Звук {ц} и буквы "Цц". Кызыл - столица Тывы.
материал по русскому языку (1 класс) по теме

Шожул Рита Владимировна

Научить детей правильно воспринимать на слух и правильно произносить звук Ц, расширить знания о родном крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soglasnyy_zvuk_c_bukvy_c_c._kyzyl_-_stolica_tyvy_1.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

Кызыл – столица Тувы

Шожул Рита Владимировна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка, Преподавание в начальной школе 

Цели урока:

  1. Научить детей правильно воспринимать на слух и правильно произносить звук Ц (изолированно, в словах, в слогах), развитие умений и навыков слогового чтения с постепенным переходом к чтению словами, закрепление умений членить предложение на слова, слова на слоги, слоги на звуки, формирование каллиграфического письма букв Ц, ц и соединений с ними;
  2. Совершенствовать навык сознательного беглого, выразительного чтения;
  3. Расширение словарного запаса учащихся;
  4. Расширить знания о родном крае;
  5. Воспитывать аккуратность, опрятность, уважение к русскому языку, труду, родному языку;

Оборудование:

учебники, тетради, касса классная, наборное полотно, предметные картинки, картина-таблица.

Ход урока

I. Организационный момент.

Всем красиво подравняться
Начинаем заниматься
Все на меня посмотрели
И красиво, тихо сели.

II. Повторение пройденной темы.

  • Фонетическая зарядка.

- Как подзывают цыплят? (цып-цып)

- Все хором повторяют и поют:

Цып-цып, мои цыплятки,
Цып-цып-цып, мои касатки.
Вы пушистые комочки,
Мои будущие квочки.

  • Кто внимательный?

- Назови, Данзын что изображено на рисунках?

- Полотенце, заяц, огурец, цыпленок, цепь.

- Молодец!

- В слове полотенце [ц] где находится?

- [ц] находится в середине слова.

- В слове заяц [ц] где находится?

- [ц] находится в конце слова.

- В слове цыпленок [ц] где находится?

- [ц] находится в начале слова.

Итог:

- Есть слова, где [ц] – в начале, в середине и в конце.

- Молодцы!

- А сейчас ребята я вам прочитаю сказку“Цыпленок Цып”: А вы запомните слова со звуком[ц], которые встретятся вам в сказке:

Цыпленок Цып

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же, наконец, остальные цыплята вылупятся.

- Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше!

Курица так удивилась, что только глазами захлопала.

- Ну, ты посиди, - говорит Цып, - а я пойду прогуляюсь.

Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:

- Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.

Сказал и пошел дальше. Смотрит – гусеница ползет.

- Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!

- А как же надо? – удивилась гусеница.

- Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!

Сказал и пошел дальше. Смотрит – цапля лягушек ловит.

- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!

И как прыгнет в болото.

Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо – цапля его вытащила.

- Чтобы учить,- говорит цапля, - надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

- (Цыпленок Цып, яйцо, крыльцо, наконец, цыплята, курица, цветок, цветень, гусеница, кольцом, цапля).

- Молодцы!

- А сейчас проведем “Слоговой аукцион”.

- Первый ряд придумает слова, оканчивающиеся на ЦА. (Курица, лисица, единица, синица, овца, луковица, страница, умница, водица, скромница, царица, красавица, гусеница - 13).

- А второй ряд придумайте слова, оканчивающиеся на ЦЫ. (Концы, птенцы, кузнецы, овцы, огурцы, борцы, купцы, страницы, бойцы, хлебцы, отцы, синицы- 12).

- Молодцы! Побеждает первый ряд, они придумали больше слов - 13, а у второго - 12слов.

Работа по учебнику стр. 87

- Вчера мы с вами научились читать слова на тся, ться.

- Как читаем слова на тся, ться?

- Слова на тся, ться читаем как [ЦЦА].

- Эти слова на какие вопросы отвечают?

- Что делает? Что сам делает?

- Что делают? Что сами делают?

- Молодцы!

- Что Миша делает?

- Миша одевает Машу.

- Миша сам что делает?

- Миша одевается сам.

- Девочки что делают?

- Девочки расчесывают куклу.

- Девочки сами что делают?

- Девочки расчесываются сами.

- Молодцы!

Физминутка Цапля:

Очень трудно так стоять
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться
За соседа не держаться

(Декламируется детьми 2 раза, первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой).

Новая тема
(Сообщение темы и цели урока)

- Сегодня на уроке вы познакомитесь новыми словами: город, столица, большая и прочитаем рассказ о главном городе Тувы.

- Кызыл какой город?

- Красивый, большой город.

- В каком кожууне (районе) вы живете?

- В Тоджинском кожууне.

- Главный поселок нашего кожууна?

- Центр нашего кожууна Тоора-Хем.

- Наш кожуун чем богат?

- У нас есть олени.

- Еще?

- Наш кожуун богат лесом, дикими зверями, ягодами, орехами.

- Молодцы!

Работа над произношением

Город, столица, большая.

[ат] [а] [а]

- Как читаем безударную гласную?

- Безударную гласную О читаем как А.

Словарная работа

Город – хоорай;
Столица – тову (топ);
Большая – улуг.

Работа по учебнику стр.89

1. Ученики читают про себя рассказ “О Кызыле”.

Это город Кызыл. Кызыл – столица Тувы. Это улица Ленина. Она большая, широкая и красивая. На улице высокие красивые дома. Наш город красивый. Мы любим свой город.

2. Читают по рядам вслух (слежу за чтением).

3. Работа по содержанию рассказа:

- Билзей, ты была в Кызыле?

- Да, я была в Кызыле.

- Какие дома в Кызыле?

- В Кызыле большие многоэтажные дома.

- Какие улицы в Кызыле?

- Улицы в Кызыле широкие и красивые.

- Что за белое здание видите вы на картине?

- Это театр.

- Чьим именем назван театр?

- Театр назван именем Виктора Кок-оола.

- А кто такой Виктор Кок-оол?

- Это знаменитый артист, драматург.

- Кызыл какой город нашей Республики?

- Кызыл – главный город нашей Республики.

- Главный город - как можно назвать по-другому?

- По-другому можно назвать – СТОЛИЦА.

- Молодцы!

4. А сейчас проведем разговор на стр.89. Дети спрашивают друг у друга:

- Где ты живешь?

- Я живу в Тоора-Хеме.

- Скажи адрес.

- Улица Чургуй-оола, дом 52, квартира 1.

Провести диалог по партам (2-3пары)

Работа в тетрадях

- Сели все правильно, обе руки на партах. Пишем красиво и чисто. Запишите число. Классная работа. Запишите образец: Ц, ц.

Огуре…, солн…е, …веток, кузне…, оте…, …ифра,ли…о, …арь.

В цветнике цветут цветы.

- Какие буквы написаны?

- Заглавная и строчная.

  1. Во втором задании, вместо точек вставляем пропущенные буквы.
  2. Из этих слов подчеркните слова, которые отвечают на вопрос кто?
  3. Скороговорку списываете красиво, чисто и без ошибок.

- Остальные слова на какой вопрос отвечают?

- Остальные слова отвечают на вопрос что?

- Молодцы!

Работа по картине

1. Составляют предложения. Цецег пишет и находит в предложении главные члены:

Саша копает яму лопатой.

- О ком говорится в 1-ом предложении? (О Саше)

- Что делает Саша? (Копает)

2. Аялга составляет второе предложение и тоже находит в нем главные члены:

Лена поливает цветы лейкой.

- О ком говорится в предложении? (О Лене)

- Что делает Лена? (Поливает)

- Как подчеркиваем подлежащее?

- Подлежащее подчеркиваем одной прямой чертой.

- А как подчеркиваем сказуемое?

Сказуемое подчеркиваем двумя прямыми чертами.

Молодцы!

Кто знает скороговорки со словами со звуком [ц]?

(2-3 ученика прочли наизусть несколько скороговорок)

Бегают две курицы прямо на улице.
Очень часто бьются у Танечки блюдца.
Ученица-озорница получила единицу.

Подводится итог урока

- Понравилось вам на уроке?

- О чем говорили?

- А теперь поднимите руки и скажите хором:

Люблю солнце!
Люблю свою родину!
Люблю Туву!

- Кто хорошо отвечал?

- Кто умники и умницы?

- Сами выбирают и называют тех, кто хорошо работал.

- Спасибо вам за работу! Вы все молодцы!

Литература:

  1. “Азбука”, А.М Бартан, Х.Б Ооржак. Учебник для учащихся тувинских школ. Тувинское книжное издательство. г.Кызыл - 2003г.
  2. Занимательное азбуковедение, В.В Волина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя малая Родина: "Экскурсия в столицу Республики Тыва г.Кызыл"

Экскурсия в столицу нашей республики « г. Кызыл – город в центре Азии»  Цель экскурсии:познакомиться с достопримечательностями города Кызыла  Задача:изучить историю создания памятных м...

Экскурсия столицу Республики Тыва: "Достопримечательности г.Кызыла"

Экскурсионный выезд в столицу нашей республики с 4 "а" классом...

«Москва-столица России. Звуки[ м ’ ] и [м ]. Буквы М и м. Письмо строчной и заглавной букв М и м.

Конспект урока (тех.-карта) с использованием ЭОР.Обучение грамоте."Школа России"...

Урок-КВН по теме "Достопримечательности родного Кызыла- столицы республики" 4 класс

Урок-КВН по теме "Достопримечательности родного Кызыла- столицы республики" 4 класс...

Тываның Өвүр кожуунунуң Солчур суму девискээриниң Кызыл дептерде кирген үнүштери.

Сорулгалары:  1.     Бистиң Өвүр кожуунувустуң  ажыл-агыйын,  азыраан малын, казымал байлаан, үнүштерин өөреникчилериниң билиинге даянып тодарадыр. Кызыл дептер деп ...

“Исемең синең билгесез, Батырлыгың мәңгелек” (Билгесез солдат көненә багышланган сценарийнең авторлары Миннебаева Лилия Хатип кызы, Әхмәдуллина Айгөл Гомәр кызы, Якупова Гөлназ Сарим кызы, Галимбекова Гүзәл Тәлгат кызы)

ldquo;Исемең синең билгесез,Батырлыгың мәңгелек” дип исемләнгән кичә (“Билгесез солдат” көненә багышлана)сценариен Әлмәт районы Яңа Нәдер гомуми белем бирү мәктәбенең башлангыч сыйн...

ТЫВА ДЫЛГА КАРТОЧКАЛАР УЖУГЛЕЛГЕ КАРТОЧКАЛАР, тыва дыл 2 класс, тыва дыл 3 класс, тыва дыл 4 класс

Ужуглелде - 55 КАРТОЧКА (ужук бурузун кылган, ужук соондагы уеде созуглелдер-биле ажылдар) , тыва дыл 2 класс - 47 КАРТОЧКА, тыва дыл 3 класс - 73 КАРТОЧКА, тыва дыл 4 класска - 63 КАРТОЧКА - ТЫВА КАР...