Проект "Моя Тыва"
проект по теме
Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие в кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.
Программа помогает приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание. Это возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Программа включает сведения из географии, истории. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_tyva.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа
с. Кундустуг муниципального района «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва»
«Утверждено»
Приказ №____
От»__»______2015г.
Рабочая программа кружка
«Краеведение»
(рассчитана на 34 часов)
Составитель – учитель начальных классов Ширин-оол А.У.
Кундустуг – 2015 г.
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа,
на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества»
Д.С.Лихачев
Пояснительная записка
Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие в кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.
Программа помогает приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание. Это возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Программа включает сведения из географии, истории. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность.
Цель:
- воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;
- развитие интереса к изучению окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
- углубленное изучение истории родного края;
- ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
- привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.
Развивающие:
- обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.
Воспитывающие:
- воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.
Ожидаемый результат:
- учащиеся должны знать и уважать народные традиции;
- знать исторические события и памятники;
- должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим.
- Природу родного края
- Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
К концу учебного года кружковцы должны
Знать:
- историю своей деревни
- знаменитых и интересных людей;
Уметь:
- работать с литературой, источниками информации;
- активно участвовать в работе по краеведению;
- Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
- Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться для выполнения творческих заданий.
- Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д.
Формы организации занятий: лекции, семинары, конференции, экскурсии, практические работы, полевые работы, самостоятельные работы с краеведческой литературой, картографическим материалом.
Возрастные особенности:
Образовательная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 10-14 лет, интересующихся историей, краеведением. Коллектив набран свободно, по желанию детей. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.
Режим занятий: занятия в группах проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
Учебный план
Программа рассчитана на 34 часов ( 17 уч. нед) из расчета по 2 ч. в неделю
№ п.п. | Темы занятий | Количество часов | |||
Теория | Практика | Экскурсии | Всего | ||
Вводное занятие | 1 | 1 | |||
I | Природа моего края | 2 | |||
1 | Характеристика местности. | 1 | - | 3 | |
2 | Полезные ископаемые их значение в народном хозяйстве | 1 | 9 | ||
3 | Климат. Влияние климатических особенностей на жизнь и здоровье населения | 1 | - | 3 | |
4 | Растительный мир нашего края | 1 | 1 | 7 | |
5 | Животный мир нашего края | 1 | 7 | ||
II | Моя Малая Родина. История. | 2 | |||
1 | История села | 1 | 2 | 3 | |
3 | Улицы моей деревни | 1 | 7 | ||
4 | Обычаи, традиции, праздники | 1 | - | 3 | |
5 | Легенды и байки | 1 | 3 | ||
III | История моего кожууна «Каа-Хем» | 2 | |||
1 | История создания кожууна | 1 | - | 5 | |
2 | Имена руководителей | 1 | 1 | - | 5 |
3 | Знаменитые и выдающиеся люди | 1 | 1 | - | 7 |
4 | Каа-Хем во время ВОВ | 1 | 4 | - | 5 |
5 | Мой кожуун сегодня | 1 | - | 5 | |
IV | Моя Малая Родина – Республика Тыва | 1 | |||
1 | История республики | 1 | 1 | ||
2 | Достопримечательности | 1 | 2 | ||
3 | «Люди Республики» | 1 | 2 | ||
4 | Обычаи, традиции, праздники тывинского народа | 1 | 2 | ||
5 | Моя Тыва сегодня | 1 | 1 | 2 | |
6 | Тыва в будущем | 1 | 2 | ||
V | Работа в музее | 11ч. | |||
VI | Экскурсии в музеи республики | 71 ч. | |||
VII | Походы, экспедиции | 11 ч. |
Содержание программы :
Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка. Инструктаж. Игра «Знатоки края».
I. Природа моего края.
Характеристика местности. Наша местность на карте Каа-Хемского кожууна, Республики Тыва, карте России. Географическое положение. Соседи деревни, района, республики. Население и хозяйство. Практикум: Работа с картой РТ, глобусом
Рельеф и полезные ископаемые их значение в народном хозяйстве. Формы рельефа местности. Равнина, овраги, холмы, балки. Полезные ископаемые Республики Тыва, Каа-Хемского кожууна. Использование полезных ископаемых в хозяйстве. Обработка полезных ископаемых на территории района. Практикум: Работа с картой, коллекцией горных пород. Экскурсия на каа-Хемский угольный разрез.
Климат. Влияние климатических особенностей на жизнь и здоровье населения. Понятие климат. Климатические особенности нашей местности. Рекорды, аномалии. Народный календарь. Влияние климата на занятия жителей. Влияние климата на здоровье населения. Практикум: Работа с народным календарем
Растительный мир нашего края. Растения луга, леса, болота. Красная книга. Редкие растения. Охрана растительного мира нашей местности. Практикум: Работа с гербарием. Экскурсия в лес, на поле, к реке
Животный мир нашего края. Животные лесов, лугов, водоемов. Птицы нашей местности. Рыбы. Животные нашей местности в Красной книге. Охрана животного мира.
Практикум: Работа с определителем. Создание презентации Растения и животные нашей местности, занесенные в Красную книгу Экскурсия в лес, на поле, к реке
II. Моя Малая Родина. История.
История села. Возникновение села. Развитие села с создания до 1941г. Наше село в годы войны. Развитие села во второй половине XX в. Современный период в развитии села. Практикум: Создание презентации « История моего села»
Обычаи, традиции, праздники. Обычаи и традиции наших бабушек и прабабушек, современные обычаи традиции односельчан. Праздники: по временам года, языческие религиозные, сельские мероприятия. Практикум: Подготовка общешкольного праздника «Шагаа»
Легенды и байки. Легенды и байки тывинского народа. Выдуманные и невыдуманные истории нашего села. Охотничьи байки. Практикум: Создание брошюры.
III. История моего кожууна «Каа-Хем»
История создания кожууна. Год основания кожууна, имена основателей, развитие в ранние годы
Имена руководителей кожууна. Первые руководители, биографии руководителей. Практикум: создание брошюры.
Знаменитые и выдающиеся люди. Люди культуры, люди спорта, ветераны труда. Практикум: создание презентации
Каа-Хем в ВОВ. Помощь каа-хемцев в ВОВ, «Кызыл-кош»(Красный обоз»)участники ВОВ, погибшие на фронтах. Участники ВОВ, вернувшиеся с фронта. Репрессированные. Практикум: Работа с Книгой Памяти, интернет - ресурсами. Оформление презентации
Мой кожуун сегодня. Развитие кожууна в современный период: политическое, экономическое, культурное и т.д.
IV. Моя Малая Родина – Республика Тыва
История республики. История создания республики и ее развитие в разные периоды
V. Работа в музее Оформление стендов, альбомов. Инвентаризация.
VI. Экскурсии в музеи республики. Национальный музей РТ им. «60-ти богатырей»
VII. Походы, экспедиции. Исток р.Кундустуг(река с бобрами). Экспедиция
Использованная литература
- Программа кружка «За здоровый образ жизни». Автор- составитель
В.В.Гаевая-Волгоград: Учитель,2013;
- Валишин Ю.И.,Дик Н.Е. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея – Москва: Просвещение,1979 г.: пособие для учителей.
- Гребнева В.А. Краеведение и туризм во внеклассной работе – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1966 г.
- Даржа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев, том I Хозяйство. Охота. Рыбалка. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2009 г.: научно-популярное издание.
- Кызласов Л.Р. Древняя Тува –
- Маннай-оол М.Х., Достай И.А. История Тувы – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004 г.: Учебно-методическое пособие для 9 класса.
- Март-оол В.Д. Моолдун чажыт тоогузу – Новосибирск: Наука,2003 г.
- Сундуй-оол М.С. Городок у подножия Кара-Даша – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2005 г.
- Таблицы: «Хронология», «Основные понятия и термины», «Летопись основных событий в Туве», «Численность населения Тувы», «Отраслевая структура промышленности Тувы», «Характеристика основных рек Тувы» и т.д.
- Универсальная карта РТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя малая Родина: "Экскурсия в столицу Республики Тыва г.Кызыл"
Экскурсия в столицу нашей республики « г. Кызыл – город в центре Азии» Цель экскурсии:познакомиться с достопримечательностями города Кызыла Задача:изучить историю создания памятных м...
Тыва - мой край родной
Внеурочная деятельность 1 класс ФГОС...
Звук {ц} и буквы "Цц". Кызыл - столица Тывы.
Научить детей правильно воспринимать на слух и правильно произносить звук Ц, расширить знания о родном крае....
"Наш край. Азас - жемчужина Тывы"
Знакомство учащихся с водными ресурсами Тоджи....
Экскурсия столицу Республики Тыва: "Достопримечательности г.Кызыла"
Экскурсионный выезд в столицу нашей республики с 4 "а" классом...
тыва дыл 2 класс
календарь-тематиктиг план...
Тыва дылга ажык кичээл "Демдек ады"
Ажык кичээл "Демдек ады"...