Музейная программа для начальной школы
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Автономная некоммерческая организация общеобразовательная Международная школа Герценовского университета
АНО ОМШГУ
Рассмотрено |
| Утверждаю |
на заседании методического объединения учителей эстетического воспитания и физического развития Протокол №1 от «_29_» августа 2017 года Председатель методического объединения: Терешкина Ю.В. |
| Директор НО НЧОУ СПОО «Международная школа Герценовского университета» Центрального района СПб: Лаптева Л.Б. Приказ №7 от «29» августа 2017года |
Музейная программа
Для учащихся 1 – 4 классов
Автор-составитель Кабисова Вера Ивановна
Срок реализации программы 2017-2018 учебный год
Количество часов: 18(в год)
Планирование составлено на основе
-образовательной программы школы
- плана воспитательной работы
Подпись Кабисова В.И..
Санкт-Петербург
2017год
Пояснительная записка.
Экскурсия – форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсии конкретизируют программный материал, расширяют кругозор и углубляют знания учащихся. Экскурсия в начальной школе – это внеурочная и внеклассная деятельность, которая дополняет курсы литературного чтения, окружающего мира. Предназначение экскурсии не только в том, чтобы закрепить знания школьников, полученные на уроке, но и в том, чтобы способствовать формированию творческой личности, развивать то доброе, что есть в каждом ребёнке, помочь ему стать лучше, стать петербуржцем, знающим и любящим свой город , его традиции; заинтересовать историей.
Тематика экскурсий такова, что открывает богатейшие возможности для формирования у школьников высоких понятий и чувств. Этому способствует знакомство с историей Санкт-Петербурга, памятниками истории и культуры, традиционной народной культурой, раскрывающей образ жизни, предания, праздники петербуржцев.
На экскурсиях пополняются и совершенствуются знания по предмету «окружающий мир»: формируется целостная картина окружающего мира; происходит ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы , человека и общества; происходит освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания – для дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных курсов биологии, физики, химии, астрономии, географии, экологии и общественных дисциплин.
Музейная программа ОМШГУ составлена с учётом Закона РФ «Об образовании»( п.16. ст.50 «Обучающиеся воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом»), Письма Минобрнауки от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», образовательных программ в школе и планом воспитательной работы, что позволяет гармонично включать школьные экскурсии в учебный процесс и внеурочную деятельность.
Цели экскурсий:
- интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся
-осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков
- воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала
-расширение кругозора
- воспитание патриотизма
- воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений
- воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом
Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений жизненных фактов, обогащению чувственного опыта; помогают установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью; способствуют решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к Родине.
Санкт-Петербург обладает огромным культурным потенциалом. Наряду с великолепными памятниками архитектуры, в городе есть большое количество музеев. Основная цель музейной программы ОМШГУ – раскрытие всей богатой палитры музеев города, их типов :
- исторические (этнографические, историко-революционные, военно-исторические, историко-экономические)
- художественные (картины, скульптуры, прикладное искусство, художественные ремёсла, театральные, музыкальные)
- естественно-научные (биологические, зоологические, ботанические, геологические, минералогические, экологические)
- технические (связи, автотранспорта, судостроения, авиации, железнодорожного транспорта, горного дела)
- литературные
При составлении экскурсионной программы ОМШГУ учитываются темы, связанные с историей родного города, патриотическим подвигом народа в годы Великой Отечественной войны.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к своей Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Тема подвига народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. всегда является центральной темой воспитательной работы. Дети должны знать и помнить героев своей Родины, сохранивших жизнь их поколению, тем более что война коснулась почти каждой семьи. Это не только героическое прошлое нашего народа, но и история их дедов и прадедов. Знать свои корни, хранить память о своих предках – одно из основных условий формирования нравственно цельной личности. Несомненно, что первые сведения о героическом прошлом страны и её народа ребёнок получает в семье, в школе. Но в этой связи велико значение и военно-исторических музеев.
Особо следует подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы учащихся: чувства прекрасного, ощущения радости познания. Экскурсии в художественные музеи, выставочные залы учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях. Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме её проявления. Это не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но и активирует эстетическое сознание. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов. Знакомясь с художественными произведениями в музее, ребёнок непосредственно воспринимает картину, что неоценимо для нравственно-эстетического воспитания. В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации.
Реформа общеобразовательной школы ориентирует школьную практику на усиление связи обучения с жизнью. Поэтому экскурсии входят в систему уроков по ряду тем и разделов предмета окружающий мир. Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на предыдущих уроках материалом. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение, так как с их помощью учащиеся знакомятся с разнообразными явлениями, обогащаются конкретными представлениями. На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе.
Школьные экскурсии – это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, окружающему миру, литературе и другим школьным дисциплинам. Статус экскурсии определяется целями её проведения. В одном случае это будет метод, в другом средство, в третьем – организационная форма
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
1 класс
Сентябрь | Летний сад | обзорная |
Октябрь | Детский исторический музей | «Где учился Филиппок?» (интерактивное занятие) |
Ноябрь | Аничков дворец | «Как рождается сказка?» (Маршак, Чуковский) |
Декабрь | ЦГДБ им. А.С.Пушкина | ознакомление с библиотекой |
Январь | Эрмитаж | «Первые шаги в искусство» |
Февраль | Музей кукол | Литературная экскурсия (по страницам сказок) |
Март | Аничков дворец | Праздник Букваря или «Аз, буки и разные науки» |
Апрель | Зоологический музей | «Весна в лесу» |
Май | Океанариум | обзорная |
2 класс
Сентябрь | Летний сад | обзорная |
Октябрь | Детский исторический музей | «Чем писали в старину?» |
Ноябрь | Аничков дворец | «Как рождается сказка?» (Маршак, Чуковский) |
Декабрь | Петровская Акватория | обзорная |
Январь | Музей хлеба | «С мечтой о хлебе» (блокада Ленинграда) |
Февраль | Гранд макет Россия | обзорная |
Март | Этнографический музей | «Едет Маслена по льду, везёт блины на меду» (музыкально-игровое занятие) |
Апрель | Музей Воды | мульти-медийный корпус |
Май | Сказкин Дом | «Путешествие в сказочный мир Андерсена» |
3 класс А
Сентябрь | музей почвоведения | «Подземный мир» |
Октябрь | Ботанический сад | обзорная |
Ноябрь | Эрмитаж | Парадные залы Зимнего Дворца |
Декабрь | Музей Воды | мульти-медийный корпус |
Январь | Музей хлеба | «С мечтой о хлебе» (блокада Ленинграда) |
Февраль | Русский музей | Жанры живописи |
Март | Музей железнодорожного транспорта | обзорная |
Апрель | Музей космонавтики | обзорная |
Май | Летний сад | Летний дворец Петра |
3 класс Б
Сентябрь | Музей связи | «Телеграф» (интерактивное занятие) |
Октябрь | Кунсткамера | «Музей, который придумал Пётр» |
Ноябрь | Эрмитаж | Парадные залы Зимнего Дворца |
Декабрь | Музей Суворова | «Помоги служивому» (игровое занятие) |
Январь | Музей Блокады | обзорная |
Февраль | Военно-морской музей | обзорная |
Март | Гранд макет Россия | обзорная |
Апрель | Транс-Форс | «Земля – планета Солнечной системы» |
Май | Лабиринт Ум | «Мир растений» (лаборатория научных экспериментов) |
4 класс
Сентябрь | Музей связи | «Телеграф» (интерактивное занятие) |
Октябрь | Русский музей | интерьеры дворца |
Ноябрь | ЛабиринтУм | «Тайны электричества» (познавательные эксперименты) |
Декабрь | Эрмитаж | «Встреча с героями» ( мифические персонажи и исторические личности) |
Январь | Транс-Форс | «Живая история. Блокада Ленинграда» (интерактивное занятие) |
Февраль | Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск | «Стражи земли русской» |
Март | Зоологический музей | «Животные Ленинградской области» |
Апрель | Планетарий | «Где живут звёзды?» |
Май | Музей Метро | обзорная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...
Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.
В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...
Формы и методы музейной педагогики в начальной школе
В статье раскрываются формы и методы сочетающих в себе музейную педагогику и образовательный процесс, для реализации единой системы «урок - внеурочная деятельность»Ключевые сло...
Музейная педагогика в начальной школе
Практика взаимодействия музея и школы находит свое отражение в комплексных программах, являющихся действенным инструментом в развитии визуальной, эмоциональной и общей культуры ребенка....
статья на тему Музейная педагогика в начальной школе в соответствии с ФГОС .
Музейная педагогика – это использование культурного, исторического и научного наследия в процессе воспитания и обучения детей.Основными задачами такой работы являются:Развитие познавательно...