Программа дополнительного образования "Мир вокруг нас".
рабочая программа (2, 3 класс) на тему

Программа разработана на два года. Содержит теоретичекий, практический, творческий материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mir_vokrug_nas.doc429.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Управление образования и молодёжной политики Лысковского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя школа №4 г. Лысково

Принято

 на педагогическом

совете школы

Протокол №  1

От «28  »  августа 2015г.  

Утверждено:

Директор Средней

школы №4.г. Лысково

  ___________  Е.В.   Зяблова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Мир вокруг нас»

Возраст: 9 – 11 лет

Срок реализации: 2 года

Автор: Воронина Елена Алексеевна

г. Лысково

2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная  записка
  1. 1.1. Актуальность программы ………………………………………………….3
  1. Содержание программы
  1. 2.1. Цель и задачи………………………………………………………………..6
  2. 2.2.  Особенности возрастной группы детей…………………………………..8
  3. 2.3. Содержание деятельности………………………………………………….9
  4. 2.4. Условия реализации программы…………………………………….….. .10
  5. 2.5. Ожидаемые результаты……………………………………………………13
  1. Учебный план

3.1.  Тематическое планирование изучаемого курса…………………………………………………………………………….15

3.2. Календарно -тематический план………………………………………....15

  1. Оценочный материал…………………………………………………….20
  2. Методический материал

5.1. Методическое обеспечение программы…………………………………22

  1. Список литературы……………………………………………………….31

I.Пояснительная записка

Люди всегда стремятся к прекрасному. Без красоты человечество не проживет. Красота спасет мир (А.Достоевский). Но в свою очередь в современных условиях мир должен спасти красоту. Каждый житель земли должен глубоко сознавать, что растения и природа – это не органическое тело человека, и надо поддерживать это “тело” в чистоте, красоте и здравии. В наше стремительное время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к родному краю, формирование эстетического вкуса. В этом видим главную педагогическую целесообразность внеурочной деятельности учащихся.

Детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям. Поэтому  начальная школа  - это наиболее благоприятный период для формирования у детей знаний о природе, её охране воспитании экологической культуры.

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Программа  имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с  современными требованиями дидактики начального обучения, учёта психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Основная идея курса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир вокруг нас» разработан с экологических позиций.

Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека, передавать красоту окружающего мира используя различные техники декоративно-прикладного искусства.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные  и психологические особенности младшего школьника.

  1. Содержание программы

2.1 Цель и задачи

Цель программы – формирование компетентности учащихся путём усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, развитие ценных качеств по отношению к природе.

Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.

Задачи программы:

– формировать интерес к изучению природы родного края; 
– развивать творческие способности учащихся; 
– воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; 
– познакомить учащихся с различными видами искусства;
– углублять и обогащать кругозор детей о родном крае; 
– изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; 
– формировать представления о природных сообществах области; 
– обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родного края; 
– формировать представления об охраняемых растениях и животных, занесённых в Красную книгу.

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;
  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

2.2 Возрастные особенности детей.

 Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры. Нравится исследовать все, что незнакомо.  Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.
Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество. Ученик начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Он ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.

В этом возрасте учащиеся приобретают прочные знания, преобразуя их в убеждения и умения, формируют ответственность  как черту личности. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.  У младших школьников формируется потребность познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

  1. Содержание деятельности.

Программа имеет обще интеллектуальную направленность, рассчитана на 2 года обучения.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут (по вторникам и четвергам) , всего 73 часа в год.

Наполняемость группы – 15 человек.

     Формы и методы

Для решения  обучающих, развивающих и воспитательных задач используются формы обучения:

Фронтальная форма

 -предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.

Индивидуальная форма

-предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

Групповая форма

-в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими временными затратами, так как каждый обучающийся может научиться выполнять разные этапы при работе над проектами. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в кружке.

Методы обучения:

1. Словесные методы обучения:

  • устное изложение;
  • беседа;

2. Наглядные методы обучения:

  • показ видеоматериалов, иллюстраций;
  • лабораторная работа
  • наблюдение;

3. Практические методы обучения

  • практическая  работа
  • проектная работа
  • творческая работа

       Беседы раскрывают или напоминают о  сущности взаимоотношений живой  и неживой природы, её  неразрывного взаимодействия и необходимости человека не только потреблять природные богатства , но и охранять их.
     
Занимательные занятия помогают развивать в непринуждённой форме интеллектуальные, индивидуальные и коммуникативные способности каждого ученика.

       Практические занятия закрепляют творческие и индивидуальные способности каждого учащегося.

        Конкурсные задания  выявляют (подтверждают) творческую личность и способствуют  созданию  условий для её дальнейшего развития.

Проектная деятельность познавательной направленности активизируют познавательную деятельность и социализацию школьников.

2.4 Условия реализации программы.

Место проведения занятий: школьный кабинет, детская библиотека,

Городской сквер, водоём.

Материально – техническое обеспечение программы

1. Технические средства обучения

- Классная магнитная доска

- Компьютер

- Мультимедийный проектор

- Интерактивная доска

2. Учебно – практическое оборудование

- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик

-материалы: ,бумага писчая

3. Оборудование класса

- Ученические столы двухместные  и одноместные с комплектом стульев

- Стол учительский с тумбой

- Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.

2.5 Ожидаемые результаты:

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.

Результатом реализации данной программы являются:

  •  детские тематические презентации;
  • участие в конкурсах ;
  • использование полученных знаний в жизненных ситуациях.

III. Учебный план-1кл.---------

3.1  Тематическое планирование изучаемого курса.

Вид деятельности

Теория

Практика

Всего

Беседы

14

14

Занимательные занятия

3

12

15

Практическая работа

16

16

Конкурсные задания

12

12

Проектная деятельность

8

7

15

3.2 Календарно-тематический план.

Учебно – тематический план  ДО

«Мир вокруг нас» в 1- м классе

Пп

Месяц

          Беседы

Занимательные занятия

Практическая работа

Конкурсные задания

Проектная работа

I.

сентябрь

1.Беседа «Мир природы».

 

01.09

2.Отгадывание загадок «Живая и неживая природа».

06.09

3.Экскурсия в парк. Сбор листьев.

08.09

4.Конкурс аппликаций из засушенных листьев.

13.09

5.Беседа «Почему осенью желтеют листья».

15.09

6.Викторна «С какого дерева листья?»

20.09

7.Выполнение рисунка простых форм листьев.

22.09

8.Конкурс рисунков «Осень в парке».

27.09

II.

Сентябрь-октябрь

9. Беседа «Тихая охота».

29.09

10. Викторина «Съедобные и несъедобные грибы».

04.10

11.Выполнение рисунка на тему «Грибы-боровики».

06.10

12.Конкурс поделок из пластилина «Набери грибов в лукошко».

11.10

13.Беседа «Жители леса готовятся к зиме».

13.10

14. Видеофильм «Перелётные и зимующие птицы».

18.10

15.Экскурсия « Наблюдаем за птицами.»

20.10

16. Конкурс стихов об осени.

25.10

III.

Октябрь-ноябрь

17. Беседа «Эти необыкновенные животные».

27.10

18. Видеофильм «Живая природа».

01.11

19. Экскурсия на водоём.

03.11

20-21-22-23. Подготовка к утреннику «Очарование осени».

Утренник «Очей очарование».

08,10,15,17.11

IV.

Ноябрь-декабрь

24. Беседа «Приближение зимы».

22.11

25.Подвижные игры на свежем воздухе.

24.11

26. Полив и уход за комнатными растениями.

29.11

27.Конкурс рисунков на тему «Мой любимый цветок».

01.12

28-29. Создание коллажа «Цветочное чудо».

6,8.12

30.Беседа «Птичья столовая».

13.12

31.Соревнования «Зимние забавы».

15.12

32.Акция «Накормите птиц!»

20.12

33. Конкурс стихов о зиме.

22.12

34. Беседа «Где рождается снег?»

27.12

35. Отгадывание кроссворда «Зимовье».

29.12

V.

январь

36.Выполнение рисунка на тему «Волшебные снежинки».

10.01

37.Конкурс изготовления снежинок из бумаги.

12.01

38. Беседа «Лыжи,санки и коньки…»

17.01

39.Отгадывание загадок о зиме.

19.01

40. Экскурсия в парк. Наблюдаем за птицами.

24.01

41.Конкурс рисунков «Зимняя сказка».

26.01

VI.

февраль

 

42-43-44-45 .Подготовка к утреннику «Снежные кружева».

Утренник «Снежные кружева».

2,7,9,14.02

46.Беседа «Самый трудный месяц».

16.02

47.Детские журналы о природе.

21.02

48.Экскурсия в краеведческий музей.

28.02

VII.

март

49. Конкурс поделок «Цветы милым мамам».

02.03

50. Беседа «Первые признаки весны».

07.03

51.Познавательная игра «Животные планеты».

09.03

52. Выполнение рисунка на тему «Животные нашего края».

14.03

53.Конкурс стихов о диких животных.

16.03

54-55. Создание коллажа «Животные нашего края».

21,23.03

56.Подвижные игры на свежем воздухе.

28.03

57.Выполнение рисунка на тему «Мой пушистый друг».

30.03

VII.

апрель

58.Беседа «Уход за домашними животными».

04.04

59.Викторина «Мой ласковый и нежный зверь».

06.04

60.Выполнение рисунка на тему «Сказочное животное».

11.04

61. Познавательная игра «Мультлото».

13.04

62. Экскурсия в парк. Наблюдаем за растениями.

18.04

63. Конкурс аппликаций «Весеннее настроение».

20.04

64. Беседа «Три весны».

25.04

65. Отгадывание кроссворда «Веснушка».

27.04

IX.

май

66. Экскурсия на водоём.

04.05

67.Конкурс стихов о весне.

11.05

68.Беседа «Звери весной».

16.05

69. Выполнение рисунка на тему «Первоцветы»

18.05

70-71-72

Подготовка к утреннику «Весёлая пора».

Утренник «Весёлая пора».

23,25,30.05

IV.Оценочный материал

Формы подведения итогов реализации программы

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.

Подведение итогов может осуществляться в следующих формах:

Текущая и тематическая аттестация-тестирование, творческие,        практические работы.

Промежуточная аттестация-защита творческого проекта, участие в конкурсах,  выставках.

Промежуточная аттестация:

  • первое полугодие

решение экологических занимательных задач

  • второе полугодие

Презентация «Лекарственные растения».

  • Итоговая аттестация по программе

Праздник «Мы в ответе за нашу природу».

Литература

1.     Дрюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Левелин  100 вопросов и ответов. Животные. М.:ЗАО Росмэн, 2006.

 2.     Гавеман А.В. Слой жизни. М. Детская литература, 1984.

         3.     Ивченко С.И. Книга о деревьях. М.: Лесная промышленность, 1973

. 4.     Куделич О. Азбука растений и цветов. «Малыш» 2005.

5.     Кузнецов В. Н. Экология России. Хрестоматия. АО МДС, 1995.

6.Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1998 – 230 с.

7.Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2004 – 350 с.

8.Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. – М.: Просвещение, 1999 – 120 с.

9.Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2002 – 112 с.

10.Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1995 – 230 с.

11. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. – М.: Просвещение, 2003 – 240 с.

«Мир вокруг  нас»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Содержание курса «Мир вокруг нас» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

- идея многообразия мира;

- идея экологической целостности мира;

- идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

Программа кружка «Мир вокруг нас» способствует усвоению обучающимися необходимых знаний, помогает обучающимся находить ответы на все вопросы, интересующие ребят, а так же удовлетворить любопытство, формировать в свободном общении  у обучающихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, основам экологической культуры. Формирование представлений целостной картине мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности обучающегося средствами курса окружающего мира.

Деятельность кружка организована в рамках общекультурного  направления.

Программа строится на основе принципов:

-                      принципа целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

-                      принципа междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

-                      принципа взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

-                      принципа соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа кружка «Мир вокруг нас» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные на уроках, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими материалом занятий позволяет раскрывать связи между новым материалом и  предыдущим, создавая условия для повышения  метапредметных результатов образования, обеспечивает различными видами деятельности, активизирует  познавательный интерес и создает возможность для более успешного  формирования регулятивных УУД.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от  умения наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, к проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на защитах мини-проектов. Защита мини-проектов  рассматривается как один из способов формирования регулятивных и личностных УУД во время выполнения работы.

Поэтому особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.

Вспомогательным средством при освоении экологических знаний является использование туристской деятельности.

 

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

-          Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

-          Изучение природы родного края.

-          Развитие познавательного интереса учащихся к природе

-          Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

 

Программа «Мир вокруг нас» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Возраст детей от7 до 11лет. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от15 человек.

Планируемые результаты

 

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов.

Формы и средства контроля.

Формы учебных занятий в кружке  различны: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

  1. Индивидуальная работа

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачами руководителя кружка является:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- способствовать развитию личностных компетентностей у обучающихся;

- формировать у обучающихся целостную систему представлений, понятий, умений и навыков;

- проводить мониторинг  сформированности познавательного интереса учащихся.

  1. Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

  1. Групповая работа

Работа  в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

Формами контроля сформированности представлений об окружающем мире являются:

þ  соревнования, турниры,

þ  спектакли,

þ  интеллектуальные игры,

þ  конкурсы, викторины,

þ  конференции ( см. Приложение 1),

þ  изобразительные  работы, выставки (см. Приложение 2)

þ  портфолио обучающегося (см. Приложение 3) .

Основная цель  проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

 

Планируемые результаты:

1 класс:

Личностными результатами изучения кружка «Мир вокруг нас» в 1-м классе является формирование следующих умений:

-  Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения кружка «Мир вокруг нас» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-                    Учиться высказывать своё предположение (версию).

-                    Учиться работать по предложенному учителем плану.

-                    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

-                    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

-                    Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в  доп. источниках информации.

-                    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

-                    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

-                    Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

-                    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

-                    Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

-                    Слушать и понимать речь других.

-                    Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-                    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2 класс:

Личностные результаты:

-                     Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

-                     Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-                     Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-                     В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-                     Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем .

-                     Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

-                     Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

-                     Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.

-                     Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

-                     Добывать новые знания: находить необходимую информацию  в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

-                     Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

-                     Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

-                     Слушать и понимать речь других.

-                     Вступать в беседу.

-                      Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

-

3 класс:

 

Личностные результаты:

-                     Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

-                     Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-                     Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-                     В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

-                     Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-                     Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

-                     Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-                     В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

-                     Учиться совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

-                     Формулировать и высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

-                     Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

-                Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-                Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-                Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-                Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

-                Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

-                Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

-                Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

-                Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-                Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

-                Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-                Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

-                Учиться толерантно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 

4 класс:

Личностные результаты:

-                Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

-                Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-                Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-                В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-                     Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-                     Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

-                     Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-                     В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

-                     Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-                     Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-                     Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-                     Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

-                     Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

-                     Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

-                     Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

-                Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-                Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

-                Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-                Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

-                Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

-                Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 

 

Предметные результаты

1-2 класс

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

3- 4 класс

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

 

Предполагаемые результаты реализации программы

На первом уровне школьник должен уметь:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.:
  • перечислять особенности  растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

На втором уровне школьник должен уметь:

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

 

На третьем уровне школьник должен уметь:

  • наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,
  • выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
  • моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях
  • уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.
  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 

1 класс

 

1. Как мы понимаем друг друга.( 5ч)

Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.

Школьные правила вежливости.

Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций

поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня

Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)

Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.

2. Времена года (4 ч.)

Приметы осени. Листопад.

Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.

Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения –

признак весны.

Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.

3. Как ты познаёшь мир  (2 ч.)

Органы чувств человека.

Память – хранилище опыта. Ум.

4. Твоя семья и друзья  (3 ч.)

Твоя семья и её состав.

Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.

Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.

Как вести себя на кухне, в ванне.

Значение общения в жизни человека.

5. Что нас окружает( 6 ч.)

Город (село) и его особенности.

Взаимосвязь людей разных профессий.

Зависимость человека от природы.

Три состояния воды.

6. Живые обитатели планеты (8 ч.)

Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.

Сходство растений и животных.

Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека

о них.

Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.

Знакомство с назначением различных частей тела человека.

Правила поведения в природе.

Бережное отношение к окружающему миру.

7. КТД (3 ч.)

Конкурсные и развлекательные программы.

Свойства предметов, их части и действия с ними.

Книга хранит знания и опыт людей.

Правила безопасного поведения на улице.

8. Итоговое занятие. (1 ч.)

Игра «Поле чудес»

 

 

2 класс

Наша планета Земля (22 ч)

Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?

Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте.

Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?

 

Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.

Земля – наш общий дом (12 ч )

Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса.

Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса.  Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»

 

 

3 класс

ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3ч.)

Почему пластилин мягкий, а стекло – твердое

Энергия. Как происходит превращение энергии.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ (4ч.)

Планета, охваченная жизнью.

О тех, кто всех кормит, всех поедает, все убирает.

Солнце – источник энергии.

Интеллектуальный марафон «загадочная планета»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА   (4 ч)

Цепи питания.

Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.

Лесные загадки. Игра «Детектив»

Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч)

Растения и их роль на Земле .Экскурсия.

О братьях наших меньших.

Рыбы и их многообразие Час  эрудитов «Птичьи имена».

Проект «Сохраним красоту природы»

ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА(3 ч)

Человек и его корни. Родословное древо семьи

Моя Родина – Россия!

Путешествие в прошлое.

История моей Родины.

ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,

РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР  (13 ч)

Откуда пошла земля Русская!

Ледовое побоище.

Слово о полку Игореве.

Московское государство.

Московский Кремль.

Смутное время в России.

Преобразования Петра I

Екатерина Великая

Михаил Васильевич Ломоносов

Отечественная война 1812 года.

Император Александр  II

Времена Советской власти и СССР.

Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (2ч)

Российская Федерация

Проект «Сохраним историю Кузбасса»

 

4 класс

КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (7ч)

Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.

Опора тела и движение

Наше питание

О дыхании и вреде курения.

Органы чувств человека.

Диспут «Тело человека и охрана здоровья»

РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (8ч)

Растения и животные на службе у человека.

Изобретение рычага и колеса и их применение

Свойства воды и воздуха и их использование человеком.

Как человек использует горные породы и минералы

Как обрабатывают металлы.

Невидимая сила

Человек проникает в тайны природы

Экологический проект «Земля – планета жизни»

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (3ч)

Как стать личностью?

Эмоции и чувства

Как настроение?

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (3ч)

Почему возникают конфликты?

Совесть.

Путешествие по правам человека.

ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (4ч)

Добро и зло в Первобытном мире

Мир средневековых цивилизаций

Технические достижения эпохи Нового времени

21 век

ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (4ч)

« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

Мы не похожи, ну и что же?

Пути духовных исканий.

Выставка работ «Дети разных народов»

ЧЕЛОВЕК И  ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5ч)

Что такое деньги.

Почему разные страны помогают друг другу?

Сказки разных народов

Глобальные проблемы

Проект «Моё человечество»

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Первый год обучения

 

 

Название темы

Количество часов

Теорет.

Практ.

всего

 

Как мы понимаем друг друга

1

Вводное занятие. Как мы будем учиться.

1

-

1

2-3

Школьные правила вежливости.

 

1

1

2

4

Режим дня школьника.

 

 

1

1

5

Ты – ученик.

 

 

1

1

 

Как мы познаём, что перед нами

 

 

6

Что за словом?

 

1

-

1

7

Путешествие в Загадайку.  КТД

 

-

1

1

 

Времена года

 

 

8

Осенние посиделки.

 

 

1

1

9

Зимушка-зима.

 

 

1

1

10

Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны.

 

1

1

11

Весёлое лето.

 

1

-

1

 

Как ты познаёшь мир

 

 

12

Глаза – главные помощники человека.

 

1

 

1

13

Память и ум – помощники человека.

 

1

 

1

14

Жить – с книгою дружить.  КТД

 

 

1

1

 

Твоя семья и друзья

 

 

 

15

Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.

-

1

1

16

Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?

 

 

1

1

17

Без друга в жизни туго. Мои друзья

1

-

1

 

Что нас окружает

 

 

18

Моя станица. Достопримечательности станицы.

 

1

1

19

Мы – пешеходы.

-

1

1

20

Что такое профессия? Какие бывают профессии?

1

-

1

21

Из чего что сделано?

1

-

1

22

Водица-царица.(Три состояния воды)

-

1

1

23

Транспорт. Мы – пассажиры.

-

1

1

24

Мой путь от дома до школы. КТД

1

-

1

 

Живые обитатели планеты

 

 

25

Живое и неживое.

 

1        -

1

26

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

1

-

1

27

Путешествие по зоопарку.

 

1

1

28

Домашние любимцы и комнатные растения.

1

-

1

29

Собака – верный друг человека

1

-

1

30

Строение тела человека.

1

-

1

31

Правила поведения в природе.

 

1

1

32

Земля – наш общий дом.

1

-

1

 

Итоговое занятие

 

 

33

Итоговое занятие Игра «Поле чудес»

-

1

1

 

 

2-й  год обучения

 

п\п

Название темы

Кол-во часов

Всего

Теорет.

Практ

 

НАША ПЛАНЕТА

 

 

12ч

1

Мир живой и неживой природы

 

1

1

2

Вещи и вещества.

Разнообразие веществ.

 

1

1

3

Как без часов определить время суток?

 

1

1

4

Форма Земли

 

1

1

5

О чем рассказывает глобус

1

 

1

6

Викторина «Занимательный мир»

1

 

1

7

Звёзды, созвездия, планеты.

1

 

1

8

Земное притяжение.

 

1

1

9

Почему день сменяется ночью?

1

 

1

10

Почему бывает лето?

1

 

1

11

Где живут белые медведи и слоны?

1

 

1

12

Прозрачный невидимка (воздух)

 

1

1

13

Создание проекта «Солнечная система»

1

 

1

14

Путешествие по карте России.

1

 

1

15

Адрес на глобусе и карте

1

 

1

16

Что обозначают на карте с помощью цвета?

1

 

1

17

Путешествие по морям и океанам

1

 

1

18.

Куда текут реки?

1

 

1

19.

Как рождаются реки?

1

 

1

20.

Моря и острова

1

 

1

21.

Жители морей.

1

 

1

22.

Проект «Страна, в которой я живу»

1

 

1

 

ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

 

 

12ч

23.

Жизнь вокруг нас

 

1

1

24

Путешествие по природным зонам

1

 

1

25

Красная книга

 

1

1

26

Жизнь леса

1

 

1

27

Хрупкая природа степей и пустынь

 

1

1

28

Где растут тропические леса?

1

 

1

29

Животные гор.

1

 

1

30.

Путешествие по Европе

1

 

1

31

Страны Африки и Америки

1

 

1

32

Австралия и Антарктида

1

 

1

33

Родина моя –Россия.

1

 

1

34

Земля – наш общий дом. Выставка работ.

 

1

1

 

ИТОГО:

 

 

34

3-й год обучения

п\п

Название темы

Кол-во часов

Всего

Теорет.

Практ.

ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ

3ч.

1

Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?

1

1

2

Энергия. Что происходит при превращении энергии.

1

1

3

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

1

1

ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ

4

Живая оболочка планеты.

1

1

5

О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

1

1

6

Солнце -  как источник энергии.

1

1

7

КВН «Планета загадок»

1

1

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

1

4ч.

8

Цепи питания

1

1

9

Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.

1

1

10

Лесные заморочки. Игра «Детектив»

1

1

11

Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

1

ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ

5ч.

12

Растения и их роль на Земле. Экскурсия.

1

1

13

О братьях наших меньших.

1

1

14

Рыбы и их многообразие.

1

1

15

Час  эрудитов «Птичьи имена».

1

1

16

Проект «Сохраним красоту природы»

1

1

ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА

17

Человек и его корни. Родословное древо семьи

1

1

18

Моя Родина – Россия!

1

1

19

Путешествие в прошлое. История моей Родины.

1

1

ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ,

СОВЕТСКОЙ РОССИИ  И СССР

13 ч.

20

Откуда пошла земля Русская!

1

1

21

Ледовое побоище.

1

1

22

Слово о полку Игореве.

1

1

23

Московское государство.

1

1

24

Московский Кремль.

1

1

25

Смутное время в России.

1

1

26

Преобразования Петра I

1

1

27

Екатерина Великая

1

1

28

Михаил Васильевич Ломоносов

1

1

29

Отечественная война 1812 года.

1

1

30

Император Александр  II

1

1

31

Времена Советской власти и СССР.

1

1

32

Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»

1

1

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

33

Российская Федерация

1

1

34

Проект «Сохраним историю Кузбасса»

1

1

Итого

34ч

4-й год обучения

№ п\п

Название темы

Кол-во часов

Всего

Теорет.

Практ.

КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

1

7ч.

1

Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

1

1

2

Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.

1

1

3

Опора тела и движение.

 

1

1

4

Наше питание

1

1

5

О дыхании и вреде курения.

1

1

6

Органы чувств человека.

1

1

7

Диспут «Тело человека и охрана здоровья»

1

РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

8ч.

8

Растения и животные на службе у человека.

 

1

1

9

Изобретение рычага и колеса и их применение

1

 

1

10

Свойства воды и воздуха и их использование человеком.

1

 

1

11

Как человек использует горные породы и минералы

1

 

1

13

Как обрабатывают металлы.

1

 

1

14

Невидимая сила

 

1

1

15

Человек проникает в тайны природы

1

 

1

16

Экологический проект «Земля – планета жизни»

 

1

1

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР

 

 

17

Как стать личностью?

1

 

1

18

Эмоции и чувства

1

 

1

19

Как настроение?

 

1

1

 

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ

 

 

20

Почему возникают конфликты

1

 

1

21

Совесть.

 

1

1

22

Путешествие по правам человека.

1

 

1

 

ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

 

3ч.

23

Добро и зло в первобытном мире

1

 

1

24

Мир средневековых цивилизаций

1

 

1

25

Технические достижения эпохи Нового времени. 21 век

 

1

1

 

ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

 

 

4ч.

26

« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

1

 

1

27

Мы не похожи, ну и что же?

 

1

1

28

Пути духовных исканий.

1

 

1

29

Выставка работ «Дети разных народов»

 

1

1

 

ЧЕЛОВЕК И  ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

 

 

5ч.

30

Что такое деньги

1

 

1

31

Почему разные страны помогают друг другу?

1

 

1

32

Сказки разных народов

 

1

1

33

Глобальные проблемы

1

 

1

34

Проект «Моё человечество»

 

1

1

 

ИТОГО:

 

 

34ч.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количест-

во часов

Библиотечный фонд. (для учителя)

1

Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!

1

2

Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.

1

3

Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.

1

4

Молодова Л.П. Экологические  праздники для детей. Учебно-методическое пособие.

1

5

Л.Экономов. Мир наших чувств

1

6

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.

 

1

7

А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека

 

Библиотечный фонд. (для учеников)

1

Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения

1

2

Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений

1

3

Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:

/ Под ред.И. Д. Зверева

1

4

Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия

1

5

Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей

1

6

Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы

1

7

Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся

1

8

Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе

1

9

Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов

1

10

Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края.

1

11

Тайны живой природы. Рик Моррис

1

Наглядные пособия

1

натуральные живые пособия :растения, животные.

 

2

коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

2

3

гербарии; коллекции насекомых;

3

4

изобразительные наглядные пособия – таблицы

5

5

предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества

 

Технические средства обучения.

1

компьютер,

1

2

медиапроектор

1

3

экран

1

Экранно-звуковые пособия

1

Диск. «Звуки живой природы»

1

2

Фильм «Многообразие животного мира»

1

3

Фильм «Природа в разное время года»

1

4

Фильм «Бережем природу»

1

5

Презентация «Человек как часть природы»

1

6

Презентация «Что такое снег»

1

7

Презентация  «Мой город в разное время года»

1

8

Презентация «Виды транспорта на улице моего города»

1

9

Презентация  «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений»

1

10

Презентация «Звери и растения нашего края».

1

11

Презентация «Красная книга»

1

 

Список использованной литературы:

  1. А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. «Я и мир вокруг» учебник для 1 класса в 2 - х частях– М. Баласс, 2011.
  2. А. А Вахрушев, О.В Бурский Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс, – М.: Баласс, 2011.
  3. А. А Вахрушев, О.В Бурский, О.А. Родыгина Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»– М.: Баласс, 2011.
  4. А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. «Наша планета Земля» учебник в 2 ч. – М.: Баласс, 2011.
  5. А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.2 класс - М.: Баласс, 2011.
  6. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для 2-го класса. - М.: Баласс, 2011.
  7. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.Окружающий мир. «Обитатели Земли» 3-й класс. Учебник – 144 с., ил.. – М.: Баласс, 2118.
  8. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.Окружающий мир. «Моё Отечество» 3-й класс. Учебник – 144 с., ил.. – В 4 частях. – М.: Баласс, 2011.
  9. Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., СизоваЕ.В.Рабочая тетрадь  к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса. – М.: Баласс, 2011.
  10. Сизова Е.В., Харитонова Н.В.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса - М.: Баласс, 2011.
  11. Данилов, Д. Д., Белицкая, Г. Э., Иванова, Н. В., Кузнецова, С. С., Тырин, С. В. Окружающий мир. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 211.
  12. Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова ,  И. В.Харитонова, С. С. Кузнецова, Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество». 4 класс. – М.: Баласс, 2011.
  13. Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и природа: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2011
  14. Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и природа: Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и природа» 4 класс. – М.: Баласс, 2011.
  15. Сизова Е.В., Стойка Е.И.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество») для 4-го класса.- М.: Баласс, 2011

2.   Информационно-коммуникативные средства.

Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Вахрушева

3.  Наглядные пособия.

Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Вахрушева.

4.   Материально-технические средства.

Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

 

Список рекомендуемой литературы:

для учителя:

1.     Методические рекомендации МУМЦ по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении.

2.     Истомина Н. Б. Уроки окружающего мира. 2 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации / Пособие для учителей. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

3.     Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2009 г.

4.     Поглазова О.Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010 г.

5.     А. А. Плешаков.  Мир  вокруг  нас. Программа  и  тематическое   планирование для  начальной  школы.  Москва  «Просвещение»  2003.

6.       О. И. Дмитриева, Т. В. Максимова. Поурочные  разработки  по  курсу    «Окружающий  мир». 3 класс.  Москва  «Вако»  2006.

7.Программа «Мир вокруг нас». Сборник программ «Школа России». - М.: Просвещение, 2009.

8.Тетрадь «Проверь себя» .А.А. Плешаков.4класс.в 2-х ч.- М.: Просвещение,2012г.

9.А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010.

10.О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4  класс.

Москва. «ВАКО». 2007

11.Тесты. Начальная школа.4класс:Учеб.метод.пособие/Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова и др.- 2-е изд.исправ.-М.:Дрофа,2003.-144с.: ил.

 

для учащихся:

1.Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010 г.

2.Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Тестовые задания, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010 г.

3. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Учебник.  Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010.

4. А. А. Плешаков.  Мир  вокруг  нас. 3  класс. Учебник в двух  частях.     Москва  «Просвещение»  2006.

5.А. А. Плешаков. Мир  вокруг  нас. 3  класс. Рабочая  тетрадь, ч.1,2.  Москва  «Просвещение»  2009..

6. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2007.

7.Тетрадь «Проверь себя» .А.А. Плешаков.4класс.в 2-х ч.- М.: Просвещение,2012г.

8. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010.

< Предыдущая 

 

Следующая > 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образование "Геометрия вокруг нас"

Программа составлена для учащихся 2-4 классов в соответствиии с ФГОС для работы по внеурочной деятельности....

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас»(предназначена для детей младшего и среднего возраста,рассчитана на три года обучения)

Образовательная программа дополнительного образования детей  « Куклы вокруг нас»  содержит теоретические и практические материалы по развитию творческой личности детей средствами театральног...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Программа по дополнительному образованию «Вокруг света"

Программа по дополнительному образованию- кружок "Вокруг света"...