Конспект урока Дорожные знаки
план-конспект урока (3 класс) по теме
Ознакомление с новой классификацией дорожных знаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_dorozhnye_znaki.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №432
Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Дорожные знаки»
Воспитатель Посохова Ю.С.
Санкт-Петербург
2018г
Цель: ознакомление с новой классификацией дорожных знаков.
Задачи:
- сформировать у учащихся четкое представление условий распределения дорожных знаков по группам на основе их отличительных признаков;
- развивать познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление учащихся, а также зрительную память и внимание; совершенствовать у учащихся умение сотрудничать в группах;
- актуализировать знание правил безопасного поведения на дорогах, воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
Оборудование: дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.
Ход урока.
Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись,
И друг другу улыбнулись.
Чтоб по улицам шагать,
Надо очень много знать.
Как таблицу умножения,
Помнить правила движения.
- Ребята, а вы помните правила дорожного движения, которые мы с вами изучали на прошлом уроке? Давайте их вместе вспомним. Для этого я предлагаю вам выполнить тест.
У каждого из вас на партах лежит табличка. Под номером вопроса вы будете записывать букву ответа, который вы считаете правильным.
- Какое слово у вас получилось? (знатоки)
Поднимите руку, кто задание выполнил верно?
-Ребята, а кто такой знаток? (Знаток – это человек, обладающий большими сведениями в какой-то области). И мы с вами сегодня постараемся стать знатоками, а вот в какой области, сейчас с вами узнаем.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Послушайте стихотворение.
Город, в котором с тобою мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука, - над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
- - О какой азбуке идет речь в стихотворении? О правилах дорожного движения.
- А вот что помогает нам соблюдать на улицах правила дорожного движения, узнаем из загадки? (дорожные знаки)
Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг - ……… (дорожный знак)
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (правильно, сегодня мы будем знакомиться с дорожными знаками) На доске тема урока
Какие задачи ставим перед собой на уроке? Что хотим узнать? (Узнать, какие дорожные знаки бывают и для чего они служат).
- Давайте отгадаем, кто поможет нам провести урок.
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь. (светофор)
К нам в гости пришел Светофор Светофорович. Он будет нашим помощником сегодня. И не только сегодня. На доске светофор.
- Какие три глаза у светофора есть и что же они обозначают?
Актуализация знаний.
И первое задание, которое предлагает Светофор Светофорович узнать, что же такое «Дорожные знаки».
Сейчас мы с вами попробуем найти значение этого словосочетания.
Работа в парах. На партах у вас лежат конверты. Возьмите конверт №1. Достаньте из него карточку с определениями, прочитайте, выберите то, которое наиболее подходит к словосочетанию «Дорожные знаки».
- Дорожные знаки - элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний.
- Дорожные знаки, представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски; устанавливаются на автомобильных дорогах и городских улицах для предупреждения водителей и пешеходов.
- Дорожные знаки - пометка, изображение, предмет, в котором отмечается, обозначается что-нибудь.
- Ребята, где вы встречаете дорожные знаки? (на пути в школу, в магазин)
- Как вы думаете, для чего нужны дорожные знаки? Дорожные знаки выполняют ту же работу, что и светофор. Они помогают регулировать движение машин и пешеходов. Дорожные знаки сообщают, что ждет водителя на дороге.
- Кто должен знать дорожные знаки? Только водители? (и пешеходы тоже)
Дорожные знаки сделаны в виде простых рисунков, они всегда четкие, не похожие один на другой, без лишних деталей и украшений. Как вы думаете, почему знаки сделаны в виде простых рисунков? (чтобы их можно было различить издалека, и чтобы они были понятны и русскому, и таджику, и иностранному туристу)
- Изучение новой темы.
На партах у вас лежат макеты дорожных знаков.
- Сейчас я буду читать загадки про дорожные знаки. Тот ученик, про чей дорожный знак я прочту, выходит к доске с этим знаком.
1) Запомни этот знак, дружок:
Велосипед здесь и кружок
С большою красною каймой.
Ты перед этим знаком стой!
Вези в руках велосипед,
Здесь для тебя проезда нет!
(1. Движение на велосипедах запрещено.
2.Движение запрещено.
3.Подача звукового сигнала запрещена.)
- Как называется этот знак? - Движение на велосипедах запрещено.
-Что обозначает этот знак?
- У вас на столах лежат макеты дорожных знаков. Выйдите сюда со своим дорожным знаком те, у которых дорожные знаки похожи на знак «Езда на велосипеде запрещена».
Что общего у этих знаков? – (Они круглой формы, по краям красная кайма.)
- А что означают эти знаки?
- Движение запрещено.
- Подача звукового сигнала запрещена.
- Какое слово повторяется в названии этих знаков?
- Слово «Запрещено».
- Каково же назначение этих знаков? - Они что-то запрещают делать.
Верно. Эти знаки – запрещающие. (По мере группировки, дорожные знаки и название их группы вывешиваются на доске.) Это первая группа дорожных знаков, с которой мы познакомились.
2) - Почему проезда нет?
Землю роет человек.
Может быть, он ищет клад,
И старинные монеты В сундуке большом лежат.
Их, наверно, спрятал встарь,
Под землёю жадный царь. (знак «Дорожные работы»)
(1. Дорожные работы.
2.Пешеходный переход.
3.Дети).
У кого еще похожие знаки? – Ребята, посмотрите, чем все эти знаки похожи друг на друга? (периметр треугольника красного цвета)
Такие знаки называют предупреждающие. Значит, что они делают, для чего служат? Найдите, что сказано о них в учебнике. (предупреждают водителя о том, что ждет его впереди, о приближении к опасному участку дороги). Прочитаем в учебнике.
У нас еще один предупреждающий знак. Ваня.
«Железнодорожный переезд со шлагбаумом»
- Вот так знак,
Глазам не верю!
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью паровое отопленье? (Лискин)
- Это очень нужный знак!
Говорит шоферу так:
«Здесь шлагбаум – переезд,
Подожди, пройдет экспресс!» (Гарина)
- Назовите их ещё раз. (Пешеходный переход. Дорожные работы. Дети. Железный переезд со шлагбаумом.) Вывешиваю на доске.
3) - Пешеход! Решил дорогу
Безопасно перейти?
В этом я тебе подмога!
Поспеши меня найти! (знак «Пешеходный переход»)
- У кого из вас знаки похожи на этот, выйдите к доске.
Что означают ваши знаки? (место остановки автобуса и (или) троллейбуса, место стоянки, подземный пешеходный переход)
- Чем они похожи? (Это синие квадраты или прямоугольники с различными рисунками.) Прочитаем в учебнике. Посмотрите, как называется эта группа.
Они нам сообщают информацию и называются знаки особых предписаний.
4) - Выйдите к доске те из вас, у кого на столах остались лежать дорожные знаки. Попытайтесь их самостоятельно разделить на две группы. Чем похожа первая группа знаков? (Это синие круги с белым рисунком.) Что они подсказывают водителям? К какой группе относятся?
Давайте сверим свои предположения с учебником. (Это предписывающие знаки).
(1. Направление движение – направо.
2.Направление движения – прямо.
3.Круговое движение.)
5–Перечислите, что обозначают оставшиеся знаки.)
(1. Телефон.
2. Пункт питания.
3.Медицинская помощь)
Посмотрите внимательно в учебник. Как называется другая группа знаков?
Это знаки сервиса.
- Прочитайте, зачем необходимы эти знаки.
- Какой ещё знак сервиса нарисован в учебнике? (Автозаправочная станция)
Ну вот, теперь все дорожные знаки перед вами. Прочитаем хором, на какие группы они делятся.
А сейчас узнаем об истории появления и роли дорожных знаков. Когда же появились первые знаки и как они выглядели я вам сейчас расскажу.
- Первые дорожные знаки появились в 1909 году. В городе Париже на Международном дорожном конгрессе договорились устанавливать дорожные знаки с правой стороны. Тогда же были утверждены первые четыре дорожных знака. Они сохранились и до наших дней, хотя их внешний вид изменился. Эти знаки имеют такие названия: «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Пересечение равнозначных дорог». В 1909 году первые дорожные знаки официально появились и в России.
Физкультминутка.
Проводится с использованием светофора.
Красный сигнал – стой на месте, жёлтый – хлопай в ладоши, зелёный – шагай на месте.
Закрепление.
Работа в группах. - Возьмите конверт №2.
По заданию памятки выполните модель дорожного знака.
1) Составь знак из заготовок и приклей его на лист бумаги (пользуйся учебником).
2) Определи и запиши его название.
3) Назови группу, к которой относится этот знак.
1гр.- Въезд запрещён. Запрещающий.
2 гр.- Пункт медицинской помощи. Знак сервиса.
3 гр.- Движение прямо. Предписывающий.
4 гр. – Дикие животные. Предупреждающий.
5 гр. – Пешеходный переход. Знак особого предписания.
6. гр. – Пешеходный переход. Предупреждающий.
(От каждой группы выходит ученик, сообщает результаты работы группы).
Игра «Рассуждалки»
Работа в группах. Конверт №2. Правила игры: отвечать подробно, не спеша, хорошо продумывать ситуацию.
Ситуация 1.
Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?
(Три девочки. Безопаснее всего дожидаться следующего зеленого сигнала.)
Ситуация 2.
Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно?
(Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя.)
Ситуация 3.
Ты переходишь улицу в положенном месте на зеленый сигнал светофора, но когда ты оказался на середине, загорелся красный свет. Что ты будешь делать? Покажи и расскажи. (дождусь зеленого света)
Ситуация 4.
Ты вышел кататься на санках во двор, а твой друг предлагает пойти на горку, которая находится рядом с дорогой, по которой ездят машины. Как ты поступишь?
Ситуация 5.
Во время перехода улицы у тебя из рук вырвался воздушный шар. Как ты поступишь
Давайте подведем итог урока: посмотрите на слайд. Найдите среди знаков на экране два знака, имеющих одинаковое название, но выполняющих разную функцию. Объясните их значение. Про какой из знаков эта загадка, послушайте:
Всем знакомые полоски
Знают дети, знают взрослые:
На ту сторону ведет. (пешеходный переход).
Можно ли переходить дорогу там, где установлен предупреждающий знак «Пешеходный переход»? - Нет, т.к. этот знак для водителей. Он предупреждает, что впереди будет пешеходный переход.
- А к какой группе относится знак, указывающий место пешеходного перехода? - К знакам особых предписаний.
- А что нужно делать пешеходу, увидев предупреждающий знак «Пешеходный переход»?
- Переходить дорогу в этом месте нельзя. Нужно пройти до информационно-указательного знака «Пешеходный переход» и по зебре перейти дорогу.
6. Итог урока. Рефлексия.
Что нового вы узнали сегодня на уроке, чего раньше еще не знали? (Мы узнали о том, что дорожные знаки делятся на несколько групп: запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, предписывающие, информационно-указательные.)
- Что больше всего понравилось на уроке?
- У вас в конверте №3 3 кружочка: желтого, красного и зеленого цвета.
Зеленый – если все понял и сможешь применить эти правила.
Желтый – если все понял, но не сможешь применить эти правила.
Красный – ничего не понял.
- Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, Светофор Светофорович очень доволен. Вы показали себя настоящими знатоками дорожных знаков и правил дорожного движения, но чтобы они не забывались, я хочу подарить вам таблицу основных дорожных знаков. А знания о дорожных знаках вам пригодятся не только сегодня как пешеходам, но и в будущей вашей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Дорожные знаки. Группы дорожных знаков."
Урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения, урок окружающего мира, третий класс, УМК "Школа России"....
Конспект "Несуществующие дорожные знаки"
Конкурс агитбригад...
Конспект занятия "Дорожные знаки-наши друзья"
Технологическая карта занятия...
Конспект урока "Дорожные знаки" 2 класс УМК "Школа России"
Конспект урока...
Конспект урока "Дорожные знаки" с презентацией и тестами
Конспект урока по окружающему миру "Дорожные знаки" с презентацией и тестами....
Конспект урока "Дорожные Знаки"
Конспект урока "Дорожные Знаки" УМК "Школа России"- 3 класс...
Конспект урока "Дорожные знаки" 3 класс УМК "Школа России"
Разработка урока по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс...