Методические рекомендации для проведения уроков по сказкам Клинских авторов
материал на тему

Ефимуркина Светлана Викторовна

Мои методические разработки для проведения уроков по сказкам Клинских авторов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО СКАЗКАМ КЛИНСКИХ АВТОРОВ.

Ефимуркина Светлана Викторовна

г. КЛИН

введение.

        Данные сказки непременно должны помочь учителям и воспитателям в формировании у детей интереса к изучению родного края, лучше узнать и полюбить его природу, народные традиции и обычаи.

        «В Клину люди всегда главным богатством были», - говорит Ирина Овчинникова в своей сказке. Это и надо донести до детей, показать им, что и доныне живут в народе золотошвейки Маланьи, народные герои – заступники Ясени, а мастерство Григория до сих пор прославляет клинских стеклодувов и сверкает в каждой елочной клинской игрушке.

        Сказки побуждают снова и снова пойти к Торговым рядам и отыскать там норку мышки Дуси, послушать гномов в Доме-музее П. И. Чайковского, самим сочинить, написать сказку.

        А как мудры и актуальны стихи К. Зиновьева:

Хоть и осталось за рекой названье,

Хоть много лет прошло с тех пор,

Названье то дано нам в назиданье,

Чтоб братья берегли своих сестер.

        Дети должны чувствовать любовь и тепло, которыми пронизаны эти сказки. Необходимо уделить внимание и юным иллюстраторам – ребятам Новощаповской школы.

Сказка И. Никитиной «Золотой рожок»

1 этап. Подготовка к чтению и словарная работа.

  1. Расскажите, дети, как путешествуют письма? Рассказы детей с опорой на собственный опыт. (Дети рассказывают о почтовых ящиках, марках, почте, почтовых поездах, машинах, самолётах, письмах, телеграммах, посылках)..

В современной почтовой системе вы разбираетесь. А в дорогах разбираетесь?

  1. Объяснение слов. Иллюстрации на стр. 3 поможет в этой работе

тропинка – в лесу узкая

дорога – разная может быть

магистраль – широкая прямая дорога

шоссе – дорога с твердым покрытием

тракт – большая почтовая дорога

ухаб – выбоина (канава) на дороге

Два последних слова обозначают не дороги, но имеют к ним самое прямое отношение.

Объяснение слов вести постепенно.

- А видели ли вы вдоль дорог столбы? Какие?

Столбы №1 – верстовые столбы, ими отмеряют версты, верста – старинная русская мера длины – 1,6 км.

От этих слов образованы старинные выражения: увижу тебя за версту, коломенская верста.

 - А как вы понимаете слово «ям»?

Ям – это не дорога, это почтовая станция

Ямщик – кучер почтовых лошадей

станция

Ямщицкая

лошадь

Ямщицкое снаряжение (упряжь, колокольчики).

Тракт – трактир – гостиница с рестораном у дороги.

- Кто изображен на гербе нашего города?

- На гербе нашего города …(учитель дает возможность детям в рассказе употреблять старинные слова) изображен… (ямщик, почтарь, он едет по широкому тракту,…колдобин, ухаб нет, трубит в рожок).

- Хорошо что вы заметили рожок. А зачем он? И из чего может быть сделан рожок? Где теперь можете видеть такие рожки? (в старинных народных инструментах).

- Вот об этом рожке мы и почитаем сказку.

2 этап. Чтение сказки учителем или хорошо подготовленными учащимися. Остальные следят по книге. Учитель может сказать детям, что тем царем был Петр I.

  1. Работа с текстом.

- Что и куда надо было отправить царю?

- Далеко это или близко? Что случилось с двумя мужиками?

- Охватило ли вас чувство гордости за своего земляка – клинского мужика, который справился с заданием царя?

- Найдите место в сказке, как отблагодарил царь клинчанина?

- Докажите, что это сказка. (столб рассказал, троекратный повтор)

  1. Учащиеся перечитывают сказку.
  2. Раскрашивают гербы и слушают старинную песню «Когда я на почте служил ямщиком. Можно рассказать стихотворение Скегиной:

Переулочки, мостки,

Городок старинный.

Отдыхали ямщики

От дороги длинной,

Отдыхали, пили чай,

Щи да кашу ели.

Здесь меняли лошадей –

Снова в путь летели.

Просмотр видеокассеты «От А до Я».

Сказка «Платье царицы» И. Никитина.

  1. Подготовительный этап.

Посещение школьной мастерской музея «Марья-искусница». Рассмотреть ткацкий стан, прялку, интерьер крестьянской избы.

  1. Рядом с нашим городом Клином расположено много деревень. Какие вы знаете? Дети вспоминают и называют.

- Есть и такая (пишет на доске: Маланьино). Как вы думаете, от какого слова образовано название?

- Да, есть такое имя. И говорят, что в давние времена здесь мастерицы-рукодельницы жили.

- Вот об этом послушайте сказку И. Никитиной (читает учитель или хорошо подготовленные дети).

  1. Беседа после чтения:
  • Найдите в тексте описание платья и соотнесите с иллюстрацией. Удалось ли девочке-художнице из Новощаповской школы передать всю красоту наряда?
  • Что поразило вас в образе девушки Маланьи? Найдите, прочитайте.
  • Что за пословица в сказке встретилась? (Тверь – на Москву дверь); объясните.
  • Перескажите эпизод, где беда приключилась.
  1. Перечитывание сказки.
  2. Слушание песни К. Зиновьева (видеокассета «От А до Я»)
  3. Предложить раскрасить силуэт царицы, девушки Маланьи.
  4. Провести старинную русскую игру «У Маланьи, у старушки…»

Сказка о музыкальных гномах. И. Никитина.

  1. В начале урока звучит музыка П. И. Чайковского (можно поставить грамзапись из нескольких фрагментов: грустной, веселой, наивной и т.д. – музыкальных пьес П. И. Чайковского). Портрет П. И. Чайковского. Фотоэтюд «Дом в Клину». Беседа с опорой на звуковой и зрительный ряд.
  2. – Сегодня мы прочитаем сказку И. Никитиной о музыкальных гномах. Давайте пофантазируем, как могут выглядеть музыкальные гномы. На иллюстрации их нет. Догадайтесь, кто на иллюстрации. А как вы догадались?

Дети: Вы сделали подсказку: перед нами портрет П. И. Чайковского.

  1. Чтение сказки учителем или хорошо подготовленными учащимися.
  2. Так, теперь вы поняли, как выглядят музыкальные гномы, кто они? И кто изображен на иллюстрации?
  3. Что вы запомнили о П. И. Чайковском (жил в г. Воткинске на Урале, мама его прекрасно играла на рояле)
  4. Художник и композитор. Чем они отличаются? Найдите ответ в тексте (стр.9)
  5. Какие произведения сочинил П. И. Чайковский, когда жил в Клину? (стр.12). найди ответ в книге.
  6. Найди признаки сказки. (говорит рояль, появляются королева, гномы-ноты).
  7. Звучат стихи о Клине Скегиной:

Переулочки, мостки,

Городок старинный.

Отдыхали ямщики

От дороги длинной,

Отдыхали, пили чай,

Щи да кашу ели.

Здесь меняли лошадей –

Снова в путь летели.

Жил в старинном городке

В доме на Московской

Композитор, музыкант

Петр Ильич Чайковский

  1. Прочитаем последние строчки сказки и завтра пойдем на экскурсию в музей. Услышим ли мы там голоса гномов? (для более старших школьников – просмотреть видеокассеты «От А до Я» - «Ч», «М», «Д»).

К сказке «Как богатырь змея победил».

  1. Рассмотрим иллюстрацию и вспомним об известных русских богатырях, уже описанных в известных русских сказках, былинах  (дети вспоминают). А эту сказку сочинила Ирина Никитина о нашем земляке-богатыре.
  2. Чтение сказки.
  3. Беседа по содержанию:
  • Пишет на доске: Зубово, Ясенево.
  • Каким был Ясень (стр.13) статный и ладный, одним пальцем телегу поднимал. «Я пойду на битву», - сказал он. Такими были наши русские земляки – готовыми жизнь отдать за народ. И родители так воспитывали своих детей. Единственного сына мать провожает на защиту Родины. Нелегко ей, ведь может погибнуть её дитятко.
  • Что получает Ясень от самых родных и близких человеку? Какую помощь:

От матери –

От земли –

От реки –

  • Найдите описание битвы, перескажите.
  • Перечитайте концовку сказки.
  1. Какой жанр напоминает эта сказка? (былинной сказки)
  2. Попробуй сделать свои иллюстрации к сказке.

И. Никитина «Григорий – мастер».

Сказку рекомендуем читать перед новогодними или рождественскими праздниками.

  1. Рассматривание  иллюстраций и чтение заголовка. Прогнозирование содержания:
  • Название как у сказок Бажова.
  • Иллюстрации напоминают русские волшебные сказки, а когда я начинала читать сказку, мне показалось, что это Андерсен говорит. Я преклоняюсь перед талантом наших соотечественников – клинских сказочников.
  1. Чтение сказки.
  2.  – Сразу хочу вас предостеречь: когда будете наряжать елку, не откладывайте в сторону старые игрушки, отнеситесь к ним с уважением, вспомните старого мастера Григория.
  3. Какой характер у мастера? (добрый, поэтичный). Найдите подтверждение в тексте.
  4. Обратимся вновь к иллюстрации Наташи Ильяш – ученицы Новощаповской школы.
  5. Просмотр видеокассеты «От А до Я», «Е», «Ф».
  6. Организуйте экскурсию на фабрику елочных украшений.

«Как почтарь на гребне оказался» И. Овчинникова.

  1. Принести на урок гербы разных русских городов.
  2. Каков наш герб, вы уже знаете. А из сказки И. Овчинниковой узнаете, почему именно таков наш герб.
  3. Открыть на доске плакат «Не беда, сокровищ нет, в Клину люди всегда главным богатством были».
  4. Словарная работа. Сословия населения Клина:

Купцы

Ремесленники

Ямщики

Кого было больше?

  1. Чтение сказки.
  2. Прочитать на стр.22 о гербе Клина. Вспомните, в какой сказке уже читали о ямщиках?
  3. Закрепление. Повторное изображение герба.

К. Зиновьев «Сестра».

1.  К. Зиновьев – выпускник нашей гимназии №15. Мы горды тем, что он воспел в своих стихах родной наш Клинский край, и по иллюстрации Ксении Стальновой вы можете догадаться, что означает название стихотворения. Да, это о нашей реке Сестре. Кто не знает любимой городской речки, поросшей камышом, с милыми березами и ивами по берегам.

2. Объясним употребляемые в стихотворении слова:

        Повитуха – помощница женщины во время рождения ребенка

        Тьмутараканьская орда в шатрах-это татаро-монгольская орда, тьма – тысяча (старин.)

        Тьмутаракань – очень много

  1. Чтение учителем или хорошо подготовленными учащимися.
  2. Перечитайте последние строки – напутствие. Выписать: «Чтоб братья берегли своих сестер».

Сказка «Пожар» В. Пернавский.

  1. Рассматривание иллюстраций. Прогнозирование содержания сказки.

- Знакомо ли вам это место? (иллюстрация стр.22)

- Что там находится сейчас? (магазины) Магазины были там всегда. На воротах даже сохранилась надпись «Иванова лавка». А знаете, что не всегда торговые ряды были из кирпича. Когда-то они были деревянные. А что бывает с деревянными постройками? Часто горят. Вот о таком пожаре и пойдет речь. Вячеслав Пернавский, которого мы видели в видеоклипах о нашем городе, написал эту сказку.

  1. Словарная работа:

Лавка

Купцы

Губерния

Багры

Пепелище

Феникс

  1. Чтение сказки.
  2. – Отчего возник пожар?

- Что построили на месте пепелища?

- Что рассказывала Кузе его бабушка о городе? Прочитайте.

- Как интересно Кузя объяснил Дусе, на что похож Клин.

  1. Итог чтения. Так, в забавной форме мы узнали много интересного о своём городе и много полезного: не шалите, дети, с огнем! Это опасно!
  2. После чтения сказки можно сходить к торговым рядам, посмотреть, где был дом Кузи и предположить, откуда начался пожар, найти надпись на железной двери «1886. Работалъ Тимофей Челышевъ».

         



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО СКАЗКАМ КЛИНСКИХ АВТОРОВ.

Ефимуркина Светлана Викторовна

г. КЛИН

введение.

        Данные сказки непременно должны помочь учителям и воспитателям в формировании у детей интереса к изучению родного края, лучше узнать и полюбить его природу, народные традиции и обычаи.

        «В Клину люди всегда главным богатством были», - говорит Ирина Овчинникова в своей сказке. Это и надо донести до детей, показать им, что и доныне живут в народе золотошвейки Маланьи, народные герои – заступники Ясени, а мастерство Григория до сих пор прославляет клинских стеклодувов и сверкает в каждой елочной клинской игрушке.

        Сказки побуждают снова и снова пойти к Торговым рядам и отыскать там норку мышки Дуси, послушать гномов в Доме-музее П. И. Чайковского, самим сочинить, написать сказку.

        А как мудры и актуальны стихи К. Зиновьева:

Хоть и осталось за рекой названье,

Хоть много лет прошло с тех пор,

Названье то дано нам в назиданье,

Чтоб братья берегли своих сестер.

        Дети должны чувствовать любовь и тепло, которыми пронизаны эти сказки. Необходимо уделить внимание и юным иллюстраторам – ребятам Новощаповской школы.

Сказка И. Никитиной «Золотой рожок»

1 этап. Подготовка к чтению и словарная работа.

  1. Расскажите, дети, как путешествуют письма? Рассказы детей с опорой на собственный опыт. (Дети рассказывают о почтовых ящиках, марках, почте, почтовых поездах, машинах, самолётах, письмах, телеграммах, посылках)..

В современной почтовой системе вы разбираетесь. А в дорогах разбираетесь?

  1. Объяснение слов. Иллюстрации на стр. 3 поможет в этой работе

тропинка – в лесу узкая

дорога – разная может быть

магистраль – широкая прямая дорога

шоссе – дорога с твердым покрытием

тракт – большая почтовая дорога

ухаб – выбоина (канава) на дороге

Два последних слова обозначают не дороги, но имеют к ним самое прямое отношение.

Объяснение слов вести постепенно.

- А видели ли вы вдоль дорог столбы? Какие?

Столбы №1 – верстовые столбы, ими отмеряют версты, верста – старинная русская мера длины – 1,6 км.

От этих слов образованы старинные выражения: увижу тебя за версту, коломенская верста.

 - А как вы понимаете слово «ям»?

Ям – это не дорога, это почтовая станция

Ямщик – кучер почтовых лошадей

станция

Ямщицкая

лошадь

Ямщицкое снаряжение (упряжь, колокольчики).

Тракт – трактир – гостиница с рестораном у дороги.

- Кто изображен на гербе нашего города?

- На гербе нашего города …(учитель дает возможность детям в рассказе употреблять старинные слова) изображен… (ямщик, почтарь, он едет по широкому тракту,…колдобин, ухаб нет, трубит в рожок).

- Хорошо что вы заметили рожок. А зачем он? И из чего может быть сделан рожок? Где теперь можете видеть такие рожки? (в старинных народных инструментах).

- Вот об этом рожке мы и почитаем сказку.

2 этап. Чтение сказки учителем или хорошо подготовленными учащимися. Остальные следят по книге. Учитель может сказать детям, что тем царем был Петр I.

  1. Работа с текстом.

- Что и куда надо было отправить царю?

- Далеко это или близко? Что случилось с двумя мужиками?

- Охватило ли вас чувство гордости за своего земляка – клинского мужика, который справился с заданием царя?

- Найдите место в сказке, как отблагодарил царь клинчанина?

- Докажите, что это сказка. (столб рассказал, троекратный повтор)

  1. Учащиеся перечитывают сказку.
  2. Раскрашивают гербы и слушают старинную песню «Когда я на почте служил ямщиком. Можно рассказать стихотворение Скегиной:

Переулочки, мостки,

Городок старинный.

Отдыхали ямщики

От дороги длинной,

Отдыхали, пили чай,

Щи да кашу ели.

Здесь меняли лошадей –

Снова в путь летели.

Просмотр видеокассеты «От А до Я».

Сказка «Платье царицы» И. Никитина.

  1. Подготовительный этап.

Посещение школьной мастерской музея «Марья-искусница». Рассмотреть ткацкий стан, прялку, интерьер крестьянской избы.

  1. Рядом с нашим городом Клином расположено много деревень. Какие вы знаете? Дети вспоминают и называют.

- Есть и такая (пишет на доске: Маланьино). Как вы думаете, от какого слова образовано название?

- Да, есть такое имя. И говорят, что в давние времена здесь мастерицы-рукодельницы жили.

- Вот об этом послушайте сказку И. Никитиной (читает учитель или хорошо подготовленные дети).

  1. Беседа после чтения:
  • Найдите в тексте описание платья и соотнесите с иллюстрацией. Удалось ли девочке-художнице из Новощаповской школы передать всю красоту наряда?
  • Что поразило вас в образе девушки Маланьи? Найдите, прочитайте.
  • Что за пословица в сказке встретилась? (Тверь – на Москву дверь); объясните.
  • Перескажите эпизод, где беда приключилась.
  1. Перечитывание сказки.
  2. Слушание песни К. Зиновьева (видеокассета «От А до Я»)
  3. Предложить раскрасить силуэт царицы, девушки Маланьи.
  4. Провести старинную русскую игру «У Маланьи, у старушки…»

Сказка о музыкальных гномах. И. Никитина.

  1. В начале урока звучит музыка П. И. Чайковского (можно поставить грамзапись из нескольких фрагментов: грустной, веселой, наивной и т.д. – музыкальных пьес П. И. Чайковского). Портрет П. И. Чайковского. Фотоэтюд «Дом в Клину». Беседа с опорой на звуковой и зрительный ряд.
  2. – Сегодня мы прочитаем сказку И. Никитиной о музыкальных гномах. Давайте пофантазируем, как могут выглядеть музыкальные гномы. На иллюстрации их нет. Догадайтесь, кто на иллюстрации. А как вы догадались?

Дети: Вы сделали подсказку: перед нами портрет П. И. Чайковского.

  1. Чтение сказки учителем или хорошо подготовленными учащимися.
  2. Так, теперь вы поняли, как выглядят музыкальные гномы, кто они? И кто изображен на иллюстрации?
  3. Что вы запомнили о П. И. Чайковском (жил в г. Воткинске на Урале, мама его прекрасно играла на рояле)
  4. Художник и композитор. Чем они отличаются? Найдите ответ в тексте (стр.9)
  5. Какие произведения сочинил П. И. Чайковский, когда жил в Клину? (стр.12). найди ответ в книге.
  6. Найди признаки сказки. (говорит рояль, появляются королева, гномы-ноты).
  7. Звучат стихи о Клине Скегиной:

Переулочки, мостки,

Городок старинный.

Отдыхали ямщики

От дороги длинной,

Отдыхали, пили чай,

Щи да кашу ели.

Здесь меняли лошадей –

Снова в путь летели.

Жил в старинном городке

В доме на Московской

Композитор, музыкант

Петр Ильич Чайковский

  1. Прочитаем последние строчки сказки и завтра пойдем на экскурсию в музей. Услышим ли мы там голоса гномов? (для более старших школьников – просмотреть видеокассеты «От А до Я» - «Ч», «М», «Д»).

К сказке «Как богатырь змея победил».

  1. Рассмотрим иллюстрацию и вспомним об известных русских богатырях, уже описанных в известных русских сказках, былинах  (дети вспоминают). А эту сказку сочинила Ирина Никитина о нашем земляке-богатыре.
  2. Чтение сказки.
  3. Беседа по содержанию:
  • Пишет на доске: Зубово, Ясенево.
  • Каким был Ясень (стр.13) статный и ладный, одним пальцем телегу поднимал. «Я пойду на битву», - сказал он. Такими были наши русские земляки – готовыми жизнь отдать за народ. И родители так воспитывали своих детей. Единственного сына мать провожает на защиту Родины. Нелегко ей, ведь может погибнуть её дитятко.
  • Что получает Ясень от самых родных и близких человеку? Какую помощь:

От матери –

От земли –

От реки –

  • Найдите описание битвы, перескажите.
  • Перечитайте концовку сказки.
  1. Какой жанр напоминает эта сказка? (былинной сказки)
  2. Попробуй сделать свои иллюстрации к сказке.

И. Никитина «Григорий – мастер».

Сказку рекомендуем читать перед новогодними или рождественскими праздниками.

  1. Рассматривание  иллюстраций и чтение заголовка. Прогнозирование содержания:
  • Название как у сказок Бажова.
  • Иллюстрации напоминают русские волшебные сказки, а когда я начинала читать сказку, мне показалось, что это Андерсен говорит. Я преклоняюсь перед талантом наших соотечественников – клинских сказочников.
  1. Чтение сказки.
  2.  – Сразу хочу вас предостеречь: когда будете наряжать елку, не откладывайте в сторону старые игрушки, отнеситесь к ним с уважением, вспомните старого мастера Григория.
  3. Какой характер у мастера? (добрый, поэтичный). Найдите подтверждение в тексте.
  4. Обратимся вновь к иллюстрации Наташи Ильяш – ученицы Новощаповской школы.
  5. Просмотр видеокассеты «От А до Я», «Е», «Ф».
  6. Организуйте экскурсию на фабрику елочных украшений.

«Как почтарь на гребне оказался» И. Овчинникова.

  1. Принести на урок гербы разных русских городов.
  2. Каков наш герб, вы уже знаете. А из сказки И. Овчинниковой узнаете, почему именно таков наш герб.
  3. Открыть на доске плакат «Не беда, сокровищ нет, в Клину люди всегда главным богатством были».
  4. Словарная работа. Сословия населения Клина:

Купцы

Ремесленники

Ямщики

Кого было больше?

  1. Чтение сказки.
  2. Прочитать на стр.22 о гербе Клина. Вспомните, в какой сказке уже читали о ямщиках?
  3. Закрепление. Повторное изображение герба.

К. Зиновьев «Сестра».

1.  К. Зиновьев – выпускник нашей гимназии №15. Мы горды тем, что он воспел в своих стихах родной наш Клинский край, и по иллюстрации Ксении Стальновой вы можете догадаться, что означает название стихотворения. Да, это о нашей реке Сестре. Кто не знает любимой городской речки, поросшей камышом, с милыми березами и ивами по берегам.

2. Объясним употребляемые в стихотворении слова:

        Повитуха – помощница женщины во время рождения ребенка

        Тьмутараканьская орда в шатрах-это татаро-монгольская орда, тьма – тысяча (старин.)

        Тьмутаракань – очень много

  1. Чтение учителем или хорошо подготовленными учащимися.
  2. Перечитайте последние строки – напутствие. Выписать: «Чтоб братья берегли своих сестер».

Сказка «Пожар» В. Пернавский.

  1. Рассматривание иллюстраций. Прогнозирование содержания сказки.

- Знакомо ли вам это место? (иллюстрация стр.22)

- Что там находится сейчас? (магазины) Магазины были там всегда. На воротах даже сохранилась надпись «Иванова лавка». А знаете, что не всегда торговые ряды были из кирпича. Когда-то они были деревянные. А что бывает с деревянными постройками? Часто горят. Вот о таком пожаре и пойдет речь. Вячеслав Пернавский, которого мы видели в видеоклипах о нашем городе, написал эту сказку.

  1. Словарная работа:

Лавка

Купцы

Губерния

Багры

Пепелище

Феникс

  1. Чтение сказки.
  2. – Отчего возник пожар?

- Что построили на месте пепелища?

- Что рассказывала Кузе его бабушка о городе? Прочитайте.

- Как интересно Кузя объяснил Дусе, на что похож Клин.

  1. Итог чтения. Так, в забавной форме мы узнали много интересного о своём городе и много полезного: не шалите, дети, с огнем! Это опасно!
  2. После чтения сказки можно сходить к торговым рядам, посмотреть, где был дом Кузи и предположить, откуда начался пожар, найти надпись на железной двери «1886. Работалъ Тимофей Челышевъ».

         



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО СКАЗКАМ КЛИНСКИХ АВТОРОВ.

Ефимуркина Светлана Викторовна

г. КЛИН

введение.

        Данные сказки непременно должны помочь учителям и воспитателям в формировании у детей интереса к изучению родного края, лучше узнать и полюбить его природу, народные традиции и обычаи.

        «В Клину люди всегда главным богатством были», - говорит Ирина Овчинникова в своей сказке. Это и надо донести до детей, показать им, что и доныне живут в народе золотошвейки Маланьи, народные герои – заступники Ясени, а мастерство Григория до сих пор прославляет клинских стеклодувов и сверкает в каждой елочной клинской игрушке.

        Сказки побуждают снова и снова пойти к Торговым рядам и отыскать там норку мышки Дуси, послушать гномов в Доме-музее П. И. Чайковского, самим сочинить, написать сказку.

        А как мудры и актуальны стихи К. Зиновьева:

Хоть и осталось за рекой названье,

Хоть много лет прошло с тех пор,

Названье то дано нам в назиданье,

Чтоб братья берегли своих сестер.

        Дети должны чувствовать любовь и тепло, которыми пронизаны эти сказки. Необходимо уделить внимание и юным иллюстраторам – ребятам Новощаповской школы.

Сказка И. Никитиной «Золотой рожок»

1 этап. Подготовка к чтению и словарная работа.

  1. Расскажите, дети, как путешествуют письма? Рассказы детей с опорой на собственный опыт. (Дети рассказывают о почтовых ящиках, марках, почте, почтовых поездах, машинах, самолётах, письмах, телеграммах, посылках)..

В современной почтовой системе вы разбираетесь. А в дорогах разбираетесь?

  1. Объяснение слов. Иллюстрации на стр. 3 поможет в этой работе

тропинка – в лесу узкая

дорога – разная может быть

магистраль – широкая прямая дорога

шоссе – дорога с твердым покрытием

тракт – большая почтовая дорога

ухаб – выбоина (канава) на дороге

Два последних слова обозначают не дороги, но имеют к ним самое прямое отношение.

Объяснение слов вести постепенно.

- А видели ли вы вдоль дорог столбы? Какие?

Столбы №1 – верстовые столбы, ими отмеряют версты, верста – старинная русская мера длины – 1,6 км.

От этих слов образованы старинные выражения: увижу тебя за версту, коломенская верста.

 - А как вы понимаете слово «ям»?

Ям – это не дорога, это почтовая станция

Ямщик – кучер почтовых лошадей

станция

Ямщицкая

лошадь

Ямщицкое снаряжение (упряжь, колокольчики).

Тракт – трактир – гостиница с рестораном у дороги.

- Кто изображен на гербе нашего города?

- На гербе нашего города …(учитель дает возможность детям в рассказе употреблять старинные слова) изображен… (ямщик, почтарь, он едет по широкому тракту,…колдобин, ухаб нет, трубит в рожок).

- Хорошо что вы заметили рожок. А зачем он? И из чего может быть сделан рожок? Где теперь можете видеть такие рожки? (в старинных народных инструментах).

- Вот об этом рожке мы и почитаем сказку.

2 этап. Чтение сказки учителем или хорошо подготовленными учащимися. Остальные следят по книге. Учитель может сказать детям, что тем царем был Петр I.

  1. Работа с текстом.

- Что и куда надо было отправить царю?

- Далеко это или близко? Что случилось с двумя мужиками?

- Охватило ли вас чувство гордости за своего земляка – клинского мужика, который справился с заданием царя?

- Найдите место в сказке, как отблагодарил царь клинчанина?

- Докажите, что это сказка. (столб рассказал, троекратный повтор)

  1. Учащиеся перечитывают сказку.
  2. Раскрашивают гербы и слушают старинную песню «Когда я на почте служил ямщиком. Можно рассказать стихотворение Скегиной:

Переулочки, мостки,

Городок старинный.

Отдыхали ямщики

От дороги длинной,

Отдыхали, пили чай,

Щи да кашу ели.

Здесь меняли лошадей –

Снова в путь летели.

Просмотр видеокассеты «От А до Я».

Сказка «Платье царицы» И. Никитина.

  1. Подготовительный этап.

Посещение школьной мастерской музея «Марья-искусница». Рассмотреть ткацкий стан, прялку, интерьер крестьянской избы.

  1. Рядом с нашим городом Клином расположено много деревень. Какие вы знаете? Дети вспоминают и называют.

- Есть и такая (пишет на доске: Маланьино). Как вы думаете, от какого слова образовано название?

- Да, есть такое имя. И говорят, что в давние времена здесь мастерицы-рукодельницы жили.

- Вот об этом послушайте сказку И. Никитиной (читает учитель или хорошо подготовленные дети).

  1. Беседа после чтения:
  • Найдите в тексте описание платья и соотнесите с иллюстрацией. Удалось ли девочке-художнице из Новощаповской школы передать всю красоту наряда?
  • Что поразило вас в образе девушки Маланьи? Найдите, прочитайте.
  • Что за пословица в сказке встретилась? (Тверь – на Москву дверь); объясните.
  • Перескажите эпизод, где беда приключилась.
  1. Перечитывание сказки.
  2. Слушание песни К. Зиновьева (видеокассета «От А до Я»)
  3. Предложить раскрасить силуэт царицы, девушки Маланьи.
  4. Провести старинную русскую игру «У Маланьи, у старушки…»

Сказка о музыкальных гномах. И. Никитина.

  1. В начале урока звучит музыка П. И. Чайковского (можно поставить грамзапись из нескольких фрагментов: грустной, веселой, наивной и т.д. – музыкальных пьес П. И. Чайковского). Портрет П. И. Чайковского. Фотоэтюд «Дом в Клину». Беседа с опорой на звуковой и зрительный ряд.
  2. – Сегодня мы прочитаем сказку И. Никитиной о музыкальных гномах. Давайте пофантазируем, как могут выглядеть музыкальные гномы. На иллюстрации их нет. Догадайтесь, кто на иллюстрации. А как вы догадались?

Дети: Вы сделали подсказку: перед нами портрет П. И. Чайковского.

  1. Чтение сказки учителем или хорошо подготовленными учащимися.
  2. Так, теперь вы поняли, как выглядят музыкальные гномы, кто они? И кто изображен на иллюстрации?
  3. Что вы запомнили о П. И. Чайковском (жил в г. Воткинске на Урале, мама его прекрасно играла на рояле)
  4. Художник и композитор. Чем они отличаются? Найдите ответ в тексте (стр.9)
  5. Какие произведения сочинил П. И. Чайковский, когда жил в Клину? (стр.12). найди ответ в книге.
  6. Найди признаки сказки. (говорит рояль, появляются королева, гномы-ноты).
  7. Звучат стихи о Клине Скегиной:

Переулочки, мостки,

Городок старинный.

Отдыхали ямщики

От дороги длинной,

Отдыхали, пили чай,

Щи да кашу ели.

Здесь меняли лошадей –

Снова в путь летели.

Жил в старинном городке

В доме на Московской

Композитор, музыкант

Петр Ильич Чайковский

  1. Прочитаем последние строчки сказки и завтра пойдем на экскурсию в музей. Услышим ли мы там голоса гномов? (для более старших школьников – просмотреть видеокассеты «От А до Я» - «Ч», «М», «Д»).

К сказке «Как богатырь змея победил».

  1. Рассмотрим иллюстрацию и вспомним об известных русских богатырях, уже описанных в известных русских сказках, былинах  (дети вспоминают). А эту сказку сочинила Ирина Никитина о нашем земляке-богатыре.
  2. Чтение сказки.
  3. Беседа по содержанию:
  • Пишет на доске: Зубово, Ясенево.
  • Каким был Ясень (стр.13) статный и ладный, одним пальцем телегу поднимал. «Я пойду на битву», - сказал он. Такими были наши русские земляки – готовыми жизнь отдать за народ. И родители так воспитывали своих детей. Единственного сына мать провожает на защиту Родины. Нелегко ей, ведь может погибнуть её дитятко.
  • Что получает Ясень от самых родных и близких человеку? Какую помощь:

От матери –

От земли –

От реки –

  • Найдите описание битвы, перескажите.
  • Перечитайте концовку сказки.
  1. Какой жанр напоминает эта сказка? (былинной сказки)
  2. Попробуй сделать свои иллюстрации к сказке.

И. Никитина «Григорий – мастер».

Сказку рекомендуем читать перед новогодними или рождественскими праздниками.

  1. Рассматривание  иллюстраций и чтение заголовка. Прогнозирование содержания:
  • Название как у сказок Бажова.
  • Иллюстрации напоминают русские волшебные сказки, а когда я начинала читать сказку, мне показалось, что это Андерсен говорит. Я преклоняюсь перед талантом наших соотечественников – клинских сказочников.
  1. Чтение сказки.
  2.  – Сразу хочу вас предостеречь: когда будете наряжать елку, не откладывайте в сторону старые игрушки, отнеситесь к ним с уважением, вспомните старого мастера Григория.
  3. Какой характер у мастера? (добрый, поэтичный). Найдите подтверждение в тексте.
  4. Обратимся вновь к иллюстрации Наташи Ильяш – ученицы Новощаповской школы.
  5. Просмотр видеокассеты «От А до Я», «Е», «Ф».
  6. Организуйте экскурсию на фабрику елочных украшений.

«Как почтарь на гребне оказался» И. Овчинникова.

  1. Принести на урок гербы разных русских городов.
  2. Каков наш герб, вы уже знаете. А из сказки И. Овчинниковой узнаете, почему именно таков наш герб.
  3. Открыть на доске плакат «Не беда, сокровищ нет, в Клину люди всегда главным богатством были».
  4. Словарная работа. Сословия населения Клина:

Купцы

Ремесленники

Ямщики

Кого было больше?

  1. Чтение сказки.
  2. Прочитать на стр.22 о гербе Клина. Вспомните, в какой сказке уже читали о ямщиках?
  3. Закрепление. Повторное изображение герба.

К. Зиновьев «Сестра».

1.  К. Зиновьев – выпускник нашей гимназии №15. Мы горды тем, что он воспел в своих стихах родной наш Клинский край, и по иллюстрации Ксении Стальновой вы можете догадаться, что означает название стихотворения. Да, это о нашей реке Сестре. Кто не знает любимой городской речки, поросшей камышом, с милыми березами и ивами по берегам.

2. Объясним употребляемые в стихотворении слова:

        Повитуха – помощница женщины во время рождения ребенка

        Тьмутараканьская орда в шатрах-это татаро-монгольская орда, тьма – тысяча (старин.)

        Тьмутаракань – очень много

  1. Чтение учителем или хорошо подготовленными учащимися.
  2. Перечитайте последние строки – напутствие. Выписать: «Чтоб братья берегли своих сестер».

Сказка «Пожар» В. Пернавский.

  1. Рассматривание иллюстраций. Прогнозирование содержания сказки.

- Знакомо ли вам это место? (иллюстрация стр.22)

- Что там находится сейчас? (магазины) Магазины были там всегда. На воротах даже сохранилась надпись «Иванова лавка». А знаете, что не всегда торговые ряды были из кирпича. Когда-то они были деревянные. А что бывает с деревянными постройками? Часто горят. Вот о таком пожаре и пойдет речь. Вячеслав Пернавский, которого мы видели в видеоклипах о нашем городе, написал эту сказку.

  1. Словарная работа:

Лавка

Купцы

Губерния

Багры

Пепелище

Феникс

  1. Чтение сказки.
  2. – Отчего возник пожар?

- Что построили на месте пепелища?

- Что рассказывала Кузе его бабушка о городе? Прочитайте.

- Как интересно Кузя объяснил Дусе, на что похож Клин.

  1. Итог чтения. Так, в забавной форме мы узнали много интересного о своём городе и много полезного: не шалите, дети, с огнем! Это опасно!
  2. После чтения сказки можно сходить к торговым рядам, посмотреть, где был дом Кузи и предположить, откуда начался пожар, найти надпись на железной двери «1886. Работалъ Тимофей Челышевъ».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению урока постановки учебной задачи в системе ро Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Данное пособие призвано усилить практическую направленность учителей, работающих в системе ро Эльконина-Давыдова....

Методические рекомендации по проведению урока -Контрольный диктант"Снеговик" и его анализ.

Диктант "Снеговик" рекомендован для проведения в 3 классе при изучении темы "Правописание непроизносимых согласных в корне слова"...

Методические рекомендации к проведению урока "Режим дня"

Данные методические рекомендации предназначены для подготовки и проведения урока "Режим дня" в курсе "Окружающий мир" 2 класса....

Методические рекомендации к проведению урока обучения грамоте по теме "Заглавные буквы Ц и Щ. Буквосочетания ща, щу." (Школа 2100)

Данный урок составлен с учетом всех этапов, требуемых  ФГОСом. В процессе урока использованы разные формы рефлексии, позволяющие определить настроение учеников, уровень усвоения нового материала,...

Методические рекомендации по проведению уроков по теме "Моя малая родина"

Данные  методические  рекомендации составлены  с  целью  оказания  методической  помощи   педагогам     в  проведении  уроков...