народные экологические традиции. Жаворонки.
методическая разработка (3 класс) на тему

Ерова Наталья Викторовна

Материал для внеурочной деятельности, экологическое направление (праздники, занятия кружка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhavoronki.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Народные экологические традиции в русском земледельческом календаре. Жаворонки»

(материал для мероприятий по внеурочной деятельности экологической направленности)

Выполнила

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 56»

г. Саратова

Ерова Н.В.

Содержание:

Введение                                                                           с. 3

Основная часть.

1. Система народного экологического воспитания.  с. 4

2. Сороки. Сорок мучеников (22 марта).                    с.  5

Заключение                                                                      с. 9

Приложение                                                                     с. 9

Введение.

     Гуманитарная экология – направление в экологии, изучающее природу

и символические, психологические, этические, религиозные, культурные и

другие отношения человека с природой при помощи методов гуманитарных

наук – этики, эстетики, культурологи, теологии, истории, этнографии,

социологии, политологии, лингвистики, фольклористики и т. д.

Гуманитарная экология открывает религиозное, философское,

общекультурное измерение дикой и затронутой цивилизацией природы.

Большое значение в курсе отводится рассмотрению вопросов экологической

этики, которая затрагивает учение об этических отношениях человека с

природой, основанных на восприятии природы как члена морального

сообщества, морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности

всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.

Цель исследования:

привлечь детей и подростков к познанию родной природы, традиций народа, его истории;

дать знания о конкретных циклических явлениях в природе;

развить наблюдательность и внимание;

привить элементы мировоззрения, отличного от стандартного, используя уважение и преклонение перед Природой;

воспитать гуманное отношение к природе;

Задачи исследования:

сформировать умения и навыки, необходимые при подготовке этноэкологических праздников

развить коммуникабельность детей, их способность выступать перед большими аудиториями;

прививать любовь к красоте родного языка;

развенчание суеверий, мифов и традиций, которые могут быть вредны для охраны природы.

     Можно составить перечень народных праздников и использовать его для внедрения исконно русских экологических дат в существующий экологический календарь

     В начале 21 века, как никогда ранее актуальны проблемы экологии. Зима преподносит земному шару множество проблем, как в виде глобальных катастроф (землетрясения, цунами) , так и в виде холодной зимы, опровергающей все предыдущие утверждения о глобальном потеплении. Решение таких проблем как предупреждение землетрясения – нам  не под силу, формирование адекватного отношения к любым жизненным ситуациям средствами этноэкологии  вполне осуществимо. Ведь наши предки и не такое переживали. Но встречали события позитивно, более того, сумели все  природные переходные и сложные моменты превратить в праздники.

Основная часть.

1. Система народного экологического воспитания.

     Знания, накопленные в течение тысячелетий, передавались и закреплялись в форме народных традиций от одного поколения к другому как коллективный общественно-исторический опыт, система знаний о природе, кодекс моральных норм, обязывающий относиться к природе как к святыне. Традиции, приметы, легенды, символы, поверья способствовали расширению биологического, экологического кругозора человека, влияли на взаимоотношения с природой. Священных, любимых животных, деревья, рощи нельзя было уничтожать, загрязнять родники, реки, озера. Сбор трав, обработка земли проводились по специальным правилам. Уж, аист, ласточка, жаворонок  являлись домашними талисманами, поэтому их всячески охраняли. Многочисленные "табу" были преградами на пути алчности.

     Народные традиции по своей психологической и социальной структуре являются массовыми привычками и, в то же время, эффективным средством формирования этих привычек при помощи подражания у новых поколений людей. Это объясняется их большей избирательностью, эмоциональной окрашенностью, запоминаемостью, коммуникативностью, способностью к передаче, направленностью, чем у других форм пропаганды. В старину в систему народного экологического воспитания входили:

- игра,

- организация наблюдений за природой,

- убеждение,

- разъяснение моральных норм и правил поведения в природе,

- личный пример,

- разумные требования,

-  поощрение позитивного поведения способами фольклора,

- контроль поведения,

- запрет негативных действий по отношению к природе,

- наказание.

     Много давал ребенку и фольклор своего народа, благодаря которому раскрывалась эстетическая ценность природы. Он учил детей доброму отношению к природе, соединяя экологическое содержание с соответствующими обрядами и прямыми предостережениями и запретами. В детской поэзии народом была умело учтена природная тяга малышей ко всему, что связано с животными. Человек вырастет, возмужает, познакомится с жизнью и наукой, однако воспоминания детства будут продолжать действовать на него.

     Среди многочисленных форм популяризации народных экологических традиций требует своего восстановления культ народного календаря – "месяцеслова", его популярные издания.

     Святцы послужили канвой, в которую легко укладывался практический опыт крестьянина и которая естественно вобрала в себя традиционные обряды и праздники. Народный календарь демонстрирует такое соединение языческого и христианского начал, которое правильнее было бы назвать слиянием, а не двоеверием. Народное православие не есть механическое соединение двух мировоззрений.

     От христианства в народном календаре – приурочение святых к дням годового цикла, от язычества – распределение между ними (святыми) забот о погоде, здоровье людей, сельскохозяйственных и домашних работах. Крестьяне, как правило, мало считались с официальными биографиями (каноническими житиями) мучеников, героев, праведников. Создавая свои легенды, образы календарных святых, они ориентировались на время празднования дня данного святого, на его имя, которое интерпретировали в нужном для себя смысле.

     Полная зависимость земледельца от природы заставляла его тщательнейшим образом изучать окружающий его мир, примечать мельчайшие подробности явлений природы, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений, которые соседствуют с самыми нелепыми (на наш взгляд) суевериями и фантазиями. Крестьяне в подавляющем большинстве даже в XIX столетии плохо понимали истинные причины смены времен года и многих явлений природы. Для них причинно-следственные связи были иными, чем это представляется нам сейчас. Крестьянин видел, что приход весны связан с прилетом птиц, поэтому, желая обеспечить своевременное начало весны, обращался к жаворонкам, ласточкам, куликам с просьбой поскорее вернуться в родные края, выпекал из теста фигурки птиц, подражал птичьему щебетанию и т.д. То, что позднее стало восприниматься как поэтическое сравнение, метафора, когда-то было реальной верой, отражало понимание природы: жаворонок, по мнению земледельца, действительно нес весну на своих крыльях.

     Приметы – поведение птиц, зверей, насекомых, природные явления – служили для российского крестьянина своеобразным и бесспорным определителем программы его дел и забот в ближайшее и отдалённое время. Учитывая их, он строил свои планы, лелеял надежды.

     Народный земледельческий календарь сохранял такой взгляд на природу, взгляд, по сути, языческий, когда все, что окружает человека, одухотворено, наделено жизненной силой, способно помогать или препятствовать, причинять зло или доставлять радость.

2. Сороки, сорок мучеников.  (22 марта).

     В каждой православной семье в старину в этот день пекли жаворонков из пресного теста – сорок штук, по числу воинов-христиан, замученных римлянами в Севастийском озере в 313 году. Сорок погибших в народном поверье воплотились в жаворонков. В этот день на Руси поминают погибших воинов и всех усопших близких.

     Это день "закликания" птиц. Главный "птичий" праздник народного календаря. Его можно совмещать с проведением международного Дня птиц, видоизменив в соответствии с народными традициями. Если вы хотите это сделать, то заранее нужно позаботиться об изготовлении скворечников, синичников и других искусственных гнездовий. Кстати, традиционный деревянный скворечник – русское изобретение. Он не был известен в Западной Европе вплоть до середины XIX века. Издревле на Руси было принято привлекать к дому скворцов, разорение гнезд которых считалось преступлением. Практичные же немцы изготавливали глиняные гнездовья для того, чтобы потом собрать яйца или маленьких птенцов для изготовления деликатесов.

     Немного о сути праздника. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетает сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. "Сколько проталинок – столько и жаворонков". Поэтому в некоторых местах праздник помнят под названием "Жаворонки". Действительно, первые жаворонки появляются в средней полосе России примерно в эти дни.

На сорок мучеников сорок птиц прилетает.

Сорок пичуг на Русь пробирается.

Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.

На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут.

Увидел скворца – весна у крыльца.

На Сороки сорока кладет в гнездо сорок палочек.

Жаворонок является первым – к теплу, зяблик – к стуже.

Трясогузку-ледоломку журавль на хвосте принес.

Грач на проталину, скворец – на прогалину.

Прилетел кулик из заморья, принес весну (воду) из неволья.

На Сороки мальчики сельские выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек.

     На Сороки хозяйки пекли особые постные булочки – "жаворонков", в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки, шесты и выбегали с ними на пригорки и возвышенные места и, сбившись в кучу, что есть силы кричали "заклички" – короткие песенки-кричалки, призванные ускорить прилёт гонцов весны:

Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Нам зима-то надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Нет ни хлеба,
Ни картошки,
Самовар стоит на окошке.
Чай я выпил,
Сахар съел,
Самовар на кол надел.

Жаворонок, прилети,
Красну весну принеси!
Нам зима-то надоела:
Весь хлеб у нас поела.
Зима, зима, ступай за моря!
Там пышки пекут,
Киселя варят – зиму манят.
Кши, полетели!

Жаворонок,
Жаворонок!
На тебе зиму,
А нам лето!
На тебе сани,
А нам телегу!

Уж вы, кулички-жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
Весна-красна, на чем пришла?
– На сошечке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку,
На пшеничном зернышку-у-у!

Жаворонушки!
Прилетите к нам да принесите нам
Жаворонушки!
Нам весну-красну да красно летеце.
Жаворонушки!
Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,
Жаворонушки!
А воды-то попила да три колодезя,
Жаворонушки!
Всю куделю перепряли, на мотушки пермотали,
Жаворонушки!
На базарик пертаскали, за копейки продавали,
Жаворонушки!
За копейки продавали, детям хлеба покупали.
Жаворонушки!

Уж ты пташечка,
Ты залётная!
Ты слетай
На синё море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето!

Жаворонки,
Жаворонки,
Прилетите!
Красну вёсну
Принесите!
Зиму холодну
Унесите!
Галки, галки,
Принесите по палке!
Голубочки,
Голубочки,
Принесите по клубочку!
Кукушки, кукушки,
Принесите
По мотушке!
Синицы, синицы,
Принесите по спице!
Канарейки,
Канарейки,
Принесите по швейке!
Чечетки,
Чечетки,
Принесите по щетке!
Тогда, утки,
Дуйте в дудки,
Тараканы –
В барабаны!

     Так с птичками–жаворонками дети бегали, закликали весну, прыгали с крыш в сугробы, сажали булочки на яблони в садах, на ветлы, рябины, высокие кусты, на палки плетня, на проталины на холмах и курганах. Потом птичек обычно съедали, а головку отдавали матери со словами: "Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был".

     В некоторых деревнях по печеным жаворонкам гадали взрослые: в птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголек и т. п., по тому кому достанется, "узнавали" о предстоящей участи: кольцо – к свадьбе, щепка – гроб, монетка – богатство… Новгородцы приготовляли в этот день из теста птичек по числу лиц, составляющих семейство. В одну из них запекали небольшую монетку. Во время обеда каждый брал по птичке, и тот, кому доставалась с монеткой, считался на весь год счастливейшим. Монетку хранили на божнице или носили с собой для счастья. В ряде мест также выбирали семейного засевальщика – кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

       В настоящее время сохранился обычай выпекать из сдобного теста фигурки птиц. В нашем селе все пожилые бабушки пекут «жаворонков», а сейчас, когда мы стали распространять эту традицию, стали печь и наши мамы. Так что «жаворонков» в Урицком 22 марта пекут почти в каждом доме.

Заключение.

     Истоки праздника берут начало в глубокой древности, когда славяне праздновали Новый год в день весеннего равноденствия, встречая весну и новую жизнь. Это был большой общий праздник. С приходом христианства он стал детским, а сейчас вообще забылся.

     22 марта может считаться также днём Тыквы. Женщины в этот день готовили тыквенные семена. С них начинали заботу о предстоящих делах на бахче («зачин»). Тыква считалась овощем обстоятельным, надежным и неприхотливым. На юге России крестьяне тыквами, как картошкой, кормились сами и подкармливали домашнюю скотину.

В школах проводится праздник – День Птиц

Приложение №1.

Рецепт приготовления "жаворонков"

Разведем в теплой воде дрожжи, добавим муку, сахарный песок, постное масло, ванилин и немного морковного сока для цвета. В тесто можно добавить льняного или конопляного семени. Готовое тесто разделим на полоски и каждую раскатаем. Получится маленький валик. Каждый валик завяжем узлом, из одного конца сделаем головку с защипленным клювиком, а другой конец надрежем ножом, чтобы получился птичий хвостик. Вставим две изюминки-глаза, присыплем сахаром и поставим в духовку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русские народные праздники, традиции, ремёсла"

При работе учащихся по проекту предполагается развитие навыка самостоятельной работы, умения ориентироваться в потоке информации. Отличительной чертой проекта является то, что он предусматривает интег...

Проект "Русские народные праздники, традиции, ремёсла"

При работе учащихся по проекту предполагается развитие навыка самостоятельной работы, умения ориентироваться в потоке информации. Отличительной чертой проекта является то, что он предусматривает интег...

Развитие общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа; воспитание эмоциональной отзывчивости, активному отношению к народным художественным традициям.

В данном материале представлены педагогические аспекты формирования общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа....

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям.Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников....

Изучение народных культурных традиций на уроках русского языка в начальной школе.

С раннего возраста необходимо прививать детям любовь к Отчизне, к своей малой родине. На уроках русского языка использую материал для приобщения школьников к народной культуре....

Методическая разработка внеклассного мероприятия На тему: «День Жаворонка» (Знакомство с народными традициями)

Приобщение к природоохранной деятельности учащихся младшего школьного возраста.Воспитание экологической культуры.Знакомство и возрождение традиций предков, которые с любовью встречали весенних перелет...

Технологическая карта урока ИЗО"В мире народного зодчества: традиции мастерства"(УМК Перспектива,3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий по формированию у обучающихся представлений о народном зодчестве через изучение исторического прошлого своего народа, тра...