Услышать сердце человека
методическая разработка (2 класс) на тему
«Услышать сердце человека». Знакомство с нравственными понятиями: воспитанность, такт, милосердие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uslyshat_serdce_cheloveka.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие «Услышать сердце человека» Тема: «Услышать сердце человека». Знакомство с нравственными понятиями: воспитанность, такт, милосердие. Цели: Накопление детьми нравственных понятий. Задачи: 1. Формирование нравственных понятий: воспитанность, такт, милосердие. 2. Обогащение и активизация словаря учащихся. 3. Развитие коммуникативных способностей учеников. Ход занятия.
- Ребята, сегодня мы собрались для важного разговора. - Мне вспомнились слова одной песни, которая называется «Услышать сердце человека». Там есть такие строчки: «Услышать сердце человека возможно только в тишине…» - Сегодня мы попытаемся понять, что значит – «услышать сердце человека» и как можно услышать сердце человека. - Как вы думаете, что значат слова «Услышать сердце человека?» - В каком значении они употребляются – в прямом или переносном? - Имеют ли они какой-то ещё смысл, только просто услышать стук человеческого сердца?» - Или услышать что-то другое? - Дома вы думали над этим вопросом. Высказывайте своё мнение. - Да, эти слова, конечно же, имеют второй смысл. - Услышать сердце человека – значит услышать, понять его мысли, то, что он чувствует, переживает, понять его радость, боль, прикоснуться к святая святых – человеческим чувствам. - Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: МИЛОСЕРДИЕ ВОСПИТАННОСТЬ ТАКТ
- введём их в свой активный словарь и будем часто ещё возвращаться к этим понятиям, додумывать их, объяснять, чтобы они прошли через наши мысли и превратились в убеждения, а убеждения в добрые, красивые поступки.
1) Знакомство с понятием «воспитанность»: а) Беседа с учащимися. - Как много зависит от окружающих нас людей! - Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости. - Плохое настроение – от раздражения, злости. Обиделись на кого-нибудь, мы говорим: «Невоспитанный человек, некультурный человек». Восточная мудрость гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, что бы относились к тебе…» - Как вы понимаете эти слова? - Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом. - Вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе: ВНИМАТЕЛЬНЫМИ БЫТЬ ОТЗЫВЧИВЫМИ ПРИВЫЧКУ ЗАБОТИТЬСЯ О ДРУГИХ ВЕЖЛИВЫМИ - Приведите примеры. - Например, не хлопать дверью, когда выходишь из подъезда; не кричать на лестнице, потому что в какой-нибудь квартире может оказаться больной человек. А может, чьи-то папа или мама отдыхают после ночной смены? Может быть, они не спали всю ночь из-за того, что плакал малыш. - Каждый из вас должен помнить о тех, кто рядом. - Ещё в Древней Греции говорили: «Культурный человек громко не говорит!» - Громкая речь мешает окружающим, раздражает их. Помните, в песне: «услышать сердце человека возможно только в тишине…» - Продолжим раскрывать понятие «воспитанный человек». - Ребята часто дразнят толстых или худых детей, высоких или низких, придумывают прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. б) Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Четыре глаза». - Послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Четыре глаза». Четыре глаза Глаза у Саши велики, Но очень близоруки. Врач прописал ему очки По правилам науки. Отшлифовали в мастерской Два стёклышка на славу, Потом заботливой рукой Их вставили в оправу. Очки вложили мастера В коробку из пластмассы, И Сашин дедушка вчера Их получил у кассы. Когда домой он их принёс, Внуки оседлал очками нос И заложил за ушки Серебряные дужки. Сквозь стёкла Саша посмотрел И день как будто посветлел. Но только снял он стёкла, Как всё кругом поблёкло. В очках и небо голубей, Просторнее и выше, И виден каждый воробей, Усевшийся на крыше. Но про очки ребятам всем Известно стало сразу. Они кричат ему: «Зачем Тебе четыре глаза? Саша, Саша – водолаз! У тебя две пары глаз. Два – такие, как у нас, А другие про запас!» Заплакал Саша от стыда, Уткнулся носом в стену. - Нет, - говорит он, - никогда Очков я не надену! Но мать утешила его: - Очки носить не стыдно. Всё надо делать для того Чтоб лучше было видно! Над теми, кто надел очки, Смеются только дурачки! - Понравилось ли вам стихотворение? - Что особенно вам запомнилось, вас тронуло? - Определите тему стихотворения. - Назовите идею, чему учит стихотворение, для чего С.Я. Маршак написал это стихотворение, что хотел донести до читателей. Идея: Нельзя оскорблять человеческое достоинство. - Правильно, ребята. Это несовместимо с понятием «вежливый человек». в) Ролевой тренинг. - Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяков: толкнул, выхватил, задел. - Я предлагаю вам такую нравственную задачу: - Ты принёс в школу альбом с наклейками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то выхватывает альбом из твоих рук и не хочет отдавать. - Как ты поступишь? - Условие: альбом надо получить мирным путём, без драк, ссор, слёз. (Ролевой тренинг: двое ребят разыгрывают сценку, как это можно было бы сделать). - Прочитайте слова, записанные на плакате: «Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа». - Как вы их понимаете? (Моё тело – моя территория, чужое тело – чужая территория, я не имею права вторгаться на чужую территорию). - Учёные и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь самые серьёзные последствия. Пережитая обида, оскорбление делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных обид, болезней – результат грубости, хамства, равнодушия. - Что же такое воспитанность? (При ответах дети используют записи на доске). - По словарю В.И. Даля: «Воспитанный человек - человек, соблюдающий правила приличия». 2) Знакомство с понятием «такт». - Подумайте, дети, и ответьте: в том ли суть воспитанности, чтобы вежливо улыбаться и говорить спасибо, знать правила хорошего тона, как вести себя в любой ситуации, иметь великолепные манеры? - Верно, одной внешней культуры недостаточно, нужна культура внутренняя. За внешней воспитанностью можно оставаться некультурным и невоспитанным человеком, если его поведение будет лишено такта. Такт – чувство меры и приличия, выражающееся в словах и поступках человека. - Говорят один человек тактичный, а другой бестактный. Такт – в переводе с греческого – лёгкое прикосновение. Такт – это внутренняя чуткость, умение вести себя в какой-либо ситуации так, что не сделать человеку больно, не обидеть его, это лёгкое прикосновение к мыслям, чувствам, сердцу человека, это умение понять, что нужно человеку в данный момент: сочувствие, жалость, внимание. - Анализ произведения В.Осеевой «На катке». - Почему плакала девочка? - Какова тема, идея этого произведения? - Некоторые люди гордятся тем, что они всегда говорят правду. Но если подумать, это не всегда характеризует человека с положительной стороны. Сразу представляется резкий, нетактичный человек. Поэтому, прежде чем сказать что-либо неприятное другим, нужно взвесить, стоит ли это говорить, подумать, как это можно сказать, выбрать подходящий момент. Конечно, это не относится к тем случаям, когда надо поставить на место грубияна и подлеца. - Неприятно прослыть бестактным человеком. Чтобы этого не случилось, стоит вспоминать некоторые полезные рекомендации. Тактичный человек:
(Обсуждение каждой рекомендации, пояснение). Слово – очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошенное слово переворачивает всю жизнь человека, помнится им всю жизнь и причиняет много страданий. «Словом стреляй осмотрительно в споре…» - Как вы понимаете эти слова? - Что значит «стреляй»? - Обращайте внимание на позу людей, их мимику, жесты, зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза людей, ведь глаза – это зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека: в них может быть выражена радость, печаль, мольба о помощи, боль, отчаяние… Побольше сочувствия к окружающим людям. - Итак, такт это? (Чувство меры, сочувствие, чуткость). 3) Знакомство с понятием «милосердие» - А как вы понимаете слово «милосердие»? - От каких слов оно образовалось? - А что значит «милое сердце»? СОСТРАДАТЕЛЬНОЕ ЖАЛОСТЛИВОЕ ДОБРОЕ - Медицинских сестёр называли сёстрами милосердия. И если врач оказывал физическую помощь, то сестра милосердия помогала заживать ранам физическим или душевным, вселяла веру в выздоровление, давала силы для борьбы с болезнью. Она лечила своим сердцем – добрым, жалостливым, чутким. - Я читала об одной женщине, замечательной мастерице вышивать. Однажды она прочла в газете о мальчике – детдомовце, сироте. Женщина вышила майку, и послал ему. Через некоторое время она получила 20 писем из детдома с просьбой прислать майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась и вышила ещё 20 маек и отправила в детский дом. Вот это милосердие. - Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботится о них. Созданы фонды милосердия, и каждый желающий может перечислить на их счёт деньги. Есть у нас и дома для престарелых, где живут старенькие люди, за которыми некому ухаживать. А бывает, что взрослые дети отдают в дом престарелых своих родителей. Эти люди совершили предательство, они забыли свой долг перед родителями, которые вырастили их. Быстро идёт время, скоро вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители – слабыми и старенькими. Не повторяйте предательства по отношению к своим родителям. - А как вы думаете, милосердие надо проявлять только по отношению к хорошим людям или к не очень хорошим тоже? -Послушайте рассказ: 1945 год. Под окнами шестиэтажного дома огромная куча угля, бледные лица пленных немцев, сбрасывающих его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтями хлеба перед миской с борщом сидят немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тётю русским словом «спасибо». Мне было тогда 8 лет: «Как? Ты всё забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемёта, как бомбили, как умирали малыши?» А тётя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные». Это был первый в моей жизни урок милосердия. - Вы в этом случае, на чьей стороне – тёти или девочки? - Быть злым легко. Легко ответить на хамство - хамством, на подлость - подлостью. Как ты ко мне, так и я к тебе. Злому человеку не страшны жестокость, бездушие, хамство: он сам такой. Но прежде, чем отказать в милосердии плохим людям, надо понять, что сделало их дурными. Жалко злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного лечения. - А чем их лечить? - Верно: добротой, сердечностью, душевностью. - Что же такое милосердие? - Милосердие: понятие ёмкое, оно включает в себя: человеколюбие, жалостливость, сердечность, душевность. 4) Решение нравственных задач. Решите такую нравственную задачу: - Прочитайте слова: ожесточённость, чёрствость, равнодушие, грубость, злость, доброта, отзывчивость, сочувствие, утешение, чуткость, забота. - Сгруппируйте слова по их лексическому значению: - людям очень нужны - очень мешают - На каком месте, белом или чёрном, вы написали эти слова и почему?
- Наш разговор окончен. Очень хотелось бы верить, что он состоялся не зря. Самая большая роскошь (т.е. ценность) на свете – это роскошь человеческого общения. - Воспитанность, тактичность, милосердие – три кита, на которых держится «роскошь человеческого общения». - Дети, так каким надо быть, чтобы услышать сердце человека? | плакат на доске ученик читает запись на доске записи на доске на доске ученица читает стихи тренинг плакат на доске доска словарь И.В. Даля, с. 175 ТАКТ доска: энциклопе- дический словарь Ф. Брокгауз, И. Ефрон, с. 634, подчёрк- нутые слова на доске у всех детей памятки с рекоменда- циями плакат на доске доскаСОЧУВСТ-ВИЕ доска рассказывает ученик подчёрк- нутые слова на доске у детей на партах листы: белые и чёрные, группировка слов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КЛАССНЫЙ ЧАС В 3 КЛАССЕ УСЛЫШАТЬ СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА
· Помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать у них нравственные установки....
Услышать сердце человека классный час
Классный час посвещен толерантности, доброму отношению к окружающим людям....
Классный час в 3 классе на тему «Услышать сердце человека»
Классный час в 3 классе на тему «Услышать сердце человека»Задачи:Помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать у них нравственные установки.Познакомить с понятиями «воспитанность», «такт», «ми...
Внеклассное занятие "Услышать сердце человека"
Воспитательная работа...
Тема: Услышать сердце человека
Тема: Услышать сердце человека Цель: Помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать у них нравственные установки.Задачи: - познакомить с понятиями «воспитанность», «такт», «милосерд...
Внеклассное мероприятие "Услышать сердце человека"
Внеклассное мероприятие "Услышать сердце человека"....
Классный час "Услышать сердце человека"
Цель: 1.Помочь детям усвоить нравственные нормы ,формировать у них нравственные установки.2.Развитие представлений учащихся о добре и зле, а также развивать адекватную оценочную деятельност...