КОЛЛЕКТИВНО ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО «ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ»
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Я решила разработать КТД на тему «Школьная служба медиации». Для того чтобы познакомить детей с работой школьной службы медиации и развить интерес к такому виду деятельности. В общих образовательных учреждениях учатся дети из разных слоев населения, разных национальностей, стилей воспитания. Взаимодействие между разными детьми имеет и хорошие стороны, но чаще всего это становится причиной возникновения конфликтов. С точки зрения медиации, конфликт должен быть урегулирован его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. А если они действительно желают разрешить случившийся конфликт, обе стороны заинтересованы в этом, то скорее всего, все получится, и они получат большой опыт в разрешении конфликтных ситуаций и, возможно, будут меньше подвержены им. Я считаю, что такие службы необходимы современным школам. Во-первых, это занятость учеников, их активное участие в школьной жизни. Во-вторых, наблюдая за процедурой проведения мероприятия по примирению, ученики усваивают для себя новые знания в сфере разрешения конфликтов, это поможет им как в настоящее время, так и в будущей жизни. И наконец, по аналогии службы примирения могут создаваться в общежитиях, спецшколах и так далее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТД на тему «Школьная служба медиации» | 40.85 КБ |
Предварительный просмотр:
КОЛЛЕКТИВНО ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО
«ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ»
Я решила разработать КТД на тему «Школьная служба медиации». Идея заключается в следующем:
Цель: познакомить детей с работой школьной службы медиации и развить интерес к такому виду деятельности.
Задачи:
- Обучение правилам и формам совместной работы
- Сплочение детей, активизация интереса к медиации
- Развитие коммуникативных навыков
- Развитие интереса к посреднической деятельности
Понятие восстановительной медиации [5]
Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.
Служба примирения является объединением учащихся, педагогов и социальных педагогов, действующей в образовательном учреждении на основе добровольческих усилий учащихся (воспитанников).
В состав службы медиации могут входить школьники 7-11 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).
Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.
Руководителем (куратором) службы примирения может быть человек, прошедший обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).
Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч.
Принципы, на которых основана служба медиации: [3]
- Исцеление жертвы.
- Возмещение ущерба непосредственно нарушителем.
- Активное участие сторон в разрешении ситуации.
- Диалоговые формы разрешения конфликта.
- Включение сообщества в нормализацию взаимоотношений.
1. Исцеление жертвы.
Во многих случаях возможность выговориться, получить ответы на важные вопросы (например, «почему это произошло именно со мной?») для жертвы важнее материальных потерь.
2. Возмещение ущерба непосредственно нарушителем.
Это активное участие самого нарушителя в возмещении причиненного ущерба (не только материального, но и так называемого «символического») и удовлетворение других нужд жертвы.
3. Активное участие сторон в разрешении ситуации.
Нам важно, чтобы участники программы получили собственный опыт разрешения своих конфликтов. Важно, чтобы люди перестали видеть один в другом врага, а начинали видеть Человека.
4. Диалоговые формы разрешения конфликта
О способе разрешения ситуации участники должны договориться сами в ходе диалога. Чтобы он получился конструктивным, нужно помочь участникам подготовиться к диалогу, а зачастую и организовать сам диалог.
5. Включение сообщества в нормализацию взаимоотношений
Участие общества в разрешении конфликтов (в том числе таких предельных, как криминальные) является альтернативой правосудию, ориентированному в первую очередь на наказание преступника.
О медиации и посредничестве в спорах
«Не бойтесь, примирять не трудно. Людям трудно самим умириться между собою, но, как только станет между ними третий, он их вдруг примирит. Оттого-то у нас всегда имел такую силу третейский суд, истое произведенье земли нашей, успевавший доселе более всех других судов.
...Уступить никто не хочет первый, но как только один решился на великодушное дело, другой уже рвется как бы перещеголять его великодушьем. Вот почему у нас скорей, чем где-либо, могут быть прекращены самые застарелые ссоры и тяжбы, если только станет среди тяжущихся человек истинно благородный, уважаемый всеми и притом еще знаток человеческого сердца. А примиренье, повторяю вновь, теперь нужно: если бы только несколько честных людей, которые, из-за несогласия во мнении насчет одного какого-нибудь предмета, перечат друг другу в действиях, согласились подать друг другу руку, плутам было бы уже худо».
Николай Васильевич Гоголь
("Выбранные места из переписки с друзьями")
Задача ведущего программы [3]
Ведущий программы не является судьей, адвокатом, воспитателем, опекуном или советчиком. Ведущий - нейтральный посредник, он в равной степени поддерживает обе стороны конфликта и помогает им наладить конструктивный диалог по поводу возможного разрешения ситуации.
Частые ошибки ведущего - начать на программе расследование, морализировать, уговаривать участников выполнить определенные действия.
Ведущий не может нести ответственность за то, что стороны помирятся. Но он отвечает за то, чтобы стороны поняли предлагаемый им восстановительный способ выхода из ситуации и осознали, хотят ли они им воспользоваться.
При этом ведущий взаимодействует с социальным работником, педагогами и другими официальными лицами, но не теряет свою позицию.
Если стороны поняли суть программы, но приняли решение отказаться от участия в ней, то нужно уважать их право на принятие такого решения.
Цель: создание условий успешной социализации несовершеннолетних; снижение количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде.
Задачи:
Установление порядка организации и проведения восстановительных программ.
Мониторинг реализации восстановительных процедур в школе.
Создание информационного поля о восстановительных технологиях и реализации программ в школе
Реализация восстановительных программ
Самовыражение каждого члена службы через участие в работе Службы;
Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися;
Ранняя профилактика правонарушений и преступлений.
Что предполагается под собственно КТД:
Эта программа состоит из разного рода конкурсов, которые я Вам продемонстрирую и вкратце расскажу об их содержании.
Первый конкурс называется «Закончи пословицы» [6]
Суть этого конкурса заключается в следующем:
Участники делятся на команды, каждой команде раздается стимульный материал (пословицы на листах, которые разрезаны на две части), необходимо соединить первую часть пословицы со второй. Победит та команда, которая сопоставит больше верных вариантов.
Человечность не противоречит закону.
По отношению к виновным нужно быть суровым без жестокости или снисходительным без попустительства.
Хоть криво сиди, но прямо суди.
Не садил, не поливал, а рвать поспел.
Дело право, только гляди прямо.
Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.
Дракою прав не будешь.
За признание - половина наказания.
Незнанием закона никто не отговаривайся!
Нашел, да не объявил - все равно, что утаил.
Повинную голову меч не сечет.
Сперва рассуди, а потом осуди.
Никто не судья в своем деле.
Правда суда не боится.
Под защитой права никто не бывает обманут.
Мудрость закона нельзя исчислять деньгами.
Где парит сила, там закон бессилен.
Истцу - первое слово, ответчику - последнее.
Судья праведный - ограда каменна.
Воровское стяжанье впрок не дойдет.
Нет мяса без костей, Вершин, без горных склонов, Нет пира без гостей, Державы - без законов.
Дуракам закон не писан.
Меч правосудия не имеет ножен.
Положительные эмоции всегда затмевают отрицательные. Мы все жаждем примирения, катарсиса.
Примирение — это улица с двусторонним движением. Не в природе любви силой навязывать взаимоотношения, зато в природе любви открывать им путь.
Минута примирения стоит больше закадычной дружбы.
Второе задание под названием «Соотнеси вид юридической ответственности и ситуацию»
Задача участников соотнести представленные ситуации с разными видами юридической ответственности. Победит та команда, которая быстрее справится с заданием и даст большее количество правильных ответов.
Ученик сломал фонтанчик в школе ------------------ Административная
Систематическое опоздание на занятия -------------Дисциплинарная
Ученик курил в подвале школы -----------------------Административная
Распитие спиртных напитков в классе ---------------Административная
Оскорбление учителя ------------------------------------Дисциплинарная
Ученики играли на уроке в карты ---------------------Дисциплинарная
Во время драки ученик сломал руку обидчику-----Уголовная
Воровал деньги, телефоны в гардеробе---------------Уголовная (>1000)
Спускаясь по лестнице, катался на перилах, при этом задел проходящую рядом девочку, которая во время падения ударилась головой и получила сотрясение мозга ---------------------------------------------------------------------------------------Уголовная
Украл денежные средства на сумму 300 рублей ----Административная
Третьим заданием является упражнение под названием «Конфликтная ситуация».
Задача участников попробовать разыграть ситуацию "В классе".
Зачитывается задание:
Один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: "А ну-ка немедленно освободи моё место!".
Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров:
Можно ли было не доводить дело до конфликта?
Обсуждаются все варианты, и отмечается, кто смог достойно выйти из конфликтной ситуации.
Четвертое задание. А сейчас я попрошу Вас выразительно прочитать вступительную речь ведущего, при этом Вы должны будете вставлять в скобки слова, которые придумаете в ходе прочтения. Будет оцениваться креативность и выразительность прочтения.
Вступительная речь ведущего на предварительной встрече [2, c. 20]
Добрый день! Меня зовут (представиться).
Я ведущий программ по заглаживанию вреда и работаю в службе примирения.
Я пришел по поводу случая (фабула случая).
О вашей ситуации мы узнали от ... (называете человека или организацию, передавшую вам информацию о случае). Нам передали эту информацию, поскольку видят неэффективность карательных мер и считают, что здесь могут быть использованы наши программы.
Я не представляю ни одну из сторон. В том смысле, что я не адвокат и не советчик. Также я не представляю суд или правоохранительные органы. Мы — общественная некоммерческая организация, сотрудничающая с ... (название организации, передавшей дело) в тех случаях, когда административные и карательные меры являются неэффективными.
Участие в наших программах добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примите решение, подходит ли программа вам, и будете ли вы в ней участвовать.
Но вначале я прошу рассказать о случившемся подробнее (я обладаю довольно общей информацией) и узнать именно ваше отношение к случившемуся событию.
Так же, при желании, можно познакомить участников КТД с заключительной речью ведущего.
ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА
Вступительная речь ведущего на примирительной встрече [2, c. 26]
- Добрый день.
- Я благодарю всех участников встречи и понимаю, что многим было нелегко прийти сюда.
- Мы собрались сегодня по поводу ситуации, происшедшей с вами. (Участники и ведущие садятся в круг или вокруг стола, взрослые и родители - как правило - на задний план.)
- Хочу начать с представления участников сегодняшней встречи. Это (...), его родители (...), социальный работник (...). Я - ведущий. Меня зовут (...). Мой помощник (...).
- Напоминаю, что основными участниками нашей встречи являетесь вы. Моя задача — не выяснять виновность и не защищать какую-либо сторону, а помочь вам организовать диалог и разрешить возникшую ситуацию. Я постараюсь сохранять нейтральность к сторонам (но не к самой ситуации).
- Наша встреча является добровольной. Это значит, что вы пришли сюда по собственному желанию и вправе покинуть ее, как только посчитаете нужным.
- Для того чтобы нам удалось нормально общаться и разрешить ситуацию, я предлагаю ввести следующие правила (напомню их):
Прошу вас говорить по очереди;
Прошу вас воздерживаться от каких-либо оскорблений;
Прошу вас соблюдать конфиденциальность этого разговора.
Вы согласны с предложенными правилами, или хотели бы внести свои предложения и дополнения?
- В ходе встречи каждый участник (и я в том числе) может попросить отдельной беседы наедине.
- Встреча будет продолжаться столько времени, сколько вы сочтете нужным. Также по вашему желанию встреча может быть перенесена или продолжена в другое время. Прошу вас отключить мобильные телефоны.
- Есть ли ко мне вопросы или мы можем начать?
- Итак, прошу вас рассказать о произошедшем, последствиях и вашем отношении к случившемуся.
Подписание договора [2, c. 29]
В конце программы стороны подписывают договор. Ведущий проверяет его на реальность исполнения, т. е., например, выясняет у стороны, где она возьмет сумму, которую обязалась выплатить (не придется ли человеку для этого совершить новое правонарушение и зависит ли это от него, а не от его родителей и т.д.) Кроме того, ведущий уточняет, к какому сроку будет возмещен ущерб, и может предложить встречу для этого. Сумма и сроки возмещения ущерба вписываются в договор. Если договор устраивает обе стороны и он реален, то ведущий не должен оценивать, насколько он «верный» или нет.
Примирительный договор (приведен один из вариантов договора, но в случае необходимости можно составить другой договор. Кроме того, обычно употребляется название «Договор по заглаживанию вреда»)
Фамилия, имя, отчество нарушителя (стороны конфликта) __________________________________________________________________,
Фамилия, имя, отчество потерпевшего (стороны конфликта) __________________________________________________________________, Обвинение предъявлено по ст. _______ УК РФ, дело рассматривается на КДН _______, передано в милицию _____________.
Дата события ______________________________________________________
Мы провели личную встречу, обсудили ситуацию и пришли к следующим выводам:
Определение совершенной несправедливости/нанесенного ущерба
Мы выслушали друг от друга и факты и чувства о том, чем для каждого было событие и согласились с тем, что имело место несправедливое и болезненное событие, состоявшее в _____________________________________________
Восстановление справедливости
Мы договорились, что ______________________________________________ .______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверять выполнение условий договора и уведомлять ведущих Программы примирения об их успешном завершении будет _________________________
_________________________________________________________________.
Возмещение от ущерба _______________________ (не) требуется.
Объяснение________________________________________________________
Дальнейшие намерения
Мы поставили вопрос: «Как сделать так, чтобы в будущем это не повторилось?»
Участники встречи высказали по этому поводу следующее: ______________ __________________________________________________________________Участники пришли к выводу, что для изменения поведения ______________ требуется программа реабилитации.
Программа реабилитации включает в себя следующее: __________________ _______________________________________________________________________________
Проверять выполнение программы реабилитации будет __________________ __________________________________________________________________
Организация дальнейших встреч:
Участники высказали по поводу необходимости дальнейших встреч следующее: _______________________________________________________ __________________________________________________________________
Потерпевший считает, что нарушитель заслуживает _____________________ __________________________________________________________________
Подпись законного представителя стороны обвиняемого
Подпись потерпевшего (стороны конфликта)
Подпись законного представителя стороны потерпевшего
Подпись ведущего программы примирения
Подпись социального работника
Дата ______________________
Также на КТД можно использовать следующие упражнения.
Упражнение «Управление своими ответами»[7]
Цель упражнения: проигрывание ситуации безоценочных высказываний.
Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы
Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:
•Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
•Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.
•Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
•Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.
•Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.
•Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.
Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника. На упражнение отводится 40-50 минут.
Упражнение «Достойный ответ».[1]
Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.
Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается, и группа переходит к обсуждению.
Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь. |
Ты никогда никому не помогаешь |
Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы. |
Ты совсем не умеешь красиво одеваться. |
Почему ты на всех смотришь волком? |
С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений. |
Ты как не от мира сего |
У тебя такой страшный взгляд. |
С тобой бесполезно договариваться о чем -либо. Ты все равно все забудешь. |
У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы. |
Посмотри, на кого ты похожа! |
Ты слишком много болтаешь ерунды. |
Что ты вечно на всех кричишь? |
У тебя полностью отсутствует чувство юмора. |
Ты слишком плохо воспитана. |
В общих образовательных учреждениях учатся дети из разных слоев населения, разных национальностей, стилей воспитания. Взаимодействие между разными детьми имеет и хорошие стороны, но чаще всего это становится причиной возникновения конфликтов. Если все-таки произошла конфликтная ситуация между учащимися, то скорее всего, ребенок, попавший в такую ситуацию, будет думать не об учебе, а о том, что его ждет после занятий или как будет происходить дальнейшее общение со сверстниками. Особенно в подростковом возрасте для ребенка важна оценка окружающих, то какую социальную роль он играет, как к нему относятся его одноклассники, в особенности противоположный пол, немаловажным является принадлежность к какой-либо микрогруппе в классе и т.п.
С точки зрения медиации, конфликт должен быть урегулирован его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. А если они действительно желают разрешить случившийся конфликт, обе стороны заинтересованы в этом, то скорее всего, все получится, и они получат большой опыт в разрешении конфликтных ситуаций и, возможно, будут меньше подвержены им. Но, чтобы все прошло гладко, необходим третейский судья, его роль как раз и играет медиатор, он помогает участникам услышать друг друга, попытаться понять и самим найти выход из данной ситуации.
Я считаю, что такие службы необходимы современным школам. Во-первых, это занятость учеников, их активное участие в школьной жизни. Во-вторых, наблюдая за процедурой проведения мероприятия по примирению, ученики усваивают для себя новые знания в сфере разрешения конфликтов, это поможет им как в настоящее время, так и в будущей жизни. И наконец, по аналогии службы примирения могут создаваться в общежитиях, спецшколах и так далее.
Список используемой литературы
1. Бородкин Ф.М. «Внимание: конфликт!»: учеб. пособие/ Бородкин Ф.М, Коряк Н.М. – Новосибирск: Наука. – 1989. – 189с.
2. Гладких С.Я. Книга ведущего программ примирения / С. Я. Гладких, Д. В. Рогаткин. - Петрозаводская городская детская общественная организация Юниорский
союз «Дорога». – Петрозаводск: ПИН, 2013. – 56с.
3. Коновалов А. Воспитание в школьной медиации/А. Коновалов// Вестник восстановительной юстиции. -2010. - № 7. – С. 29-34.
4. Максудов Р.Р. Базовые элементы концепции восстановительной медиации // Психология и право. 2012. № 4.
5. Назарова К. Е. Медиация как средство альтернативного урегулирования споров/К.Е. Назарова//Восстановительная медиация в России: правовое обеспечение и стратегия развития (сборник материалов). – Москва: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2013. – С.119-128
6. Сидоров Алексей Иванович Юридические пословицы и поговорки в правовой практике русского народа // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. №3.
7. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение [Электронный ресурс]/ В.П. Шейнов. - Электронные текстовые данные. - Минск. - 1996. – режим доступа: http://www.twirpx.com/file/516894/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта экспериментальной работы по теме: «Разработка модели школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов)»
Актуальность исследования вызвана глобальными проблемами, которые фокусируются на конкретном человеке, его духовном, ценностно-смысловом содержании, всей многообразной предметной деятельности, которая...
Школьная служба медиации (план работы на 2017-2018 учебный год)
План работы службы школьной медиацииМКОУ «Петропавловская адаптивная школа-интернат»на 2017-2018 учебный год№ п/пНаименование мероприятияВремяпроведениясентябрь1Заседание членов служ...
Программа развития Школьной службы медиации на 2017-2020 г.г.
Программа развития школьной службы медиации на 2017-2020 г.г....
Школьная служба медиации
В этом разделе можно найти и воспользоваться материалами и документами Школьной службы медиации...
Плакат "Школьная служба медиации"
Плакат "Школьная служба медиации" в виде рисунка...
Служба медиации в образовательном пространстве школы
Структурно-функциональное взаимодействие службы медиации в образовательном пространстве школы...
Школьная служба медиации. Что это такое?
Медиация существует так же давно, как существуют конфликты. Для разрешения конфликтов прибегали как к переговорам между конфликтующими сторонами, так и к медиации, которую можно назвать особым видом п...