Метод мандала в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
консультация на тему
Этот метот развивает мелкую моторику,тренируется усидчивость и аккуратность и.т.д
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mandala_statya_v_gazetu.docx | 153.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение метода «Мандала» для определения эмоционального состояния ребенка – дошкольника
(из опыта работы)
Вагабова Зюльфия Сайпутдиновна,
воспитатель
МБДОУ №7 «Крылышки», ЯНАО, город Салехард.
Слово «мандала» в переводе означает «круг», это не просто рисунок, это модель Вселенной нашей души. Одним из первых европейских учёных, кто серьёзно изучал мандалы был Карл Густав Юнг. Он пришёл к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию индивидуальности. Мандалотерапия – способствует снятию напряжения, изменению эмоционального состояния, позволяет выражать свои чувства, развивать саморегуляцию. Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки. Для детей мандала — это способ упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит им нужную энергию во внутренний мир, для восстановления равновесия и спокойствия. Мандалотерапия включает в себя: раскрашивание мандал – раскрасок и создание собственных мандал из природного материала, цветного песка, пуговиц, круп, мозайки. С дошкольниками мандалотерапию можно проводить и индивидуально и со всей группой. Во время раскрашивания мандал детям включают спокойную музыку.
В настоящее время педагоги ДОУ всё чаще встречают в группах детей с повышенной тревожностью, страхами, не всегда адекватным поведением, детей с трудностями в адаптации, гиперактивных детей. Дети стали чаще проявлять злость, агрессию к другим детям. Всё это неблагоприятно влияет на атмосферу в детском коллективе. Как же помочь детям преодолеть свои страхи? Как научить детей контролировать свои эмоции, своё поведение к окружающим? Как помочь детям быть уверенными в себе, поверить в себя, в свои умения? В этом поможет метод раскрашивания мандал! С помощью мандалатерапии дети смогут научиться сосредотачиваться, успокаиваться, учиться контролировать свои эмоции, концентрировать своё внимание, развивать творческое мышление, мелкую моторику рук. Именно поэтому я решила применить в своей работе метод мандалатерапии.
А чем же полезны мандалы для детей?
- Развивается мелкая моторика. Как при закрашивании мандал, так и при строительстве. Если у ребенка не получается не вылезать за край - не настаивайте!
- Тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально для детей 5-7 лет и старше.
- Тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство орнамента.
Существуют правила работы педагога при использовании мандалы:
- Если это мандалы-раскраски, то предлагается несколько – ребенок сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.
- Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.
- Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.
- Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой.
- Осуществляется принцип невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия.
- Принцип избегания комментариев по поводу работы.
- Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.
- После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату.
С какого возраста можно заниматься?
- 1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).
- 3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком.
- 6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.
На что следует обратить внимание на рисунке:
После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала-терапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.
Список литературы:
- Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А. И. Копытина. -СПб.: Речь, 2002.-144с.
- Материалы сайта: http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-metoda-nasypnoi-mandaly-s-detmi-i-vzroslymi.html.
- Материалы сайта: http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/roditelam/risovanie-mandalyi-s-rebenkom-doshkolnogo-vozrasta-semeynaya-traditsiya#ixzz3lEyhGP4A.
- Материалы сайта: http://www.b17.ru/article/6018/.
- Материалы сайта: http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/ispolzovanie-mandal-v-prakticheskoj-rabote-psixologa-detskogo-sada.html..
- Материалы сайта: http://www.maam.ru/detskijsad/programa-magicheskii-krug-dlja-detei-5-7-let-mandala-terapija-46007.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...
Поисково- исследовательский метод в работе с детьми младшего школьного возраста
Данная работа показывает поисково- исследовательскую деятельность моих учеников, которая вылилась в коллективный прект "Медведи"...
Методы образовательной кинезиологии в работе с детьми младшего школьного возраста
Данный материал был подготовлен для методического объеденения психологической службы нашего комплекса....
Проектный метод в работе с детьми младшего школьного возраста
Наиболее продуктивным методом обучения в современной педагогике становится метод проектов. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения во...
Статья "Использование элементов Монтессори- педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию"
материал из опыта работы...
Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста "Матрёшечка - маленькая крошечка"
Целенаправленное ознакомление детей с русской народной игрушкой матрешкой - это одна из составных частей формирования у детей патриотизма. Через знакомство с декоративно-прикладным искусством, в...
Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста "Мой дом, моя улица"
Дом - это то, с чем связаны первые впечатления ребенка об окружающем мире. Дом- это защита, тепло, радость, это родные и близкие, все, что связано с ними, что составляет мир маленького человека. Привы...