Изучение народных культурных традиций на уроках русского языка в начальной школе.
статья по русскому языку на тему
С раннего возраста необходимо прививать детям любовь к Отчизне, к своей малой родине. На уроках русского языка использую материал для приобщения школьников к народной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kropacheva_t.e.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Т. Е. Кропачева
Учитель начальных классов МОУ Лицей
г. Балашова Саратовской области
Изучение народных культурных традиций
на уроках русского языка в начальной школе
Наше время вернуло интерес людей к своим корням, истокам. На уроках и во внеурочное время мы изучаем свои народные традиции: читаем сказки, поем колядки на Рождество, празднуем масленицу, поем веснянки, слушаем христианские заповеди.
Не только на уроках окружающего мира, ИЗО, технологии задаем вопрос: «Кто мы, откуда родом?», но и на уроках русского языка обращаемся к изучению народной культуры.
Проанализировав учебник русского языка 2 класса под редакцией С.В. Иванова, я отметила, что в первой части встречаются задания при работе со скороговорками (стр. 90, упр. 7): предлагается найти формы слов и однокоренные слова. Из потешки выписать слова, обозначающие маленькие предметы (стр. 102, упр.4). А самые интересные задания во второй части учебника: урок №112 «Слова исконные и заимствованные», урок №120, №121 «Устаревшие слова, слова – синонимы, новые слова». На примере сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок», русских народных сказок ребята знакомятся с устаревшими словами: десница, кушак, сафьян, боярин и другие. Урок №133 «Значения фразеологизмов» погружает нас в историю народа. Чтобы объяснить значения слов, приходится поработать со словарями, посмотреть репродукции, слайды.
Для того, чтобы приобщить ребят к русской культуре, на каждом уроке русского языка можно использовать благодатный материал пословиц и поговорок. Яркий, образный язык, нежная любовь к русскому народу, к родной земле, уважение к другим народам не могут оставить равнодушным.
Начиная с минуток чистописания я использую пословицы и поговорки. Например, «Русский в поле не робеет», «Русский в словах горд, в делах тверд», «Русский человек добро помнит», «Русский терпелив до зачина». При знакомстве со словарными словами: «Всякая работа мастера хвалит», правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу, безударные гласные: «Жить – Родине служить», «Своя печаль чужой радости дороже», «Береги землю родимую, как мать любимую». Изучая спряжение глаголов необходимо вставить окончание: «В каком народе живёшь, того и обычья держись», «В какой народ придёшь, такую и шапку наденешь».
А простонародные русские загадки так немало говорят о красном солнышке: «Летом греет, зимой холодит» (задание: вставьте окончание, укажите спряжение глаголов), «(Не) стукнет, (не) брякнет, ко всякому подойдёт» (повторяем правописание «не» с глаголами).
На любое сезонное явление можно найти разнообразные народные приметы, которые хорошо подходят при работе с однородными членами предложения: «В октябре в один час и дождь, и снег», «В марте мороз скрипуч, да не жгуч», «Зяблик свирлит к ненастью, к непогоде, к холоду».
Краеведческий материал – важное подспорье в организации учителем уроков по развитию речи. Тексты, отражающие историю родного края, имеют большое воспитательное значение, они новы и интересны для обучающихся.
Для закрепления навыков правописания числительных можно использовать тексты, которые расширяют знания детей о родном городе, крае. Повторяется тема правописания числительных, существительных имен собственных и нарицательных, падежных окончаний. Например, «Река Хопер является крупным левым притоком Дона. Она берет начало из родников Поперечинской степи в западной части Приволжской возвышенности. Исток реки начинается в Пензенской области. Общая протяженность Хопра составляет 1008 км, а в пределах Балашовского района 180 км. Площадь бассейна реки Хопер равняется 61100 квадратных километров. Это одна из красивейших малых рек средней лесостепной полосы России. Геологи и гидрографы определяют возраст р. Хопра приблизительно в 10000 лет.»[1] «Указом Екатерины II от 7 (18) ноября 1780 г. село Балашово стало штатным уездным городом. Из числа проживающих в нём дворцовых крестьян 6 душ мужского пола были записаны в купечество, 49 – в мещане.»[2]
Уроки русского языка, на которых систематически изучаются культурные традиции народа, обеспечивают эмоциональную насыщенность учебной деятельности, стимулируют познавательную активность обучающихся.
Литература.
- Коринфский А.А. Народная Русь.- Смоленск: « Русич», 1995
- Золотая коллекция пословиц и поговорок\ сост.Т.В.Скиба.- Ростов н\Д: Владис, 2010.
- Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии- М.:ООО «Русские словари», 2003.
- Скоморохова С.В. Краеведение на уроках русского языка.- ж. «Начальная школа» № 9, 2010.
[1] Из прошлого Балашовского уезда: под общей редакцией профессора МАН Смотрова В.В.- Балашов, 2010, с 4.
[2] Балашов – уездный город (1780-1928 г.г.). Кн.1./ Авт.-сост. Масленникова Л.Н., Вахрушев В.С., Смотров В.В.-Балашов : «Издатель», 1997., стр. 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе.
Изучение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе. Русский язык богат меткими и образными сочетаниями слов. Такие устойчивые соче...
Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...
Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД
Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД...
Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД
Методическая разработка раздела образовательной программы "Русский язык"...
Изучение словарных слов на уроках русского языка в начальной школе на тему ОГОРОД
Данная разработка может быть использована на уроках русского языка при изучении слов на тему "ОГОРОД"...
Изучение иноязычных заимствованных слов на уроках русского языка в начальных классах.
Об изучении заимствованных слов....
Использование кластеров на уроках русского языка в начальной школе при изучении частей речи как средств формирования познавательных УУД.
В данной работе были отражены виды приёма "Кластер" вне технологии развития критического мышления (ТРКМ) при изучении частей речи как средств формирования познавательных универсальным учебны...