
Надеюсь, что занятие, которое мы провели сегодня, поможет вам стать более дружными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "В дружбе наша сила"
В ходе беседы раскрываются понятия "дружба", "единение", "терпимость", "общечеловеческие ценности". Классный час способствует воспитанию взаимопонимания между людьми разных национальностей ....
Классный час "В дружбе - наша сила!"
К данному внеклассному мероприятию материал подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса. Охвачены все учащиеся: разучены стихотворения, подобраны пословицы и поговорки о дружбе, ...
В дружбе - наша сила!
Данный классный час можно использовать в воспитательной работе с детьми. В занятии представлено поэтапное строение дома Дружбы. ...
Классный час по теме "В дружбе наша сила !"
Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.Форма р...
В дружбе наша сила
презентация...
Конспект открытого классного часа на тему "В дружбе - наша сила".
Предлагаю вашему вниманию конспект классного часа "В дружбе - наша сила"....
Развивающее занятие "В дружбе наша сила!" (ФГОС)
Цель занятия: способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба”, “друг, осознанию своих обязанностей перед друзьями; формировать у учащихся дружеские отношения друг к другу....