Внеклассное занятие "Услышать сердце человека"
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов»
Внеклассное занятие
«Услышать сердце человека»
Из опыта работы
Липовской Ирины Васильевны,
учителя начальных классов
г. Губкин
Услышать сердце человека
Цель: формирование нравственных понятий: воспитанный человек (вежливость, культура, любезность). Развитие навыков человеческого общения. Показать, как в классе происходит общение между учениками, доказать необходимость вежливого доброжелательного общения. Воспитание у детей стремления быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.
Лучшее средство хорошо начать день состоит в том,
чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному
человеку доставить сегодня радость.
Л.Н. Толстой.
- Организационный момент
Слайд № 1
По небу плыли облака,
А я на них смотрела.
И два похожих облачка найти я захотела.
Вот облачко веселое
(Показываю веселое облачко)
Смеется надо мной:
-Зачем ты щуришь глазки так?
Какая ж ты смешная!
Я тоже посмеялась с ним:
- Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку махала я рукой.
Слайд № 2
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит.
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугалась я, друзья,
Слайд № 3
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище пустилось наутек.
- Какое облачко вам понравилось больше всех? Почему?
- Оно создает хорошее настроение, нам хочется улыбаться, петь, делать друг другу хорошее, как это доброе облачко.
Слайд № 4
-Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость.
II. Целеполагание
-Ребята, сегодня мы собрались для важного разговора.
Слайд № 5
- Сегодня мы попытаемся понять, что это значит – услышать сердце человека и как можно услышать сердце человека. Это значит, услышать просто стук человеческого сердца? Или услышать что-то другое?
-Как вы думаете, выражение «Услышать сердце человека…» употребляется в прямом или в переносном значении?
-Да, эти слова, конечно, имеют второй смысл. Услышать сердце человека – значит понять его мысли, то, что он чувствует, переживает, понять его радость, боль, прикоснуться к святая святых – человеческим чувствам.
III. Работа по теме занятия
1. Золотое правило нравственности
-Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение – от раздражения, злости.
Слайд № 6
-Золотое правило гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Золотое правило славит доброе в человеке и его деле. А вы пользуетесь этим правилом нравственности? Тогда вы без труда продолжите начатое мною предложение:
-если вы хотите, чтобы с вами были вежливы, то вы (Должны быть вежливы сами.)
-если вам кажется, что толкаться нехорошо, то…
-если вам очень хочется, чтобы другие уступали вам в чём-то, значит…
-если вы хотите, чтобы вам помогли в чём-то, то…
Если бы все следовали этому правилу, насколько легче было бы общаться друг с другом.
2. Работа с пословицами
-Ребята, народная мудрость, отражённая в пословицах, поговорках, присказках, славит добро и доброе отношение к человеку. Может, кто-нибудь
из вас вспомнит такую пословицу? (Дети приводят примеры пословиц. Например: Поспешай делать добро. На свете не без добрых людей.
Слайд № 7
-Пожалуйста, прочитайте пословицу:
- Доброму добрая память.
-Как вы понимаете смысл пословицы «Доброму добрая память»? Назовите великих людей, оставившими после себя яркий след в истории России? (Дмитрий Донской, Михаил Ломоносов, Александр Сергеевич Пушкин, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский и др.)
Слайд № 8
-В Москве на Красной площади стоит памятник. На нём надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия, в лето 1818 года».
-Кого можно назвать гражданином?
-Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
-За какие подвиги воздвигли горожане памятник своим соотечественникам? 1612 год. Русский народ начал освободительную войну против польско-литовских захватчиков. А возглавил ее посадский староста из города Нижнего Новгорода Козьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Памятник Минину и Пожарскому – самый первый бронзовый памятник в Москве. Он был установлен на Красной площади в 1818 году. Памятник Минину и Пожарскому стал памятником в честь победы русского оружия не только в справедливой войне 1612года против польско-литовских захватчиков, но и в Отечественной войне 1812года с Наполеоном.
Слайд № 9
-Прочитайте пословицу.
-Что значит «Не устоять худу против добра»? (Во многих сказках добро всегда побеждает зло.)
-Доброта – это лекарство от многого, и, прежде всего, от всего дурного. Значит, добрый человек может быть немного волшебником? А как вы думаете, в чём будет его волшебство? (Другому рядом с ним станет легко, просто. Потеплеет на душе благодаря доброму отношению и вниманию).
3. «Волшебная шкатулка»
-У меня, ребята, есть шкатулка. Она называется «шкатулка добрых дел». Вспомните случаи из своей жизни, когда вы проявили свою доброту. Кто хотел бы в волшебную шкатулку положить доброе дело? (Дети приводят примеры)
-Какая тяжелая шкатулка стала. Я так рада, что здесь собрались такие добрые дети.
Слайд № 10
-Знание и выполнение какой заповеди поможет создать добрые отношения? («Возлюби ближнего своего»)
1. Не лги.
2. Не кради.
3. Не убий.
4. Возлюби ближнего своего.
5. Почитай отца своего и матерь свою.
-Почему так важно проявлять доброту к людям, а не пытаться отомстить или поквитаться? Как мы должны поступать, если хотим, чтобы к нам хорошо относились?
4. Рассказ В.А. Сухомлинского «Оскорбительное слово»
-Учёные и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь самые серьёзные последствия. Пережитая обида, оскорбление делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных обид, болезней – результат
грубости, хамства, равнодушия. Предлагаю вашему вниманию рассказ «Оскорбительное слово» В.А. Сухомлинского.
Сын однажды рассердился и сгоряча сказал Матери оскорбительное, грубое слово. Заплакала Мать. Спохватился Сын, жалко стало ему Мать. Ночи не спит, не даёт ему покоя совесть: ведь он оскорбил Мать.
Шли годы. Сын-школьник стал взрослым человеком. Пришло время ехать в далёкий край. Поклонился Сын Матери и говорит:
-Простите меня, Мама, за оскорбительное слово.
-Прощаю, - сказала Мать и вздохнула.
-Забудьте, Мама, о том, что я сказал оскорбительное слово. Задумалась Мать, загрустила. На её глазах показались слёзы. Говорит она Сыну:
-Хочу забыть, Сын, но не могу. Рана от занозы заживает, и следа не остаётся. А рана от слова заживает, но глубокий след оставляет.
Слайд № 10 (не переключать)
-Скажите, ребята, какую из христианских заповедей нарушил сын, оскорбив мать. («Почитай отца своего и матерь свою»)
-Слово – очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошенное слово переворачивает всю жизнь человека, помнится им всю жизнь и причиняет много страданий.
Слайд № 11
-Мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка – самые близкие и дорогие для вас люди. Это ваша семья. Семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем.
Не случайно, 2008 год посвящен году семьи.
Слайд № 12
Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что есть в человеке достается ему от матери.
IV Итог занятия
-Вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе привычку заботиться о других. Быть отзывчивыми, внимательными. Например, не хлопать дверью, когда выходишь из подъезда, не кричать на лестнице. Ведь в какой-то квартире может оказаться больной человек. А может, чьи-то папа или мама отдыхают после ночной смены? Ты
кричишь, а за стенкой мама только что убаюкала своего малыша, или кто-то напряжённо работает за письменным столом. Не считай себя центром вселенной. Помни о тех, кто рядом с тобой.
-Ребята, так каким надо быть, чтобы услышать сердце человека?
-Что помогает вам быть добрыми, внимательными, чуткими, вежливыми, отзывчивыми? ( Знание и выполнение христианских заповедей.)
-Давайте повторим вместе христианские заповеди.
Слайд № 13
1. Не лги.
2. Не кради.
3. Не убий.
4. Возлюби ближнего своего.
5. Почитай отца своего и матерь свою.
Слайд № 14
Ребята, я уверена, что вы будете любить своих ближних, с уважением относиться к предкам, к той земле, на которой живете, ценить заслуги своего народа, гордиться его достижениями. Только в постижении духовности спасение России.
Не стой в стороне равнодушно.
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
-Наш разговор окончен. Очень хотелось бы верить, что он состоялся не зря. Спасибо вам. Всего доброго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КЛАССНЫЙ ЧАС В 3 КЛАССЕ УСЛЫШАТЬ СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА
· Помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать у них нравственные установки....
Услышать сердце человека классный час
Классный час посвещен толерантности, доброму отношению к окружающим людям....
Услышать сердце человека
«Услышать сердце человека». Знакомство с нравственными понятиями: воспитанность, такт, милосердие....
Классный час в 3 классе на тему «Услышать сердце человека»
Классный час в 3 классе на тему «Услышать сердце человека»Задачи:Помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать у них нравственные установки.Познакомить с понятиями «воспитанность», «такт», «ми...
Внеклассное мероприятие "Услышать сердце человека"
Внеклассное мероприятие "Услышать сердце человека"....
Дорожная карта Загадки человеческого сердца СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА
Дорожная карта Загадки человеческого сердца СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА...