КЛАССНЫЙ ЧАС «Портрет гражданина»
классный час (4 класс) на тему

Хорошун Ольга Викторовна

Жил – был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал: «Не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».  По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», – решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».

– Давайте подумаем: когда так говорят?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_portret_grazhdanina.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Портрет гражданина»

(учитель Хорошун О.В.)

Цель: 

  • формирование у учащихся стремления к усвоению правовых знаний, чувства гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих;
  • воспитание в детях искреннего гуманного отношения к понятиям «Родина», «Отечество».

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска

План:

1.Организационный момент.

2.Наша Родина.

3.Гражданин страны.

4.Главный закон нашей страны.

5. Подведение итогов. 

Ход урока

  1. Послушайте одну историю.

Жил – был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал: «Не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».  По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», – решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».

– Давайте подумаем: когда так говорят?
– Почему же Человек заскучал?

Человека замучила тоска по Родине, которую он оставил, по людям, которые были ему, когда-то дороги. Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись, домой открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина». Такое состояние называется – ностальгия. Ностальгия – это тоска по Родине.

  1. - Как вы думаете, какая тема нашего классного часа? (слайды 1,2)

– Что такое Родина? (слайды 3,4)

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.

  1. - Вы родились в России. Как вас можно назвать? (слайд 5)

Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа

Какие понятия включает в себя слово «гражданин»?

  • Патриотизм
  • Боль за родную природу
  • Высокая нравственность
  • Любовь к родной земле, близким, к своей Родине
  • Ответственность за судьбу Родины, ее будущее, желание защищать ее от врагов (слайды 6,7, 8)

- Что может сделать школьник, который зависит от родителей?

  • Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть, когда гибнет природа его края
  • Гражданин хранит прошлое своей Родины и участвует в восстановлении памятников старины
  • Гражданин не украдет сам и не позволит это другим, он протестует против расточительства, бесхозяйственности
  • Гражданин не может смотреть спокойно, как гибнет от спиртного его народ, и собственным примером показывает, что жизнь без спиртного может быть интересной и прекрасной
  • Гражданин понимает, что люди никогда не были равны, и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.
  1. - Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки.

- Какой главный закон нашей страны? (презентация «Гражданином быть обязан»)

Права и гарантии всех граждан закреплены в основном законе нашего государства – в Конституции Российской Федерации. 12 декабря – День Конституции.

Статьи из Конституции РФ:

Защита прав на свободу

  • Каждый человек имеет право свободно передвигаться, выбирать место жительство. ч.1 ст.27
  • Каждый человек имеет право выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться  ч.2 ст.27
  • Каждый в праве определять свою национальную принадлежность ст. 26
  • Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных переводах или других сообщений ст. 23
  • Материнство, детство и семья находится под защитой государства ст. 38

Защита прав на равенство

  • Все равны перед законом и судом.
  • Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства и т.д.

Защита прав на собственность

  • Право частной собственности охраняется законом (ст. 35 Конституции РФ)

Защита прав на достоинство

  • Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, жестокому обращению, унижению человеческого достоинства или наказанию (ст. 21 Конституции РФ

Защита прав на неприкосновенность личности

  • Статья 22 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на свободу и личностную неприкосновенность» - это: право на правосудие; материальную безопасность лиц и имущества; юридическую защиту личности.

Защита прав на достоинство

  • Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, жестокому обращению, унижению человеческого достоинства или наказанию (ст. 21 Конституции РФ)

Гарантом прав и свобод граждан РФ является президент (ч.2 ст. 80, Конституции РФ)

- Можно ли по государственным символам  узнать, о какой стране идет речь? (слайды 10 – 13)

5. – Почетно ли быть гражданином своей страны? (видеоролик «Я – гражданин страны великой»)

Стихотворение  С. Васильева «Россия»

… Люблю тебя моя Россия,
за ясный свет твоих очей,
за ум за подвиги святые,
за голос звонкий как ручей …
Люблю твои луга и нивы,
прозрачный звон твоих равнин,
к воде склонившиеся ивы,
верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
с воспетым трижды камышом,
с великой Волгою – рекою,
с могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я -гражданин России"

Дана разработка кл.часа "Я - гражданин России"...

Классный час "Я - гражданин России"

На классном часе учащиеся узнают о символике нашего государства, о происхождении и особенностях гимна, флага, герба Российской Федерации, у ребят воспитывается чувство патриотизма....

Классный час "Я – гражданин России"

Классный час "Я – гражданин России"   Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душев...

Классный час: «Я – гражданин России»

Классный час: «Я – гражданин России»...

Программа развития классного коллектива "Я - гражданин России"

Основные направления развития класса по гражданскому воспитанию, формы и методы работы по этому напавлению, цели и задачи по каждому направлению, основные мероприятия по реализации данной программы....

Классный час " Я гражданин России"

Классный час  знакомит учащихся с символами Ростовской области.....