Программа отряда «Найрамдал» Краеведческое направление.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Балданова Рита Чулунгомбоевна

Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Содержание программы направлено на изучение традиций и обычаев бурятского народа, в частности истории Бурятии и города  Улан-Удэ.  Мы живем в п. Исток - микрорайон г. Улан-Удэ. Красивая природа нашего края, леса, речки, озёра привораживают жителей. Это наше Отечество, наша малая Родина. И мы не вправе не знать её историю, традиции, обычаи.

 Участники программы: дети 7-12 лет.

Цель программы:  – сформировать целостное представление о родном крае – г. Улан-Удэ, Республики Бурятия  на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nayramdal_kraevedy.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №54»

Утверждаю

Начальник лагеря:_______

Программа отряда «Найрамдал»

Краеведческое направление

Составители:

Балданова Рита Чулунгомбоевна

Баниева Соелма Баторовна

Егнинова Цыпилма Жанчиповна

г. Улан-Удэ

2017

Актуальность

           Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Содержание программы направлено на изучение традиций и обычаев бурятского народа, в частности истории Бурятии и города  Улан-Удэ.  Мы живем в п. Исток - микрорайон г. Улан-Удэ. Красивая природа нашего края, леса, речки, озёра привораживают жителей. Это наше Отечество, наша малая Родина. И мы не вправе не знать её историю, традиции, обычаи.

Культурологическая  работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с  историей и культурой  Республики Бурятия, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине,  патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости. Также  участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению сознательной дисциплины.

Участники программы: дети 7-12 лет.

Цель программы:  – сформировать целостное представление о родном крае – г. Улан-Удэ, Республики Бурятия  на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.

Задачи:

— обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского народа;

— развивать интерес к родному краю, желание больше узнать об особенностях своего края;

— воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;

--формирование нравственных качеств личности на основе; общечеловеческих ценностей;

развитие коммуникативных навыков в совместной творческой деятельности.

Личностными результатами программы  краеведческого отряда

« Найрамдал » является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности на занятии с помощью воспитателя и самостоятельно;

высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

определять успешность выполнения своего задания в диалоге

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи;

делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи;

добывать новые знания: находить необходимую информацию;

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельный  вывод;.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;  слушать и понимать речь других;. вступать в беседу на занятии и в жизни.

Предметными результатами  программы  краеведческого отряда «Найрамдал» является формирование следующих умений:

узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы; учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины; оценивать правильность поведения людей в природе.

Принципы разработки программы:

принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

— принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов;

принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

              Занятия юных культурологов проводятся в основном в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры, погружение в практическую деятельность. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музейном уголке школы, посещение музеев.

                                   Ожидаемые результаты:

  • 1.  Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к   истории, культуре, традициям и обычаям родного края.
  • 2. Расширение кругозора  учащихся, развитие их познавательных интересов
  • 3. Укрепление физического и психического здоровья детей и подростков.
  • 4. Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности,
  • 5.Создание необходимых условий для самореализации учащихся в   различных сферах деятельности.
  • 6. Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлении, искоренение вредных привычек.
  • 7. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.

Форма организации деятельности:   игра –путешествие «Родными тропами».

Содержание троп:  каждому дню недели соответствует свой привал.  

Понедельник  -  привал «Исторический».

  -  Познавательные беседы, заочные экскурсы в историю города, республики

Вторник -  привал «Обрядовый»

  - Знакомство с обычаями, традициями своего народа

Среда  - привал «Экскурсионный»

  - Посещение  музеев, экскурсии в парки, театры города, походы  по достопримечательностям города                      

 Четверг – привал «Игровой»

 - Спортивные игры, разучивание  народных игр, песен, изучение фольклора бурятского    народа

Пятница – привал «Творческий»

- конкурсы рисунков, поделок из подручных материалов ,чтение и мини- сценки бурятских сказок.

 Суббота – привал «Интеллектуальный»

- Интеллектуальные  марафоны, викторины, творческие конкурсы.

   

        Путешествуя по тропам, ребята узнают историю  Бурятии и бурятского народа; знакомятся с устным народным творчеством; народными праздниками и традициями; играми, через циклы занятий, развлечений, совместную деятельность детей и воспитателей.

                         

                    ПЛАН РАБОТЫ   отряда  «Найрамдал»

Дни недели /Привал

Мероприятия –

       1 неделя

Мероприятия –

     2 неделя

Мероприятия –

        3 неделя

Понедельник/    Исторический

-Открытие лагеря «Здравствуй, лето

-День защиты детей

Конкурс рисунков на асфальте на тему «Мой солнечный город»

 -Знакомство с историей школы.

-Посещение музея школы.

«Я – житель Солнечной Бурятии» -

Познавательная  игра.

Вторник / Обрядовый

 -Придумывание названия отряда, эмблемы, песни, выбор актива отряда.

- Приобщение к бурятскому фольклору.

- Проведение бесед по ТБ. Ознакомление с режимом, правилами поведения в лагере.

-«Национальная одежда, народные костюмы, головные уборы и украшения».

Творческая мастерская-  работа с бумагой .

- Профильное занятие: «Придумывание легенды, связанной с названием нашей местности» 

Среда / Экскурсион

ный

-Беседа о правилах дорожного движения. Понятие «культура поведения».

Правила поведения в музее.

- Выезд в музей Истории города

-Экскурсия  по городу

« История моего города в истории России»

-Беседа символика РФ посвященная  дню России.

Экскурсия в этнографический музей под открытым небом.  

Четверг / Игровой

-Игры на выявление творческих способностей.

« Национальные игры»

-Игры на сплочение коллектива.

 -Музыкальный час Конкурс пародий;

Подвижные игры на свежем воздухе.

-  разучивание элементов ёхора.  

Пятница / Творческий

-Декоративно-прикладное искусство (орнаменты, обереги, амулеты).

«Орнамент в украшениях»

-День веселых затей.

-Инсценирование бурятских сказок .

Творческая мастерская Изготовление кукол в национальном костюме .

Суббота / Интеллектуальный

-Краеведческая викторина «Мой родной город»

-Разучивание отрядной песни.

Мероприятие «Путешествие на поезде Дружбы»

-Праздник «Лето продолжается!»

-Закрытие лагеря

                               1.Диагностическое обеспечение.

Входящая  - диагностика проводится до начала смены и в организационный период с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных задач.

Цель: Изучение интереса учащихся.

Анкета на входе.

              Диагностика интересов.

Ответив на вопросы анкеты, ты поможешь интересно организовать нам твой отдых в пришкольном лагере.

  1. Чем вы любите заниматься в свободное время?
  2. Любите ли вы петь и танцевать, какие по жанру песни и танцы предпочитаете?
  3. Любите ли вы мастерить поделки своими руками, если «да», то из каких материалов?
  4. В какие игры вы любите играть?
  5. Каким видом спорта вы занимаетесь?
  6. Какие телепередачи вы любите?
  7. Чем бы вы хотели заняться летом?
  8. Интересуетесь ли прошлым нашего города?

Спасибо за ответы!

Итоговая – диагностика проводится в итоговый период смены для того, чтобы судить о достижении цели программы (т.е. удалось ли организаторам смены создать максимально благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать в разновозрастном коллективе учащихся 7-12 лет).

Цель: определить степень удовлетворённости учащихся в пришкольном лагере.

                                               Анкета на выходе.

1. Хотелось бы тебе еще раз принять участие в краеведческой смене?

Да

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

Скорее нет, чем да

Нет


2. Насколько интересно был организован твой отдых?

3. Что для тебя было самым интересным в профильной смене?

Участие в конкурсах, концертах

Спортивные мероприятия

Экскурсии

Встречи с интересными людьми

Закрытие потока

Другое

4. Какие новые способности ты раскрыл в себе в лагере?

Поисковые

Спортивные

Организаторские

Затрудняюсь ответить

5. Твои предложения по проведению отдыха юных краеведов.

                                              2. Правила жизни в лагере

  • Лагерь – наш дом, мы – хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от себя.
  • Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя. Не заставляй ждать себя и беспокоить напрасно других.
  • Каждый в ответе за то, что с ним происходит. Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
  • Игра – это зеркало жизни. Не забывай про свое отражение, смотрись в зеркало чаще.

                                           3. Законы лагеря.

  • Главный закон «Все новое узнай и в лагерь передай».
  • Закон «Ноль-ноль» (Все делай вовремя,  никогда не опаздывай).
  • Мы в дружбу верим, все как один и руку дружбы всегда подадим.
  • Будь всегда весел, бодр, никогда не падай духом.
  • Будь настойчив и трудолюбив в задуманном


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по эколого-краеведческому направлению "Гринпис"

Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств для потомков- эти проблемы в настоящее время приобрели глобальный характер. Но чт...

Программа лагеря дневного пребывания «Истоки» (программа туристско-краеведческой направленности, реализуемая в условиях ЛДП)

Программа лагеря дневного пребывания «Истоки»(программа туристско-краеведческой направленности,реализуемая в условиях ЛДП ) Календарно-тематическое планирование. расчитана на 21 день....

Программа воспитания и развития патриотическо-краеведческого направления "Я вырос здесь и край мне дорог"

Программа воспитания и развития «Я вырос здесь и край мне этот дорог» раскрывает перед детьми вопросы патриотического воспитания, направлена на формирование и развитие личности школьника, облада...

Программа краеведческой направленности "Мир вокруг нас"

Программа краеведческой направленности, изучающая быт, виды деятельности народов ханты и манси....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «С чего начинается Родина» краеведческой направленности для 1-4 классов

Авторская рабочая программа "С чего начинается Родина" краеведческой направленности для 1-4 классов....

Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деятельности.

Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деяте...