Программа развития Школьной службы медиации на 2017-2020 г.г.
материал по теме

Игумнова Екатерина Владимировна

Программа развития школьной службы медиации на 2017-2020 г.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkolnaya_sluzhba_mediatsii.docx123.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

 

Рассмотрено                                                      Утверждаю

Педагогическим советом школы                    Директор школы

Протокол № 1                                                   __________А.Ю.Самохвалов

от  31 августа 2017г.                                        Приказ №134/16

                                                                            «01»  сентября 2017г.  

                           

Программа  развития

Школьной службы медиации

на 2017 - 2020 гг.

р.п. Первомайский

2017г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы………………………………………………………..……..

2. Анализ ситуации…………………………………………………………….………

3. Образ будущего школы…………………………………………………….………

4. Основные сферы стратегических изменений……………………………….…….

5. Ожидаемые результаты реализации программы…………………………….……

6. Механизм управления программой………………………………………………..

7. План действий по достижению результатов………………………………………

8. Механизм реализации программы развития Школьной службы медиации…….

9. Мониторинг реализации программы……………………………………………….

10. Бюджет программы………………………………………………………………..

11. Глоссарий……………………………………………………………………………..

Приложение

 Основные принципы восстановительной медиации…………..……..

  

                                                       

ПАСПОРТ

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

 ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ

на 2017-2020 гг.

1.

Полное название программы

Программа развития Службы  школьной медиации  

муниципального образовательного учреждения

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

на 2017-2020 годы (далее – Программа)

2.

Основание разработки Программы

Положение о Школьной службе медиации утверждено приказом МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» от 02.09.2016  №125/6 «О создании Школьной службы медиации»                                                                         

3.

Дата принятия Программы

Протокол педсовета школы № 1 от 31.08.2017г.

 «Об утверждении программы  Школьной службы медиации»

4.

Заказчик Программы

Администрация МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа», учащиеся, педагоги, родители учащихся

5.

Основные разработчики Программы

Соколова Т.А., заместитель директора по ВР

Илларионова И.С., руководитель Центра психолого-медико-социального сопровождения семей и детей «Алые паруса»

Антипова Т.Н., социальный педагог

Самохвалова Н.А., Иванова Т.Б., Игумнова Е.В., Халяпина А.В., методисты

6.

Цель Программы

создание благоприятного, гуманного и безопасного пространства (среды) для развития и социализации детей и подростков и содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций в школьной среде.

7.

Задачи Программы

  • обеспечить освоение и внедрение в практику работы принципов восстановительной медиации,  восстановительных процедур;
  • популяризировать деятельность ШСМ среди педагогов и родителей;
  • создать комфортную среду для развития навыков конструктивного взаимодействия в разных сферах жизни школы: система воспитательной работы, внеурочная деятельность, социальное проектирование;
  • обеспечить обучение учащихся, педагогов и родителей восстановительным технологиям и школьной медиации;
  • создать систему мониторинга: мониторинг конфликтов, мониторинг случаев обращения в службу, мониторинг завершенных программ;
  • создать условия для участия школьных медиаторов в деятельности сообществ медиаторов различных уровней;
  • представления и публикации опыта.

8.

Основные направления реализации Программы

  • реализация мероприятий, направленных на разрешение конфликтных ситуаций;
  • использование восстановительной технологии в примирительных программах;
  • пропаганда  бесконфликтного общения и развитие толерантных отношений в образовательном пространстве школы;
  • волонтерская деятельность. 

9.

Сроки   реализации Программы

2017-2020 гг.

Этап 1.

Подготовительный  (сентябрь-декабрь 2017г.)

  • разработать нормативно-правовую базу Школьной службы медиации;
  • разработать программу развития Школьной службы медиации;
  • изучить восстановительные технологии – школьная  медиация и опыт применения в субъектах Российской Федерации;
  • создать группу школьных медиаторов из числа педагогов школы и учащихся;
  • начать применение восстановительных технологий  школьная служба примирения при урегулировании парных и групповых конфликтов;
  • внедрить элементы восстановительных технологий в разные сферы школьной жизни;
  • организовать обучение педагогов-медиаторов и учащихся – медиаторов восстановительным практикам;
  • совершенствовать материально-техническое оснащение для проведения восстановительным программ.

Этап 2.

Практический (2019-2019гг.)

На этом этапе планируется:

  • реализация программы развития Школьной службы медиации;
  • совершенствование  нормативно-правовой базы Школьной службы медиации;
  • освоение новых восстановительных практик: «Школьная конференция», круглый стол «Круги заботы», «Семейная конференция» и их применение;
  • участие в работе обучающих семинарах, тренингах проводимых Службами медиации других школ, учреждений дополнительного образования
  • связь с социальными партнерами.

Этап 3.

Обобщающий (2020г.)    

На этом этапе планируется:

  • подведение итогов реализации программы;
  • создание банка данных из опыта работы Школьной службы медиации (кейсы, описание случаев, публикации в СМИ);
  • представление опыта работы Школьной службы медиации педсовету, Управляющему совету.

10.

Перечень  разделов Программы

  1. Паспорт программы
  2. Анализ ситуации
  3. Образ будущего школы
  4. Основные сферы  стратегических изменений
  5. Ожидаемые результаты реализации Программы
  6. Механизм управления Программой
  7. План действий по достижению результатов
  8. Механизм реализации Программы
  9. Мониторинг реализации Программы

Бюджет Программы

11.

Ожидаемые результаты

  • создана и работает детско-взрослая команда  медиаторов;
  • разработана и реализуется Программа обучения медиаторов - учащихся и медиаторов - родителей;
  • создано гуманное и безопасное пространство для развития, социализации детей и подростков, профилактики правонарушений, социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций;
  • повышено качество раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних;
  • разрешение конфликтов силами образовательного учреждения;
  • профилактика  школьной  дезадаптации;
  • оформлены и регулярно обновляются информационные стенды Школьной службы медиации;
  •  информация о деятельности Службы размещена на сайте школы;
  • оборудован кабинет для проведения медиаций;
  • Школьная служба медиации работает в сотрудничестве с социальными партнерами;
  • наблюдается снижение уровня правонарушений.

12.

Организация контроля  за выполнением Программы

Контроль за выполнением Программы  осуществляют заместители директора (учебные корпуса), заведующие филиалами, методисты (филиалы).

13.

Источники финансирования

Бюджетные средства

Внебюджетные источники

Средства грантов и премий

14.

Кадровое обеспечение службы примирения

Соколова Т.А. - заместитель директора по воспитательной работе

Антипова Т.Н. - социальный  педагог (куратор)

Состав ШСМ по учебным корпусам и филиалам утверждается ежегодно приказом школы (сентябрь)

15.

Ответственные лица для контактов

Соколова Татьяна Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе

Антипова Татьяна Никифоровна, социальный  педагог (куратор)

16.

Адрес школы

Телефон (факс)

393700 Тамбовская область, р.п. Первомайский, ул. Э.Тельмана, д.5,  

Электронный адрес:  pervomaiskpsosh@yandex.ru

(847548)2-17-62

Сайт школы: pervsosh.68edu.ru

2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

На изменение политической, экономической и социальной жизни российского общества влияют такие факторы, как вхождение России в мировое сообщество, миграционные процессы, развитие рыночной экономики, развитие технологий. Эти процессы оказывают влияние на жизнь не только в мегаполисах и крупных городах, но и в маленьких городках и локальных поселках.

Среди отрицательных последствий таких изменений, зафиксированных и в социальном окружении школы, можно выделить следующие:

- курение, злоупотребление ПАВ, наркомания;

- социальное расслоение школьников (элитарность образования: некоторые родители имеют возможность обучать детей дополнительно в лингвистических и спортивных школах, школах искусств, другие - нет и т.п.);

- отрицательное влияние телевидения, Интернет, других СМИ (бездуховная реклама, опасные социальные сети, жестокие фильмы, игры и т.п.);

- рост правонарушений и правонарушителей;

- рост количества семей, имеющих доход ниже прожиточного минимума;

- напряженный ритм жизни (у родителей - загруженность на работе, не позволяющая родителям проводить больше времени в семье с детьми;

у школьников - загруженность в школе, дефицит времени для осмысления себя, своего «Я», своих места и цели в жизни);

- напряженность в семейной жизни (не оформленные официально браки, воспитание в семье с одним родителем, самоустранение родителей от воспитания детей);

- недостаток способов проведения досуга, общения в локальных поселках;

- высокие цены на услуги дополнительного образования;

- отсутствие жилья для молодых специалистов, что сделало бы привлекательной работу в сельской местности.

Как следствия влияния данных факторов: внутренняя напряженность, неудовлетворенность собой, жизнью, агрессивность, конфликтность.

Снижение уровня жизни населения ведет к социальной напряженности. Чтобы заработать достаточно денег для развития, воспитания и содержания детей, родители вынуждены много времени проводить на работе.

Большая занятость родителей несовершеннолетних на работе приводит к тому, что дети и подростки лишены части родительской заботы и внимания, не получают опыта семейной жизни, ролевого опыта, опыта доброжелательного общения. Они не осваивают стиль жизни, в котором царят доброжелательность, стремление помочь друг другу, стремление решить возникающие проблемы в общем семейном кругу.

Выходя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска, так как в ближайшем социуме отсутствуют желаемые возможности общения, проведения досуга, вариативные социальные связи, круг общения узок и замкнут.

Главную роль в первичной социализации личности детей и подростков играет семья. Более трети учащихся школы воспитываются в неполных семьях, обычно это семьи без отца. У мальчиков отсутствуют образцы мужского поведения, что ведет к воспитанию по женскому типу: они более эмоциональны, не способны принимать решения, взять на себя ответственность, у них слабо развита сила воли. Около половины таких семей неблагополучные и малообеспеченные.

У ряда подростков не сформированы социальные навыки, а знания об обществе, в котором им предстоит жить, поверхностны. Такие учащиеся испытывают трудности в решении личностно значимых проблем, самообразовании, получении и применении информации. Они не умеют отстаивать свое мнение, занимать позицию в дискуссии. Большинство из них не умеют сотрудничать и работать в группе, принимать решения и улаживать разногласия и конфликты, договариваться.

Так как большую часть времени дети и подростки проводят в школе, когда им приходится взаимодействовать с представителями разных возрастов, социального статуса, национальностей, именно в школе и проявляются конфликты. Несовершеннолетние, склонные к асоциальному поведению, проявляют их явно (ссоры, драки, причинение обид другим, нарушение дисциплины на уроке и Устава школы, порча школьного имущества).

Несовершеннолетние с развитой эмоционально-волевой сферой усилием воли скрывают внутренние конфликты и страдают эмоционально от невозможности поделиться с равнымсвоими мыслями, переживаниями, опасениями.

В связи с перекладыванием обязанностей семьи на плечи педагогов, большой загруженностью педагогов, изменением в поведении школьников, педагогам приходится решать все больше проблем и становится все труднее противостоять эскалации конфликтов. Педагоги не обладают всеми необходимыми компетенциями по деэскалации конфликтов, не обучены эффективным стратегиям, позволяющими легко выходить из возникающих конфликтных ситуаций.

В настоящее время в различных регионах страны и крупных городах накоплен опыт деятельности служб медиации и примирения на школьном, муниципальном, региональном уровнях.

В реализации данной программы планируется опираться на опыт, представленный на сайте центра Судебно-правовая реформа.

Таким образом, создание и развитие Школьной службы медиации призвано стать действенным средством создания комфортной школьной среды, профилактики школьных, семейных (с участием детей) и межличностных конфликтов, восстановления разрушенных отношений, примирения детей и подростков. Деятельность Школьной службы медиации - залог снятия напряженности, и как следствие, развития несовершеннолетних, их интеллектуальных и творческих способностей, социального интеллекта.

Риски создания Школьной службы медиации

и способы их нивелирования:

№ п/п

Возможные риски

Возможные способы их нивелирования\устранения

1.

Конфликт между большой загруженностью педагогов во время образовательного процесса и большим количеством времени, требуемым на реализацию восстановительных программ.

1. Учет работы педагога - медиатора при проведении процедуры стимулирования (дополни тельные баллы).

2. Учет опыта работы педагогов-медиаторов при аттестации.

2.

Конфликт между большой загруженностью учеников во время образовательного процесса и большим количеством времени, требуемым на реализацию восстановительных программ.

1.Учет времени, потраченного на работу медиатора, как волонтерская деятельность волонтерская книжка, дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ.

2. Стимулирование учеников - медиаторов через направление в тематические зимние и летние лагеря, подачу представлений на стипендию Главы РМР.

3.

Опасность сойти с роли медиатора или замена роли медиатора на роль заместителя директора, психолога, инспектора и социального педагога.

1.Обучение: КПК, тренинги, семинары, внутрифирменное обучение.

2.Супервизии, в том числе и внутрифирменныедр.

3. Участие в работе сообществ медиаторов.

4.

Отсутствие кабинета для проведения медиаций.

1.Использование (в идеале - оборудование) кабинета психолога для проведения медиаций.

3. ОБРАЗ БУДУЩЕГО ШКОЛЫ

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в 2017-2020 гг. - это школа без конфликтов и агрессии, в которой учащиеся, педагоги и родители владеют навыками бесконфликтного общения и способностью урегулировать возникающие конфликты при помощи технологий восстановительного подхода.

Учащийся  школы - человек, готовый и способный вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, уважающий других людей;

 - умеющий:

вести конструктивный диалог;

достигать взаимопонимания;

сотрудничать для достижения общих результатов;

самостоятельно решать свои  проблемы;

отстаивать свою точку зрения;

осуществлять коммуникацию разными категориями людей;

- соблюдающий правила этикета, правила для  учащихся, Устав школы;

- уважающий закон и порядок;

- сознающий ответственность перед семьей, общество, государством;

- обладающий способностью к саморегуляции.

Учитель - человек, воспринимающий ученика как личность, готовый к равноправным партнерским отношениям с ним; принимающий ценности восстановительного подхода и принципы восстановительной медиации, владеющий технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Родитель (законный представитель) - человек, воспринимающий своего ребенка, как личность, уважающий субкультуру детства, принимающий ценности восстановительного подхода и принципы восстановительной медиации, доверяющий Школьной службе медиации и готовый поддерживать её.

4. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

№ п/п

Сферы  изменений

Содержание изменений

1.

Формирование и укоренение восстановительной культуры  образовательном пространстве

1.принятие педагогами ценностей восстановительного подхода к разрешению конфликтов, криминальных ситуаций и напряженных взаимоотношений;

2. принятие учениками и родителями ценностей восстановительного подхода, доверие к Школьной службе медиации;

3. уменьшение доли административного способа решения конфликтов;

4.переход от традиционных (административных) способов решения конфликтов к альтернативным (восстановительным программам, технологиям и техникам);

5. внедрение в школу восстановительных практик и формирование восстановительной культуры;

6.включение восстановительных принципов в разные аспекты  школьной жизни  (деятельность классного руководителя, система классных часов, внеклассная работа в школе, внеурочная деятельность, социальное проектирование, как профилактика стрессов при подготовке к экзаменам, родительские собрания, педагогические советы, методические объединения, заседания Совета  профилактики безнадзорности и правонарушений т.п.);

7. внедрение элементов восстановительной культуры и восстановительных практик в разные сферы школьной жизни;

8. создание команды школьников- медиаторов Школьной службы медиации;

9. проведение занятий со школьниками-медиаторами;

10.проведение супервизий медиаторов-школьников (анализ работы медиаторов на соответствие стандартам восстановительной медиации);

11.увеличение количества школьников, желающих и способных проводить восстановительные программы;

12.обеспечение подготовки детей-медиаторов на место учащихся, окончивших школу;

13.проведение педагогами и школьниками, родителями восстановительных программ;

14.создание группы поддержки Школьной службы медиации;

15.информирование школьного сообщества о результатах работы Школьной службы медиации.

2.

Жизненное пространство школы

1.оформление информационного стенда для размещения информации о деятельности Школьной службы медиации;

2.оборудование кабинета для проведения медиаций;

3.размещение информации о деятельности Школьной службы медиации на сайте школы.

3.

Школьный менеджмент

1.выступления на конференциях и в СМИ,

анализ доминирующих способов реагирования на конфликты и разработка программ под конфликты;

2.создание условий для принятия педагогическим коллективом восстановительного подхода к разрешению конфликтов, криминогенных ситуаций, напряженных взаимоотношений (ин-

формирование, обучение;

3.организация обучения участников образовательного процесса восстановительным практикам;

4.проведение мониторинга прошедших восстановительных программ, анализа изменений в поведении участников конфликтов и взаимоотношений в школе в школе в результаты работы ШСМ;

5.информирование школьного сообщества о результатах работы Школьной службы медиации;

4.

Профессионализм кадров

1.Анализ деятельности Школьной службы медиации;

2.обеспечение обучения педагогов современным способам разрешения конфликтов через применение восстановительных технологий; в том числе, с использованием внутрифирменного

обучения;

3.формирование у педагогов ключевых компетенций: принятие

ценностей восстановительной медиации, принципов деятельности Школьной службы медиации;

 4.овладение педагогами технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

5.повышение квалификации медиаторов через участие в семинарах, конференциях, тренингах, курсах и т.п.

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Сферы  изменений

Содержание изменений

Формирование и укоренение восстановительной культуры в образовательном пространстве

  • Педагоги принимают ценности восстановительного  правосудия, принципы восстановительной медиации;
  • 7-10 учащихся школы составляют группу медиаторов-волонтеров из учащихся 7-11 классов;
  • 5 педагогов составляют группу медиаторов-педагогов;
  • 3 родителей составляют группу поддержки Школьной службы медиации;
  • 30% педагогов составляют группа поддержки Школьной службы медиации;
  • 70% выявленных конфликтов разрешается с применением восстановительных программ (кроме тех, которые не могут быть взяты для разрешения через медиацию);
  • в план внеурочной деятельности включено 10% занятий по этике, занятий с элементами тренинга, программ по формированию умения общаться;
  • в систему классных часов введены занятия по дополнительной образовательной программе «За здоровый образ жизни» (1 классный час в четверть в  каждом классе);
  • 70% школьников охвачены социальным проектированием;
  • разработана и реализуется программа обучения медиаторов-учащихся;
  • занятия по программам проводятся 1 раз в месяц;
  • проходят встречи медиаторов по обсуждению итогов реализации восстановительных программ и супервизии (в течение недели после завершения медиации и др. программ);
  • количество школьников-медиаторов увеличивается на 10% (ежегодно);
  • осуществляется информирование школьного сообщества о результатах восстановительных программ регулярно по завершению программ (только с согласия сторон конфликта);
  • элементы восстановительной культуры и восстановительных практик внедрены в деятельность методических объединений (25%), родительские собрания (20%), педагогические советы  (50%);
  • на 60% увеличены случаи обращения учащихся в Школьной службы медиации для получения возможности урегулирования конфликтов    цивилизованным путем.

2.

Жизненное пространство школы

  • оформлен и регулярно обновляется информационный          стенд для размещения информации о деятельности Школьной службы медиации;
  • оборудован кабинет для проведения медиаций;
  • информации о деятельности Школьной службы медиации размещена на сайте школы.

3.

Отношение школы и внешнего окружения

Школьной службы медиации регулярно взаимодействует с КДН и ЗП администрации района по профилактики правонарушений несовершеннолетних;

Школьная служба медиации взаимодействует с  региональной ассоциацией медиаторов (участие в

конференциях межрегионального и регионального уровня по вопросам реализации медиативного подхода).  

4.

Школьный менеджмент

  • анализ доминирующих способов реагирования на конфликты проводится регулярно - 2 раза в год (1 раз в полугодие);
  • проводятся семинары, тренинги для педагогов по обучению восстановительным подходам- 1 раз в четверть;
  • мониторинг эффективности проведенных программ - 1 раз полугодие;
  • школьное сообщество регулярно информируется о результатах работы Школьной службы медиации;
  • анализ деятельности Школьной службы медиации проводится 1 раз в год.

5.

Профессионализм кадров

• 80% педагогов обучены современным способам разрешения конфликтов через применение восстановительных технологий;

• 90% педагогов знакомы со стандартами восстановительной медиации, нормативными документами;

• 20% педагогов проводят восстановительные программы;

• педагоги – медиаторы  регулярно повышают свою квалификацию через участие в семинарах, конференциях, тренингах, курсах и т.п.;

• у 100% педагогов сформированы ключевые компетенции: принятие ценностей восстановительного подхода, принципов восстановительной медиации;

• 100% педагогов владеют технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения

6. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

Ниже представлена модель взаимодействия и согласования управленческих действий по реализации программы развития Школьной службы медиации:

Школьная служба медиации (координатор и медиаторы):

•разрабатывает программу развития Школьной службы медиации и представляет её на Управляющем совете школы и педагогическом совете;

 •вносит корректировки в программу на всех этапах её реализации;

 •разрабатывает нормативно-правовую базу;

 •реализуют восстановительные программы;

 •размещает информацию о Школьной службе медиации на стендах и сайте школы;

•проводит мониторинг банка обращений в Службу, завершенных программ;

•вносит предложения по представлению опыта работы медиаторов, подготовке и размещению публикаций.

Управляющий совет школы:

•принимает участие в разработке программы развития Школьной службы медиации;

•рекомендует программу развития Школьной службы медиации к утверждению;

•заслушивает на своих совещаниях итоги работы Школьной службы медиации (1 раз в год);

•привлекает общественность и социальных партнеров к совместной деятельности по реализации Программы;

•вносит предложения по корректировке Программы.

Администрация школы:

•утверждает программу развития Школьной службы медиации на 2017-2020гг. с последующей разработкой ее нормативно-правового обеспечения;

•утверждает нормативную базу по реализации Программы;

•способствует поиску финансовых ресурсов для реализации Программы;

•обеспечивает методическое сопровождение реализации Программы;

•организует и координирует непрерывное образование педагогических кадров в соответствии с направлениями Программы;

•передает конфликтные случаи обращения учеников, педагогов и родителей для разрешения посредством восстановительных программ;

•пропагандирует ценный опыт по реализации Программы

Педагог-психолог, общественный инспектор по охране прав детства:

•анализируют выполнение Программы в рамках своей компетенции;

•вносят предложения по корректировке Программы;

•выполняют Программу в рамках своей компетенции с учетом ценностей восстановительного подхода, принципов восстановительной медиации;

•участвуют в мониторинговых исследованиях по оценке промежуточных и итоговых результатов реализации Программы.

Педагоги школы:

•внедряют принципы и ценности восстановительных программ в учебно-воспитательный процесс;

•реализуют Программу с учетом особенностей школы;

•вносят предложения по корректировке Программы.

Классные руководители:

•вместе с педагогом-психологом проводят мониторинг конфликтов в классе и обеспечивают реализацию программ, направленных на обучение бесконфликтному общению;

•вводят в систему классных часов занятия по дополнительной образовательной программе Тамбовской  области «Теплые руки помощи»;

•вводят в систему классных часов занятия 1 классный час в месяц для проведения занятий с элементами тренинга для формирования и развития навыков конструктивного общения, профилактики и решения конфликтов;

•вовлекают учащихся в социальное проектирование и совместную деятельность;

•взаимодействуют со Службой школьной медиации (передают трудные случаи для решения посредством восстановительных программ);

•формируют группу поддержки Службы со стороны учащихся;

•вносят предложения по корректировке Программы.

 

  1. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель - сбор и обработка информации о процессах реализации программы для принятия управленческих решений по корректировке действий по реализации плана.

№ п/п

Показатели

Частота

Средства

Ответственный

1.

Управление процессом  реализации программы

Соблюдение сроков реализации программы -1 раз в полгода

Аналитические отчеты  по итогам отчетного периода

Координатор программы

2.

Ресурсное обеспечение реализации программы

Квалификация исполнителей

Информационная справка

Координатор программы

Материально-техническое обеспеченность работы исполнителей

Финансирование мероприятий в рамках программы

3.

Процессы выполнения запланированных действий

1.Полнота выполнения программы –

 1 раз в год.

2.Перечень факторов способствующих выполнения плана.

3.Перечень факторов мешающих в работе.

Аналитические  отчеты

Ответственные исполнители

Мониторинг результативности работы по программе

Цель - сбор и обработка информации о результатах реализации программы.

№п/п

Планируемые результаты         

Критерии достижения результатов

1.

Сформирована и ускорена восстановительная культура в образовательном         пространстве

•Регулярное проведение восстановительных программ, что отражено в документации Службы (журналы, описание работы службы по случаям).

 •Наличие банка конфликтов для дальнейшего разрешения (журнал).

•Наличие опыта проведения восстановительных программ и его

востребованность педагогами участниками образовательного процесса.

2.

Создана система психолого-педагогического и методического сопровождения школьной службы примирения, а также

психолого-педагогического сопровождения и поддержки учащихся

• Наличие банка конфликтов по классам и программ по их преодолению.

• Реализация программ под конфликты педагогом-психологом в сотрудничестве со всеми службами школы.

• Наличие плана методической работы по теме.

• Наличие банка методических материалов по направлению работы Службы.

• Наличие социальных партнеров, заключенные договоры.

• Педагоги школы имеют свидетельства о прохождение курсов

повышения квалификации в соответствии с направлением «Школьная медиация».

• Участие медиаторов в сообществах медиаторов разного уровня.

•Прохождение супервизий.

•Позиционирование опыта работы школы на муниципальном, и региональном.

3.

Осуществлена интеграция школьной службы примирения с        другими         сферами школьной жизни        

•Наличие программ внеурочной деятельности.

•Наличие банка социальных проектов.

Наличие банка сценариев классных часов, школьных мероприятий. Родительских собраний, заседаний методических объединений, педсоветов и т.п.        

4.

Разработана и реализуется программа воспитания и социализации учащихся

•Наличие программы воспитания и социализации;

•Проводятся мероприятия, предусмотренные программой.

5.

Собран банк опыта

•Наличие программ, спецкурсов, обучающих семинаров, тренингов;

•наличие банка случаев обращения и реагирования на конфликты;

•статистика по завершенным и незавершенным программам;

•кейсы;

•публикации

6.

Обновлена ресурсная база образовательного учреждения в соответствии с требованиями программы развития ШСМ

• имеется и оборудован кабинет для проведения медиаций;

Имеется и постоянно обновляется информационный стенд.

7.

Организованы постоянно - действующие семинары

•согласованность позиций участников семинаров;

•готовность педагогов к применению восстановительных программ, возможность обсуждения вопросов по основным направлениям работы;

•наличие сценариев, планов, программ.

•востребованность итоговых материалов, обсуждаемых на семинарах.

8.

Обеспечена открытость результатов деятельности школьной службы примирения

•сформированность открытой позиции у участников образовательного процесса;

•наличие информации о деятельности Службы на сайте школы.

  1. БЮДЖЕТ ПРОГРАММЫ

№п/п

Направления расходования средств

Количество

Объем средств, затраченных из бюджета (рублей)

1

2

3

4

1

Приобретение информационного стенда

2.

Приобретение ватмана для проведения восстановительных программ

3.

Приобретение маркеров для проведения восстановительных программ

ИТОГО:

  1. ГЛОССАРИЙ ПРОЕКТА

Агрессивное поведение – поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

Адаптация – процесс приспособление к требованиям окружающей среды.

Аддиктивное поведение – зависимое поведение – поведение, связанное с психологической или физической зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической активности, с целью изменения психического состояния.

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Аномия – отсутствие норм, безнормность.

Антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц, не образующие состав правонарушения (преступления).

Антисоциальное поведение – 1. Поведение, противоречащее с социальными нормами, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. 2. Поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм.

Аттитюд – социальная установка – ориентация личности на групповые или социальные ценности, готовность действовать в соответствии с ними.

Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей.

Виктимность – социально-психологическое свойство личности, характеризующееся ее предрасположенностью стать жертвой обстоятельств или воздействия другого человека (группы людей).

Восстановительный подход к решению конфликтной  ситуации– подход, основный на следующих правилах:

- передача ответственности за разрешение конфликтной ситуации самим участникам ситуации;

- акцент на заглаживании вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем ее участникам;

- выработка ответственного отношения участников конфликтной ситуации к своей жизни и своим поступкам;

- восстановление нарушенных конфликтной ситуацией отношений и социальных связей.

Дезадаптация – состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Деликвентное поведение – действие конкретной личности, отклоняющееся от установленных в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающие общественному порядку.

Деликт–действие, нарущающее правовые нормы.

Деструктивное поведение – поведение, причиняющее ущерб, приводящее к разрушению.

Детерминация поведения – совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих и поддерживающих определенное поведение.

Законные представители несовершеннолетних – родители или лица, их заменяющие – усыновители; опекуны; в случаях, предусмотренных федеральными законами, попечители; органы опеки и попечительства.

Защитное поведение – действия несовершеннолетних, посредством которых они избегают боль и фрустрацию в социальных отношениях.

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Интервенция – воздействие с целью позитивных изменений, например преодоление нежелательного поведения (коррекция поведения, реабилитация личности)

Кейс-менеджмент – 1. Работа со случаем – «кейс», «случай»; 2. Совокупность выстроенных в определенной последовательности методов и действий.

Классическая программа медиации – это программа примирения жертв и правонарушителей (Victim-OffenderReconciliationPrograms), известная также под названием «Медиация жертв и правонарушителей». Ее ядром является встреча сторон и достижения соглашения по заглаживанию вреда. Эта программа также включает предварительные встречи медиатора со сторонами. Можно сказать, что это медиация полного цикла (исходя из нашей схемы – законченная медиация).

Круги заботы – один из видов медиативных процедур, который проводится в случае угрозы социального сиротства, когда семья ребенка распадается и необходимо создать круг людей, которые могут оказать ребенку поддержку. Актуальна также в случае обостренного чувства одиночества у подростка Малолетний – несовершеннолетний, не достигший возраста 14 лет.

Медиация - это альтернативный метод разрешения споров, в котором третья нейтральная сторона - медиатор, оказывает содействие сторонам, вовлеченным в спор в поиске взаимоудовлетворяющего, жизнеспособного решения, отражающего их интересы. Основным отличие медиации от других видов споров с участие третьей стороны является отсутствие у него полномочий вынесения решений. Стороны в медиации совместными усилиями вырабатывают решение, которое отвечает их интересам  

Медиативный подход - это комплекс принципов, обеспечивающих личность гарантиями, что она будет принята во всей своей многогранности, со всеми ее потребностями и интересами

Медиативные процедуры – процедуры, применяемые в отношении конфликтующих сторона, а также для профилактики конфликтов в группе. Наиболее распространенные процедуры: программа примирения, круги заботы, школьные конференции

Медиатор - третье нейтральное, независимое лицо (посредник), помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор

Молодежь – лица в возрасте до 30 лет.

Мотивированность поведения – внутренняя готовность действовать, регулируемая ведущими потребностями, ценностями и целями личности.

Несовершеннолетние с девиантным поведением – лица в возрасте до 18 лет, совершающие действия, не соответствующие установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – 1) лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;2) лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.

Образовательное пространство -  динамическая сеть взаимосвязанных образовательных событий, собираемая усилиями субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных) и способная выступать интегрированным условием личностного развития человека и взрослого, и ребенка.

Оценка рисков и потребностей – методика определения риска совершения повторного преступления, изучения ресурсов личности несовершеннолетнего, рекомендуемой степени интенсивности сопровождения.

Перверсия – фиксированное стойкое сексуальное поведение, связанное с отклонением в выборе сексуального объекта или способа сексуального удовлетворения.

Подопечный – гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство.

Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотребления со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса РФ.

Превенция – воздействие с целью предупреждения – профилактики нежелательного явления.

Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

Программа примирения – одна из медиативных процедур, представляющая собой добровольную встречу нарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы). Организуется школьной службой примирения, осуществятся на основе правил восстановительного подхода.

Школьная медиация - собирательное понятие, применимое ко всему многообразию вариантов общения детей, подростков и молодежи в целом, как между собой, так и с представителями других возрастных групп, в основе которого лежат принципы открытости, понимания, ненасилия, позитивного эмоционального контакту и др.

Школьная служба примирения – служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы. В качестве ведущих (медиаторов) в службе работают подростки - ученики школы. Подростки работают под руководством взрослого куратора, который, как и ребята, проходит специальное обучение, чтобы стать медиатором. Встречи между конфликтующими сторонами подростки проводят самостоятельно. Если же в конфликте участвует и взрослый человек, то подросткам помогает куратор службы или внешний специалист.

Школьная конференция – одна из медиативных процедур, которая  предназначена для нормализации групповых отношений. Школьные конференции могут использоваться для снижения агрессивности в группе или для повышения статуса подростка-изгоя


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Нормативные  документы, регламентирующие деятельность Школьной службы медиации

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  3. Семейный кодекс Российской Федерации;
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.45»Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся);
  5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  6. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
  7. Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р «О плане  первоочередных мероприятий до 2014г. По реализации важнейших положений Национальной стратегии  действий в интересах детей на 2012- 2017годы».
  8. Концепция развития до 2017 года  сети служб медиации в целях реализации  восстановительного правосудия в отношении  детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших  возраста, с которого  наступает уголовная ответственность  в Российской Федерации (утверждена  распоряжением Правительства Российской Федерации  от 30 июня 2014года №1430-р);
  9. Межведомственный план  комплексных мероприятий по реализации Концепции  развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших  общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого  наступает уголовная ответственность в Российской Федерации.

Нормативные документы  регионального уровня

  • Постановление администрации Тамбовской области от 27.11.2012 № 1471 «Стратегия действий в интересах детей Тамбовской области на 2012-2017 годы»;
  • Приказ Управления образования и науки Тамбовской области от 22.05.2014г. № 1483 «О мерах по профилактике суицидального  поведения среди детей и подростков»;
  • Приказ Управления образования и науки Тамбовской области от 15. 09.2015 г. № 2841 «Об утверждении плана комплексных мероприятий по реализации Концепции развития до 2017 года сети служб медиации»;
  • Приказ ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации  работников образования» от 01.10.2015г. № 108 «О  сопровождении деятельности  служб медиации в образовательных организациях»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального развития Журавлёвой на 2017 - 2020 г.

Программа профессионального развития Журавлёвой на 2017 - 2020 г....

Перспективная программа профессионального развития педагога на 2017 - 2020 г. Пластининой Е.В.

Перспективная программа профессионального развития педагога на 2017 - 2020 г. Пластининой Е.В....

Из опыта экспериментальной работы по теме: «Разработка модели школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов)»

Актуальность исследования вызвана глобальными проблемами, которые фокусируются на конкретном человеке, его духовном, ценностно-смысловом содержании, всей многообразной предметной деятельности, которая...

Школьная служба медиации (план работы на 2017-2018 учебный год)

План работы службы школьной медиацииМКОУ  «Петропавловская адаптивная школа-интернат»на 2017-2018 учебный год№ п/пНаименование мероприятияВремяпроведениясентябрь1Заседание членов служ...

Школьная служба медиации

В этом разделе можно найти и воспользоваться материалами и документами Школьной службы медиации...

КОЛЛЕКТИВНО ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО «ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ»

Я решила разработать КТД на тему «Школьная служба медиации». Для того чтобы познакомить детей с работой школьной службы медиации и развить интерес к такому виду деятельности. В общих ...

Плакат "Школьная служба медиации"

Плакат "Школьная служба медиации" в виде рисунка...