Методы образовательной кинезиологии в работе с детьми младшего школьного возраста
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Беличева Людмила Николаевна

Данный материал был подготовлен для методического объеденения психологической службы нашего комплекса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                            ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

ГБОУ «Школа № 2075» ШО № 3

«Методы образовательной кинезиологии в работе с детьми младшего школьного возраста»

Подготовила педагог-психолог

                                                                  ГБОУ «Школа № 2075» ШО № 3

                                            Л.Н.Беличева.

2015 г.


Любое изменение в жизни человека – это стресс, поэтому школа является стрессом для ребенка. Когда на человека действует стрессовый фактор, у него вырабатывается дополнительная энергия, которую необходимо выплеснуть.

Ребенку необходимо больше двигаться. Доказано, что разговорные навыки завязаны на мелкой моторике пальцев: если человеку связать пальцы, он обучаться будет в десятки раз медленнее. Кроме того, современные методики обучения говорят о том, что новую информацию легче понять и запомнить, воздействуя на разные каналы восприятия: картинка, звук, тактильные ощущения, вкус, осязание и движение. Образовательная кинезиология дает человеку возможность эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальными действиями.

Образовательная кинезиология является холистическим психолого-педагогическим направлением, изучающим взаимосвязи тела с психическими и эмоциональными процессами. Она включает в себя последние достижения в области психологии, педагогики, физиологии и нейрофизиологии. Это направление предлагает специально организованные движения, оптимизирующие деятельность мозга и тела для гармоничного развития и творческой самореализации личности.

Основателями Образовательной кинезиологии являются американские педагоги: супруги Пол Деннисон и Гейл Деннисон. В  начале 1970-х, педагог и специалист по чтению Пол Деннисон, стал использовать в своей работе определенные движения, для помощи детям, испытывающим проблемы в обучении». Пол и его жена Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга», которая была создана в начале 90-х гг.

 Эта программа представляет собой комплекс упражнений, которые способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.

Гимнастика Мозга представляет собой систему быстрых, занимательных и повышающих энергию тела упражнений. Эти упражнения эффективны для подготовки любого обучающегося к использованию специфических операций мышления и координации различных навыков. Оказалось, что упражнения работают не только для детей, но и для людей разных возрастов и занятий.

Необходимость включения таких упражнений в структуру занятий диктуется тем, что школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное мышление, тесно связанное с эмоциональной сферой, это предполагает участие правого полушария в обучении. Однако вся система образования нацелена именно на развитие формально-логического мышления, на овладение способности построения однозначного контекста. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария появляется повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И как следствие недостаточной активности ведущего правого полушария - раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому интеллектуальному стрессу, что проявляется в постепенно нарастающем чувстве усталости, отвлекаемости внимания, головных болях. В результате у ребенка появляются невротические реакции или неврозы, самый распространенный из которых - неврастения. При всех неврозах происходит нарушение межполушарных взаимодействий. Как правило, при возникновении у детей невротических расстройств родители и педагоги расценивают их как отсутствие волевой (сознательной) регуляции поведения и усиливают моральные требования. Именно тогда ребенок перестает усваивать не только требования, но и знаковую информацию: "не слышит", "не видит", "копается", постоянно испытывает усталость.

Упражнения «Гимнастики мозга» дают возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении; задействовать, создать и активизировать новые нейронные связи, повысить эффективность мышления – и потому, увеличить способность мозга к запоминанию. И как следствие – естественным способом повысить успеваемость ребёнка в школе. Легко, весело, превращая упражнения комплекса в игру.

Техники Образовательной кинезиологии позволяют:

  • улучшить концентрацию внимания, память
  • снять стресс, нервное напряжение
  • проработать внутренние трудности и препятствия
  • эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности
  • оптимизировать собственные резервы человека
  • повысить энергию тела

Данная методика может быть использована родителями, педагогами и людьми, активно работающими с детьми индивидуально или в группах, в целях более полного раскрытия их потенциальных возможностей. Она развивает и восстанавливает природные уникальные возможности человека, его индивидуальные способности, позволяют сформировать навыки самопомощи и самокоррекции в учебной и повседневной жизни детей и взрослых.  

«Гимнастика мозга» полезна и для взрослых. Максимально эффективно  действует при ежедневном выполнении.Много ли это занимает времени? Для выполнения базовых упражнений достаточно всего лишь 5-6 минут.

Эта методика более 30 лет активно применяется в Западной Европе; рекомендована и практикуется в европейских дошкольных и школьных учебных заведениях. На протяжении последних 7 лет   эта программа используется в психолого-педагогической практике и наших отечественных специалистов.


Полноценные комплексы упражнений, рекомендуемые психофизиологами, невозможно полностью применить в рамках урока, в обычном классе, в силу многих объективных причин.

Примеры кинезеологических упражнений, рекомендованных для включения в структуру развивающих занятий с младшими школьниками.

Для начала урока

1.Глазодвигательные упражнения

Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организм, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения.

  • Движения по четырём направлениям и диагоналям. Совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положениях.
  • Движения по четырём направлениям и диагоналям с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движения глазами, затем, удерживая в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Упражнение выполняется с легко прикушенным языком.
  • Движения глазами по четырём направлениям с привлечением движения языка (глаза и язык вправо – вдох, пауза, в исходное положение – выдох и т.д.)
  • «Восьмерка». Упражнение для оптимизации навыков письма. Закрыть глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами  за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте глаза.

2. Двигательные упражнения

Развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии).

  • Колечко
    Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
  • Кулак-ребро-ладонь
    Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
  • Лезгинка
    Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и
     левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
  • Лягушка
    Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук. Совмещать с движением языка влево, вправо (8-10 повторений).

Для середины урока

Выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

  • Ухо – нос

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

  • Мельница
    Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1 – 2 мин. Дыхание произвольное.
  • Перекрестный шаг

Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.

Для конца урока

  1. Упражнения на дыхание улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Кулачки
    Сжать пальцы в кулак с загнутыми  внутрь большими пальцами. Сделать выдох, не торопясь сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделать вдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами.
  • Свеча
    Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими пропорциями выдоха.
  1. Релаксация телесная.
  • Огонь и лед

По команде «Огонь» - интенсивные движения телом, по команде «Лед» - замереть, сильно напрягая мышцы. Выполнить 6 – 8 раз.

И в заключение маленький совет:

Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!


Литература

1.Д.А.Глазунов. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. М., «Глобус», 2008.

2. Хухлаева О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. Дошкольники.
М.:Генезис, 2004

Интернет-ресурсы: podpiska@1september.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы образовательной кинезиологии в работе с детьми младшего школьного возраста Педагог-психолог ГБОУ «Школа № 2075» ШО № 3 Л.Н . Беличева

Слайд 2

Школа является стрессом для ребенка. Когда на человека действует стрессовый фактор, у него вырабатывается дополнительная энергия, которую необходимо выплеснуть.

Слайд 3

Разговорные навыки завязаны на мелкой моторике пальцев: если человеку связать пальцы, он обучаться будет в десятки раз медленнее.

Слайд 4

Образовательная кинезиология включает в себя последние достижения в области психологии, педагогики, физиологии и нейрофизиологии и предлагает специально организованные движения, оптимизирующие деятельность мозга и тела для гармоничного развития и творческой самореализации личности.

Слайд 5

Пол Деннисон и Гейл Деннисон . В начале 1970-х, педагог и специалист по чтению Пол Деннисон , стал использовать в своей работе определенные движения, для помощи детям, испытывающим проблемы в обучении». Пол и его жена Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого.

Слайд 6

«Гимнастика мозга», которая была создана в начале 90-х гг. Г имнастика Мозга - система быстрых, занимательных и повышающих энергию тела упражнений. Эти упражнения эффективны для подготовки любого . обучающегося к использованию специфических операций мышления и координации различных навыков. Оказалось, что «Гимнастика» работает не только для детей, но и для людей разных возрастов и занятий.

Слайд 7

Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное мышление, что предполагает участие правого полушария в обучении. Система образования нацелена именно на развитие формально-логического мышления, что приводит к чрезмерной стимуляции еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого.

Слайд 8

Перегрузка левого полушария Повышенная утомляемость Отвлекаемость Забывчивость Недостаточная активность правого полушария Раздражительность Непоседливость Беспокойство Сниженный фон настроения

Слайд 9

Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому интеллектуальному стрессу, что проявляется в постепенно нарастающем чувстве усталости, отвлекаемости внимания, головных болях. В результате у ребенка появляются неврозы, самый распространенный из которых - неврастения. При всех неврозах происходит нарушение межполушарных взаимодействий.

Слайд 10

Упражнения «Гимнастики мозга» дают возможность : задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении; активизировать новые нейронные связи; повысить эффективность мышления – и потому, увеличить способность мозга к запоминанию ; естественным способом повысить успеваемость ребёнка в школе.

Слайд 12

Образовательная кинезиология развивает и восстанавливает природные уникальные возможности человека, его индивидуальные способности; полезна и для взрослых; э ффективно действует при ежедневном выполнении. Достаточно всего лишь 5-6 минут; более 30 лет активно применяется в Западной Европе; рекомендована и практикуется в европейских дошкольных и школьных учебных заведениях; на протяжении последних 7 лет эта программа используется в психолого-педагогической практике и наших отечественных специалистов.

Слайд 13

Для включения в структуру развивающих занятий с младшими школьниками рекомендованы следующие кинезиологические упражнения Для начала урока: Глазодвигательные упражнения. Двигательные упражнения: Колечко Кулак-ребро-ладонь Лезгинка Лягушка

Слайд 14

Для середины урока: Ухо – нос Мельница Перекрестный шаг

Слайд 15

Для конца урока: Кулачки Свеча Огонь и лёд

Слайд 16

Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...

Осуществление коррекционно-педагогической и воспитательно-образовательной работы с детьми младшего школьного возраста по здоровьесбережению.

•Ребенок в школе не готовится к жизни, он живет здесь и сейчас, и хочет быть счастливым.•Мы хотим верить, что организованная работа по здоровьесбережению позволит нашим детям не   расплачива...

Поисково- исследовательский метод в работе с детьми младшего школьного возраста

Данная работа показывает поисково- исследовательскую деятельность моих учеников, которая вылилась в коллективный прект "Медведи"...

Проектный метод в работе с детьми младшего школьного возраста

Наиболее продуктивным методом обучения в современной педагогике становится метод проектов. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и  учащихся, направленная на поиск решения во...

«Использование метода образовательной кинезиологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи»

  Развитие мозга -  это увлекательнейший детектив. Написанный природой и неразгаданный до конца. Действительно, как из крошечной пластинки формируется орган невероятной сложности, исс...

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в образовательном учреждении: подходы и способы реализации». (из опыта работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ)

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каж...

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в образовательном учреждении: подходы и способы реализации». (из опыта работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ)

Инклюзивное образование процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ ...