Внеклассное мероприятие "Услышать сердце человека"
классный час (4 класс) на тему

Кудряшова Ирина Владимировна

Внеклассное мероприятие "Услышать сердце человека".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_uslyshat_serdtse_cheloveka.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «КРАСКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№55»

Внеклассное мероприятие

«Услышать сердце человека»

Учитель начальных классов

первой категории

Кудряшова Ирина Владимировна

2014 год

Цель:

-формирование у детей нравственных понятий таких как милосердие, сопереживание, такт, гуманность, деликатность;

-накопление детьми нравственных знаний;

-учить анализировать свои и чужие поступки, видеть их последствия, давать им нравственную оценку.

Форма проведения: этический  урок - беседа

Оборудование: стихотворение С.Я. Маршака «Четыре глаза», плакат «Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа», рассказы В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» и «Как жить на свете».

План

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово.
  3. Основной этап:

       а) рассказ учителя;

       б) инсценировка ситуации;

       в) чтение и анализ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно пред соловушкой».

       4. Закрепление.

       5. Подведение итогов.

Этапы

Содержание

Деятельность детей

  1. Орг.момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались для важного разговора.

  1. Вступительное слово

 (Звучит припев песни «Услышать сердце человека»  А. Пахмутова)

- Только что прозвучал фрагмент песни «Услышать сердце человека». Там есть такие слова: «Услышать сердце человека возможно только в тишине…». Сегодня мы попытаемся понять, что это значит – услышать сердце человека.

- Как вы думаете, слова «услышать сердце человека» употребляются в прямом или переносном значении, имеют ли они еще какой-то смысл? Это значит, услышать просто стук человеческого сердца? Или услышать что-то другое?

- Да, эти слова, конечно же, имеют второй смысл. Услышать сердце человека - значит услышать, понять его мысли, то, что он чувствует, переживает. Понять его радость, боль, прикоснуться к святая святым - человеческим чувствам.

   Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, введем их в свой активный словарь, и будем часто еще додумывать их, объяснять, чтобы они прошли через наши мысли и были приняты сердцем, чтобы эти понятия превратились в убеждения – в добрые, красивые поступки. Итак, сегодня мы познакомимся с понятиями: воспитанность, такт, милосердие (вывешиваем на доску).

- Эти слова имеют  второй смысл.

  1. Основной этап.

а) рассказ учителя

Б) Инстенировка ситуациии

В) чтение и анализ рассказа «Стыдно перед соловушкой « В. А. Сухомлинского

- Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости, плохое – от раздражения, злости. Обижаясь на кого-нибудь, мы говорим «невоспитанный человек, некультурный». Восточная мудрость гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы люди относились к тебе…». Если бы люди следовали этому совету, насколько бы легче было бы людям общаться друг с другом.

    Вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе привычку заботиться о других, быть отзывчивыми, внимательными. Например, не хлопать дверью, когда выходишь из подъезда, не кричать на лестнице. Ведь в какой-то квартире может оказаться больной человек. А может чьи-то папа или мама отдыхают после ночной смены? Может быть, это они не спали всю ночь, чтобы испечь тебе вкусную булочку. Ты кричишь, а за стенкой мама только что убаюкала своего малыша, или кто-то напряжённо работает за письменным столом.

   Не считай себя центром вселенной. Помни о тех, кто рядом с тобой. Ещё в Древней Греции говорили: культурный человек не говорит громко. Громкая речь назойлива, мешает окружающим, раздражает их. Помните, в песне: услышать сердце человека возможно только в тишине…

   А сейчас попробуем раскрыть понятие «воспитанный человек». Ребята часто дразнят толстых или худых детей, высоких или низких, придумывают товарищам обидные прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Всё это несовместимо с понятием «воспитанный человек» (стихотворение С.Я. Маршака «Четыре глаза»).

   Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяка: толкнул, выхватил, задел. Как вы думаете, что легче: ссорится или мирится?

- Почему?

- Я предлагаю вам такую нравственную задачу. Ты принёс в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят выхватывает альбом из твоих рук и не хочет отдавать. Как ты поступишь? Условие: альбом надо получить мирным путём, без драк, ссоры, слёз. (Ролевой тренинг: двое ребят разыгрывают сценку, как это можно было бы сделать.) Хотелось бы вам напомнить слова: «Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа».

- Как вы это понимаете?

 - Верно. «Моё тело – моя территория, чужое тело – чужая территория, я не имею права вторгаться на чужую территорию».

   Учёные и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь самые серьёзные последствия. Пережитая обида, оскорбление делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных обид, болезней – результат грубости, хамства, равнодушия.

   Как вы думаете, нужно ли быть воспитанным в тех ситуациях, когда вас никто не видит? Или можно себе позволить расслабиться?

- Ребята, а сейчас  я прочитаю вам рассказ В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

 Какая из девочек вам больше всего понравилась? Почему?

-  Прекрасное и дурное – вещи несовместимые. Это почувствовала Лида, но не смогла почувствовать Оля.

- Что же такое воспитанность?

 

- Ссорится.

-…

- Мы не имеем права причинять боль другому человеку.

- Нужно

- Лида

- Это вежливость,культура,любезность.

  1.  Закрепление

 - Верно. Правила воспитанного человека надо выполнять всегда, когда ты на людях и когда тебя не видит никто. По тому, как ты ведёшь себя дома, в школе, на улице, судят о твоей семье, о твоих родителях, школе. Так старайтесь же не ронять чести своего дома, школы. Всегда думайте об этом. Но одной внешней культуры недостаточно, нужна культура внутренняя. В том ли суть воспитанности, чтобы вежливо улыбаться и говорить «спасибо»? Можно знать правила хорошего тона, знать, как вести себя в любой ситуации, можно иметь великолепные манеры и всё-таки остаться некультурным., невоспитанным человеком, если наше поведение будет лишено такта.

Что же такое такт?

- Верно.  «Такт» в переводе с греческого – лёгкое прикосновение. Говорят один человек тактичный, а другой бестактный. Такт – это внутренняя чуткость, это умение вести себя в какой-либо ситуации так, чтобы не сделать человеку больно, не обидеть его. Это лёгкое прикосновение к мыслям, чувствам, сердцу человека, это умение понять, что нужно человеку в данный момент: сочувствия, жалости, внимания. Некоторые люди гордятся тем, что они всегда говорят правду. Но если подумать, это не всегда характеризует человека с положительной стороны. Сразу представляется резкий, не тактичный человек. Поэтому прежде, чем сказать что-либо неприятное другим, нужно взвесить, стоит ли это говорить, подумать, как это можно сказать, выбрать подходящий момент. Конечно, это не относится к тем случаям, когда надо поставить на место грубияна и подлеца. Неприятно прослыть бестактным человеком. Чтобы этого не случилось, стоит чаще вспоминать некоторые полезные рекомендации.

Тактичный человек:

  • Не хвастается;
  • Не выясняет отношений в присутствии посторонних;
  • Не поставит в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности;
  • Терпим к недостаткам и слабостям других людей;
  • Никогда не рассказывает другим чужих тайн;
  • В разговоре с людьми, имеющими какой-либо недостаток, избегает всего, что могло бы им об этом напомнить.

- Слово очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошенное слово переворачивают всю жизнь человека, помнится им всю жизнь и причиняет много страданий.

   Обращайте внимание на позу людей, их мимику, жесты, зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза людей, ведь глаза – зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека: в них может быть выражена мольба о помощи, отчаяние, печаль… Побольше сочувствия к окружающим людям.

   Итак, такт – это чувство меры, сочувствие, чуткость, деликатность.

- А как вы понимаете слово «милосердие»?

- От каких слов оно образовалось?

- А что значит милое сердце?

- Медицинских сестёр называли сёстрами милосердия. И если врач оказывал физическую помощь, то сестра милосердия помогала заживать ранам физическим и душевным, вселяла веру в выздоровление, давала силы для борьбы с болезнью. Она лечила своим сердцем – добрым, жалостливым, чутким.

   Я читала об одной женщине, замечательной мастерице вышивать. Однажды она прочла в газете о мальчике-детдомовце, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из детского дома с просьбой прислать майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась и вышила ещё 20 маек и отправила их в детский дом. Вот это милосердие!

   Наша страна большая и сильная, но .многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботится о них в меру своих возможностей. Созданы фонды милосердия, и каждый желающий может перечислить на их счёт деньги. И многие отдают последнее, чтобы другим легче жилось. Есть у нас и дома престарелых, где живут старенькие люди, за которыми некому ухаживать. А бывает, что взрослые дети отдают в туда своих престарелых родителей. Эти люди совершили предательство, они забыли долг перед родителями, которые вырастили их. Быстро идет время. Скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители - слабыми и старенькими. не повторяйте предательства по отношению к своим родителям.

- Как вы думаете, милосердие надо проявлять только по отношению к хорошим людям или к не очень хорошим тоже? 

- Верно. Ребята, однажды я слышала такую историю. Послушайте и вы ее.

1945 год. Под окнами шестиэтажного дома огромная куча угля, бледные лица пленных немцев, сбрасывающих его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтями хлеба перед миской с борщом сидят немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тётю русским словом «спасибо». Мне было тогда 8 лет: «Как? Ты всё забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемёта, как бомбили, как умирали малыши?» А тётя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные». Это был первый в моей жизни урок милосердия.”

- Вы в этом случае, на чьей стороне? Взрослой женщины или девочки?

- Быть злым легко. Легко ответить грубость грубостью, на подлость подлостью. Злому не страшны жестокость, бездушие, хамство: он сам такой. Но прежде, чем отказать в милосердии плохим людям, надо понять, что сделало их дурными. Жалко злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного лечения. А чем их лечить? Добротой, сердечностью, душевностью.

   Милосердие – это понятие ёмкое. Оно включает в себя: незлобивость и человеколюбие, благотворительность и сострадание, сердобольность, жалостливость, отзывчивость, чуткость, сердечность, душевность, доброту, добросердечность, мягкосердечность.

- Это умение правильно вести себя в зависимости от ситуации.

- Это доброе отношение к окружающим людям.

- Милое сердце

- Доброе, жалостливое, сострадательное.

- Милосердие нужно проявлять ко всем.

- На стороне взрослой женщины.

5.Подведение итогов

- А сейчас закончите предложения:

Людям очень нужны…

Очень мешают…

Наш разговор окончен. Очень хотело бы верить, что он состоялся не зря.

   Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения. Воспитанность, тактичность, милосердие- три кита, на которых держится «роскошь человеческого общения».

Список литературы.

Шаповалова Ф.Д. Этическая беседа «Услышать сердце человека»//Воспитание и обучение.- 2002.- №5.- с.16-19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС В 3 КЛАССЕ УСЛЫШАТЬ СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА

·                   Помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать  у них нравственные установки....

Услышать сердце человека классный час

Классный час посвещен толерантности, доброму  отношению к окружающим людям....

Услышать сердце человека

«Услышать сердце человека». Знакомство с нравственными      понятиями: воспитанность, такт, милосердие....

Классный час в 3 классе на тему «Услышать сердце человека»

Классный час в 3 классе на тему «Услышать сердце человека»Задачи:Помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать у них нравственные установки.Познакомить с понятиями «воспитанность», «такт», «ми...

Дорожная карта Загадки человеческого сердца СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА

Дорожная карта Загадки человеческого сердца СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА...