Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика в реальной жизни"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296). Программа разработана на основе авторской программы О.А.Захаровой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vneurochnaya_deyatelnost_matematika_v_realnoy_zhizni.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности «МАТЕМАТИКА В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
Мурастова Алина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3 г.Ноябрьск
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296).
Программа разработана на основе авторской программы О.А.Захаровой.
Цель:
развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий по математике, изучение окружающего мира математическими средствами.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
- Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
- Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков в реальной жизни.
- Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению практических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
Предлагаемая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление. В процессе освоения программы выполняют расчёты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Условия реализации:
Программа рассчитана на 102 часа с проведением занятий 1 раз в неделю. Срок реализации 3 года (2-4 класс):
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Во 2-м классе учащимся предлагается заняться изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания,
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения практической задачи; использовать его в ходе самостоятельной работы,
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с практическими задачами,
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами.
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его,
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии,
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
- использовать критерии для обоснования своего суждения,
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием,
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки,
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы,
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи,
- использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
- конструировать несложные задачи.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа, задания в печатной тетради.
Итоговый контроль: учащиеся ведут Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:
- развитие познавательных интересов обучающихся
- создание ситуации успеха для каждого ученика
- повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
- максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
- приобретение навыков саморефлексии
Тематическое планирование
Темы занятий | Элементы содержания | Кол-во часов | |
1 | Арифметика в литературе | Работа с фольклорными произведениями. Где используются числа? Оформление и представление результатов | 2 |
2 | Магическая арифметика | Магия чисел. Математические фокусы. | 1 |
3 | Зеленая арифметика | Создание «Книги растений-рекордсменов» | 2 |
4 | Как найти сокровища? | Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Предоставление информации в таблице. Использование таблицы для формулировки задания. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Ориентирование на местности (пропедевтика). | 3 |
5 | Далеко ли до Солнца? | «Круглые» двузначные числа. Сложение и вычитание «круглых» двузначных чисел. Числовые равенства и неравенства. Числовые выражения. Краткая запись задачи. Круговая схема. Планеты и звёзды. | 3 |
6 | Солнце — обыкновенный жёлтый карлик | Сложение (вычитание) двузначных чисел и однозначных чисел. Прямоугольник и квадрат. Сравнение двузначных чисел. Разностное сравнение. Задачи на разностное сравнение. Сложение (вычитание) двузначных чисел. Сотня. Соотношение единиц измерения: дм – м; кг – ц; см – м. Планеты и звёзды. | 3 |
7 | Спутники планет | Действие умножения. Таблица умножения на 1, 2, 3 и 4. Периметр прямоугольника и квадрата. Планеты и звёзды. Таблица умножения на 5, 6, 7, 8 и 9. Длина ломаной. Угол. Виды углов. Углы многоугольника. Планеты и звёзды. | 3 |
8 | Кто строит дома на воде? | «Круглые» сотни. Сложение (вычитание) «круглых» сотен. Сравнение трёхзначных чисел. Составные задачи. Запись решения по действиям и в виде одного выражения. Живая природа Земли. | 3 |
9 | Кто построил это гнездо? | Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Запись и способ сложения (вычитания) столбиком. Вычитание суммы из суммы. Живая природа Земли. | 3 |
10 | Едят ли птицы сладкое? | Известное и неизвестное. Уравнение. Уравнения на сложение и вычитание. Живая природа Земли. | 3 |
11 | Почему яйцу нельзя переохлаждаться? | Деление. Доля. Уменьшение в несколько раз. Живая природа Земли. | 2 |
12 | Московский Кремль | Время и части суток. Единицы измерения времени. Римские цифры. Числовой луч и натуральный ряд чисел Данное и искомое. Обратная задача. Проверка решения. Геометрические построения.. Родная страна — Россия. | 2 |
13 | Итоговое занятие | Представление итогов работы (Листы самооценки «Мои достижения») | 1 |
ИТОГО | 34 ч | ||
3 класс | |||
1 | Что находится внутри Земли? | Трёхзначные числа. Запись сложения и вычитания чисел столбиком. Умножение и деление. Периметр четырёхугольника. Окружность и круг. Планета, на которой мы живём. | 3 |
2 | Помогите Пете Семёнову | Изображение куба. Связь умножения и деления. Табличные случаи деления. | 3 |
3 | Много ли на Земле льда? (начало) | Класс тысяч. Название четырёхзначных чисел. Сравнение четырёхзначных чисел. Неживая природа (три состояния воды). | 3 |
4 | Много ли на Земле льда? (окончание) | Сравнение величин. Алгоритм сложения и вычитания столбиком. Таблица для записи условия задачи. Неживая природа (три состояния воды). | 3 |
5 | Где хранится пресная вода? | Умножение суммы на число. Группировка множителей. Умножение числа на произведение. Запись умножения столбиком. Неживая природа (три состояния воды). | 3 |
6 | «Многоэтажная» атмосфера Земли | Кратное сравнение чисел и величин. Числовой луч. Задачи на кратное сравнение. Диаграмма для записи условия задачи. Значение воздуха на Земле. | 3 |
7 | Облака | Сравнение углов. Углы треугольника. Стороны треугольника. Неживая природа. | 2 |
8 | Сказочный мир горных пещер | Умножение на число 10. Умножение числа на сумму. Умножение на двузначное число. Запись умножения столбиком. Горные породы. | 3 |
9 | Жизнь под Землёй | Частные случаи деления (на число 1, числа 0, на число 0). Деление суммы (разности) на число. Горные породы | 2 |
10 | Природное сообщество — аквариум | Сравнение и измерение площади многоугольника. Соотношение между различными единицами измерения площади. Вычисление площади прямоугольника. Природные сообщества. | 3 |
11 | Озеро Байкал | Задачи с недостающими данными. Задачи с избыточными данными. Выбор рационального пути решения. Водоем | 3 |
12 | Стены Древ него Кремля | Деление на число 10, число 100 и число 1000. Деление на однозначное число. Деление на двузначное число. Наша страна — Россия | 3 |
ИТОГО | 34 | ||
4 класс | |||
1 | Путь «Из варяг в греки» | Чертёж как способ краткой записи задачи. Задачи с заданным результатом разностного сравнения величин. Задачи с заданным результатом кратного сравнения величин. Алгоритм умножения столбиком. История Отечества. | 3 |
2 | Славянские цифры | Класс миллионов. Постоянная и переменная величины. Буквенное выражение. Значение буквенного выражения. История Отечества. | 3 |
3 | Лесные бога тства России | Цена. Задача определения стоимости. Задача определения количества. Родная страна — Россия. | 2 |
4 | Земли, не освоенные человеком | Деление с остатком. Деление нацело. Запись деления столбиком. Охрана природы. | 3 |
5 | Дневник путешествия | Скорость. Задача на определение расстояния. Задача на определение времени. Родная страна – Россия. | 3 |
6 | Сколько соли в солёной воде? | Вместимость. Объём. Единицы измерения объема. | 3 |
7 | Трудолюбивые пчёлы | Производительность. Задача на определение времени работы. Задача на определение объема работы. Насекомые. | 3 |
8 | Быстро ли растет человек? | Деление на однозначное и двузначное числа столбиком. Алгоритм деления столбиком. Человек – часть природы. | 2 |
9 | Волосы | Сложение и вычитание величин. Умножение величины и числа. Деление величины на число. Нахождение части от величины и величины по её части. Человек – часть природы. | 3 |
10 | Скорость, с которой течет кровь | Когда время движения постоянно. Когда длина пройденного пути постоянна. Движение в одном направлении. Человек – часть природы. | 3 |
11 | «Производительность» сердца | Когда время работы постоянно. Когда объем выполненной работы постоянен. Производительность при совместной работе. Время совместной работы. Человек – часть природы. | 3 |
12 | Сколько стоят деньги? | Когда количество постоянно. Когда стоимость постоянна. Цена набора товаров. Человек и общество. | 3 |
ИТОГО | 34 | ||
1 |
Литература:
- Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 2, 3, 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.
- Чекин А.Л. Математика. 2, 3, 4 класс. Учебник. Часть 1, 2 – М.: Академкнига/Учебник.
- Чекин А.Л. Математика: 2, 3, 4 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2, 3, 4 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2, 3, 4 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
- Мурастова А.В. Приложение 1. Авторский сборник методических материалов (представлен в презентации)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дороге"
Данная программа составлена на основе авторской образовательной программы Т.В. Фроловой, которая представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)
Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...
Рабочая программа по внеурочной деятельности творческого объединения «Культура в твоей жизни»
Планирование составлено на основе программы интегрированного учебного курса «Культура России и родного края» для начальной школы. Авторы-составители: Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В. ИНФОФОНД г. Ульянов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 классы "За здоровый образ жизни"
Рабочая программа для внеурочной деятельности "За здоровый образ жизни"...
КРАТКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "АЗБУКА ЖИЗНИ"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука жизни» составлена на основе следующих документов:- требования Федерального государственного образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению "Азбука жизни" с 1- 4 класс
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность, рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Движение есть жизнь!» для 1 клласса
Рабочая программа «Движение есть жизнь!» для 1 класса составлена на основе Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273-ФЗЦель внеурочных форм занятий состоит в том, чтобы н...