Изучение народных культурных традиций на уроках русского языка в начальной школе.
статья по русскому языку на тему

Кропачева Татьяна Евгеньевна

С раннего возраста необходимо прививать детям любовь к Отчизне, к своей малой родине. На уроках русского языка использую материал для приобщения школьников к народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kropacheva_t.e.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т.  Е.  Кропачева

Учитель начальных классов МОУ Лицей

 г. Балашова Саратовской области

Изучение народных культурных традиций

 на уроках русского языка  в начальной школе

Наше  время вернуло интерес людей к своим корням, истокам. На уроках и  во внеурочное  время  мы изучаем  свои  народные традиции: читаем сказки, поем колядки на Рождество, празднуем масленицу, поем веснянки, слушаем христианские заповеди.

 Не только на уроках окружающего мира, ИЗО, технологии  задаем  вопрос: «Кто мы, откуда  родом?», но  и  на уроках  русского  языка  обращаемся к  изучению  народной  культуры.

Проанализировав учебник русского языка 2 класса под редакцией С.В. Иванова, я отметила, что в первой части встречаются задания при работе со скороговорками (стр. 90, упр. 7): предлагается  найти формы слов и однокоренные слова. Из потешки  выписать слова, обозначающие маленькие предметы (стр. 102, упр.4).  А самые интересные задания во второй части учебника: урок №112 «Слова исконные и заимствованные», урок №120, №121 «Устаревшие слова, слова – синонимы, новые слова». На примере сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок», русских народных сказок ребята знакомятся с устаревшими словами: десница, кушак, сафьян, боярин и другие. Урок №133 «Значения фразеологизмов» погружает нас в историю народа. Чтобы объяснить значения слов, приходится поработать со словарями, посмотреть репродукции, слайды.

Для того, чтобы приобщить ребят к русской культуре, на  каждом  уроке  русского  языка  можно  использовать  благодатный  материал  пословиц  и  поговорок. Яркий, образный  язык, нежная  любовь  к  русскому  народу, к  родной  земле, уважение  к  другим  народам  не  могут  оставить  равнодушным.

Начиная  с  минуток  чистописания  я  использую  пословицы  и  поговорки.  Например, «Русский  в  поле  не робеет», «Русский  в  словах  горд,  в  делах  тверд», «Русский  человек  добро  помнит»,  «Русский  терпелив до  зачина». При знакомстве со словарными словами: «Всякая работа мастера хвалит», правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу, безударные гласные: «Жить – Родине служить», «Своя печаль чужой радости дороже», «Береги землю родимую, как мать любимую». Изучая спряжение глаголов необходимо вставить окончание: «В каком народе живёшь, того и обычья держись», «В какой народ придёшь, такую и шапку наденешь».

А простонародные русские загадки так немало говорят о красном солнышке: «Летом греет, зимой холодит» (задание: вставьте окончание, укажите спряжение глаголов), «(Не) стукнет, (не) брякнет, ко всякому подойдёт» (повторяем  правописание «не» с глаголами).

На любое сезонное явление можно найти разнообразные народные приметы, которые хорошо подходят при работе с однородными членами предложения: «В октябре в один час и дождь, и снег», «В марте мороз скрипуч, да не жгуч», «Зяблик свирлит к ненастью, к непогоде, к холоду».        

Краеведческий  материал – важное  подспорье  в  организации  учителем  уроков  по  развитию  речи. Тексты, отражающие историю  родного  края, имеют  большое  воспитательное  значение, они новы  и  интересны  для  обучающихся.

 Для  закрепления  навыков  правописания  числительных  можно  использовать   тексты, которые  расширяют  знания  детей  о  родном  городе, крае.  Повторяется  тема  правописания  числительных, существительных имен  собственных  и  нарицательных, падежных окончаний.  Например, «Река  Хопер  является  крупным  левым  притоком  Дона. Она  берет  начало  из  родников  Поперечинской  степи   в  западной  части Приволжской  возвышенности. Исток  реки  начинается  в  Пензенской  области. Общая  протяженность  Хопра  составляет 1008 км, а в пределах  Балашовского  района  180 км. Площадь  бассейна  реки  Хопер  равняется  61100 квадратных  километров. Это  одна  из  красивейших  малых  рек  средней  лесостепной  полосы  России. Геологи  и  гидрографы  определяют  возраст р. Хопра  приблизительно  в 10000 лет.»[1]    «Указом  Екатерины II от  7 (18) ноября  1780 г. село  Балашово  стало  штатным  уездным  городом.  Из  числа  проживающих  в  нём  дворцовых  крестьян  6 душ мужского пола  были записаны  в  купечество, 49 – в мещане.»[2]

Уроки русского языка, на которых систематически изучаются культурные традиции народа, обеспечивают эмоциональную насыщенность учебной деятельности, стимулируют познавательную активность обучающихся.

Литература.

  1. Коринфский А.А. Народная Русь.- Смоленск: « Русич», 1995
  2. Золотая коллекция пословиц и поговорок\ сост.Т.В.Скиба.- Ростов н\Д: Владис, 2010.
  3. Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии- М.:ООО «Русские словари», 2003.
  4. Скоморохова С.В. Краеведение на уроках русского языка.- ж. «Начальная школа» № 9, 2010.


[1] Из  прошлого Балашовского уезда: под общей редакцией профессора МАН Смотрова В.В.- Балашов, 2010, с 4.

[2] Балашов – уездный город (1780-1928 г.г.). Кн.1./ Авт.-сост. Масленникова Л.Н., Вахрушев В.С., Смотров В.В.-Балашов : «Издатель», 1997., стр. 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе.

Изучение фразеологизмов на уроках русского языка  в начальной школе.         Русский язык богат меткими и образными сочетаниями слов. Такие устойчивые соче...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД

Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД...

Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД

Методическая разработка раздела образовательной программы "Русский язык"...

Изучение словарных слов на уроках русского языка в начальной школе на тему ОГОРОД

Данная разработка может быть использована на  уроках русского языка при изучении слов на тему "ОГОРОД"...

Использование кластеров на уроках русского языка в начальной школе при изучении частей речи как средств формирования познавательных УУД.

В данной работе были отражены виды приёма "Кластер" вне технологии развития критического мышления (ТРКМ) при изучении частей речи как средств формирования познавательных универсальным учебны...