Классный час в 3 классе «Мне посчастливилось родиться на Руси»
классный час (3 класс) на тему

Марищенкова Ирина Витальевна

Классный час в 3 классе «Мне посчастливилось родиться на Руси»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mne_poschastlrodna_rusi3klchas.doc645 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа - детский сад «Надежда»

г. Вязьмы Смоленской области

Классный час

«Мне посчастливилось родиться на Руси»

 Открытый классный час в 3 классе В

учителя начальных классов

Марищенковой Ирины Витальевны

2016 год

         


Классный час «Мне посчастливилось родиться на Руси»

Цели:

- обобщить знания детей о символике России;

- способствовать развитию мышления, устной речи, творческих способностей;

- побуждать в детях чувство гордости за свой родной край.

Оборудование:

- ТСО;

- рисунки детей о родном крае в разные времена.

 

- Как раньше называли Россию? (Русь)

(звучит песня  «Родина ясноглазая», видео из фильма-сказки «Финист - Ясный Сокол»)

Вед. Много разных народов живут на нашей планете и у каждого народа свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. Родина русского народа – Россия.

1уч.  Россия, Россия - края дорогие.

         Здесь издавна русские люди живут.

         Они прославляют просторы родные,

         Раздольные русские песни поют.

Вед. Родина, Россия. Это край, где мы родились, где живём, это наш дом, это всё то, что нас окружает. Россия! Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то.

2уч.   Россия! Как из песни слово.

          Берёзок юная листва.

          Кругом леса, поля и реки.

          Раздолье, русская душа

3уч. Люблю тебя, моя Россия,

          За ясный свет твоих очей.

          За ум, за подвиги святые,

          За голос звонкий, как ручей.

         

4уч. Люблю, глубоко понимаю.

          Степей задумчивую грусть.

          Люблю всё то, что называют.

         Одним широким словом Русь.

         

Вед.  Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любили и любят свою Родину русские люди. Они сложили о ней много песен и сказаний, храбро защищали её от всех врагов. Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине?

(дети называют пословицы)

Вед. А  теперь проведём игру «Собери пословицу»

1.Жить- Родине служить.

2.Родная сторона- мать, чужая – мачеха.

3.Нет в мире краше Родины нашей.

4.С родной земли- умри, не сходи.

5.за Родину-мать, не страшно умирать.

6.Родина- мать, умей за неё постоять.

7.Своя земля и в горсти мила.

8. Родной куст и зайцу дорог.

5уч.  Наша страна огромна. Её территорию на севере омывает Северный Ледовитый океан, на  востоке - Тихий. Границы проходят по морям и по рекам, и по суше. Россия не только самая большая страна в мире, она очень богата, богата полезными ископаемыми, полноводными реками, красивыми озёрами, густыми лесами, степями, горами и равнинами. В России много городов, посёлков,  сёл.

6уч.  В разных частях России люди живут по разному, имеют свои обычаи, свой язык. Но это не мешает им быть гражданами одной страны и трудиться на благо своей семьи и своей Родины.

Вед. И так, мы с вами граждане России, россияне. А кто такой гражданин?

       

7уч. Гражданин-житель страны, который признаёт её законы, любит, гордится ею. Вместе с ней переживает её горе и радости, старается сделать её сильной и богатой.

Вед.  Что же нас объединяет и делает гражданами одной страны?

Это общая территория, законы, которые все обязаны выполнять. Так же у страны есть государственная символика. Какая? Где можно увидеть эти символы?

Дети рассказывают про герб, флаг, гимн.

Герб России – двуглавый орел. Он является символом солнца, небесной силы, огня и бессмертия.

Рассмотрим российский флаг. Какие три цвета присутствуют на российском флаге? В каком порядке они расположены? (Сверху вниз: белый, синий, красный)

Считается, что цвета отражают духовные начала россиян. Белый цвет – символ мира, чистоты, правды. Синий цвет символизирует веру и верность. Красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

А когда и где можно увидеть государственный флаг? (Во время праздников на домах, на спортивных соревнованиях, на зданиях государственных учреждений).

А как вы думаете, что такое гимн?  (Ответы детей) Слово «гимн» обозначает восхваление, торжественную песнь. Есть гимны государственные, религиозные, военные. Когда исполняется государственный гимн? (В торжественных случаях, в знак уважения к стране).

Гимн полагается слушать стоя.

8уч.  Граждан нашей страны объединяет патриотизм. Патриот тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, Родине. Патриотизм проявляется  не только в героических делах, но и в простой заботе о родном доме, природе. Люди стремятся сделать жизнь в родном крае лучше, оберегать накопленный за века опыт, традиции, исторические памятники.

Вед.  Вы, ребята, граждане своей страны. А значит, имеете свои права и обязанности.  Каждый гражданин России имеет право на образование. Задача школы - вырастить из учеников достойных граждан страны. Задача школьников  - старательно учиться. Следует заметить, что кроме прав на учёбу  у школьников есть и обязанности. Какие? Вы наше будущее. И если вы вырастите достойными гражданами, то страна наша будет только процветать, будет сильной и богатой.

Где бы ни был человек, он всегда вспоминает свою малую родину. Что мы называем своей малой родиной? (место где он родился, рос, где его друзья.)

9уч.     Малая Родина. 

Родина - высокое понятье,

Но и в малом есть её отсвет.

Главное - ценить, любить и знать бы

Те места, явился, где на свет.

Город наш тихий и неброский,

Где застыли старые сады,

Где к домам склоняются берёзки

И сирени пышные кусты.

 Речка Вязьма дарит всем прохладу

В дни июльские, когда жара.

Покупаться и поплавать рады

В нём и взрослые, и детвора.

И куда судьба нас не забросит,

Не забудем город дорогой.

-Вы откуда родом? - кто-то спросит.

Мы из славной Вязьмы из родной.

Вед. У каждого живущего в нашем городе, есть свой родной дом. Дом, в котором живут родители, близкие люди, где тебя ждут и любят. Учёные утверждают, что человек,  половину своей жизни проводит дома. Каждый человек заботится о своём доме по-своему. Как хорошо дома,  где чисто и уютно, где пахнет испечёнными мамиными блинами, где знаком каждый уголок. Расскажите, за что вы любите свой родной дом?

Вед. Но для школьников есть ещё одно место, которое они могут назвать своим домом. Это  школа, родной класс, родная комната одноклассников. Посмотрите на наш класс. Он светлый, чистый, уютный. Об этом позаботились многие люди: строители, техперсонал, ваши родители. А вы, теперь его хозяева. Берегите его! В любом доме надо знать и выполнять определённые правила. Какие правила должны соблюдать? (правила вежливости, беречь имущество)

10 уч. Где бы люди меня не спросили,

          Я отвечу им так – не солгу.

          Мне не жить без России.

          Мне не жить без России,

          Я дышать без неё не могу!

11 уч.  Как у нас на Руси

           Уж давно повелось

           Чтобы весело всем

            И счастливо жилось

            Чтоб не плакал никто

            И никто  не скучал

            Сам народ для себя

           Шутки, песни слагал

12 уч. Наши дедушки, бабушки

           Нам говорили

           Как плясали они

           Хороводы водили

           Как смеялись, шутили

           Песни звонкие пели

           Своих деток учили

           Петь ещё с колыбели

           

Вед. Я приглашаю  вас принять участие в познавательной программе «Я люблю тебя, Россия!» Тема сегодняшней нашей встречи – Россия, её быт, культура, история, обряды. Вы будете состязаться не в силе и в ловкости, а  в знаниях: кто больше знает  и быстрее соображает. (Делим класс на 2 команды. За правильные ответы команда получает синий цветок. У кого больше цветов в букете, тот и победит!)

Первый  тур  игры. Разминка.

Издавна на Руси любил народ   жанр устного народного творчества – это загадки. Отгадаете загадки.

1) То волной лениво плещет,

То под ветром чуть трепещет,

То как зеркалом лежит-

Ослепительно блестит

То вдруг яростно ревёт

И, ревя, верёвки вьёт,

И на берег их бросает,

И сейчас же в клочья рвёт!  (море)

2) Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся

А едва появится-

Взгляд отводим, прячемся:

Уж очень оно яркое

И жаркое – прежаркое. (солнце)

3) Живою может быть и мёртвой,

И жидкою, и очень твёрдой…

Таиться может в небесах

И в глубине земли скрываться,

И испаряться на глазах,

И тут же снова появляться! (вода)

4) В сенокос – горька,

А в мороз – сладка,

Что за ягодка? (рябина)

5) Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

А порой такой красивый –

Кружевной и синий- синий! (небо)

6) Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе:

Узкий кончик в роднике,

А широкий – в море. (река),

2-е задание: вам необходимо ответить на вопросы о быте, истории  и культуре русского народа.

1. Как назывался праздник проводов русской зимы?(масленица)

2. Какое угощение было обязательным на этом празднике?(блины)

3. Почему именно блины? Что это означало?(символ солнца)

4. Какие блюда русской кухни вы знаете?(щи, пироги, блины, каша)

5. Какую одежду носили русские женщины?(сарафан)

6. Как называется русская мужская рубашка?(косоворотка)

7. Какую обувь носили русские крестьяне?(лапти)

8. Назовите полюбившийся во всём мире сувенир земли русской?(матрёшка)

9. Назовите первую столицу русского государства?(Киев)

10. Чем знаменит был Нижний Новгород?(ярмарками)

11. Назовите великую русскую реку?(Волга)

12. Когда была основана Москва?(1147г) Вязьма? (1239г)

13. Какой головной убор  на Руси носили молодые девушки, молодые женщины, пожилые  женщины. (атласная лента, кокошник, платок, чепец, полушалок.)

14. Назовите русский танец, где девушки должны быть с длинной косой? (хоровод)

3-е задание: Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. О какой русской народной сказке идёт речь?

1. Колотил да колотил

По тарелке носом

Ничего не проглотил

И остался с носом. (Лиса и журавль)

2. Ах ты, Петя-простота,

Оплошал немножко.

Не послушался кота.

Выглянул в окошко. (Петушок-золотой гребешок)

3. Красна девица грустна.

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко.

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

4-е  задание: Вы попали в музей русской старины. Как правильно называются русские старинные предметы?   (деревянная ложка, серп, чугун, ухват, коромысло, рушник - лежат на столе у каждой команды или рисунки этих предметов)

Вед. Вот и закончилась наша программа. Кто сегодня победил, нам объявит жюри. Командам раздаются рисунки с матрешками........ (смотри Приложение).

Вывод – Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше русское государство, нашу Россию.

13 ученик

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе…

14 ученик.

Берегите Россию,

Без неё вам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,

Берегите Россию –

Нет России другой.

Песня  «Моя Россия» (в исполнении детского хора, на экране слайды о России )

Рефлексия.  Если вам понравилось на классном часу, то нарисуйте матрешкам улыбки. Если что-то не понравилось, то просто ровные губки.... Раскрась матрешек, если ты считаешь себя патриотом своей Родины, если нет - оставь белыми.

Используемая литература:

  1. Газета «После уроков»
  2. «Праздник - ожидаемое чудо» внеклассные мероприятия 1-4 класс,

Москва «ВАКО» 2006г.

  1. «Сценарии праздников в начальной школе» М. А. Бесова. Ярославль 2001г.
  2. Интернет ресурсы:  http://www.viki.rdf.ru/

Приложение 

Назови правильно старинные русские предметы:

http://img0.joyreactor.cc/pics/comment/full/%D0%B3%D0%B8%D1%84%D0%BA%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81-1738328.jpeghttp://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/9/5/3/5242359.jpg

1- _________________________________        2- _____________________________

http://zlatmuseum.ru/images/uploads/coolection/user_248/p18u5shto216s41vsm1p4i19vl7fh1.JPGhttp://www.bkc.com.ua/upload/catalog/gallary/22f66425ceec45deb281d590b8cf60b4.jpeg

3- ________________________________           4- _____________________________

http://61.img.avito.st/640x480/469581461.jpg

5- _____________________________


Первые русские князья, о которых говорится в учебнике, это:

– Рюрик, правивший в Новгороде с 862 года;

– его преемник и родственник Олег (правил с 879 года в Новгороде, с 882 года в Киеве, объединил Новгород и многие другие русские земли под властью Киева);

– Игорь, сын Рюрика, великий князь Киевский с 912 года;

– княгиня Ольга, жена Игоря, – правила страной в малолетство их сына Святослава;

– Святослав княжил в Киеве с 964 года;

– Владимир, младший сын Святослава, правил с 980 года;

– Ярослав Мудрый, сын Владимира, вступил на Киевский престол в 1019 году;

– Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, правил с 1113 по 1125 годы. (Сведения для учителя.)

Перед русскими князьями стояли в те давние времена серьезные проблемы. Первой из них надо считать объединение племен в единое государство. Это сложный и долгий процесс. Например, племя вятичей, живших в тех краях, где сейчас находится Москва, смог присоединить к Киеву только князь Святослав в конце X века.

Второй важной задачей была защита земель молодого государства от соседей-завоевателей. Вспомните стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». В нем прямо говорится:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам,

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам...

С Хазарией воевал и князь Святослав. Но кроме хазар было немало и других враждебных Древнерусскому государству племен, особенно кочевники Дикого поля – причерноморских степей. В схватке с ними и погиб князь Святослав.

Третьей важной задачей было нравственное объединение разных племен. В условиях того времени средством могла быть только единая для всех религия. Эту проблему решил крестивший Русь князь Владимир. Надо сказать, что у Владимира был широкий выбор. На духовное преобразование Руси претендовали иудаисты Хазарии, католики Рима, исламский мир. Владимир сделал выбор в пользу господствовавшей в Византии православной церкви. Этот выбор не был случаен. Византия в то время была самым развитым государством в Европе, к тому же она была важнейшим торговым партнером Руси. Видимо, выбор определялся также и политическими причинами.

Крещение киевлян в 988 году не решило проблему сразу.

Смена мировоззрения – всегда долгий и трудный процесс.

Не все были готовы расстаться с привычными древними богами. Потребовались сотни лет, чтобы внедрить в сознание всего народа христианские представления.

Наконец, четвертой задачей было обустройство Древнерусского государства. Уже княгиня Ольга извлекла уроки из похода князя Игоря, установив определенную меру налогообложения для всех вошедших в Киевское княжество племен. Продолжил ее дело сын князя Владимира Ярослав Мудрый. При нем был составлен первый письменный древнерусский закон – «Русская правда». С дополнениями он действовал вплоть до создания в 1497 году Судебника великого князя Московского Ивана III.__

http://www.playing-field.ru/img/2015/052121/3051951


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мне посчастливилось родиться на Руси" для 4 класса

Воспитание любви к Родине, к малой Родине. Работа в группах. Интеллектуальная игра....

Презентация к классному часу "Становление и развитие школьного образования на Руси"

Презентацию можно использовать при проведении классного часа об истории развития школьного образования на Руси. Дети узнают, что и как изучали их сверсники в прошлом. Какие были школы на Руси....

классный час на тему "Оружие особого рода"

Дети узнают о работе фронтовых кинооператоров в годы великой Отечественной войны. Классный час построен в форме устного журнала....

Заключительный урок по курсу ОРКиСЭ "Мне посчастливилось родиться..."

Данный урок был завершающим в 4-м класса. Урок насыщен, интересен. Презентация была сделана по данному уроку, но так как она о нашем селе, её прилать не стала....

Презентация к классному часу «Мне посчастливилось родиться на Руси»

Берегите Россию,Без неё вам не жить.Берегите её,Чтобы вечно ей бытьНашей правдой и силой,Всею нашей судьбой,Берегите Россию –Нет России другой....

Классный час "Мне посчастливилось родиться на Руси" для 4 класса

       Кл. час «Мне посчастливилось родиться на Руси»Цели:- обобщить знания детей о символике Росси;- способствовать развитию мышления, устной речи, творческих с...