Методы образовательной кинезиологии в работе с детьми младшего школьного возраста
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данный материал был подготовлен для методического объеденения психологической службы нашего комплекса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_obrazovatelnoy_kineziologii_v_rabote_s_detmi_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 24.85 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГБОУ «Школа № 2075» ШО № 3
«Методы образовательной кинезиологии в работе с детьми младшего школьного возраста»
Подготовила педагог-психолог
ГБОУ «Школа № 2075» ШО № 3
Л.Н.Беличева.
2015 г.
Любое изменение в жизни человека – это стресс, поэтому школа является стрессом для ребенка. Когда на человека действует стрессовый фактор, у него вырабатывается дополнительная энергия, которую необходимо выплеснуть.
Ребенку необходимо больше двигаться. Доказано, что разговорные навыки завязаны на мелкой моторике пальцев: если человеку связать пальцы, он обучаться будет в десятки раз медленнее. Кроме того, современные методики обучения говорят о том, что новую информацию легче понять и запомнить, воздействуя на разные каналы восприятия: картинка, звук, тактильные ощущения, вкус, осязание и движение. Образовательная кинезиология дает человеку возможность эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальными действиями.
Образовательная кинезиология является холистическим психолого-педагогическим направлением, изучающим взаимосвязи тела с психическими и эмоциональными процессами. Она включает в себя последние достижения в области психологии, педагогики, физиологии и нейрофизиологии. Это направление предлагает специально организованные движения, оптимизирующие деятельность мозга и тела для гармоничного развития и творческой самореализации личности.
Основателями Образовательной кинезиологии являются американские педагоги: супруги Пол Деннисон и Гейл Деннисон. В начале 1970-х, педагог и специалист по чтению Пол Деннисон, стал использовать в своей работе определенные движения, для помощи детям, испытывающим проблемы в обучении». Пол и его жена Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга», которая была создана в начале 90-х гг.
Эта программа представляет собой комплекс упражнений, которые способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.
Гимнастика Мозга представляет собой систему быстрых, занимательных и повышающих энергию тела упражнений. Эти упражнения эффективны для подготовки любого обучающегося к использованию специфических операций мышления и координации различных навыков. Оказалось, что упражнения работают не только для детей, но и для людей разных возрастов и занятий.
Необходимость включения таких упражнений в структуру занятий диктуется тем, что школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное мышление, тесно связанное с эмоциональной сферой, это предполагает участие правого полушария в обучении. Однако вся система образования нацелена именно на развитие формально-логического мышления, на овладение способности построения однозначного контекста. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария появляется повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И как следствие недостаточной активности ведущего правого полушария - раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому интеллектуальному стрессу, что проявляется в постепенно нарастающем чувстве усталости, отвлекаемости внимания, головных болях. В результате у ребенка появляются невротические реакции или неврозы, самый распространенный из которых - неврастения. При всех неврозах происходит нарушение межполушарных взаимодействий. Как правило, при возникновении у детей невротических расстройств родители и педагоги расценивают их как отсутствие волевой (сознательной) регуляции поведения и усиливают моральные требования. Именно тогда ребенок перестает усваивать не только требования, но и знаковую информацию: "не слышит", "не видит", "копается", постоянно испытывает усталость.
Упражнения «Гимнастики мозга» дают возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении; задействовать, создать и активизировать новые нейронные связи, повысить эффективность мышления – и потому, увеличить способность мозга к запоминанию. И как следствие – естественным способом повысить успеваемость ребёнка в школе. Легко, весело, превращая упражнения комплекса в игру.
Техники Образовательной кинезиологии позволяют:
- улучшить концентрацию внимания, память
- снять стресс, нервное напряжение
- проработать внутренние трудности и препятствия
- эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности
- оптимизировать собственные резервы человека
- повысить энергию тела
Данная методика может быть использована родителями, педагогами и людьми, активно работающими с детьми индивидуально или в группах, в целях более полного раскрытия их потенциальных возможностей. Она развивает и восстанавливает природные уникальные возможности человека, его индивидуальные способности, позволяют сформировать навыки самопомощи и самокоррекции в учебной и повседневной жизни детей и взрослых.
«Гимнастика мозга» полезна и для взрослых. Максимально эффективно действует при ежедневном выполнении.Много ли это занимает времени? Для выполнения базовых упражнений достаточно всего лишь 5-6 минут.
Эта методика более 30 лет активно применяется в Западной Европе; рекомендована и практикуется в европейских дошкольных и школьных учебных заведениях. На протяжении последних 7 лет эта программа используется в психолого-педагогической практике и наших отечественных специалистов.
Полноценные комплексы упражнений, рекомендуемые психофизиологами, невозможно полностью применить в рамках урока, в обычном классе, в силу многих объективных причин.
Примеры кинезеологических упражнений, рекомендованных для включения в структуру развивающих занятий с младшими школьниками.
Для начала урока
1.Глазодвигательные упражнения
Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организм, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения.
- Движения по четырём направлениям и диагоналям. Совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положениях.
- Движения по четырём направлениям и диагоналям с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движения глазами, затем, удерживая в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Упражнение выполняется с легко прикушенным языком.
- Движения глазами по четырём направлениям с привлечением движения языка (глаза и язык вправо – вдох, пауза, в исходное положение – выдох и т.д.)
- «Восьмерка». Упражнение для оптимизации навыков письма. Закрыть глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте глаза.
2. Двигательные упражнения
Развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии).
- Колечко
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. - Кулак-ребро-ладонь
Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя. - Лезгинка
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений. - Лягушка
Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук. Совмещать с движением языка влево, вправо (8-10 повторений).
Для середины урока
Выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
- Ухо – нос
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
- Мельница
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1 – 2 мин. Дыхание произвольное. - Перекрестный шаг
Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.
Для конца урока
- Упражнения на дыхание улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- Кулачки
Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. Сделать выдох, не торопясь сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделать вдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами. - Свеча
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими пропорциями выдоха.
- Релаксация телесная.
- Огонь и лед
По команде «Огонь» - интенсивные движения телом, по команде «Лед» - замереть, сильно напрягая мышцы. Выполнить 6 – 8 раз.
И в заключение маленький совет:
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!
Литература
1.Д.А.Глазунов. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. М., «Глобус», 2008.
2. Хухлаева О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. Дошкольники.
М.:Генезис, 2004
Интернет-ресурсы: podpiska@1september.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Школа является стрессом для ребенка. Когда на человека действует стрессовый фактор, у него вырабатывается дополнительная энергия, которую необходимо выплеснуть.
Разговорные навыки завязаны на мелкой моторике пальцев: если человеку связать пальцы, он обучаться будет в десятки раз медленнее.
Образовательная кинезиология включает в себя последние достижения в области психологии, педагогики, физиологии и нейрофизиологии и предлагает специально организованные движения, оптимизирующие деятельность мозга и тела для гармоничного развития и творческой самореализации личности.
Пол Деннисон и Гейл Деннисон . В начале 1970-х, педагог и специалист по чтению Пол Деннисон , стал использовать в своей работе определенные движения, для помощи детям, испытывающим проблемы в обучении». Пол и его жена Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого.
«Гимнастика мозга», которая была создана в начале 90-х гг. Г имнастика Мозга - система быстрых, занимательных и повышающих энергию тела упражнений. Эти упражнения эффективны для подготовки любого . обучающегося к использованию специфических операций мышления и координации различных навыков. Оказалось, что «Гимнастика» работает не только для детей, но и для людей разных возрастов и занятий.
Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное мышление, что предполагает участие правого полушария в обучении. Система образования нацелена именно на развитие формально-логического мышления, что приводит к чрезмерной стимуляции еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого.
Перегрузка левого полушария Повышенная утомляемость Отвлекаемость Забывчивость Недостаточная активность правого полушария Раздражительность Непоседливость Беспокойство Сниженный фон настроения
Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому интеллектуальному стрессу, что проявляется в постепенно нарастающем чувстве усталости, отвлекаемости внимания, головных болях. В результате у ребенка появляются неврозы, самый распространенный из которых - неврастения. При всех неврозах происходит нарушение межполушарных взаимодействий.
Упражнения «Гимнастики мозга» дают возможность : задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении; активизировать новые нейронные связи; повысить эффективность мышления – и потому, увеличить способность мозга к запоминанию ; естественным способом повысить успеваемость ребёнка в школе.
Образовательная кинезиология развивает и восстанавливает природные уникальные возможности человека, его индивидуальные способности; полезна и для взрослых; э ффективно действует при ежедневном выполнении. Достаточно всего лишь 5-6 минут; более 30 лет активно применяется в Западной Европе; рекомендована и практикуется в европейских дошкольных и школьных учебных заведениях; на протяжении последних 7 лет эта программа используется в психолого-педагогической практике и наших отечественных специалистов.
Для включения в структуру развивающих занятий с младшими школьниками рекомендованы следующие кинезиологические упражнения Для начала урока: Глазодвигательные упражнения. Двигательные упражнения: Колечко Кулак-ребро-ладонь Лезгинка Лягушка
Для середины урока: Ухо – нос Мельница Перекрестный шаг
Для конца урока: Кулачки Свеча Огонь и лёд
Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...
Осуществление коррекционно-педагогической и воспитательно-образовательной работы с детьми младшего школьного возраста по здоровьесбережению.
•Ребенок в школе не готовится к жизни, он живет здесь и сейчас, и хочет быть счастливым.•Мы хотим верить, что организованная работа по здоровьесбережению позволит нашим детям не расплачива...
Поисково- исследовательский метод в работе с детьми младшего школьного возраста
Данная работа показывает поисково- исследовательскую деятельность моих учеников, которая вылилась в коллективный прект "Медведи"...
Проектный метод в работе с детьми младшего школьного возраста
Наиболее продуктивным методом обучения в современной педагогике становится метод проектов. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения во...
«Использование метода образовательной кинезиологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Развитие мозга - это увлекательнейший детектив. Написанный природой и неразгаданный до конца. Действительно, как из крошечной пластинки формируется орган невероятной сложности, исс...
Инклюзивное образование детей с ОВЗ в образовательном учреждении: подходы и способы реализации».(из опыта работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ)
Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каж...
Инклюзивное образование детей с ОВЗ в образовательном учреждении: подходы и способы реализации».(из опыта работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ)
Инклюзивное образование процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ ...