Урок русского языка 3 класс Обобщение знаний по теме: «Изменение имен существительных по падежам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Открытый урок по русскому языку в 3 классе " Изменение имён существительных по падежам" УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenenie_imen_sushchestvitelnyh_po_padezham_3_kl_otkrytyy_ur.docx | 31.28 КБ |
pril_1.docx | 72.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
3 класс
Обобщение знаний по теме:
«Изменение имен существительных по падежам»
Цель урока | Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных. Закрепить знание названий падежей и падежных вопросов, запомнить алгоритм определения падежа слова в предложении. |
Задачи | Организовать наблюдение над существительными через выведение учащихся на необходимость их правильного использования в речи. Формировать умение учащихся работать в группах и парах постоянного состава Развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца |
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, стремление к полному и точному выражению своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
Ход урока
I. Организационный момент
1. - проверка готовности учащихся к уроку.
– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Итак, начнем наш урок.
2.Запись числа в тетради (комментирует ученица)
II. Актуализация знаний.
-Мы продолжаем исследовать часть речи, отгадайте какая это часть речи. Для этого зачеркните буквы А Ё
Аимяасуёщесатвиётеальноеё
-Предлагаю определить, над чем мы сегодня будем работать. Восстановите слово, поменяв слоги местами
дежипа
III. Целеполагание
– Какую тему мы изучили?
– Будет ли сегодня новый материал? Почему вы так считаете? (Мы изучили все падежи, нового не будет)
– Чем же мы будем заниматься? (Закреплять, повторять, отрабатывать)
– Сформулируйте цель урока. (Вспомнить всё, что изучили о падежах имён существительных - вопросы, вспомогательные слова, предлоги)
– Какие задачи каждый поставит перед собой?
- О чем будем говорить на уроке? (Обобщим знания об особенностях падежей русского языка, потренируемся в употреблении падежей.)
Послушайте историю, которая однажды произошла в одной из школ (два ученика читают стихотворение)
Как падежи убежали из школы
Надоело падежам
В человечьей школе.
Захотелось падежам
Погулять на воле!
Чем попусту склоняться,
Не лучше ль прогуляться?
Убежали падежи
За дома, за гаражи
И несутся в поле ржи:
— Вот где воля!
Вот где жизнь!
В лес бежим!
Среди зверей
Мы найдём себе друзей!
И стали падежи жить в лесу. . .
Не будет больше здесь невежд!
Пусть каждый выберет падеж!
И звери прибежали,
Все падежи забрали.
КТО? Именительный? Медведь.
Он видный и общительный.
"Приятно дело с ним иметь", —
Подумал Именительный.
Родительный, он для КОГО?
Взял ёжик вежливый его
. И для родителей ежа
Не сыщешь лучше падежа.
А Дательный падеж КОМУ?
Достался волку. Почему?
Попробуйте падеж не дать
Тому, кто может сам отнять!
На ЧТО? вернее, на КОГО?
В лесу летят все шишки?
Винительный падеж — его,
Зайчишки-хвастунишки!
А с КЕМ Творительный?
С лисой! Хитрюга, право слово.
Всех покорит своей красой
И натворит такого!
О ЧЁМ? Предложный, ты грустишь?
"Меня взяла лесная мышь.
Живу в мышиной норке.
Есть предложили корки".
И что же случилось с учениками школы?
Пишут в лес письмо в слезах:
"Возвращайтесь, падежах!
Вам не будем обижать.
Мы вам будем изучать.
Нам без вами трудно жить.
Будем вам и нам дружить!"
-Что же произошло?
-Чтобы помочь ребятам вернуть падежи, мы будем выполнять задания.
IV. Работа по теме урока
1. Работа в группах. (6 падежей - 6 групп)
На слайде 6 пословиц.
- Определите, какое слово изменяет свою форму
Друг научит, а недруг проучит.
Человек без друга — что дерево без корней.
Последний чай наливай другу.
Друга ищи, а нашел, береги.
Другом хвались, но и сам в хвосте не плетись.
Улыбке недруга не доверяй, злобы в друге не подозревай.
Вы будете работать в группах. Каждая группа будет наблюдать над грамматическими особенностями определенного падежа. А вот какого вы узнаете, определив, в каком падеже употреблено выделенное слово в пословице. Результатом работы группы является составление рассказа об этом падеже по данному плану
(план зачитывается одним из учеников)
- Происхождение названия падежа.
- Вопросы.
- Вспомогательные слова
- Особенности - предлоги (если есть), каким членом предложения могут являться слова, стоящие в данном падеже.
Каким правилом мы должны руководствоваться, чтобы определить падеж имён существительных? (Вспомнить алгоритм, разработанный нами на уроках для определения падежа имени существительного.)
Выбор алгоритма из нескольких предложенных и его проговаривание.
Защита проекта.
По окончании самостоятельной работы лидеры групп выходят к доске и рассказывают об особенностях падежа.
Физкультминутка
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный – устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный - убежал.
Падежи нам всем нужны
И при этом – все важны!
3) «Угадай падеж» – фронтальная работа
Добрый падеж, падеж давания. – Дательный
Это инструментальный падеж, им творят, работают. – Творительный
У этого падежа два вопроса, и оба чужие, на прокат.– Винительный
Этим падежом обозначают имя человека. – Именительный
Его называют « родительским». – Родительный
А этот падеж помогает мечтать. – Предложный
- кому? – Д.п.
- без предлога не употребляется – П.п
- подлежащее – И.п
- кого?чего? – Р.п.
- Кого? Что? – В.п.
- два предлога – Д.п.
- провинившийся падеж – В.п.
- без предлога – И.п.
4) Самостоятельная работа
На листочках записаны словосочетания без предлогов. Записать в тетрадь и вставить подходящий по смыслу предлог, указать падеж существительного.
Вышли …. полянку (на, В.п.)
Расскажут…. лесе (о, П.п.)
Побежали …. радостью (с, Т.п.)
Подъехал … городу (к, Д.п.)
Стоит …дороги (у, Р.п.)
Предлоги: на, с, о, около, в, к,
Взаимопроверка
Коллективная проверка
5) Тест (На обратной стороне листа с заданиями). Прогнозирование результата: уверен в своих знаниях -+, не уверен- ?
1) Сколько падежей в русском языке?
А. 5
Б. 6
В. 7
Г. 8
2) Какие вопросы не являются падежными?
А. Кто? Что?
Б. Кого? Чего?
В. Куда? Откуда?
Г. Кем? Чем?
3) Укажите правильную последовательность падежей.
А. И. п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.
Б. И.п., Д.п., Р.п., В.п., Т.п., П.п.
В. И.п., Р.п., Д.п., Т.п., В.п., П.п.
Г. И.п., Р.п., Д.п., Т.п., П.п., В.п.
4) Закончите предложение: «Подлежащее может быть только в форме …»
А. Винительного падежа.
Б. Именительного падежа.
В. Родительного падежа.
Г. Творительного падежа.
5) Укажи падеж выделенного имени существительного. Рано утром меня разбудила бабушка.
А. Винительный падеж.
Б. Родительный падеж.
В. Именительный падеж.
Г. Предложный падеж.
6) Укажи падеж выделенного существительного. Дедушка продолжил рассказ о войне.
А. Родительный падеж.
Б. Предложный падеж.
В. Винительный падеж.
Г. Дательный падеж.
7) Как называется изменение существительного по вопросам?
А. Спряжение.
Б. Склонение.
В. Изменение.
Г. Определение.
V.Самооценка
Кто уверенно смотрит вперед?
Я читаю утверждения. Кто согласен – поднимайте руку.
1. Я знаю падежи
2. Я умею определять падеж имени существительного
3. Я умею ставить существительное в нужный падеж
4. Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
– Вы довольны уроком?
– Кому было трудно, легко, интересно?
Заполняем оценочную плоскость.
1 оценка
1) Доволен собой – зеленый круг
2) Не совсем доволен своей работой – желтый
3) Не доволен работой – красный
2 оценка
1) научился определять падежи имен сущ. – зеленый
2) допускаю ошибки – желтый
3) не могу обходиться без помощи –красный
- оценка
1. Активно работал в группе, паре – зеленый
2.Не совсем доволен – желтый
3. Надо учиться работать с ребятами – красный
– Вот вы и выставили себе сами оценку. Молодцы!
Предварительный просмотр:
I группа _____________________________________________________________________________________
1. Зачеркните буквы А Ё
Аимяасуёщесатвиётеальноеё
Восстановите слово, поменяв слоги местами
Дежипа ____________________
2. Запишите пословицу в тетрадь. Определите, в каком падеже употреблено выделенное слово.
Друг научит, а недруг проучит.
3. Спишите словосочетания в тетрадь и вставьте подходящий по смыслу предлог. Укажите падеж существительного.
Вышли …. полянку
Расскажут…. лесе
Побежали …. радостью
Подъехал … городу
Стоит …дороги
Предлоги: на, с, о, около, в, к,
Тест.
1) Сколько падежей в русском языке?
А. 5
Б. 6
В. 7
Г. 8
2) Какие вопросы не являются падежными?
А. Кто? Что?
Б. Кого? Чего?
В. Куда? Откуда?
Г. Кем? Чем?
3) Укажите правильную последовательность падежей.
А. И. п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.
Б. И.п., Д.п., Р.п., В.п., Т.п., П.п.
В. И.п., Р.п., Д.п., Т.п., В.п., П.п.
Г. И.п., Р.п., Д.п., Т.п., П.п., В.п.
4) Закончите предложение: «Подлежащее может быть только в форме …»
А. Винительного падежа.
Б. Именительного падежа.
В. Родительного падежа.
Г. Творительного падежа.
5) Укажи падеж выделенного имени существительного.
Рано утром меня разбудила бабушка.
А. Винительный падеж.
Б. Родительный падеж.
В. Именительный падеж.
Г. Предложный падеж.
6) Укажи падеж выделенного существительного.
Дедушка продолжил рассказ о войне.
А. Родительный падеж.
Б. Предложный падеж.
В. Винительный падеж.
Г. Дательный падеж.
7) Как называется изменение существительного по вопросам?
А. Спряжение.
Б. Склонение.
В. Изменение.
Г. Определение.
II группа _____________________________________________________________________________________
1. Зачеркните буквы А Ё
Аимяасуёщесатвиётеальноеё
Восстановите слово, поменяв слоги местами
Дежипа ____________________
2. Запишите пословицу в тетрадь. Определите, в каком падеже употреблено выделенное слово.
Человек без друга — что дерево без корней.
3. Спишите словосочетания в тетрадь и вставьте подходящий по смыслу предлог. Укажите падеж существительного.
Вышли …. полянку
Расскажут…. лесе
Побежали …. радостью
Подъехал … городу
Стоит …дороги
Предлоги: на, с, о, около, в, к,
Тест.
1) Сколько падежей в русском языке?
А. 5
Б. 6
В. 7
Г. 8
2) Какие вопросы не являются падежными?
А. Кто? Что?
Б. Кого? Чего?
В. Куда? Откуда?
Г. Кем? Чем?
3) Укажите правильную последовательность падежей.
А. И. п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.
Б. И.п., Д.п., Р.п., В.п., Т.п., П.п.
В. И.п., Р.п., Д.п., Т.п., В.п., П.п.
Г. И.п., Р.п., Д.п., Т.п., П.п., В.п.
4) Закончите предложение: «Подлежащее может быть только в форме …»
А. Винительного падежа.
Б. Именительного падежа.
В. Родительного падежа.
Г. Творительного падежа.
5) Укажи падеж выделенного имени существительного.
Рано утром меня разбудила бабушка.
А. Винительный падеж.
Б. Родительный падеж.
В. Именительный падеж.
Г. Предложный падеж.
6) Укажи падеж выделенного существительного.
Дедушка продолжил рассказ о войне.
А. Родительный падеж.
Б. Предложный падеж.
В. Винительный падеж.
Г. Дательный падеж.
7) Как называется изменение существительного по вопросам?
А. Спряжение.
Б. Склонение.
В. Изменение.
Г. Определение.
III группа _____________________________________________________________________________________
1. Зачеркните буквы А Ё
Аимяасуёщесатвиётеальноеё
Восстановите слово, поменяв слоги местами
Дежипа ____________________
2. Запишите пословицу в тетрадь. Определите, в каком падеже употреблено выделенное слово в пословице.
Последний чай наливай другу.
3. Спишите словосочетания в тетрадь и вставьте подходящий по смыслу предлог. Укажите падеж существительного.
Вышли …. полянку
Расскажут…. лесе
Побежали …. радостью
Подъехал … городу
Стоит …дороги
Предлоги: на, с, о, около, в, к,
Тест.
1) Сколько падежей в русском языке?
А. 5
Б. 6
В. 7
Г. 8
2) Какие вопросы не являются падежными?
А. Кто? Что?
Б. Кого? Чего?
В. Куда? Откуда?
Г. Кем? Чем?
3) Укажите правильную последовательность падежей.
А. И. п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.
Б. И.п., Д.п., Р.п., В.п., Т.п., П.п.
В. И.п., Р.п., Д.п., Т.п., В.п., П.п.
Г. И.п., Р.п., Д.п., Т.п., П.п., В.п.
4) Закончите предложение: «Подлежащее может быть только в форме …»
А. Винительного падежа.
Б. Именительного падежа.
В. Родительного падежа.
Г. Творительного падежа.
5) Укажи падеж выделенного имени существительного.
Рано утром меня разбудила бабушка.
А. Винительный падеж.
Б. Родительный падеж.
В. Именительный падеж.
Г. Предложный падеж.
6) Укажи падеж выделенного существительного.
Дедушка продолжил рассказ о войне.
А. Родительный падеж.
Б. Предложный падеж.
В. Винительный падеж.
Г. Дательный падеж.
7) Как называется изменение существительного по вопросам?
А. Спряжение.
Б. Склонение.
В. Изменение.
Г. Определение.
IV группа _____________________________________________________________________________________
1. Зачеркните буквы А Ё
Аимяасуёщесатвиётеальноеё
Восстановите слово, поменяв слоги местами
Дежипа ____________________
2. Запишите пословицу в тетрадь. Определите, в каком падеже употреблено выделенное слово.
Друга ищи, а нашёл - береги.
3. Спишите словосочетания в тетрадь и вставьте подходящий по смыслу предлог. Укажите падеж существительного.
Вышли …. полянку
Расскажут…. лесе
Побежали …. радостью
Подъехал … городу
Стоит …дороги
Предлоги: на, с, о, около, в, к,
Тест.
1) Сколько падежей в русском языке?
А. 5
Б. 6
В. 7
Г. 8
2) Какие вопросы не являются падежными?
А. Кто? Что?
Б. Кого? Чего?
В. Куда? Откуда?
Г. Кем? Чем?
3) Укажите правильную последовательность падежей.
А. И. п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.
Б. И.п., Д.п., Р.п., В.п., Т.п., П.п.
В. И.п., Р.п., Д.п., Т.п., В.п., П.п.
Г. И.п., Р.п., Д.п., Т.п., П.п., В.п.
4) Закончите предложение: «Подлежащее может быть только в форме …»
А. Винительного падежа.
Б. Именительного падежа.
В. Родительного падежа.
Г. Творительного падежа.
5) Укажи падеж выделенного имени существительного.
Рано утром меня разбудила бабушка.
А. Винительный падеж.
Б. Родительный падеж.
В. Именительный падеж.
Г. Предложный падеж.
6) Укажи падеж выделенного существительного.
Дедушка продолжил рассказ о войне.
А. Родительный падеж.
Б. Предложный падеж.
В. Винительный падеж.
Г. Дательный падеж.
7) Как называется изменение существительного по вопросам?
А. Спряжение.
Б. Склонение.
В. Изменение.
Г. Определение.
V группа _____________________________________________________________________________________
1. Зачеркните буквы А Ё
Аимяасуёщесатвиётеальноеё
Восстановите слово, поменяв слоги местами
Дежипа ____________________
2. Запишите пословицу в тетрадь. Определите, в каком падеже употреблено выделенное слово.
Другом хвались, но и сам в хвосте не плетись.
3. Спишите словосочетания в тетрадь и вставьте подходящий по смыслу предлог. Укажите падеж существительного.
Вышли …. полянку
Расскажут…. лесе
Побежали …. радостью
Подъехал … городу
Стоит …дороги
Предлоги: на, с, о, около, в, к,
Тест.
1) Сколько падежей в русском языке?
А. 5
Б. 6
В. 7
Г. 8
2) Какие вопросы не являются падежными?
А. Кто? Что?
Б. Кого? Чего?
В. Куда? Откуда?
Г. Кем? Чем?
3) Укажите правильную последовательность падежей.
А. И. п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.
Б. И.п., Д.п., Р.п., В.п., Т.п., П.п.
В. И.п., Р.п., Д.п., Т.п., В.п., П.п.
Г. И.п., Р.п., Д.п., Т.п., П.п., В.п.
4) Закончите предложение: «Подлежащее может быть только в форме …»
А. Винительного падежа.
Б. Именительного падежа.
В. Родительного падежа.
Г. Творительного падежа.
5) Укажи падеж выделенного имени существительного.
Рано утром меня разбудила бабушка.
А. Винительный падеж.
Б. Родительный падеж.
В. Именительный падеж.
Г. Предложный падеж.
6) Укажи падеж выделенного существительного.
Дедушка продолжил рассказ о войне.
А. Родительный падеж.
Б. Предложный падеж.
В. Винительный падеж.
Г. Дательный падеж.
7) Как называется изменение существительного по вопросам?
А. Спряжение.
Б. Склонение.
В. Изменение.
Г. Определение.
VI группа _____________________________________________________________________________________
1. Зачеркните буквы А Ё
Аимяасуёщесатвиётеальноеё
Восстановите слово, поменяв слоги местами
Дежипа ____________________
2. Запишите пословицу в тетрадь. Определите, в каком падеже употреблено выделенное слово.
Улыбке недруга не доверяй, злобы в друге не подозревай.
3. Спишите словосочетания в тетрадь и вставьте подходящий по смыслу предлог. Укажите падеж существительного.
Вышли …. полянку
Расскажут…. лесе
Побежали …. радостью
Подъехал … городу
Стоит …дороги
Предлоги: на, с, о, около, в, к,
Тест.
1) Сколько падежей в русском языке?
А. 5
Б. 6
В. 7
Г. 8
2) Какие вопросы не являются падежными?
А. Кто? Что?
Б. Кого? Чего?
В. Куда? Откуда?
Г. Кем? Чем?
3) Укажите правильную последовательность падежей.
А. И. п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.
Б. И.п., Д.п., Р.п., В.п., Т.п., П.п.
В. И.п., Р.п., Д.п., Т.п., В.п., П.п.
Г. И.п., Р.п., Д.п., Т.п., П.п., В.п.
4) Закончите предложение: «Подлежащее может быть только в форме …»
А. Винительного падежа.
Б. Именительного падежа.
В. Родительного падежа.
Г. Творительного падежа.
5) Укажи падеж выделенного имени существительного.
Рано утром меня разбудила бабушка.
А. Винительный падеж.
Б. Родительный падеж.
В. Именительный падеж.
Г. Предложный падеж.
6) Укажи падеж выделенного существительного.
Дедушка продолжил рассказ о войне.
А. Родительный падеж.
Б. Предложный падеж.
В. Винительный падеж.
Г. Дательный падеж.
7) Как называется изменение существительного по вопросам?
А. Спряжение.
Б. Склонение.
В. Изменение.
Г. Определение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Словосочетания глаголов с именами существительными в косвенных падежах"
К открытому уроку....
Презентация по русскому языку , Обобщение знаний по теме "Изменение имён существительных по падежам (склонение).3 класс УМК "Перспектива"
Презентация по русскому языку содержит материал:"Обобщение знаний по теме "Изменение имён существительных по падежам (склонение)" 3 класс...
Конспект урока русского языка в 4 классе "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже"
Разработка открытого урока русского языка в 4 классе по теме "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже" (УМК "Школа России")...
Урок русского языка, 4 «Б» класс Тема: « Изменение имён существительных по падежам. Закрепление.»
Презентация к уроку Изменение имён существительных по падежам. Закрепление.»...
Урок русского языка, 4 «Б» класс Тема: « Изменение имён существительных по падежам. Закрепление.»
Конспект урока Изменение имён существительных по падежам. Закрепление.»...
Урок русского языка, 4 «Б» класс Тема: « Изменение имён существительных по падежам. Закрепление.»
Конспект урока Изменение имён существительных по падежам. Закрепление.»...
Открытый урок по русскому языку на тему "Наблюдение за словоизменением имен существительных по падежам". 4 класс
Конспект урока по русскому языку...