Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.
консультация по русскому языку (2 класс) на тему
Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок работы над ошибками.
(Подготовила доклад учитель начальных классов Пархоменко Т.В.)
Урок – творческий акт, он требует от учителя и учащихся мобилизации их физических и эмоциональных сил. На уроке, как в зеркале, отражаются все грани учебного процесса.
Нет такого учителя, который бы не стремился к достижению высокого уровня грамотности детей. Одним из приёмов повышения грамотности считаю развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками.
Известно, что в письменных работах учащихся встречаются самые разнообразные ошибки. Наличие этих ошибок свидетельствует о том, что соответствующие разделы программы усвоены недостаточно. Следовательно, нужно помочь учащимся разобраться в ошибках, отработать неусвоенные правила. Этой цели служит специальная форма обучения – урок работы над ошибками.
Урок работы над ошибками – один из наиболее сложных типов уроков и учителя при проведении таких типов урока испытывают серьёзные затруднения. Это касается и отбора материала для занятий, и его организации и методов работы.
Чтобы урок работы над ошибками дал высокую эффективность, учитель должен подготовиться к нему сам и подготовить к работе на уроке детей.
В чём состоит подготовка учителя?
Подготовка учителя к уроку работы над ошибками состоит в следующем: учитель проверяет письменные работы, классифицирует и учитывает ошибки. Из ошибок отбирает наиболее типичные. Для каждого типа ошибок разрабатывает приём их объяснения, подбирает дидактический материал для закрепления соответствующих правил, разрабатывает методику закрепления этих правил; подбирает домашние задания для работы над индивидуальными ошибками.
Важный этап подготовки учителя к уроку – отбор типичных ошибок. При этом нужно иметь ввиду следующее: чтобы работа над ошибками была результативной, для урока следует отбирать не более 4-5 типов ошибок. Только в этом случае учитель сможет закрепить соответствующие правила и тем самым предупредить появление ошибок данного типа в будущем. При изучении орфограмм выделяют три момента: знание правила; умение его применять; достаточный навык применения правила.
В школе укоренилась практика, при которой работа над ошибками проводится на следующий урок после контрольной работы. При этом вернуть учащимся проверенные работы и выставить оценки в журнал считается признаком хорошего тона. Между тем для этого нет никаких оснований. Больше того работа над ошибками на очередном уроке, как свидетельствует опыт, оказывается преждевременной и малополезной: учащиеся к ней не подготовлены.
В чём состоит подготовка учащихся?
После проверки работ на очередном уроке нужно, во-первых, сообщить детям о типичных ошибках в их работах, а во-вторых, предложить им повторить соответствующие правила и выполнить небольшие упражнения. В этом случае учащиеся придут на урок работы над ошибками подготовленными и работа превратится из разговоров об ошибках в отработку соответствующих правил.
Основными структурными элементами урока работы над ошибками являются:
- общая характеристика работ;
- воспроизведение знаний учащихся;
- закрепление правил (упражнения);
- домашнее задание.
Исходный этап работы на уроке – воспроизведение знаний. Оно проводится методом фронтального опроса (по вопросам предложенным учащимся накануне урока). При этом знания производятся не сразу по всем разделам курса, а по мере отработки правил, на которые учащиеся допустили типичные ошибки. Повторив одно правило, учащиеся закрепляют его тренировочной работой, затем повторяют и закрепляют следующее правило и т. д.
Основной же этап урока работы над ошибками упражнения. Они должны занимать более половины урока. При этом последовательность работы такова: сначала учитель вскрывает причины ошибок, выясняет с детьми, какое правило нарушено; затем данное явление (написание) объясняют, после этого соответствующее правило отрабатывают путём упражнений. После отработки каждого правила в отдельности учитель включает в упражнения смешанные примеры.
Так проводится работа над типичными ошибками. Что касается ошибок индивидуальных, то работа над ними выполняется учащимися дома (например, по «Памятке», в которой указывается номер орфограммы, условно). Учитель выносит на поля номер орфограммы, в которой была допущена ошибка. Учащиеся учатся работать самостоятельно по «Памятке». Объяснение ошибки они подтверждают своими примерами (по аналогии), составляют предложения, включая в них слова, в которых допустили ошибки. Можно брать примеры из литературных текстов, из учебных книг «Родная речь», «Родное слово».
Эти и многие другие упражнения помогают активизировать словарный запас детей и улучшить их грамотность.
Индивидуальную работу над ошибками можно проводить и в процессе изучения нового материала и его закрепления. Помогает в этом работа со словарём в конце учебника и работа с «Орфографическим словарём».
Правильно организованная, систематическая работа по предупреждению и исправлению ошибок, недочётов, учёт пропусков уроков по болезни, является одним из путей повышения качества обучения. Без этой работы вообще теряется смысл многочасового труда учителя по проверке тетрадей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для работы над ошибками. Русский язык
Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку. Памятка предназначена для учащихся 1-5 классов....

Алгоритмы в работе над ошибками.Русский язык
Данные алгоритмы позволят успешно выполнить работу над допущенными учеником ошибками в работах по руссому языку.....
Памятка работы над ошибками. Русский язык
разработки, посвящённые воспитанию ребят...
Памятка при работе над ошибками. Русский язык.
Памятка при работе над ошибками. Русский язык....

Работа над ошибками.Русский язык.
Краткий справочник с орфограммами по русскому языку для выполнения работ над ошибками в классе и дома....

"Работа над ошибками" русский язык
Памятка для учащихся для выполнения работы над ошибками по русскому языку....