Заключительный урок по курсу ОРКиСЭ "Мне посчастливилось родиться..."
методическая разработка (4 класс) на тему

Стегниенко Тамара Александровна

Данный урок был завершающим в 4-м класса. Урок насыщен, интересен. Презентация была сделана по данному уроку, но так как она о нашем селе, её прилать не стала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zaklyuchitelnogo_uroka_po_kursu_orkse.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

                            Конспект заключительного урока по курсу ОРКСЭ

«Мне посчастливилось родиться….»

    При подготовке урока был создан видеоролик «Моя Россия», в презентации использованы фотографии из семейных альбомов детей  и фотографии, сделанные во время уроков и внеклассных мероприятий. Слайды демонстрируются на протяжении всего урока, меняются по щелчку мышки.

 Цель: создание условий для осознания учащимися значимости нравственности и морали для достойной жизни личности.

Задачи:

-Формировать познавательные  интересы и поисковые навыки в отборе материала;
-Воспитывать лучшие гражданские качества: любовь к Родине, родному селу и району, чувство сопричастности времени, отечественной истории;
-Воздействовать на положительные эмоции учащихся.

- Пробудить у них чувство сопереживания.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА : ФОНОГРАММА ПЕСНИ  Г. Заволокина «Как жить?»

                                                 Диск с записями песен Л.Зыкиной

                                                 Компьютер

                                                 Экран

                                                 Проектор

                                                 Видеоролик «Мы о России будем говорить…»

                                                             ХОД УРОКА:

I. Организация деятельности учащихся

-Сегодня у нас очень важный урок. Наш класс принял участие в апробации курса, которого ещё не было за всю историю школы.  34 урока мы говорили на многие темы, теперь подошло время подвести итог.  Я приветствую гостей нашего урока и хочу сказать им  большое спасибо за то, что они нашли время и пришли к нам. Обратите внимание на то, как мы  расположились: бабушки и дедушки на первом ряду, мамы и папы на втором, а дети на третьем. Это не случайно: у нас в классе 3 поколения, но мы одна семья. Значит говорить мы будем как заведено в семье – по старшинству. И прежде чем мы начнём, давайте произнесём такие слова:

                                                       Я желаю тебе добра.
                                           Ты желаешь мне добра.
                                            Мы желаем друг другу добра.

II. Актуализация знаний.

Слайд 1.  –Я объявляю тему завершающего урока «Мне посчастливилось родиться…»

   Возможно, кто-то опровергнет мои слова. Сколько радости в семье, когда родился человек! Он не умеет говорить, не умеет ходить, но умеет требовать своё: без слов понятно, что человечек хочет кушать, желает, чтобы его качали, пели колыбельную. О нём заботятся, выбирают имя, сейчас часто называют детей по совету церкви. Расскажите , милые бабушки, как вы называли своих детей?

 ( Такой же ответ дают родители детей). А как вы, ребята, хотели бы назвать своих будущих детей? Поясните.

 - В селе, где я жила живёт семья. У них традиция- называть первых мальчиков семье Серёжами и Ильями. Если дед Илья Сергеевич, значит сын- Сергей Ильич. В каждой семье свои традиции. Поэтому каждая семья- уникальна. Хотя все мы живем в одной большой стране- Россия!

Слайд 2.  Самый первый урок  мы начинали с этого слайда.

( На каждую строку –щелчок)

Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы

Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Живём мы в радостном краю

И знать его должны мы.

Страну Российскую свою.

Свой светлый край любимый.

-Мы много говорили о России. А что для вас –РОССИЯ? Первое слово- по старшинству.

Слайд 3.  И как итог всего сказанного  прочту вам стихотворение Н.Ф. Ромашиной «Я горжусь своей Россией» ( На выделенное слово- щелчок)

Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба
, гимна, Российского знамени, 
С уваженья заветов святых.
      Начинается с русской истории,
      Что описывал Нестор-монах,
      Благовеста с степными просторами,
     
Шапки той, что носил Мономах.
Начинается Родина с
Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.
      Начинается Родина
с детства,
      С материнской, отцовской любви,
      Школьной парты, букетов цветистых,
     
Что учителю мы принесли.  
Начинается Родина с песни
Про великую, Древнюю Русь,
С той земли, на которой живу я
И своею Россией горжусь. 

      Начинается Родина с дали,
     Что зовёт и уводит туда,
     Где горит горизонт и пылает
     Человеческой жизни заря.
  Начинается Родина с мыслей,
  Чистых, светлых, душевных, простых,
  Искромётных и творчески быстрых,
  Дерзновенных, красивых, своих!
      И с мечты начинается Родина
      Сокровенной в основе своей
      Окрылённой, восторженной, радужной,
      Яркой жизни, твоей и моей!

«Моя Россия»-так назвали свою песню Н. Соловьёва и Г. Струве…А мы на основе этой песни сделали видеоролик. Предлагаю его вашему вниманию.

     -Во все времена поэты воспевали Русь, художники писали полотна, певцы и музыканты посвящали песни родине. Какие песни о России пели вы, милые бабушки? А мамы? А какие песни поют наши дети?

  - Я зачитаю вам стихотворение, а вы догадайтесь о ком оно?

                 Все песни посвящала лишь России,

                 Любила всей своей душой.

                 А голос был проникновенный, сильный,

                 И нам она казалась молодой.

                 Любила петь она о Волге,

                 Её красе, широких берегах.

                  Слушать её могли мы долго

                 Вникали в каждый звук в её словах.

                 Но , к сожаленью, человек не вечен,

                 Не так давно она от нас ушла.

                 Путь жизненный её увековечен…

                 Но в каждом сердце песнь уют нашла.

- Конечно, о Людмиле Георгиевне Зыкиной. Слайд 4.  ( Открывается фото)

Чтобы нам прослушать все её песни, понадобится 42 часа! И все они о Родине, её величии и красе. О душе человека, о подвигах солдат, а кто не помнит песню о волгоградской берёзке… Давайте перечислим некоторые из них.

  Я предлагаю прослушать отрывки песен в её исполнении, вы говорите название песни. Кто же вспомнит песен больше? Смело можно ей подпевать.

Слайд 5. Перед вами изображение великого человека. Кто может произнести его имя?  Это старец Амвросий Оптинский.(Щелчок мышкой) Его люди любили и уважали за отношение к людям, мудрые  советы. Многие спрашивали: «Как жить?» .(Щелчок мышкой) Вы знаете, что он отвечал? ( Выслушать мнения). Однажды его слова прочли и сочинили песню. Прослушайте её и скажите мне, кто же автор песни?

Песня Г. Заволокина «Как жить?»

(После ответов открывается фото и ответ)

- Да, это Геннадий Заволокин. К великому сожалению, его тоже нет. Но песни его и передача созданная им живут. А это Храм Святого Луки в нашем районном центре. А вот как связанны между собой Храм, старец Амвросий и Заволокин, мы выясним, чуть позже.

   -Люди увековечили память в таком памятнике слайд 6.  Они решили, что если посидеть рядом и подержаться за гармонь, станешь везучим и счастливым. Это поверие люди создали сами, свято в него верят. Можете верить, можете нет, но оно работает. Так утверждают те, кто был там. Может быть он и правда стал небесным покровителем простых людей. У Заволокиных в семье есть такие законы: помогай, уважай, люби. А какие законы знаете вы? (Подвести к тому, что существуют законы на уровне государства и неписанные (божьи ))

Слайд 7.  (На каждый щелчок мышки открывается закон)

Божьи заповеди

Конституция

  1. Аз есмь господь Бог твой: да не будуть тебе бози инии разве Мене.

  (Я –господь Бог твой; и не должно быть у тебя другие боги, кроме Меня)

Каждый человек индивидуален, должен быть свободным  и не создавать себе кумира.

  1. Не делай себе идола, не покланяйся им  и не служи им.
  1.  Не произноси имени Господа   Бога твоего напрасно.

Глава государства лицо неприкосновенное…

  1. Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай, а день седьмой  посвящай Богу твоему.

5 дней гражданин должен работать, а 2 дня отдыхать (исключение- работы по графику)

  1. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле.

Уважай своих родителей.

  1. Не убий

  1. Не прелюбодействуй

  1. Не укради

  1. Не лги

Любое нарушение закона будет    наказываться уголовно или административно.

– жизнь человеческая неприкосновенна; эта заповедь оберегает жизнь любого человека
– мы обязаны уважать своих родителей
– никто не имеет право брать то, что принадлежит другому
– люди должны всегда говорить правду: дома, в школе, на отдыхе

Этому нас учат родители и школа.

  1. Не делай плохого людям и не желай чужого.

Человек  имеет право на труд, отдых и достойную жизнь на сколько ему позволят его материальное благосостояние не в ущерб и за счет кого- либо.

- Так по каким мы с вами живём законам?!  Оказывается, этот вопрос не так прост.

Слайд 8. А теперь представим картину: начинаются святки. На Старый Новый год дети идут колядовать. Сын поёт колядки, его угощают конфетами. Всё хорошо, сохраняем традиции, сохраняем культурные ценности, но дома ждёт мама. И вот, после нескольких часов ожиданий, пришёл сын.(Щелчок мышкой). А может прийти с другом. .(Щелчок мышкой).

   -Ребята, что произнесёт мама? ( Ну что, явился?) Так вот, с точки зрения религии -это большой грех! Кто первым явился на Землю? (Иисус Христос) -Так что, милые мамы, прежде чем произнести эти слова, вспомните третью Божью заповедь. И помните, что главное- мир в семье. А с точки зрения религии- семья- маленькая церковь.

.(Щелчок мышкой). Открывается картина «Явление Иисуса Христа на Землю»

Слайд 9. Бог- это дух. Его никто не видел. А вот сына его изображают. Как впервые появился его образ? .(2 раза Щелчок мышкой).

Слайд 10. Люди в радости и горе произносят имя Христа, читают молитвы, ставят свечи, верят в других небесных покровителей. Это карта России. А что ещё вы видите на карте? Если вы смотрите передачу «Слово пастыря» то, наверняка, слышали такую легенду: Иконы Божьей Матери были похищены или потеряны. Считается, что если найдутся 4 иконы и каждая займёт своё место в России, то в стране наступит спокойствие и стабильность. Что получится, если мы мысленно воздушными линиями соединим иконы? (Крест) И вы знаете, что не так давно все 4 иконы были возвращены на свои исторически предназначенные места. Будем надеяться на хорошее.

- Напомните, мне пожалуйста, чем икона отличается от картины?

- А сейчас я предоставляю слово детям и вернусь к семье. Они приготовили для вас стихи:

  1. Что значит для меня моя семья?
    Конечно - счастье и уют домашний,
    Семь правил обязательных храня,
    Лишь только семь, но очень - очень важных
  2. Во - первых, это главное - любовь.
    Всем сердцем и душою всей, и разумом.
    Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
    А трепетно, и каждый день по -разному.
  3. Второе - дети. Что за дом без них?
    Пустыня без колодца - не напиться.
    А дети - это жизнь, это родник
    И продолженье рода. Пусть струится!
  4. Потом забота. Лишь она
    Очаг семейный сбережет от ветра.
    Старайся, чтоб с улыбкою весна
    Была всегда с тобою, а не где-то.
  5. Четвертое - терпение. Оно
    Поможет пережить невзгоды, беды...
    И отогреет солнышком окно.
    Что инеем заледенело белым.
  6. А пятое - ответственность и дом
    В фундаменте семейном веский камень.
    Они помогут защитить любовь,
    От ветра уберечь душевный пламень.
  7. Шестое — уваженье. Только с ним
    Приобретешь успех, признанье общее
    Всегда, считаясь с мнением других,
    Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

  1. И наконец, седьмое - чистота
    Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
    Вот так я представляю свой очаг,
    Где я любима, счастлива где полностью.

Слайд 11. А теперь притча. .(Щепчок мышкой). Чтение притчи.

?. Как вы думаете, какие 3 слова написал старик? Слайд 12.

– Спасибо, ребята. Перед уроком я попросила ребят принести семейную фотографию. Что мне дети ответили, вы знаете? Семейных фотографий нет. В каждой семье в наше время есть цифровые фотоаппараты, видеокамера, а фотографий нет. Еще 30 лет назад мы ездили в город, чтобы сфотографироваться, была в районе одно единственное фотоателье, а семейные фотографии с бабушками и дедушками, тётями и дядями, всеми родственниками были в каждой семье.  И все же мы нашли такую фотографию в нашем классе.

Слайд 13. Вот она- семья. ( Чтение стихотворения).

Слайд 14. А теперь я вашему вниманию предоставляю картину. Посмотрите на неё внимательно. Что можно сказать о жизни этого человека? Почему она сидит одна? Почему её художник не изобразил в центре? Обратите внимание на фон. Как бы вы назвали эту картину? ( Картина В. Попкова «Моя бабушка?)

- А сколько в нашем селе одиноких бабушек? Вдов Вов? В нашем районе особое внимание уделяется людям преклонного возраста. В каких мероприятиях участвовали вы?

Слайд 15. Наш район празднует свой юбилей. Повсюду проводят концертные программы, районная газета печатает стихи местных поэтов- любителей. А районная студия телевидения сняла фильм « Купинскому району- 85». Фильм поделён на 3 части: 1- история района, 2- короткие сюжеты о сёлах района, 3- о районном центре. Предлагаю вашему вниманию сюжет о нашем селе.

Показ сюжета.

 Слайд 16. Вот одно из них.

- Р. Щербаков охватил далеко не все сёла нашего района. К сожалению, и о нашем селе он забыл. Как вы к этому относитесь?

-Я тоже решила, что это не совсем справедливо. Село наше славится далеко за пределами района и даже области. На наше озеро приезжают люди из ближнего и даже дальнего зарубежья. Люди, рождённые в нашем селе очень знамениты. Каждый год на районной Доске Почёта фотографии наших односельчан, редактор районной газеты тоже родом из нашего села. И я решила написать стихотворение о нашем селе. Слайд 17.

К огромному сожалению огромное количество прекрасных сёл постигла иная участь. Они навсегда исчезли с лица Земли. Давайте перечислим название сёл, которые исчезли в наше время? ( Васильковка, Мурашовка, Травинка, Пестерёвка, Отряд, Горнадстали, Андреевка, Батрак и т.д.)

-И я знаю, что присутствующие здесь люди, когда- то проживали в некоторых сёлах. Почему же село исчезло? Расскажите нам, какое было ваше село? Чем славилось?

Слайд 18.  Случайно в журнале прочла стихотворение П.Ф. Нефёдова «Простите, деревни!» . Очень хочу вам его прочитать.

  Простите, деревни, простите, родные,

 За то, что для многих вы стали чужие.

С любовью растили, поили, растили, кормили,

А выросли дети- и вас позабыли.

Заждались хозяев холодные хаты,

Тоскуют под печкой горшки и ухваты.

Бледнеют берёзы и гаснут рябины,

И горькие слёзы роняют осины.

Давайте, друзья, мы силёнок подкопим,

Давайте вернёмся к родимым истокам,

Чтоб в хатках, грустящих без нас одиноко,

Приветливый свет заструился из окон.

Расчистим мы снег за скрипучею дверью,

Возьмём с собой веру, оставим безверье.

Полы подметём и затопим все печи,

Засветим старинному образу свечи.

Начнём мы сначала: от поля и речки,

От старой деревни, от дедовской печки!

Чтоб в окнах- берёза, звёзда на крылечке,

Чтоб в храмах забытых затеплились свечки.

И пусть нелегко нам придётся порою,

Но вера согреет нас лютой зимою!

Ведь песня весны в нас ещё не допета,

И ждём мы с надеждою красное лето!

Подведение итогов. – прежде чем закончить наш урок, я хотела бы вернуться к вопросу: что общего между Г. Заволокиным и нашим районным Храмом?

Заволокин говорил: «Нет ничего приятнее и роднее звука гармони и колокольного звона». А звон колокола слушают стоя!

(Все встают) Звучит колокольный звон. Во время этого звучания говорю:

- Невозможно равнодушно слушать этот звук. Во время его звучания мы вспомним всё: как человек появился на свет и как провожаем близких в последний путь, как празднуем православные праздники и венчание, мы забываем о наших болезнях, проблемах и семейных неурядицах , мы вспомним исчезнувшие навсегда деревни, и верим, верим в то, что все буде хорошо. Только с надеждой и верой человек может строить планы на будущее, а значит- жить! Как здорово, что все мы родились… И пусть всегда звучат колокола…

    

               

               



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мне посчастливилось родиться на Руси" для 4 класса

Воспитание любви к Родине, к малой Родине. Работа в группах. Интеллектуальная игра....

Заключительный урок по основам религиозных культур и светской этики на тему6 "Пою тебя, моё Отечество!"

Урок проведён в 5 классе на завершающем этапе изучения курса ОРКСЭ и приурочен к празднованию Дня согласия и примирения 4 ноября.Урок содержит исторический материал о народном ополчении К. Минина и Д....

"Сказка мудростью богата" - заключительный урок

Урок построен в виде викторины по пройденному разделу. Класс делится на три команды, названия - сказочные, за правильные  содержательные ответы детям вручаются жетоны.Урок проходит весело, задорн...

Урок чтения во 2 классе СКОШИ I вида Заключительный урок по теме "Зима."

Данная разработка урока чтения во 2 классе СКОШИ I вида по теме "Зима"  (конспект) имеет цель: обобщить пройденный по теме материал и решает следующие задачи: закрепить у учащихся полученны...

Классный час в 3 классе «Мне посчастливилось родиться на Руси»

Классный час в 3 классе «Мне посчастливилось родиться на Руси»...

Презентация к классному часу «Мне посчастливилось родиться на Руси»

Берегите Россию,Без неё вам не жить.Берегите её,Чтобы вечно ей бытьНашей правдой и силой,Всею нашей судьбой,Берегите Россию –Нет России другой....

Классный час "Мне посчастливилось родиться на Руси" для 4 класса

       Кл. час «Мне посчастливилось родиться на Руси»Цели:- обобщить знания детей о символике Росси;- способствовать развитию мышления, устной речи, творческих с...