Доклад
статья
Организация групповой работы на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.91 КБ |
doklad_o_beglosti_chteniya.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация групповой работы на уроках.
Начальные классы -принципиально новый этап в жизни ребёнка :начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера взаимодействия с окружающим миром ,изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. У него теперь новая позиция-роль ученика.
Современный учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению дискутировать, отстаивать своё мнение, быть инициативным в получении новых знаний.
Но для самостоятельного мышления ,познавательной активности ученика является не индивидуальная работа под руководством учителя, а сотрудничество в группах совместно работающих учеников.
Использование на уроках групповой работы убедили меня в том, что:
- у учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и самостоятельность;
-меняется характер взаимоотношений между учениками;
-ученики начинают лучше понимать друг друга ;
-ученики приобретают навыки ,необходимые для жизни в окружающей среде.
Все группы в процессе становления проходят стадию конфликтных отношений, что тем не менее помогает воспитательной работе учителя. Не каждый ученик быстро включается в учебный процесс, что может привести к развитию тревожности. Вот я таких учеников стараюсь включить в групповую работу.
Если говорить о целях организации совместной учебной работы учащихся, я имею в виду дать каждому ученику:
-эмоциональную поддержку;
-попробовать свои силы в микроспорах;
-опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться.
При этом я получаю дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание.
Работая с новой формой сотрудничества, надо дать её образец. Сначала дала несколько речевых клише: «Ты согласен?», «Не возражаешь?» Не сразу дети это усвоили, приходилось разбирать весь ход работы. Оценивала общую работу группы, а не давала ученикам, работающим вместе, разные оценки.
Большое внимание надо уделить подбору детей в группы. Их надо объединить с учётом личных склонностей. Заметила, что слабому ученику нужен доброжелательный и терпеливый партнёр.
Двух непослушных учеников объединять опасно. Иногда я соединяла учеников по их желанию,но группы тогда получались разного уровня, и они не могли вместе работать в группе.
Я остановилась на такой форме подбора членов групп : капитан-этот ученик способный.
Потом каждый капитан выбирает в группу к себе одного ученика, и уже вдвоем они решают, кого ещё можно пригласить в группу. Эти группы срабатывались в течении нескольких занятий.
Групповую работу я проводила на уроках литературного чтения ,русского языка, окружающего мира.
Каждая группа должна быть ориентирована на мыслительную работу. И каждая группа придумывает себе речёвку, которая включала бы каждого участника в общую работу.
Для того, чтобы научить детей общаться и взаимодействовать, мне предстояло ввести правила работы в группе. У меня есть в своей копилке такие правила, наработанные предшествующим опытом. Взглянув на них с новой позиции, мне пришлось выделить следующие:
- слушай внимательно партнера по общению;
- переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял;
- отмечай прежде всего положительное;
- уважай чужие ошибки, вежливо объясни свое мнение;
- старайся работать хорошо;
- при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой просит об этом;
- результатом работы группы является ваше общее мнение;
- помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;
- поблагодари партнера за работу.
Все эти правила должны вводиться постепенно, собираться в виде памятки.
Образцом партнерской коммуникации для детей являлась сама. Я повседневно показывала примеры уважения к собеседнику, корректного ведения дискуссии и поддержки партнера, которые и были усвоены детьми.
Несколько советов ,чего не стоит делать при организации групповой работы:
-формировать пару из двух слабых учеников
-уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
-исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
-оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
-нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если
они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
-нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;_
-не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников;
-не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы;
-нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
-групповая работа должна занимать не более 10-15 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
-нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
-нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе не следует ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда. Итогом является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа её выполнения и полученного (пусть даже не окончательного, а промежуточного) результата.
Кроме того, коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают мне контролировать знания, умения и навыки всех учащихся в классе.
Я считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным .
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мордовско Козловская средняя общеобразовательная школа»
Атюрьевского муниципального района РМ
ДОКЛАД
«Развитие беглости чтения
в начальных классах»
Подготовила:
учитель начальных классов
Шукшина Т.Д.
2022г.
Актуальна ли эта цель? Чрезвычайно! В нашем современном мире народы отстаивают своё право на свободный созидательный труд и спокойную счастливую жизнь. Приобщение юных поколений к умственным и нравственным ценностям-дело первостепенной важности. В этом деле не обойтись без книжек, без искусства слова. Настоящая литература прежде всего учит любить людей .Книги по выражению А. М. Горького, возвышают душу, учат доброму, а в трудную минуту дают силы, чтобы не пасть духом, выстоять, победить. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладел умением читать, так как образовательно-воспитательный эффект- чтение книг-всегда прямо пропорционален результатам читательской обученности, желанию и умению читателя взять из книги всё, что она может взять. Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с природой, всем, что его окружает. Через книгу ребенок воспринимает модели поведения. Основной объем информации дети получают в школе с помощью учителя. В соответствии с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя начальной школы- научить школьника самостоятельно добывать и использовать новые знания.
Система обучения младших школьников предусматривает три категории уроков: уроки обучения грамоте, уроки классного чтения и уроки внеклассного чтения. На практике все три категории глубинно, существенно связаны между собой и подчинены единой цели. На каждом уроке чтения должна быть организована учебная деятельность.
Главной целью предмета «Литературное чтение» в 1-4 классах является развитие личности ребенка, его эмоциональных и нравственных представлений. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Нам необходимо воспитать грамотного читателя. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования в нашей школе.
В период обучения грамоте можно встретить две крайности в работе. В классах, где много читающих детей, на уроках обычно используется обилие дополнительного материала, и обучение проходит в оптимальном темпе. Для ребёнка, не умеющего читать, это создаёт избыток информации, с которой он не в состоянии справиться. Как правило, от этого ослабевает внимание, он не успевает осмыслить и закрепить новое. Нередко такие дети в период обучения грамоте теряют веру в свои силы. И наоборот. Учитель ориентируется только на не читающих детей. Читающие дети утомляются, им скучно слушать однообразное слоговое чтение. Впоследствии недостаточность умственной нагрузки оказывает влияние на развитие этих детей. Развитие начинает тормозиться, возникает ограниченность мышления. Поэтому не удивительно, что показатели развития навыков чтения у детей, не умевших читать до школы, иногда бывает выше, чем у читающих детей. В результате анализа к началу обучения в классе складываются три группы учащихся, чтение которых будет иметь свои особенности развития и свои задачи. Учитывая в классах наличие этих групп детей и зная особенности развития навыков чтения в каждый из них, учитель может успешно управлять процессом обучения всех учащихся, а дополнительные материалы подбирать не случайно, а в соответствии с задачами каждой группы.
Дети, составляющие первую группу, не умеют читать. Они знают буквы, могут даже »прочитать» несколько хорошо знакомых слов, но не владеют принципом слогового чтения, не могут выделить звуки в слове, установить их последовательность. Для обучения этих детей первоначальному чтению необходимо развивать у них следующие умения: разлагать речь на составляющие её элементы, устанавливать последовательность звуков в слове, обозначать звуки буквами, читать слог с ориентировкой на гласную слога .В результате такого обучения дети овладевают слоговым чтением в темпе не менее 20 слов в минуту .Обучение проводится в соответствии с программой, а дополнительно привлекаемый материал обеспечивает, с одной стороны, разнообразие читаемых на уроке слов и слогов, которые легче формируют полученный навык слогового чтения, с другой-повторяемость прочитанных слов и слогов способствует быстрому закреплению навыков чтения. Здесь же надо обратить внимание на осознанность чтения. Первым условием осознания значения прочитанного слова является его произнесение, так как в опыте ученика значение слова связано только со звуковым его образом. В этот период большое значение имеет чтение дома вслух. И в этом основная помощь должна идти от родителей. Семейное чтение должно быть традицией. Чтением детей руководят в семье, в школе, в библиотеке. Родители покупают детям книги с 2-3 лет. Начинают им читать, рассматривать картинки. А в школьные годы это желание у родителей пропадает, они уверенны, что ребёнок научился читать. А именно теперь надо направлять интерес и понимание детей в нужное направление, уважать ум и любознательность детей. Ребёнка интересует не описание природы, рассуждение, а конкретный случай, событие. Хорошо читающие дети бывают чаще в семьях, где детей окружают книги, где есть традиции – чтения родителей и детей вслух, обсуждение прочитанного, совместные переживания. Дети видят, что книга- постоянный спутник их отца и матери.
Для детей второй группы задача иная ,чем у первой. Они должны перейти к чтению целыми словами. Осуществление этой цели реально, если учитель дает детям специальные задания для самостоятельной работы и контролирует процесс формирования этого навыка. Отсутствие руководства чтением детей со стороны учителя, а также наличие ежедневных тренировок только в слоговом чтении буквенных страниц приводит к автоматизации навыка слогового чтения, что затрудняет переход к чтению целыми словами. В букварный период сдерживать развитие навыка чтения целыми словами нельзя. Существует мнение, что быстрый переход к чтению целыми словами ведёт к увеличению количества ошибок. Это не так. Если ребёнок понимает прочитанное и контекст, то это стремление нужно поддерживать. При переходе к чтению целыми словами у детей начинает формироваться графический образ слова. В букварный период при чтении текстов необходимо вводить упражнения, развивающие точность восприятия. Этому помогут такие упражнения, как чтение слов, отличающихся одной буквой, слов, в написании которых имеются все одинаковые буквы или несколько одинаковых букв (куст-стук,) слов имеющих одинаковые окончания или приставки(красный, красное).Эти упражнения помогут детям перейти к правильному чтению целыми словами, при котором восприятие слов будет не только целостным, но и дифференцированным. Чтение целыми словами для учащихся, читавших лишь по слогам, приведёт к качественным изменениям и в понимании, так как слова перестают быть для них изолированной единицей, а выступают уже как часть фразы, что облегчает понимание контекста.
Учащиеся третьей группы могут прочитать большую часть слов текста целыми словами, но их чтение характеризуется медленным темпом, наличием больших пауз между чтением каждого слова. Значит, основной задачей на этом этапе является совершенствование навыков чтения целыми словами с постепенной его автоматизацией, введение чтения про себя и выразительность чтения. Важным условием автоматизации навыка является переключение внимания ребёнка с процесса чтения на осмысление. Дополнительно следует подбирать такие упражнения, которые давали бы детям возможность решать маленькую умственную задачу, связанную с содержанием текста(деформированные тексты, незаконченные рассказы, загадки, задания. «Прочитай и отгадай название сказки»:
Нет ни речки, ни пруда-
Где воды напиться?
Очень вкусная вода-
В ямке от копытца!)
Упражнения, развивающие «поле» чтения, такие же, как у второй группы(добавляется подборка синонимов, сочетание слов: весна-красна, заяц- беляк).Чтение про себя надо вводить постепенно, так как при молчаливом чтении понимание содержания усваивается хуже. Урок получается хороший и продуктивный, если первая половина урока проводится со всем классом, а во второй половине происходит дифференциация. Плотность урока увеличивается, если доска служит открытой книгой и все дети читают по мере сил всему классу. Это придает уверенность .Одновременно с развитием техники чтения необходимо работать методично, спокойно, ненавязчиво над выразительностью чтения.
Первой ступенью подготовки выразительного чтения являются понимание фактического содержания текста и правильная техника чтения(соблюдение пауз, знаков препинания).
Вторая ступень-осмысление образной и эмоциональной сторон произведения, понимание смысла поступков и их мотивов, чувств, переживаний героев, определение своего отношения к ним.
Третья ступень-словесное рисование картины.
Четвёртая ступень-определение тех, чувств, которые дети должны передать при чтении слушателям.
Обучение выразительному чтению необходимо проводить на более яркой части произведения, после многократного разнообразного чтения. Здесь помогут компьютер, магнитофон, телефон. Вся эта работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят чтение. Этому помогут и уроки внеклассного чтения. Постоянно у каждого ребёнка на протяжении всего учебного года на парте находится книга или детский журнал. Дети с каждым днём всё больше привыкают к необходимости чтения. На уроках внеклассного чтения один раз в месяц провожу анализ читательских формуляров. Самых активных читателей поощеряю и я ,и библиотекарь. Этот же анализ повторяю на родительском собрании. Убеждаю родителей содействовать выработке беглого чтения и любви к книге.
Учебный процесс строю с учетом реальных учебных возможностей учащихся, позволяя каждому продвигаться в усвоении знаний оптимальным темпом. На уроках стараюсь использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, групповую, коллективную.
При овладении достаточным навыком быстрого чтения обучающимися, позволит значительно ускорить и облегчить процесс чтения и работы с новой информацией, повысить эффективность обучения и получения новых знаний и навыков в старших классах, а значит, сделает детей более конкурентоспособными.
Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить.
Быстрое чтение активизирует, процессы мышления, внимания, памяти и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Когда мои дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"
Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....
доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...
конспекты уроков, доклады на темы самообразования
Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...
Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».
Семья - один из шедевров природы (Дж. Сантаяна, философ)Семья - основанная на брак...
Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.
Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....
Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу
Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....
ДОКЛАД "Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения" . ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА МКОУ «АРТЕЗИАНСКАЯ СОШ №2»
ДОКЛАД НА ТЕМУ : « Системно–деятельност...