Программа дополнительного образования "Мир вокруг нас".
рабочая программа (2, 3 класс) на тему
Программа разработана на два года. Содержит теоретичекий, практический, творческий материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_vokrug_nas.doc | 429.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодёжной политики Лысковского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №4 г. Лысково
Принято на педагогическом совете школы Протокол № 1 От «28 » августа 2015г. | Утверждено: Директор Средней школы №4.г. Лысково ___________ Е.В. Зяблова |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мир вокруг нас»
Возраст: 9 – 11 лет
Срок реализации: 2 года
Автор: Воронина Елена Алексеевна
г. Лысково
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- 1.1. Актуальность программы ………………………………………………….3
- Содержание программы
- 2.1. Цель и задачи………………………………………………………………..6
- 2.2. Особенности возрастной группы детей…………………………………..8
- 2.3. Содержание деятельности………………………………………………….9
- 2.4. Условия реализации программы…………………………………….….. .10
- 2.5. Ожидаемые результаты……………………………………………………13
- Учебный план
3.1. Тематическое планирование изучаемого курса…………………………………………………………………………….15
3.2. Календарно -тематический план………………………………………....15
- Оценочный материал…………………………………………………….20
- Методический материал
5.1. Методическое обеспечение программы…………………………………22
- Список литературы……………………………………………………….31
I.Пояснительная записка
Люди всегда стремятся к прекрасному. Без красоты человечество не проживет. Красота спасет мир (А.Достоевский). Но в свою очередь в современных условиях мир должен спасти красоту. Каждый житель земли должен глубоко сознавать, что растения и природа – это не органическое тело человека, и надо поддерживать это “тело” в чистоте, красоте и здравии. В наше стремительное время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к родному краю, формирование эстетического вкуса. В этом видим главную педагогическую целесообразность внеурочной деятельности учащихся.
Детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям. Поэтому начальная школа - это наиболее благоприятный период для формирования у детей знаний о природе, её охране воспитании экологической культуры.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения, учёта психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная идея курса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир вокруг нас» разработан с экологических позиций.
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека, передавать красоту окружающего мира используя различные техники декоративно-прикладного искусства.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
- Содержание программы
2.1 Цель и задачи
Цель программы – формирование компетентности учащихся путём усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, развитие ценных качеств по отношению к природе.
Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.
Задачи программы:
– формировать интерес к изучению природы родного края;
– развивать творческие способности учащихся;
– воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
– познакомить учащихся с различными видами искусства;
– углублять и обогащать кругозор детей о родном крае;
– изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
– формировать представления о природных сообществах области;
– обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родного края;
– формировать представления об охраняемых растениях и животных, занесённых в Красную книгу.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
2.2 Возрастные особенности детей.
Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры. Нравится исследовать все, что незнакомо. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.
Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество. Ученик начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Он ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.
В этом возрасте учащиеся приобретают прочные знания, преобразуя их в убеждения и умения, формируют ответственность как черту личности. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. У младших школьников формируется потребность познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
- Содержание деятельности.
Программа имеет обще интеллектуальную направленность, рассчитана на 2 года обучения.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут (по вторникам и четвергам) , всего 73 часа в год.
Наполняемость группы – 15 человек.
Формы и методы
Для решения обучающих, развивающих и воспитательных задач используются формы обучения:
Фронтальная форма
-предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.
Индивидуальная форма
-предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
Групповая форма
-в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими временными затратами, так как каждый обучающийся может научиться выполнять разные этапы при работе над проектами. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в кружке.
Методы обучения:
1. Словесные методы обучения:
- устное изложение;
- беседа;
2. Наглядные методы обучения:
- показ видеоматериалов, иллюстраций;
- лабораторная работа
- наблюдение;
3. Практические методы обучения
- практическая работа
- проектная работа
- творческая работа
Беседы раскрывают или напоминают о сущности взаимоотношений живой и неживой природы, её неразрывного взаимодействия и необходимости человека не только потреблять природные богатства , но и охранять их.
Занимательные занятия помогают развивать в непринуждённой форме интеллектуальные, индивидуальные и коммуникативные способности каждого ученика.
Практические занятия закрепляют творческие и индивидуальные способности каждого учащегося.
Конкурсные задания выявляют (подтверждают) творческую личность и способствуют созданию условий для её дальнейшего развития.
Проектная деятельность познавательной направленности активизируют познавательную деятельность и социализацию школьников.
2.4 Условия реализации программы.
Место проведения занятий: школьный кабинет, детская библиотека,
Городской сквер, водоём.
Материально – техническое обеспечение программы
1. Технические средства обучения
- Классная магнитная доска
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
2. Учебно – практическое оборудование
- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик
-материалы: ,бумага писчая
3. Оборудование класса
- Ученические столы двухместные и одноместные с комплектом стульев
- Стол учительский с тумбой
- Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.
2.5 Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Результатом реализации данной программы являются:
- детские тематические презентации;
- участие в конкурсах ;
- использование полученных знаний в жизненных ситуациях.
III. Учебный план-1кл.---------
3.1 Тематическое планирование изучаемого курса.
Вид деятельности | Теория | Практика | Всего |
Беседы | 14 | 14 | |
Занимательные занятия | 3 | 12 | 15 |
Практическая работа | 16 | 16 | |
Конкурсные задания | 12 | 12 | |
Проектная деятельность | 8 | 7 | 15 |
3.2 Календарно-тематический план.
Учебно – тематический план ДО
«Мир вокруг нас» в 1- м классе
№ Пп | Месяц | Беседы | Занимательные занятия | Практическая работа | Конкурсные задания | Проектная работа |
I. | сентябрь | 1.Беседа «Мир природы».
01.09 | 2.Отгадывание загадок «Живая и неживая природа». 06.09 | 3.Экскурсия в парк. Сбор листьев. 08.09 | 4.Конкурс аппликаций из засушенных листьев. 13.09 | |
5.Беседа «Почему осенью желтеют листья». 15.09 | 6.Викторна «С какого дерева листья?» 20.09 | 7.Выполнение рисунка простых форм листьев. 22.09 | 8.Конкурс рисунков «Осень в парке». 27.09 | |||
II. | Сентябрь-октябрь | 9. Беседа «Тихая охота». 29.09 | 10. Викторина «Съедобные и несъедобные грибы». 04.10 | 11.Выполнение рисунка на тему «Грибы-боровики». 06.10 | 12.Конкурс поделок из пластилина «Набери грибов в лукошко». 11.10 | |
13.Беседа «Жители леса готовятся к зиме». 13.10 | 14. Видеофильм «Перелётные и зимующие птицы». 18.10 | 15.Экскурсия « Наблюдаем за птицами.» 20.10 | 16. Конкурс стихов об осени. 25.10 | |||
III. | Октябрь-ноябрь | 17. Беседа «Эти необыкновенные животные». 27.10 | 18. Видеофильм «Живая природа». 01.11 | 19. Экскурсия на водоём. 03.11 | 20-21-22-23. Подготовка к утреннику «Очарование осени». Утренник «Очей очарование». 08,10,15,17.11 | |
IV. | Ноябрь-декабрь | 24. Беседа «Приближение зимы». 22.11 | 25.Подвижные игры на свежем воздухе. 24.11 | 26. Полив и уход за комнатными растениями. 29.11 | 27.Конкурс рисунков на тему «Мой любимый цветок». 01.12 | 28-29. Создание коллажа «Цветочное чудо». 6,8.12 |
30.Беседа «Птичья столовая». 13.12 | 31.Соревнования «Зимние забавы». 15.12 | 32.Акция «Накормите птиц!» 20.12 | 33. Конкурс стихов о зиме. 22.12 | |||
34. Беседа «Где рождается снег?» 27.12 | 35. Отгадывание кроссворда «Зимовье». 29.12 |
V. | январь | 36.Выполнение рисунка на тему «Волшебные снежинки». 10.01 | 37.Конкурс изготовления снежинок из бумаги. 12.01 | |||
38. Беседа «Лыжи,санки и коньки…» 17.01 | 39.Отгадывание загадок о зиме. 19.01 | 40. Экскурсия в парк. Наблюдаем за птицами. 24.01 | 41.Конкурс рисунков «Зимняя сказка». 26.01 | |||
VI. | февраль |
| 42-43-44-45 .Подготовка к утреннику «Снежные кружева». Утренник «Снежные кружева». 2,7,9,14.02 | |||
46.Беседа «Самый трудный месяц». 16.02 | 47.Детские журналы о природе. 21.02 | 48.Экскурсия в краеведческий музей. 28.02 | ||||
VII. | март | 49. Конкурс поделок «Цветы милым мамам». 02.03 | ||||
50. Беседа «Первые признаки весны». 07.03 | 51.Познавательная игра «Животные планеты». 09.03 | 52. Выполнение рисунка на тему «Животные нашего края». 14.03 | 53.Конкурс стихов о диких животных. 16.03 | 54-55. Создание коллажа «Животные нашего края». 21,23.03 | ||
56.Подвижные игры на свежем воздухе. 28.03 | 57.Выполнение рисунка на тему «Мой пушистый друг». 30.03 | |||||
VII. | апрель | 58.Беседа «Уход за домашними животными». 04.04 | 59.Викторина «Мой ласковый и нежный зверь». 06.04 | 60.Выполнение рисунка на тему «Сказочное животное». 11.04 | ||
61. Познавательная игра «Мультлото». 13.04 | 62. Экскурсия в парк. Наблюдаем за растениями. 18.04 | 63. Конкурс аппликаций «Весеннее настроение». 20.04 | ||||
64. Беседа «Три весны». 25.04 | 65. Отгадывание кроссворда «Веснушка». 27.04 | |||||
IX. | май | 66. Экскурсия на водоём. 04.05 | 67.Конкурс стихов о весне. 11.05 | |||
68.Беседа «Звери весной». 16.05 | 69. Выполнение рисунка на тему «Первоцветы» 18.05 | 70-71-72 Подготовка к утреннику «Весёлая пора». Утренник «Весёлая пора». 23,25,30.05 |
IV.Оценочный материал
Формы подведения итогов реализации программы
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Подведение итогов может осуществляться в следующих формах:
Текущая и тематическая аттестация-тестирование, творческие, практические работы.
Промежуточная аттестация-защита творческого проекта, участие в конкурсах, выставках.
Промежуточная аттестация:
- первое полугодие
решение экологических занимательных задач
- второе полугодие
Презентация «Лекарственные растения».
- Итоговая аттестация по программе
Праздник «Мы в ответе за нашу природу».
Литература
1. Дрюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Левелин 100 вопросов и ответов. Животные. М.:ЗАО Росмэн, 2006.
2. Гавеман А.В. Слой жизни. М. Детская литература, 1984.
3. Ивченко С.И. Книга о деревьях. М.: Лесная промышленность, 1973
. 4. Куделич О. Азбука растений и цветов. «Малыш» 2005.
5. Кузнецов В. Н. Экология России. Хрестоматия. АО МДС, 1995.
6.Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1998 – 230 с.
7.Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2004 – 350 с.
8.Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. – М.: Просвещение, 1999 – 120 с.
9.Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2002 – 112 с.
10.Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1995 – 230 с.
11. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. – М.: Просвещение, 2003 – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Программа дополнительного образование "Геометрия вокруг нас"
Программа составлена для учащихся 2-4 классов в соответствиии с ФГОС для работы по внеурочной деятельности....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас»(предназначена для детей младшего и среднего возраста,рассчитана на три года обучения)
Образовательная программа дополнительного образования детей « Куклы вокруг нас» содержит теоретические и практические материалы по развитию творческой личности детей средствами театральног...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Программа по дополнительному образованию «Вокруг света"
Программа по дополнительному образованию- кружок "Вокруг света"...
Разработка занятия по программе дополнительного образования «Математика вокруг нас»
Дополнительное образование. 1 класс....