Музейная педагогика в начальной школе
статья
Практика взаимодействия музея и школы находит свое отражение в комплексных программах, являющихся действенным инструментом в развитии визуальной, эмоциональной и общей культуры ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_muzeynaya_pedagogika.docx | 14.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика в начальной школе.
Искусство является уникальным инструментом образования, поскольку совершенствует человека, расширяя его представления о собственных возможностях, формирует картину окружающего мира.
Однако сегодня использование в педагогическом процессе интенсивного визуального потока, в который погружен ребенок, нуждается в обогащении навыками визуальной культуры. Так как именно на пересечении визуальной культуры и традиционных форм художественного образования у учащихся формируется представление о современном культурном пространстве, в котором совмещаются моральный, социальный, политический и культурный опыт.
Предоставление ученикам возможности участвовать в критическом обсуждении визуальных объектов и произведений искусства иногда более ценно, чем запоминание новых фактов.
Успех обучения невозможно отделить от жизни в реальном мире, а значит, учитель должен связывать обучение с опытом конструирования такого образовательного пространства, в котором ценятся и приветствуются различные идеи и мнения. Осмысленное изучение искусства позволяет учащимся формировать навыки креативности и толерантности, то есть способности к созданию собственных принципиально новых идей и уважительного отношения к чужому образу мысли. Причем этот процесс должен проходить в постоянном «столкновении» с визуальной культурой, с помощью которой люди определяют, в том числе, и свои эстетические предпочтения.
Особую роль в художественном образовании играет музей, являющийся средой, в которой внешний, отраженный в памятниках искусства мир явлений и событий, и внутренний, личностный мир человека неразрывно и, вместе с тем, органично сопрягаются. Всей своей природой музей ориентирован на совершенствование социокультурной реальности. Выступая естественным сподвижником школы, он с наибольшей эффективностью формирует художественное восприятие ребенка, в котором сочетаются ценности культурно-исторического наследия и современный художественный опыт.
Практика взаимодействия музея и школы находит свое отражение в комплексных программах, являющихся действенным инструментом в развитии визуальной, эмоциональной и общей культуры ребенка, начиная с детского сада. Соответственно, методика приобщения детей к изобразительному искусству, особенно в начальной школе, должна быть направлена на формирование умения видеть – наблюдать, анализировать, переживать, обобщать, размышлять, сравнивать и фантазировать по поводу увиденного.
На начальном этапе необходимо формирование навыков визуальной грамотности с последующим формированием навыков музейной культуры и восприятия подлинных произведений искусства. Следующим этапом выступает развитие способности у детей к пониманию видовой и жанровой специфики изобразительного искусства, на основе сформированных ранее навыков, подготавливая детей к завершающему этапу – формированию понимания художественного процесса и специфики художественного образа. Он вводит учащихся в многогранное пространство содержания произведения искусства, что способствует углубленному постижению его выразительных средств и развивает образно-ассоциативное мышление.
Основной целью комплексных программ музейной педагогики является создание научно-обоснованной системы взаимодействия музея и системы образования в деле воспитания эстетически развитой, обогащенной художественным опытом и знаниями личности.
При грамотном использовании музейная педагогика интегративна, и дает возможность успешно сочетать её с дисциплинами «Изобразительное искусство», «Технология», «Окружающий мир», а также уроками русского языка, чтения и математики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Режиссура урока: приёмы социоигровой педагогики в начальной школе.
В настоящее время в школах идет реализация образовательного процесса в начальной школе, соответствующего стандартам общего образования второго поколения. Общие тенденции развития образования – это зна...
" Здоровьесберегающая педагогика в начальной школе"
Данная работа представляет собой отчет по теме самообразования. Может применяться в помощь учителям начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности. Материал сопровождается презентацией....
"Технология метапредметной педагогики в начальной школе"
Мыследеятельностная педагогика является одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования. В рамках нее разработана уникальная отечественная технология, позволяю...
Музейная программа для начальной школы
Музейная программа для начальной школы...
Формы и методы музейной педагогики в начальной школе
В статье раскрываются формы и методы сочетающих в себе музейную педагогику и образовательный процесс, для реализации единой системы «урок - внеурочная деятельность»Ключевые сло...
Методы театральной педагогики в начальной школе.
В статье описываются методы и формы использования театральной педагогики с учащимися начальных классов....
статья на тему Музейная педагогика в начальной школе в соответствии с ФГОС .
Музейная педагогика – это использование культурного, исторического и научного наследия в процессе воспитания и обучения детей.Основными задачами такой работы являются:Развитие познавательно...