Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании в рамках программы «Все цвета, кроме чёрного».
статья (2 класс) по теме
Выступление на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании". Я рассказала о своей работе в рамках программы "Все цвета кроме чёрного".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педагогическом совете | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании в рамках программы
«Все цвета, кроме чёрного».
Работая по новым образовательным стандартам я убедилась, что системно -деятельностный метод обучения лежит не только в основе учебной деятельности, но и особую роль играет во внеурочной деятельности. Сейчас одной из актуальных проблем является сохранение физического и психического здоровья, формирование у детей необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Во внеурочной деятельности я использую программу «Все цвета, кроме чёрного». Данная программа предназначена для младших школьников
на основе линии УМК «Все цвета,кроме черного» авторов М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой. Это комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Цель программы «Все цвета, кроме черного»:
— формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Ситуация с потреблением алкоголя, наркотиков среди детей остается катастрофической. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возникает ряд проблем: детская преступность, алкоголизм и наркомания.
Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, социальных учреждений. Вопросов много. Одно можно сказать, что оставленные без внимания дети, если ничего не изменить, составят угрозу для общества.
Поэтому я решила скорректировать программу «Все цвета, кроме черного» и включить в свою внеурочную деятельность.
Суть педагогической профилактики заключается не только в том, чтобы рассказать детям об опасности одурманивающих веществ, сколько в том, чтобы сформировать у них навыки, позволяющие успешно справляться с возникающими проблемами, реализовать свои желания и потребности за счёт внутренних личностных ресурсов. Вот почему темы профилактической программы «Все цвета, кроме чёрного» актуальны, так как направлены на развитие у детей познавательных интересов, способности эффективно строить взаимоотношения с окружающими (в том числе сопротивляться негативному давлению),. На мой взгляд, главное чему мы должны научить детей – это умению понимать себя, свои чувства и переживания.
И занятия по программе первого и второго года обучения объединены общей темой: «Учусь понимать себя».
В 1 классе на уроках окружающего мира, уроках Здоровья мы говорили о том, как устроен наш организм, почему нужно соблюдать режим дня, как не допустить переутомления, почему нужно правильно питаться, так же мы принимали активное участие в школьных «Днях здоровья» и спортивных мероприятиях.
Во 2 классе наши занятия посвящены в основном эмоциональной сфере. Проводятся они в форме «Мастерская радости». По данным специальных исследований более 80% учащихся начальной школы испытывают сильное функциональное и эмоциональное напряжение, которое впоследствии негативно отражается на психическом здоровье и, как следствие , на социальной адаптации. В этом случае у ребёнка может возникнуть потребность снять напряжение другими способами, в том числе при помощи психоактивных веществ. Поэтому я считаю важным научить детей понимать разницу между чувствами и ощущениями. Ощущения отражают свойства вещей и явлений, которые существуют независимо от человека. Чувства - это переживания человеком своего отношения к тому, что он познаёт и делает. Это значит, что ими можно и нужно уметь управлять.
Темы занятий второго года: « Что такое чувство?»,«Твоё настроение»,«Какого цвета настроение?»,«Как исправить настроение?»,«Какого цвета доброта?».
На занятиях мы говорили о том, как понять своё настроение, о способах изменения настроения.
Одной из важных форм деятельности в младшем школьном возрасте является игра. Через игру можно сформировать у ребёнка и культуру здоровья, и здоровье сберегающее поведение. Для этого желательные для освоения поведенческие схемы включаются в содержание игры и становятся её правилами. Ребёнок выполняет их не потому, что это «нужно и полезно», а потому что это интересно. Дети освоили несколько видов игр. Сюжетно -ролевая игры: «Просьба», «Испуганный ёжик». Игра по правилам: «Твоё настроение», «Да и нет». Образно ролевые игры: «Послушай меня», «Пушистый котенок». «Воздушные шарики». В них ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно.
Детям очень нравятся задания творческого характера: «Рисуем настроение», «Создаём цветок радости» и т.д.
Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Наши хорошие и плохие привычки тоже родом оттуда и то, каких будет больше, во многом зависит от того чему научат ребёнка в детстве. И я считаю, что работа в рамках программы «Все цвета, кроме чёрного», как раз способствует формированию хороших привычек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Все цвета, кроме чёрного"
Рабочая программа "Все цвета, кроме чёрного" плюс разработка одного занятия...
Тематическое планирование профилактической программы «Все цвета, кроме чёрного» 3 класс Раздел: Учусь понимать других.
Для тех, кто работает по программе "Все цвета, кроме чёрного", Учусь понимать других, в системе ФГОС НОО, внеурочная деятельность, предлагаю темы для еженедельного проведения занятий. Данный кур...
Формирование культуры здоровья, здорового и безопасного образа жизни с использованием программы «ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЁРНОГО»
Формирование культуры здоровья, здорового и безопасного образа жизни сиспользованием программы...
Презентация по теме Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. Игровые технологии
Роль игры для детей младшего школьного возраста...
«Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС
Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целена...
Доклад на тему: «Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС»
Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целена...
Дополнительная образовательная программа «Все цвета, кроме чёрного»
В основе программы «Все цвета, кроме черного» для 2-4 класса, которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ав...