Методические рекомендации для проведения уроков по сказкам Клинских авторов
учебно-методическое пособие на тему
Мои разработки для проведения уроков по сказкам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 23.82 КБ |
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 23.82 КБ |
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО СКАЗКАМ КЛИНСКИХ АВТОРОВ.
Ефимуркина Светлана Викторовна
г. КЛИН
введение.
Данные сказки непременно должны помочь учителям и воспитателям в формировании у детей интереса к изучению родного края, лучше узнать и полюбить его природу, народные традиции и обычаи.
«В Клину люди всегда главным богатством были», - говорит Ирина Овчинникова в своей сказке. Это и надо донести до детей, показать им, что и доныне живут в народе золотошвейки Маланьи, народные герои – заступники Ясени, а мастерство Григория до сих пор прославляет клинских стеклодувов и сверкает в каждой елочной клинской игрушке.
Сказки побуждают снова и снова пойти к Торговым рядам и отыскать там норку мышки Дуси, послушать гномов в Доме-музее П. И. Чайковского, самим сочинить, написать сказку.
А как мудры и актуальны стихи К. Зиновьева:
Хоть и осталось за рекой названье,
Хоть много лет прошло с тех пор,
Названье то дано нам в назиданье,
Чтоб братья берегли своих сестер.
Дети должны чувствовать любовь и тепло, которыми пронизаны эти сказки. Необходимо уделить внимание и юным иллюстраторам – ребятам Новощаповской школы.
Сказка И. Никитиной «Золотой рожок»
1 этап. Подготовка к чтению и словарная работа.
- Расскажите, дети, как путешествуют письма? Рассказы детей с опорой на собственный опыт. (Дети рассказывают о почтовых ящиках, марках, почте, почтовых поездах, машинах, самолётах, письмах, телеграммах, посылках)..
В современной почтовой системе вы разбираетесь. А в дорогах разбираетесь?
- Объяснение слов. Иллюстрации на стр. 3 поможет в этой работе
тропинка – в лесу узкая
дорога – разная может быть
магистраль – широкая прямая дорога
шоссе – дорога с твердым покрытием
тракт – большая почтовая дорога
ухаб – выбоина (канава) на дороге
Два последних слова обозначают не дороги, но имеют к ним самое прямое отношение.
Объяснение слов вести постепенно.
- А видели ли вы вдоль дорог столбы? Какие?
Столбы №1 – верстовые столбы, ими отмеряют версты, верста – старинная русская мера длины – 1,6 км.
От этих слов образованы старинные выражения: увижу тебя за версту, коломенская верста.
- А как вы понимаете слово «ям»?
Ям – это не дорога, это почтовая станция
Ямщик – кучер почтовых лошадей
станция
Ямщицкая
лошадь
Ямщицкое снаряжение (упряжь, колокольчики).
Тракт – трактир – гостиница с рестораном у дороги.
- Кто изображен на гербе нашего города?
- На гербе нашего города …(учитель дает возможность детям в рассказе употреблять старинные слова) изображен… (ямщик, почтарь, он едет по широкому тракту,…колдобин, ухаб нет, трубит в рожок).
- Хорошо что вы заметили рожок. А зачем он? И из чего может быть сделан рожок? Где теперь можете видеть такие рожки? (в старинных народных инструментах).
- Вот об этом рожке мы и почитаем сказку.
2 этап. Чтение сказки учителем или хорошо подготовленными учащимися. Остальные следят по книге. Учитель может сказать детям, что тем царем был Петр I.
- Работа с текстом.
- Что и куда надо было отправить царю?
- Далеко это или близко? Что случилось с двумя мужиками?
- Охватило ли вас чувство гордости за своего земляка – клинского мужика, который справился с заданием царя?
- Найдите место в сказке, как отблагодарил царь клинчанина?
- Докажите, что это сказка. (столб рассказал, троекратный повтор)
- Учащиеся перечитывают сказку.
- Раскрашивают гербы и слушают старинную песню «Когда я на почте служил ямщиком. Можно рассказать стихотворение Скегиной:
Переулочки, мостки,
Городок старинный.
Отдыхали ямщики
От дороги длинной,
Отдыхали, пили чай,
Щи да кашу ели.
Здесь меняли лошадей –
Снова в путь летели.
Просмотр видеокассеты «От А до Я».
Сказка «Платье царицы» И. Никитина.
- Подготовительный этап.
Посещение школьной мастерской музея «Марья-искусница». Рассмотреть ткацкий стан, прялку, интерьер крестьянской избы.
- Рядом с нашим городом Клином расположено много деревень. Какие вы знаете? Дети вспоминают и называют.
- Есть и такая (пишет на доске: Маланьино). Как вы думаете, от какого слова образовано название?
- Да, есть такое имя. И говорят, что в давние времена здесь мастерицы-рукодельницы жили.
- Вот об этом послушайте сказку И. Никитиной (читает учитель или хорошо подготовленные дети).
- Беседа после чтения:
- Найдите в тексте описание платья и соотнесите с иллюстрацией. Удалось ли девочке-художнице из Новощаповской школы передать всю красоту наряда?
- Что поразило вас в образе девушки Маланьи? Найдите, прочитайте.
- Что за пословица в сказке встретилась? (Тверь – на Москву дверь); объясните.
- Перескажите эпизод, где беда приключилась.
- Перечитывание сказки.
- Слушание песни К. Зиновьева (видеокассета «От А до Я»)
- Предложить раскрасить силуэт царицы, девушки Маланьи.
- Провести старинную русскую игру «У Маланьи, у старушки…»
Сказка о музыкальных гномах. И. Никитина.
- В начале урока звучит музыка П. И. Чайковского (можно поставить грамзапись из нескольких фрагментов: грустной, веселой, наивной и т.д. – музыкальных пьес П. И. Чайковского). Портрет П. И. Чайковского. Фотоэтюд «Дом в Клину». Беседа с опорой на звуковой и зрительный ряд.
- – Сегодня мы прочитаем сказку И. Никитиной о музыкальных гномах. Давайте пофантазируем, как могут выглядеть музыкальные гномы. На иллюстрации их нет. Догадайтесь, кто на иллюстрации. А как вы догадались?
Дети: Вы сделали подсказку: перед нами портрет П. И. Чайковского.
- Чтение сказки учителем или хорошо подготовленными учащимися.
- Так, теперь вы поняли, как выглядят музыкальные гномы, кто они? И кто изображен на иллюстрации?
- Что вы запомнили о П. И. Чайковском (жил в г. Воткинске на Урале, мама его прекрасно играла на рояле)
- Художник и композитор. Чем они отличаются? Найдите ответ в тексте (стр.9)
- Какие произведения сочинил П. И. Чайковский, когда жил в Клину? (стр.12). найди ответ в книге.
- Найди признаки сказки. (говорит рояль, появляются королева, гномы-ноты).
- Звучат стихи о Клине Скегиной:
Переулочки, мостки,
Городок старинный.
Отдыхали ямщики
От дороги длинной,
Отдыхали, пили чай,
Щи да кашу ели.
Здесь меняли лошадей –
Снова в путь летели.
Жил в старинном городке
В доме на Московской
Композитор, музыкант
Петр Ильич Чайковский
- Прочитаем последние строчки сказки и завтра пойдем на экскурсию в музей. Услышим ли мы там голоса гномов? (для более старших школьников – просмотреть видеокассеты «От А до Я» - «Ч», «М», «Д»).
К сказке «Как богатырь змея победил».
- Рассмотрим иллюстрацию и вспомним об известных русских богатырях, уже описанных в известных русских сказках, былинах (дети вспоминают). А эту сказку сочинила Ирина Никитина о нашем земляке-богатыре.
- Чтение сказки.
- Беседа по содержанию:
- Пишет на доске: Зубово, Ясенево.
- Каким был Ясень (стр.13) статный и ладный, одним пальцем телегу поднимал. «Я пойду на битву», - сказал он. Такими были наши русские земляки – готовыми жизнь отдать за народ. И родители так воспитывали своих детей. Единственного сына мать провожает на защиту Родины. Нелегко ей, ведь может погибнуть её дитятко.
- Что получает Ясень от самых родных и близких человеку? Какую помощь:
От матери –
От земли –
От реки –
- Найдите описание битвы, перескажите.
- Перечитайте концовку сказки.
- Какой жанр напоминает эта сказка? (былинной сказки)
- Попробуй сделать свои иллюстрации к сказке.
И. Никитина «Григорий – мастер».
Сказку рекомендуем читать перед новогодними или рождественскими праздниками.
- Рассматривание иллюстраций и чтение заголовка. Прогнозирование содержания:
- Название как у сказок Бажова.
- Иллюстрации напоминают русские волшебные сказки, а когда я начинала читать сказку, мне показалось, что это Андерсен говорит. Я преклоняюсь перед талантом наших соотечественников – клинских сказочников.
- Чтение сказки.
- – Сразу хочу вас предостеречь: когда будете наряжать елку, не откладывайте в сторону старые игрушки, отнеситесь к ним с уважением, вспомните старого мастера Григория.
- Какой характер у мастера? (добрый, поэтичный). Найдите подтверждение в тексте.
- Обратимся вновь к иллюстрации Наташи Ильяш – ученицы Новощаповской школы.
- Просмотр видеокассеты «От А до Я», «Е», «Ф».
- Организуйте экскурсию на фабрику елочных украшений.
«Как почтарь на гребне оказался» И. Овчинникова.
- Принести на урок гербы разных русских городов.
- Каков наш герб, вы уже знаете. А из сказки И. Овчинниковой узнаете, почему именно таков наш герб.
- Открыть на доске плакат «Не беда, сокровищ нет, в Клину люди всегда главным богатством были».
- Словарная работа. Сословия населения Клина:
Купцы
Ремесленники
Ямщики
Кого было больше?
- Чтение сказки.
- Прочитать на стр.22 о гербе Клина. Вспомните, в какой сказке уже читали о ямщиках?
- Закрепление. Повторное изображение герба.
К. Зиновьев «Сестра».
1. К. Зиновьев – выпускник нашей гимназии №15. Мы горды тем, что он воспел в своих стихах родной наш Клинский край, и по иллюстрации Ксении Стальновой вы можете догадаться, что означает название стихотворения. Да, это о нашей реке Сестре. Кто не знает любимой городской речки, поросшей камышом, с милыми березами и ивами по берегам.
2. Объясним употребляемые в стихотворении слова:
Повитуха – помощница женщины во время рождения ребенка
Тьмутараканьская орда в шатрах-это татаро-монгольская орда, тьма – тысяча (старин.)
Тьмутаракань – очень много
- Чтение учителем или хорошо подготовленными учащимися.
- Перечитайте последние строки – напутствие. Выписать: «Чтоб братья берегли своих сестер».
Сказка «Пожар» В. Пернавский.
- Рассматривание иллюстраций. Прогнозирование содержания сказки.
- Знакомо ли вам это место? (иллюстрация стр.22)
- Что там находится сейчас? (магазины) Магазины были там всегда. На воротах даже сохранилась надпись «Иванова лавка». А знаете, что не всегда торговые ряды были из кирпича. Когда-то они были деревянные. А что бывает с деревянными постройками? Часто горят. Вот о таком пожаре и пойдет речь. Вячеслав Пернавский, которого мы видели в видеоклипах о нашем городе, написал эту сказку.
- Словарная работа:
Лавка
Купцы
Губерния
Багры
Пепелище
Феникс
- Чтение сказки.
- – Отчего возник пожар?
- Что построили на месте пепелища?
- Что рассказывала Кузе его бабушка о городе? Прочитайте.
- Как интересно Кузя объяснил Дусе, на что похож Клин.
- Итог чтения. Так, в забавной форме мы узнали много интересного о своём городе и много полезного: не шалите, дети, с огнем! Это опасно!
- После чтения сказки можно сходить к торговым рядам, посмотреть, где был дом Кузи и предположить, откуда начался пожар, найти надпись на железной двери «1886. Работалъ Тимофей Челышевъ».
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО СКАЗКАМ КЛИНСКИХ АВТОРОВ.
Ефимуркина Светлана Викторовна
г. КЛИН
введение.
Данные сказки непременно должны помочь учителям и воспитателям в формировании у детей интереса к изучению родного края, лучше узнать и полюбить его природу, народные традиции и обычаи.
«В Клину люди всегда главным богатством были», - говорит Ирина Овчинникова в своей сказке. Это и надо донести до детей, показать им, что и доныне живут в народе золотошвейки Маланьи, народные герои – заступники Ясени, а мастерство Григория до сих пор прославляет клинских стеклодувов и сверкает в каждой елочной клинской игрушке.
Сказки побуждают снова и снова пойти к Торговым рядам и отыскать там норку мышки Дуси, послушать гномов в Доме-музее П. И. Чайковского, самим сочинить, написать сказку.
А как мудры и актуальны стихи К. Зиновьева:
Хоть и осталось за рекой названье,
Хоть много лет прошло с тех пор,
Названье то дано нам в назиданье,
Чтоб братья берегли своих сестер.
Дети должны чувствовать любовь и тепло, которыми пронизаны эти сказки. Необходимо уделить внимание и юным иллюстраторам – ребятам Новощаповской школы.
Сказка И. Никитиной «Золотой рожок»
1 этап. Подготовка к чтению и словарная работа.
- Расскажите, дети, как путешествуют письма? Рассказы детей с опорой на собственный опыт. (Дети рассказывают о почтовых ящиках, марках, почте, почтовых поездах, машинах, самолётах, письмах, телеграммах, посылках)..
В современной почтовой системе вы разбираетесь. А в дорогах разбираетесь?
- Объяснение слов. Иллюстрации на стр. 3 поможет в этой работе
тропинка – в лесу узкая
дорога – разная может быть
магистраль – широкая прямая дорога
шоссе – дорога с твердым покрытием
тракт – большая почтовая дорога
ухаб – выбоина (канава) на дороге
Два последних слова обозначают не дороги, но имеют к ним самое прямое отношение.
Объяснение слов вести постепенно.
- А видели ли вы вдоль дорог столбы? Какие?
Столбы №1 – верстовые столбы, ими отмеряют версты, верста – старинная русская мера длины – 1,6 км.
От этих слов образованы старинные выражения: увижу тебя за версту, коломенская верста.
- А как вы понимаете слово «ям»?
Ям – это не дорога, это почтовая станция
Ямщик – кучер почтовых лошадей
станция
Ямщицкая
лошадь
Ямщицкое снаряжение (упряжь, колокольчики).
Тракт – трактир – гостиница с рестораном у дороги.
- Кто изображен на гербе нашего города?
- На гербе нашего города …(учитель дает возможность детям в рассказе употреблять старинные слова) изображен… (ямщик, почтарь, он едет по широкому тракту,…колдобин, ухаб нет, трубит в рожок).
- Хорошо что вы заметили рожок. А зачем он? И из чего может быть сделан рожок? Где теперь можете видеть такие рожки? (в старинных народных инструментах).
- Вот об этом рожке мы и почитаем сказку.
2 этап. Чтение сказки учителем или хорошо подготовленными учащимися. Остальные следят по книге. Учитель может сказать детям, что тем царем был Петр I.
- Работа с текстом.
- Что и куда надо было отправить царю?
- Далеко это или близко? Что случилось с двумя мужиками?
- Охватило ли вас чувство гордости за своего земляка – клинского мужика, который справился с заданием царя?
- Найдите место в сказке, как отблагодарил царь клинчанина?
- Докажите, что это сказка. (столб рассказал, троекратный повтор)
- Учащиеся перечитывают сказку.
- Раскрашивают гербы и слушают старинную песню «Когда я на почте служил ямщиком. Можно рассказать стихотворение Скегиной:
Переулочки, мостки,
Городок старинный.
Отдыхали ямщики
От дороги длинной,
Отдыхали, пили чай,
Щи да кашу ели.
Здесь меняли лошадей –
Снова в путь летели.
Просмотр видеокассеты «От А до Я».
Сказка «Платье царицы» И. Никитина.
- Подготовительный этап.
Посещение школьной мастерской музея «Марья-искусница». Рассмотреть ткацкий стан, прялку, интерьер крестьянской избы.
- Рядом с нашим городом Клином расположено много деревень. Какие вы знаете? Дети вспоминают и называют.
- Есть и такая (пишет на доске: Маланьино). Как вы думаете, от какого слова образовано название?
- Да, есть такое имя. И говорят, что в давние времена здесь мастерицы-рукодельницы жили.
- Вот об этом послушайте сказку И. Никитиной (читает учитель или хорошо подготовленные дети).
- Беседа после чтения:
- Найдите в тексте описание платья и соотнесите с иллюстрацией. Удалось ли девочке-художнице из Новощаповской школы передать всю красоту наряда?
- Что поразило вас в образе девушки Маланьи? Найдите, прочитайте.
- Что за пословица в сказке встретилась? (Тверь – на Москву дверь); объясните.
- Перескажите эпизод, где беда приключилась.
- Перечитывание сказки.
- Слушание песни К. Зиновьева (видеокассета «От А до Я»)
- Предложить раскрасить силуэт царицы, девушки Маланьи.
- Провести старинную русскую игру «У Маланьи, у старушки…»
Сказка о музыкальных гномах. И. Никитина.
- В начале урока звучит музыка П. И. Чайковского (можно поставить грамзапись из нескольких фрагментов: грустной, веселой, наивной и т.д. – музыкальных пьес П. И. Чайковского). Портрет П. И. Чайковского. Фотоэтюд «Дом в Клину». Беседа с опорой на звуковой и зрительный ряд.
- – Сегодня мы прочитаем сказку И. Никитиной о музыкальных гномах. Давайте пофантазируем, как могут выглядеть музыкальные гномы. На иллюстрации их нет. Догадайтесь, кто на иллюстрации. А как вы догадались?
Дети: Вы сделали подсказку: перед нами портрет П. И. Чайковского.
- Чтение сказки учителем или хорошо подготовленными учащимися.
- Так, теперь вы поняли, как выглядят музыкальные гномы, кто они? И кто изображен на иллюстрации?
- Что вы запомнили о П. И. Чайковском (жил в г. Воткинске на Урале, мама его прекрасно играла на рояле)
- Художник и композитор. Чем они отличаются? Найдите ответ в тексте (стр.9)
- Какие произведения сочинил П. И. Чайковский, когда жил в Клину? (стр.12). найди ответ в книге.
- Найди признаки сказки. (говорит рояль, появляются королева, гномы-ноты).
- Звучат стихи о Клине Скегиной:
Переулочки, мостки,
Городок старинный.
Отдыхали ямщики
От дороги длинной,
Отдыхали, пили чай,
Щи да кашу ели.
Здесь меняли лошадей –
Снова в путь летели.
Жил в старинном городке
В доме на Московской
Композитор, музыкант
Петр Ильич Чайковский
- Прочитаем последние строчки сказки и завтра пойдем на экскурсию в музей. Услышим ли мы там голоса гномов? (для более старших школьников – просмотреть видеокассеты «От А до Я» - «Ч», «М», «Д»).
К сказке «Как богатырь змея победил».
- Рассмотрим иллюстрацию и вспомним об известных русских богатырях, уже описанных в известных русских сказках, былинах (дети вспоминают). А эту сказку сочинила Ирина Никитина о нашем земляке-богатыре.
- Чтение сказки.
- Беседа по содержанию:
- Пишет на доске: Зубово, Ясенево.
- Каким был Ясень (стр.13) статный и ладный, одним пальцем телегу поднимал. «Я пойду на битву», - сказал он. Такими были наши русские земляки – готовыми жизнь отдать за народ. И родители так воспитывали своих детей. Единственного сына мать провожает на защиту Родины. Нелегко ей, ведь может погибнуть её дитятко.
- Что получает Ясень от самых родных и близких человеку? Какую помощь:
От матери –
От земли –
От реки –
- Найдите описание битвы, перескажите.
- Перечитайте концовку сказки.
- Какой жанр напоминает эта сказка? (былинной сказки)
- Попробуй сделать свои иллюстрации к сказке.
И. Никитина «Григорий – мастер».
Сказку рекомендуем читать перед новогодними или рождественскими праздниками.
- Рассматривание иллюстраций и чтение заголовка. Прогнозирование содержания:
- Название как у сказок Бажова.
- Иллюстрации напоминают русские волшебные сказки, а когда я начинала читать сказку, мне показалось, что это Андерсен говорит. Я преклоняюсь перед талантом наших соотечественников – клинских сказочников.
- Чтение сказки.
- – Сразу хочу вас предостеречь: когда будете наряжать елку, не откладывайте в сторону старые игрушки, отнеситесь к ним с уважением, вспомните старого мастера Григория.
- Какой характер у мастера? (добрый, поэтичный). Найдите подтверждение в тексте.
- Обратимся вновь к иллюстрации Наташи Ильяш – ученицы Новощаповской школы.
- Просмотр видеокассеты «От А до Я», «Е», «Ф».
- Организуйте экскурсию на фабрику елочных украшений.
«Как почтарь на гребне оказался» И. Овчинникова.
- Принести на урок гербы разных русских городов.
- Каков наш герб, вы уже знаете. А из сказки И. Овчинниковой узнаете, почему именно таков наш герб.
- Открыть на доске плакат «Не беда, сокровищ нет, в Клину люди всегда главным богатством были».
- Словарная работа. Сословия населения Клина:
Купцы
Ремесленники
Ямщики
Кого было больше?
- Чтение сказки.
- Прочитать на стр.22 о гербе Клина. Вспомните, в какой сказке уже читали о ямщиках?
- Закрепление. Повторное изображение герба.
К. Зиновьев «Сестра».
1. К. Зиновьев – выпускник нашей гимназии №15. Мы горды тем, что он воспел в своих стихах родной наш Клинский край, и по иллюстрации Ксении Стальновой вы можете догадаться, что означает название стихотворения. Да, это о нашей реке Сестре. Кто не знает любимой городской речки, поросшей камышом, с милыми березами и ивами по берегам.
2. Объясним употребляемые в стихотворении слова:
Повитуха – помощница женщины во время рождения ребенка
Тьмутараканьская орда в шатрах-это татаро-монгольская орда, тьма – тысяча (старин.)
Тьмутаракань – очень много
- Чтение учителем или хорошо подготовленными учащимися.
- Перечитайте последние строки – напутствие. Выписать: «Чтоб братья берегли своих сестер».
Сказка «Пожар» В. Пернавский.
- Рассматривание иллюстраций. Прогнозирование содержания сказки.
- Знакомо ли вам это место? (иллюстрация стр.22)
- Что там находится сейчас? (магазины) Магазины были там всегда. На воротах даже сохранилась надпись «Иванова лавка». А знаете, что не всегда торговые ряды были из кирпича. Когда-то они были деревянные. А что бывает с деревянными постройками? Часто горят. Вот о таком пожаре и пойдет речь. Вячеслав Пернавский, которого мы видели в видеоклипах о нашем городе, написал эту сказку.
- Словарная работа:
Лавка
Купцы
Губерния
Багры
Пепелище
Феникс
- Чтение сказки.
- – Отчего возник пожар?
- Что построили на месте пепелища?
- Что рассказывала Кузе его бабушка о городе? Прочитайте.
- Как интересно Кузя объяснил Дусе, на что похож Клин.
- Итог чтения. Так, в забавной форме мы узнали много интересного о своём городе и много полезного: не шалите, дети, с огнем! Это опасно!
- После чтения сказки можно сходить к торговым рядам, посмотреть, где был дом Кузи и предположить, откуда начался пожар, найти надпись на железной двери «1886. Работалъ Тимофей Челышевъ».
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО СКАЗКАМ КЛИНСКИХ АВТОРОВ.
Ефимуркина Светлана Викторовна
г. КЛИН
введение.
Данные сказки непременно должны помочь учителям и воспитателям в формировании у детей интереса к изучению родного края, лучше узнать и полюбить его природу, народные традиции и обычаи.
«В Клину люди всегда главным богатством были», - говорит Ирина Овчинникова в своей сказке. Это и надо донести до детей, показать им, что и доныне живут в народе золотошвейки Маланьи, народные герои – заступники Ясени, а мастерство Григория до сих пор прославляет клинских стеклодувов и сверкает в каждой елочной клинской игрушке.
Сказки побуждают снова и снова пойти к Торговым рядам и отыскать там норку мышки Дуси, послушать гномов в Доме-музее П. И. Чайковского, самим сочинить, написать сказку.
А как мудры и актуальны стихи К. Зиновьева:
Хоть и осталось за рекой названье,
Хоть много лет прошло с тех пор,
Названье то дано нам в назиданье,
Чтоб братья берегли своих сестер.
Дети должны чувствовать любовь и тепло, которыми пронизаны эти сказки. Необходимо уделить внимание и юным иллюстраторам – ребятам Новощаповской школы.
Сказка И. Никитиной «Золотой рожок»
1 этап. Подготовка к чтению и словарная работа.
- Расскажите, дети, как путешествуют письма? Рассказы детей с опорой на собственный опыт. (Дети рассказывают о почтовых ящиках, марках, почте, почтовых поездах, машинах, самолётах, письмах, телеграммах, посылках)..
В современной почтовой системе вы разбираетесь. А в дорогах разбираетесь?
- Объяснение слов. Иллюстрации на стр. 3 поможет в этой работе
тропинка – в лесу узкая
дорога – разная может быть
магистраль – широкая прямая дорога
шоссе – дорога с твердым покрытием
тракт – большая почтовая дорога
ухаб – выбоина (канава) на дороге
Два последних слова обозначают не дороги, но имеют к ним самое прямое отношение.
Объяснение слов вести постепенно.
- А видели ли вы вдоль дорог столбы? Какие?
Столбы №1 – верстовые столбы, ими отмеряют версты, верста – старинная русская мера длины – 1,6 км.
От этих слов образованы старинные выражения: увижу тебя за версту, коломенская верста.
- А как вы понимаете слово «ям»?
Ям – это не дорога, это почтовая станция
Ямщик – кучер почтовых лошадей
станция
Ямщицкая
лошадь
Ямщицкое снаряжение (упряжь, колокольчики).
Тракт – трактир – гостиница с рестораном у дороги.
- Кто изображен на гербе нашего города?
- На гербе нашего города …(учитель дает возможность детям в рассказе употреблять старинные слова) изображен… (ямщик, почтарь, он едет по широкому тракту,…колдобин, ухаб нет, трубит в рожок).
- Хорошо что вы заметили рожок. А зачем он? И из чего может быть сделан рожок? Где теперь можете видеть такие рожки? (в старинных народных инструментах).
- Вот об этом рожке мы и почитаем сказку.
2 этап. Чтение сказки учителем или хорошо подготовленными учащимися. Остальные следят по книге. Учитель может сказать детям, что тем царем был Петр I.
- Работа с текстом.
- Что и куда надо было отправить царю?
- Далеко это или близко? Что случилось с двумя мужиками?
- Охватило ли вас чувство гордости за своего земляка – клинского мужика, который справился с заданием царя?
- Найдите место в сказке, как отблагодарил царь клинчанина?
- Докажите, что это сказка. (столб рассказал, троекратный повтор)
- Учащиеся перечитывают сказку.
- Раскрашивают гербы и слушают старинную песню «Когда я на почте служил ямщиком. Можно рассказать стихотворение Скегиной:
Переулочки, мостки,
Городок старинный.
Отдыхали ямщики
От дороги длинной,
Отдыхали, пили чай,
Щи да кашу ели.
Здесь меняли лошадей –
Снова в путь летели.
Просмотр видеокассеты «От А до Я».
Сказка «Платье царицы» И. Никитина.
- Подготовительный этап.
Посещение школьной мастерской музея «Марья-искусница». Рассмотреть ткацкий стан, прялку, интерьер крестьянской избы.
- Рядом с нашим городом Клином расположено много деревень. Какие вы знаете? Дети вспоминают и называют.
- Есть и такая (пишет на доске: Маланьино). Как вы думаете, от какого слова образовано название?
- Да, есть такое имя. И говорят, что в давние времена здесь мастерицы-рукодельницы жили.
- Вот об этом послушайте сказку И. Никитиной (читает учитель или хорошо подготовленные дети).
- Беседа после чтения:
- Найдите в тексте описание платья и соотнесите с иллюстрацией. Удалось ли девочке-художнице из Новощаповской школы передать всю красоту наряда?
- Что поразило вас в образе девушки Маланьи? Найдите, прочитайте.
- Что за пословица в сказке встретилась? (Тверь – на Москву дверь); объясните.
- Перескажите эпизод, где беда приключилась.
- Перечитывание сказки.
- Слушание песни К. Зиновьева (видеокассета «От А до Я»)
- Предложить раскрасить силуэт царицы, девушки Маланьи.
- Провести старинную русскую игру «У Маланьи, у старушки…»
Сказка о музыкальных гномах. И. Никитина.
- В начале урока звучит музыка П. И. Чайковского (можно поставить грамзапись из нескольких фрагментов: грустной, веселой, наивной и т.д. – музыкальных пьес П. И. Чайковского). Портрет П. И. Чайковского. Фотоэтюд «Дом в Клину». Беседа с опорой на звуковой и зрительный ряд.
- – Сегодня мы прочитаем сказку И. Никитиной о музыкальных гномах. Давайте пофантазируем, как могут выглядеть музыкальные гномы. На иллюстрации их нет. Догадайтесь, кто на иллюстрации. А как вы догадались?
Дети: Вы сделали подсказку: перед нами портрет П. И. Чайковского.
- Чтение сказки учителем или хорошо подготовленными учащимися.
- Так, теперь вы поняли, как выглядят музыкальные гномы, кто они? И кто изображен на иллюстрации?
- Что вы запомнили о П. И. Чайковском (жил в г. Воткинске на Урале, мама его прекрасно играла на рояле)
- Художник и композитор. Чем они отличаются? Найдите ответ в тексте (стр.9)
- Какие произведения сочинил П. И. Чайковский, когда жил в Клину? (стр.12). найди ответ в книге.
- Найди признаки сказки. (говорит рояль, появляются королева, гномы-ноты).
- Звучат стихи о Клине Скегиной:
Переулочки, мостки,
Городок старинный.
Отдыхали ямщики
От дороги длинной,
Отдыхали, пили чай,
Щи да кашу ели.
Здесь меняли лошадей –
Снова в путь летели.
Жил в старинном городке
В доме на Московской
Композитор, музыкант
Петр Ильич Чайковский
- Прочитаем последние строчки сказки и завтра пойдем на экскурсию в музей. Услышим ли мы там голоса гномов? (для более старших школьников – просмотреть видеокассеты «От А до Я» - «Ч», «М», «Д»).
К сказке «Как богатырь змея победил».
- Рассмотрим иллюстрацию и вспомним об известных русских богатырях, уже описанных в известных русских сказках, былинах (дети вспоминают). А эту сказку сочинила Ирина Никитина о нашем земляке-богатыре.
- Чтение сказки.
- Беседа по содержанию:
- Пишет на доске: Зубово, Ясенево.
- Каким был Ясень (стр.13) статный и ладный, одним пальцем телегу поднимал. «Я пойду на битву», - сказал он. Такими были наши русские земляки – готовыми жизнь отдать за народ. И родители так воспитывали своих детей. Единственного сына мать провожает на защиту Родины. Нелегко ей, ведь может погибнуть её дитятко.
- Что получает Ясень от самых родных и близких человеку? Какую помощь:
От матери –
От земли –
От реки –
- Найдите описание битвы, перескажите.
- Перечитайте концовку сказки.
- Какой жанр напоминает эта сказка? (былинной сказки)
- Попробуй сделать свои иллюстрации к сказке.
И. Никитина «Григорий – мастер».
Сказку рекомендуем читать перед новогодними или рождественскими праздниками.
- Рассматривание иллюстраций и чтение заголовка. Прогнозирование содержания:
- Название как у сказок Бажова.
- Иллюстрации напоминают русские волшебные сказки, а когда я начинала читать сказку, мне показалось, что это Андерсен говорит. Я преклоняюсь перед талантом наших соотечественников – клинских сказочников.
- Чтение сказки.
- – Сразу хочу вас предостеречь: когда будете наряжать елку, не откладывайте в сторону старые игрушки, отнеситесь к ним с уважением, вспомните старого мастера Григория.
- Какой характер у мастера? (добрый, поэтичный). Найдите подтверждение в тексте.
- Обратимся вновь к иллюстрации Наташи Ильяш – ученицы Новощаповской школы.
- Просмотр видеокассеты «От А до Я», «Е», «Ф».
- Организуйте экскурсию на фабрику елочных украшений.
«Как почтарь на гребне оказался» И. Овчинникова.
- Принести на урок гербы разных русских городов.
- Каков наш герб, вы уже знаете. А из сказки И. Овчинниковой узнаете, почему именно таков наш герб.
- Открыть на доске плакат «Не беда, сокровищ нет, в Клину люди всегда главным богатством были».
- Словарная работа. Сословия населения Клина:
Купцы
Ремесленники
Ямщики
Кого было больше?
- Чтение сказки.
- Прочитать на стр.22 о гербе Клина. Вспомните, в какой сказке уже читали о ямщиках?
- Закрепление. Повторное изображение герба.
К. Зиновьев «Сестра».
1. К. Зиновьев – выпускник нашей гимназии №15. Мы горды тем, что он воспел в своих стихах родной наш Клинский край, и по иллюстрации Ксении Стальновой вы можете догадаться, что означает название стихотворения. Да, это о нашей реке Сестре. Кто не знает любимой городской речки, поросшей камышом, с милыми березами и ивами по берегам.
2. Объясним употребляемые в стихотворении слова:
Повитуха – помощница женщины во время рождения ребенка
Тьмутараканьская орда в шатрах-это татаро-монгольская орда, тьма – тысяча (старин.)
Тьмутаракань – очень много
- Чтение учителем или хорошо подготовленными учащимися.
- Перечитайте последние строки – напутствие. Выписать: «Чтоб братья берегли своих сестер».
Сказка «Пожар» В. Пернавский.
- Рассматривание иллюстраций. Прогнозирование содержания сказки.
- Знакомо ли вам это место? (иллюстрация стр.22)
- Что там находится сейчас? (магазины) Магазины были там всегда. На воротах даже сохранилась надпись «Иванова лавка». А знаете, что не всегда торговые ряды были из кирпича. Когда-то они были деревянные. А что бывает с деревянными постройками? Часто горят. Вот о таком пожаре и пойдет речь. Вячеслав Пернавский, которого мы видели в видеоклипах о нашем городе, написал эту сказку.
- Словарная работа:
Лавка
Купцы
Губерния
Багры
Пепелище
Феникс
- Чтение сказки.
- – Отчего возник пожар?
- Что построили на месте пепелища?
- Что рассказывала Кузе его бабушка о городе? Прочитайте.
- Как интересно Кузя объяснил Дусе, на что похож Клин.
- Итог чтения. Так, в забавной форме мы узнали много интересного о своём городе и много полезного: не шалите, дети, с огнем! Это опасно!
- После чтения сказки можно сходить к торговым рядам, посмотреть, где был дом Кузи и предположить, откуда начался пожар, найти надпись на железной двери «1886. Работалъ Тимофей Челышевъ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению урока постановки учебной задачи в системе ро Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Данное пособие призвано усилить практическую направленность учителей, работающих в системе ро Эльконина-Давыдова....
Методические рекомендации по проведению урока -Контрольный диктант"Снеговик" и его анализ.
Диктант "Снеговик" рекомендован для проведения в 3 классе при изучении темы "Правописание непроизносимых согласных в корне слова"...
Методические рекомендации к проведению урока "Режим дня"
Данные методические рекомендации предназначены для подготовки и проведения урока "Режим дня" в курсе "Окружающий мир" 2 класса....
Методические рекомендации к проведению урока обучения грамоте по теме "Заглавные буквы Ц и Щ. Буквосочетания ща, щу." (Школа 2100)
Данный урок составлен с учетом всех этапов, требуемых ФГОСом. В процессе урока использованы разные формы рефлексии, позволяющие определить настроение учеников, уровень усвоения нового материала,...
Методические рекомендации по проведению уроков по теме "Моя малая родина"
Данные методические рекомендации составлены с целью оказания методической помощи педагогам в проведении уроков...
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий.Здоровые дети-в здоровой семье.
Материалы для уроков и кл.часов по здоровому образу жизни....
Методические рекомендации для проведения уроков по сказкам Клинских авторов
Мои методические разработки для проведения уроков по сказкам Клинских авторов...