Услышать сердце человека
методическая разработка (2 класс) на тему

Лешкевич Татьяна Павловна

«Услышать сердце человека». Знакомство с нравственными      понятиями: воспитанность, такт, милосердие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uslyshat_serdce_cheloveka.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

«Услышать сердце человека»

Тема: «Услышать сердце человека». Знакомство с нравственными      понятиями: воспитанность, такт, милосердие.

Цели: Накопление детьми нравственных понятий.

Задачи: 1. Формирование нравственных понятий: воспитанность, такт, милосердие.

             2. Обогащение и активизация словаря учащихся.

            3. Развитие коммуникативных способностей учеников.

Ход занятия.

  1. Сообщение темы и цели занятия.

- Ребята, сегодня мы собрались для важного разговора.

- Мне вспомнились слова одной песни, которая называется «Услышать сердце человека». Там есть такие строчки:

«Услышать сердце человека

возможно только в тишине…» 

- Сегодня мы попытаемся понять, что значит – «услышать сердце человека» и как можно услышать сердце человека.

- Как вы думаете, что значат слова «Услышать сердце человека?»

- В каком значении они употребляются – в прямом или переносном?

- Имеют ли они какой-то ещё смысл, только просто услышать стук человеческого сердца?»

- Или услышать что-то другое?

- Дома вы думали над этим вопросом. Высказывайте своё мнение.

- Да, эти слова, конечно же, имеют второй смысл.

- Услышать сердце человека – значит услышать, понять его мысли, то, что он чувствует, переживает, понять его радость, боль, прикоснуться к святая святых – человеческим чувствам.

- Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями:

МИЛОСЕРДИЕ

ВОСПИТАННОСТЬ

ТАКТ

        

    - введём их в свой активный словарь и будем часто ещё возвращаться к этим понятиям, додумывать их, объяснять, чтобы они прошли через наши мысли и превратились в убеждения, а убеждения в добрые, красивые поступки.

  1. Знакомство с понятиями.

1) Знакомство с понятием «воспитанность»:

а) Беседа с учащимися.

- Как много зависит от окружающих нас людей!

- Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости.

- Плохое настроение – от раздражения, злости. Обиделись на кого-нибудь, мы говорим: «Невоспитанный человек, некультурный человек».

Восточная мудрость гласит:

«Относись к людям так, как ты хотел бы, что бы относились к тебе…»

- Как вы понимаете эти слова?

- Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом.

- Вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе:

ВНИМАТЕЛЬНЫМИ

БЫТЬ ОТЗЫВЧИВЫМИ

ПРИВЫЧКУ ЗАБОТИТЬСЯ О ДРУГИХ

ВЕЖЛИВЫМИ

- Приведите примеры.

- Например, не хлопать дверью, когда выходишь из подъезда; не кричать на лестнице, потому что в какой-нибудь квартире может оказаться больной человек. А может, чьи-то папа или мама отдыхают после ночной смены? Может быть, они не спали всю ночь из-за того, что плакал малыш.

- Каждый из вас должен помнить о тех, кто рядом.

- Ещё в Древней Греции говорили:

«Культурный человек громко не говорит!»

- Громкая речь мешает окружающим, раздражает их. Помните, в песне: «услышать сердце человека возможно только в тишине…»

- Продолжим раскрывать понятие «воспитанный человек».

- Ребята часто дразнят толстых или худых детей, высоких или низких, придумывают прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство.

б) Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Четыре глаза».

- Послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Четыре глаза».

Четыре глаза

Глаза у Саши велики,

Но очень близоруки.

Врач прописал ему очки

По правилам науки.

Отшлифовали в мастерской

Два стёклышка на славу,

Потом заботливой рукой

Их вставили в оправу.

Очки вложили мастера

В коробку из пластмассы,

И Сашин дедушка вчера

Их получил у кассы.

Когда домой он их принёс,

Внуки оседлал очками нос

И заложил за ушки

Серебряные дужки.

Сквозь стёкла Саша посмотрел

И день как будто посветлел.

Но только снял он стёкла,

Как всё кругом поблёкло.

В очках и небо голубей,

Просторнее и выше,

И виден каждый воробей,

Усевшийся на крыше.

Но про очки ребятам всем

Известно стало сразу.

Они кричат ему: «Зачем

Тебе четыре глаза?

Саша, Саша – водолаз!

У тебя две пары глаз.

Два – такие, как у нас,

А другие про запас!»

Заплакал Саша от стыда,

Уткнулся носом в стену.

- Нет, - говорит он, - никогда

Очков я не надену!

Но мать утешила его:

- Очки носить не стыдно.

Всё надо делать для того

Чтоб лучше было видно!

Над теми, кто надел очки,

Смеются только дурачки!

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Что особенно вам запомнилось, вас тронуло?

- Определите тему стихотворения.

- Назовите идею, чему учит стихотворение, для чего С.Я. Маршак написал это стихотворение, что хотел донести до читателей.

Идея: Нельзя оскорблять человеческое достоинство.

- Правильно, ребята. Это несовместимо с понятием «вежливый человек».

в) Ролевой тренинг.

- Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяков: толкнул, выхватил, задел.

- Я предлагаю вам такую нравственную задачу:

- Ты принёс в школу альбом с наклейками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то выхватывает альбом из твоих рук и не хочет отдавать.

- Как ты поступишь?

- Условие: альбом надо получить мирным путём, без драк, ссор, слёз.

(Ролевой тренинг: двое ребят разыгрывают сценку, как это можно было бы сделать).

- Прочитайте слова, записанные на плакате:

«Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа».

- Как вы их понимаете?

(Моё тело – моя территория, чужое тело – чужая территория, я не имею права вторгаться на чужую территорию).

- Учёные и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь самые серьёзные последствия. Пережитая обида, оскорбление делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных обид, болезней – результат грубости, хамства, равнодушия.

- Что же такое воспитанность?

(При ответах дети используют записи на доске).

- По словарю В.И. Даля:

«Воспитанный человек -  человек, соблюдающий правила приличия».

2) Знакомство с понятием «такт».

- Подумайте, дети, и ответьте: в том ли суть воспитанности, чтобы вежливо улыбаться и говорить спасибо, знать правила хорошего тона, как вести себя в любой ситуации, иметь великолепные манеры?

- Верно, одной внешней культуры недостаточно, нужна культура внутренняя. За внешней воспитанностью можно оставаться некультурным и невоспитанным человеком, если его поведение будет лишено такта.

Такт – чувство меры и приличия, выражающееся в словах и поступках человека.

- Говорят один человек тактичный, а другой бестактный.

Такт – в переводе с греческого – лёгкое прикосновение.

Такт – это внутренняя чуткость, умение вести себя в какой-либо ситуации так, что не сделать человеку больно, не обидеть его, это лёгкое прикосновение к мыслям, чувствам, сердцу человека, это умение понять, что нужно человеку в данный момент: сочувствие, жалость, внимание.

- Анализ произведения В.Осеевой «На катке».

- Почему плакала девочка?

- Какова тема, идея этого произведения?

- Некоторые люди гордятся тем, что они всегда говорят правду. Но если подумать, это не всегда характеризует человека с положительной стороны. Сразу представляется резкий, нетактичный человек. Поэтому, прежде чем сказать что-либо неприятное другим, нужно взвесить, стоит ли это говорить, подумать, как это можно сказать, выбрать подходящий момент. Конечно, это не относится к тем случаям, когда надо поставить на место грубияна и подлеца.

- Неприятно прослыть бестактным человеком. Чтобы этого не случилось, стоит вспоминать некоторые полезные рекомендации.

Тактичный человек:

  1. не хвастается;
  2. не выясняет отношений в присутствии посторонних;
  3. не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности;
  4. терпим к недостаткам и слабостям других людей;
  5. никогда не рассказывает другим чужих тайн;
  6. в разговоре с людьми, имеющими какой-либо недостаток, избегает всего, что могло бы им об этом напомнить;
  7. не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна.

(Обсуждение каждой рекомендации, пояснение).

Слово – очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошенное слово переворачивает всю жизнь человека, помнится им всю жизнь и причиняет много страданий.

«Словом стреляй осмотрительно в споре…»

- Как вы понимаете эти слова?

- Что значит «стреляй»?

- Обращайте внимание на позу людей, их мимику, жесты, зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза людей, ведь глаза – это зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека: в них может быть выражена радость, печаль, мольба о помощи, боль, отчаяние… Побольше сочувствия к окружающим людям.

- Итак, такт это?

(Чувство меры, сочувствие, чуткость).

3) Знакомство с понятием «милосердие»

- А как вы понимаете слово «милосердие»?

- От каких слов оно образовалось?

- А что значит «милое сердце»?

СОСТРАДАТЕЛЬНОЕ

ЖАЛОСТЛИВОЕ

ДОБРОЕ

- Медицинских сестёр называли сёстрами милосердия. И если врач оказывал физическую помощь, то сестра милосердия помогала заживать ранам физическим или душевным, вселяла веру в выздоровление, давала силы для борьбы с болезнью. Она лечила своим сердцем – добрым, жалостливым, чутким.

- Я читала об одной женщине, замечательной мастерице вышивать. Однажды она прочла в газете о мальчике – детдомовце, сироте. Женщина вышила майку, и послал ему. Через некоторое время она получила 20 писем из детдома с просьбой прислать майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась и вышила ещё 20 маек и отправила в детский дом. Вот это милосердие.

- Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботится о них. Созданы фонды милосердия, и каждый  желающий может перечислить на их счёт деньги. Есть у нас и дома для престарелых, где живут старенькие люди, за которыми некому ухаживать. А бывает, что взрослые дети отдают в дом престарелых своих родителей. Эти люди совершили предательство, они забыли свой долг перед родителями, которые вырастили их. Быстро идёт время, скоро вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители – слабыми и старенькими. Не повторяйте предательства по отношению к своим родителям.

- А как вы думаете, милосердие надо проявлять только по отношению к хорошим людям или к не очень хорошим тоже?

-Послушайте рассказ:

1945 год. Под окнами шестиэтажного дома огромная куча угля, бледные лица пленных немцев, сбрасывающих его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтями хлеба перед миской с борщом сидят немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тётю русским словом «спасибо». Мне было тогда 8 лет: «Как? Ты всё забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемёта, как бомбили, как умирали малыши?» А тётя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные». Это был первый в моей жизни урок милосердия.

- Вы в этом случае, на чьей стороне – тёти или девочки?

- Быть злым легко. Легко ответить на хамство - хамством, на подлость - подлостью. Как ты ко мне, так и я к тебе. Злому человеку не страшны жестокость, бездушие, хамство: он сам такой. Но прежде, чем отказать в милосердии плохим людям, надо понять, что сделало их дурными. Жалко злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного лечения.

- А чем их лечить?

- Верно: добротой, сердечностью, душевностью.

- Что же такое милосердие?

- Милосердие: понятие ёмкое, оно включает в себя: человеколюбие, жалостливость, сердечность, душевность.

4) Решение нравственных задач.

Решите такую нравственную задачу:

- Прочитайте слова: ожесточённость, чёрствость, равнодушие, грубость, злость, доброта, отзывчивость, сочувствие, утешение, чуткость, забота.

- Сгруппируйте слова по их лексическому значению:

              - людям очень нужны

             - очень мешают

- На каком месте, белом или чёрном, вы написали эти слова и почему?

  1. Итог.

- Наш разговор окончен. Очень хотелось бы верить, что он состоялся не зря.  Самая большая роскошь (т.е. ценность) на свете – это роскошь человеческого общения.

- Воспитанность, тактичность, милосердие – три кита, на которых держится «роскошь человеческого общения».

- Дети, так каким надо быть, чтобы услышать сердце человека?

плакат на доске

ученик читает запись на доске

записи на доске

на доске

ученица читает стихи

тренинг

плакат на доске

доска

словарь

И.В. Даля,

с. 175

ТАКТ

доска:

энциклопе-

дический словарь

Ф. Брокгауз,

И. Ефрон,

с. 634,

подчёрк-

нутые слова на доске

у всех детей памятки с рекоменда-

циями

плакат на доске

доскаСОЧУВСТ-ВИЕ

доска

рассказывает

ученик

подчёрк-

нутые слова на доске

у детей на партах листы: белые и чёрные, группировка слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС В 3 КЛАССЕ УСЛЫШАТЬ СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА

·                   Помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать  у них нравственные установки....

Услышать сердце человека классный час

Классный час посвещен толерантности, доброму  отношению к окружающим людям....

Классный час в 3 классе на тему «Услышать сердце человека»

Классный час в 3 классе на тему «Услышать сердце человека»Задачи:Помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать у них нравственные установки.Познакомить с понятиями «воспитанность», «такт», «ми...

Тема: Услышать сердце человека

Тема:  Услышать сердце человека  Цель: Помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать у них нравственные установки.Задачи: - познакомить с понятиями «воспитанность», «такт», «милосерд...

Внеклассное мероприятие "Услышать сердце человека"

Внеклассное мероприятие "Услышать сердце человека"....

Классный час "Услышать сердце человека"

Цель: 1.Помочь детям усвоить нравственные нормы ,формировать у них нравственные установки.2.Развитие представлений учащихся о добре и зле, а также развивать  адекватную оценочную деятельност...