ДОКЛАД "Планирование работы в ГПД"
материал на тему
Для максимально-эффективной работы ГПД необходимо чёткое, продуманное планирование всех направлений работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровье-сбережения учащихся, посещающих группу продлённого дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_rmo_2017.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шатковская средняя школа»
ДОКЛАД
Планирование деятельности работы ГПД
Подготовила: воспитатель ГПД
Колосова Н. Н.
Шатки 2017
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.
Всесторонние развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучение, гармонично спланированный досуг, здоровьесберегающий режим, активная социализация и формирование социально-значимых навыков, и, банально общение со сверстниками — это то, чего лишены многие современные дети. Этот пробел эффективно восполняют школьные группы продлённого дня. К тому же в ГПД ограждает учеников начальных классов от вредного, а главное неконтролируемого, влияния улицы.
Работа современной группы продлённого дня основывается на принципах демократии, гуманизма, творческого развития личности.
Для максимально-эффективной работы ГПД необходимо чёткое, продуманное планирование всех направлений работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровье-сбережения учащихся, посещающих группу продлённого дня.
Главная цель ГПД - создание условий для полноценного развития личности младших школьников: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению. А также создание благоприятной обстановки для подготовки домашнего задания, воспитание у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения, уверенности ребёнка в успехе.
Основные формы воспитания в ГПД:
Познавательные формы (чтение, тематические беседы, изучение графических материалов, экскурсии)
Творческие формы (тематические и на свободную тему: рисование, лепка, аппликация)
Досуговые формы (прогулки, развивающие игры, пальчиковые упражнения, физкультминутки).
Режимные моменты и их значение в работе ГПД.
Нельзя недооценивать важность режимных моментов в рамках ГПД. Ведь помимо того, что режим способствует формированию позитивных личностных качеств сам по себе, так и его отдельные элементы формируют у ребёнка необходимые в социуме навыки, ведь в конечном итоге ГПД это вполне точная модель социума и ребёнок в течение дня воспроизводит те или иные действия, которые осуществляет затем и вне группы.
Отдых и деятельность на воздухе.
В современном мире не многие родители отпускают учеников младших классов одних на улицу, и это правильно. Но при этом родители не часто ходят с детьми гулять. В ГПД дети каждый день ходят на прогулку, где организованно играют в игры, развивающие смекалку, координацию движений, силу и ловкость. Такая прогулка даёт детям возможность сбросить накопившуюся энергию и усталость.
Обед.
Очень часто в семьях отсутствуют традиции совместных обедов. Многие хватают на ходу бутерброды или сладости. В ГПД дети получают горячее питание, что, несомненно, полезно для здоровья.
К тому же на обеде развиваются навыки культуры принятия пищи. Дети учатся вести себя за столом.
Переключение на умственную деятельность.
В ГПД регулярно проходят беседы об интересных событиях, дети учатся заботиться об окружающей среде, уважать старших и так далее. К тому же в ГПД мы беседуем с детьми о проблемах, о которых многие взрослые не умеют говорить с учениками младших классов, например, о политике, об экономических проблемах.
Самоподготовка. Самоподготовка учит детей самостоятельно планировать занятие, ответственно подходить к работе, помогать друг другу, не подсказывая при этом.
Во время самоподготовки всплывают некоторые проблемные моменты, о которых важно знать учителю.
Занятия по интересам, творческие занятия.
Воспитатель планирует свою деятельность так, чтобы ежедневно в течение 1 —1,5 ч после окончания самоподготовки дети могли выбрать для себя занятия в соответствии со своими интересами и желаниями. Длительность таких занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности.
Подведение итогов дня
Индивидуальные беседы с детьми. Прежде всего, дети получают персональное внимание взрослого. Во-вторых, ребёнок может поделиться своей проблемой. При необходимости разбираем причины и следствия плохих поступков и делаем выводы.
Индивидуальные беседы с родителями. Даже такой момент как беседа с родителями многому учит ребёнка. Например, терпению. Ведь не секрет, что детям сложно ждать, они не любят переходные состояния и когда за ними пришли, им хочется поскорее идти домой. Во время беседы с родителями дети учатся проявлять уважение к делам других и ждать окончания беседы.
А теперь рассмотрим основные виды деятельности детей и воспитателя в ГПД более подробно.
Основные направления деятельности в ГПД
- Учебная деятельность
- Досуговая деятельность
- Коммуникативная (общение) деятельность
- Здоровьесберегающая деятельность
- Воспитательная деятельность
Учебная деятельность в ГПД
Основной вид учебной деятельности в ГПД является самоподготовка, то есть то время, которое отведено учащимся на выполнение домашнего задания. У ж в школе разновозрастная группа, в которой объединены учащиеся классов из разных параллелей.
- Самоподготовка проводится не ранее 15-00, когда дети отдохнули, пообедали, побывали на прогулке, а в промежутках между занятиями проводятся физкультминутки, позволяющие снять напряжение. Физкультминутки проводятся каждые 20 минут. На самоподготовку отводится не более часа.
- Образовательная деятельность корректируется учителями, которые должны сообщить воспитателю ГПД основную учебную информацию: что задано детям, информация о тех учениках, которым нужна дополнительная помощь и другие пожелания.
- Ошибочно думать, что главная цель самоподготовки - выполнение домашнего задания. Это важно и удобно, но гораздо важнее те навыки, которые приобретают дети на самоподготовке.
1. Учащиеся осваивают навыки самодисциплины и аккуратности. Дети готовят рабочее место для эффективного выполнения домашних заданий.
- Учатся эффективно распределять время и, что немаловажно, учатся делать своевременный перерыв во время самоподготовки.
- Воспитатель не только следит за выполнением домашнего задания, но и объясняет детям, как максимально эффективно планировать выполнения домашних заданий, объясняет, как важно научится самостоятельно выполнять домашние задания, насколько важно самостоятельное и дополнительное образование и так далее, то есть - учит детей учиться.
- Воспитатель учит детей уважительно относиться к окружающим, которые работают, не мешать и не отвлекать товарищей.
- Воспитатель уделяет особое внимание тем ученикам, на которых указал учитель, но в процессе самоподготовки также может обратить внимание учителя или родителей на слабые и сильные стороны детей. Тем более в силу фактора времени воспитатель ГПД имеет больше возможностей на выявление поведенческих особенностей детей.
Помимо самоподготовки в ГПД проводятся тематические беседы. Как правило, такие беседы согласуются с педагогом и могут носить общеобразовательный или воспитательный характер.
Досуговая деятельность в ГПД
Долгое время досуговой деятельности в процессе образования уделяли незначительное внимание. Но сейчас ситуация изменилась и досугу уделяется большое внимание. Хотя, у хорошего воспитателя ГПД, получается сформировать отношение к любой деятельности, включая образовательную. Задача воспитателя сделать досуг ребят, посещающих ГПД насыщенным, интересным, разнообразным. Для обеспечения качественного досуга важно уметь комбинировать и чередовать различные виды деятельности. То есть досуг должен включать в себя творческие занятия, активную игровую деятельность, коллективные и индивидуальные формы досуга. Цель досуговой деятельности ГПД - раскрыть потенциал детей, создать благоприятную психологическую атмосферу, научиться переключаться с одного вида деятельности на другой. И, разумеется, максимально эффективно использовать мощный педагогический потенциал игры.
Коммуникативная (общение) деятельность в ГПД
ГПД это активная коммуникативная среда, в которой проходит общение на разных уровнях. То есть дети общаются между собой, причём не только во время досуговой деятельности, но и взаимодействуют на самоподготовке, во время обеда. То есть дети осваивают общение деловое, светское, игровое, учатся общаться со сверстниками и воспитателем. Воспитатель ГПД также общается на разных уровнях. С детьми - в разных ситуациях, с учителями, с родителями.
- Воспитатель ГПД координирует процесс общения между детьми, учит их корректно общаться в любой ситуации, объясняет и рассказывает о том, какие формы общения существуют. Также воспитатель ГПД в какой-то мере реализует потребность детей в общении со взрослыми, ведь не секрет, что многие родители не всегда находят время на общение с детьми.
- Воспитатель ГПД общается с учителями, которые информируют воспитателя о тех особенностях детей, которые важно учесть при самоподготовке, о поведенческих особенностях детей, а воспитатель ГПД, в свою очередь наблюдает за детьми и может выявить какие-то важные (положительные и отрицательные) особенности детей, так как проводит с детьми гораздо больше времени, чем учителя и наблюдает за детьми в различных жизненных ситуациях.
- Воспитатель ГПД общается с родителями детей, посещающих ГПД и может рассказать родителям на что им важно обратить внимание при общении с детьми, о том, какие сложности возникают в процессе выполнения домашнего задания.
Здоровьесберегающая деятельность в ГПД
В своей деятельности ГПД руководствуется, в том числе, "Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02". Ни и без этих требований, очевидно, что забота о здоровье детей важнейшая функция ГПД. Работа ГПД построена таким образом, чтобы максимально эффективно выстроить режим младших школьников.
Дети, посещающие ГПД, обедают в одно и то же время, причём это не хватание кусков, как часто бывает дома, а полноценное горячее питание.
Исследования, проведённые в НИИ физиологии детей и подросток РАО, позволили сформулировать принципы физкультурно-оздоровительной работы в ГПД.
- Гимнастику до занятий (10 минут);
- Физкультминутки на каждом на занятиях самоподготовкой и других видов сидячей работы (1,5-2 минуты);
- Спортивные часы (45-59 минут);
- Игры на переменах (5-10 минут);
- Подвижные игры во время прогулок (30-40 минут).
Помимо режима и сбалансированной физической активности, воспитатель ГПД может беседовать с ребятами о правильном питании, о здоровом образе жизни, о том, что вредно, а что полезно, о позитивном влиянии физических нагрузок.
Таким образом, вся деятельность воспитателя ГПД позволяет планомерно достигать поставленные цели и реализовывать задачи. Замечено, что учащиеся, которые посещают ГПД, через некоторое время демонстрируют более высокие учебные результаты и эффективное социальное взаимодействие.
Воспитательная деятельность в ГПД.
Так как в конечном итоге вся деятельность воспитателя ГПД сводится к воспитанию, будь то нравственное воспитание или воспитание экологической грамотности, то отдельно я рассматривать не буду. Скажу только, что у воспитателя ГПД есть огромные возможности формирования характера детей, нравственных качеств. Именно воспитатель ГПД может вовремя заметить признаки зарождающейся детской агрессии, отсутствие бережного отношения к природе или уважительного отношения к старшим, нежелания учиться и так далее. Учитель наблюдает за ребёнком только на уроках, родители в тот небольшой отрезок времени, когда ребёнок пришёл из школы и не лёг спать и утром перед школой, а воспитатель ГПД видит ребёнка в различных формах деятельности: самоподготовка, творчество, прогулка, игры, общение. Поэтому воспитатель может сопоставлять, анализировать, опираясь на знания и богатый педагогический опыт. Воспитать достойного человека, сформировать основу характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...
«Работа над проектом как способ обучения младших школьников работе с информацией на примере детского проекта « Рукам- работа, душе праздник»
На основе работы ученицы 2 класса показано как можно организовать работу с информацией....
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
опытно практическая работа дипломной работы по теме "формирование навыков самоконтроля на трудовом обучении" и диаграмма работ учачихся
данная работта сделана в 2017 году....
Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)
Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в те...