Программа по внеурочной деятельности РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ
рабочая программа (4 класс) на тему
Аннотация к программе по внеурочной деятельности «Решение проектных задач» в 4 А классе.
Направление: научно- познавательное
Разработчик: Остолош Ольга Николаевна
учитель начальных классов
Период реализации программы: 2014 /2015 гг
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма "Тренинг".
Подпрограмма "Исследовательская практика".
Подпрограмма "Мониторинг
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Знакомство с понятием "исследование". Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом "исследование". Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит "классифицировать". Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.
Знакомство с "матрицей по оценке идей". Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - "что сначала, что потом".
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание - пиктограммы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_reshenie_proektnyh_zadach_4_a_klass.docx | 42.24 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании кафедры МОАУГ № 8 Директор МОАУГ № 8
классных руководителей _________ Гребелюк Н.Н.
протокол № __ от «__» __________г. « ___» _____________г. « ___» _______________ г.
Руководитель кафедры
___________ Иванеева С.Н.
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Решение проектных задач»
Направление: научно- познавательное
4 А класс
Разработчик: Остолош Ольга Николаевна
учитель начальных классов
Период реализации программы: 2014 /2015 гг
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе примерных программ внеурочной деятельности под редакцией Роговцева Н.И, Пегелис В.Д., Г.Ф.Суворова :.,Москва Просвещение»2010.(Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка . апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ)
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы:
- Развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, мышления, кругозора;
- Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
- Развивать у детей умение работать с различными источниками информации.
Место учебно-исследовательской практики ребенка в образовательном процессе начальной школы.
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ.
Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику.
Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Эффективен в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся. Любая учебная деятельность требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма "Тренинг". Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма "Исследовательская практика". Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма "Мониторинг". Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма "Тренинг".
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу "концентрических кругов". Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.
При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма "Исследовательская практика".
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма "Мониторинг".
Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.
Учебно - тематический план (34 часа)
№ | Тема | Количество часов |
| Тренинг. | 11 |
1 | Что такое исследование. Какие бывают проекты. | 1 |
2 | Наблюдение и наблюдательность. | 1 |
3 | Что такое эксперимент. | 1 |
4 | Учимся задавать вопросы. | 1 |
5 | Учимся вырабатывать гипотезы. | 1 |
6 | Как правильно выбрать тему проекта. | 1 |
7 | Как работать с энциклопециями, интернет-источниками. | 1 |
8 | Учимся выделять главное и второстепенное. | 1 |
9 | Что такое парадоксы. | 1 |
10 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. | 2 |
11 | Мини-конференция "Как работать над проектом". | 1 |
| Исследовательская практика. | 14 |
12 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. | 1 |
13 | Как возникают сказки и рассказы. | 1 |
14 | Что такое рифма. Как создаются стихи, загадки. | 1 |
15 | Профессии людей, связанные с созданием книги. | 1 |
16 | Экскурсия в библиотеку. | 1 |
17-18 | Мини-конференция по итогам творческой деятельности по созданию литературных произведений. | 2 |
19 | Коллективное исследование "История возникновения игрушек". | 1 |
20 | Исследование на тему "Игрушки в разных странах мира". | 1 |
21 | Экспресс - исследование "Игрушки ХХ_ века". | 1 |
22 | Игрушки - герои мультфильмов. | 1 |
23-24 | Индивидуальные проекты "Моя любимая игрушка". | 2 |
25 | Игрушки будущего. | 1 |
| Мониторинг. | 9 |
26-28 | Коллективный творческий проект "Сборник детей для детей". | 3 |
29-30 | Мини - конференция "Мир игрушек". | 2 |
31-32 | Мини - конференция по итогам собственных исследований. | 2 |
33-34 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся начальных классов. | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Подпрограмма "Тренинг" (12ч.)
Тема "Что такое исследование".
Знакомство с понятием "исследование". Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом "исследование". Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя.
Тема "Наблюдение и наблюдательность".
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Тема "Что такое эксперимент".
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Тема "Учимся вырабатывать гипотезы".
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.
Тема "Знакомство с логикой".
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит "классифицировать". Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.
Тема "Как задавать вопросы".
Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема "Учимся выделять главное и второстепенное".
Знакомство с "матрицей по оценке идей". Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - "что сначала, что потом".
Тема "Как делать схемы".
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание - пиктограммы.
Тема "Как работать с книгой".
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.
Тема "Что такое парадоксы".
Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.
Тема "Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях".
Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).
Тема "Как сделать сообщение о результатах исследования".
Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания "Как сделать сообщение". Практические задания на сравнения и метафоры.
Подпрограмма "Исследовательская практика" (15ч.).
Тема "Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований".
Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.
Тема "Индивидуальная работа по "методике проведения самостоятельных исследований".
Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив "Папку исследователя", проводит собственные изыскания.
Тема "Экспресс-исследование".
Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.
Тема "Семинар по итогам экскурсии".
Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.
Тема "Коллективная игра-исследование".
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.
Тема "Коллекционирование".
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.
Тема "Экспресс - исследование "Какие коллекции собирают люди".
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.
Тема "Сообщения о своих коллекциях".
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.
Подпрограмма "Мониторинг" (7ч.)
2 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс - исследований; 2 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защите работ учащихся 3-4 классов.
Тема "Мини-конференция по итогам экспресс - исследований".
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема "Мини-конференция по итогам собственных исследований".
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: "коллекционирование" и "продолжи исследование". Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема "Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов".
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.
Новизна данной рабочей программы заключается в распределении количества часов на изучение каждой темы урока, введены проверочные работы, которые направлены на контроль учебных достижений учащихся исследовательского поиска.
Межпредметные связи курса
"Решение проектных задач".
Задача современного образования - это воспитание человека, способного адаптироваться к условиям современного общества новых технологий. Об этом говорится в Законе Российской Федерации "Об образовании": "Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования "измеряется" опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т. п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе".
Исследовательские работы школьников представляют собой одну из наиболее перспективных форм обучения, как в плане подготовки кадров для проведения научно-исследовательских разработок, так и в плане личностного развития выполняющего такую работу школьника. Наиболее перспективными представляются школьные исследования, "подключающие" материал сразу нескольких предметов. В идеале школьнику следует предлагать задачи, в которых он может применить максимальное количество имеющихся у него знаний. В этом случае возрастает мотивация расширения кругозора юного исследователя в процессе работы, пусть при этом и будет преобладать какое-то конкретное направление, соответствующее тому или иному школьному предмету. Более того, в исследовании можно запланировать заранее точки "ветвления", в которых школьник сам сможет выбирать дальнейшее направление своего развития.
Исследовательская работа наиболее значима в осуществлении межпредметных связей, так как это учебно-познавательная, творческая деятельность, решающая сложные проблемы реальной действительности. Все учебные предметы курса начальной школы в той или иной мере могут взаимодействовать в исследовательской работе.
Описание материально-технического обеспечения.
- Компьютерная техника.
- Аудиотехника.
- Мультимедийная система.
- Интернет-ресурсы.
- Энциклопедии.
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских и проектных работ, мини-конференция, консультация.
Контроль и оценка учебных достижений.
Методы контроля: консультация, доклад, защита проектных работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.
Примерные параметры оценки:
- умение выделить проблему;
- умение поставить цель исследования;
- умение сформулировать гипотезу;
- умение выделить объект исследования;
- умение определить предмет исследования;
- умение описать параметры и критерии предмета исследования.
Примерные критерии исследования:
- умение подобрать соответствующие методы исследований;
- умение подобрать инструментарий;
- умение запустить исследование;
- умение осуществить анализ результатов;
- умение оценивать промежуточные и конечные результаты исследования;
Примерные критерии написания исследовательской работы;
- умение интерпретировать полученную статистику;
- умение свернуть и развернуть информацию;
- умение сопоставить результаты исследования с целью и гипотезой
Примерные критерии публичного выступления;
- познавательная ценность темы;
- оригинальность и ценность собранного материала;
- исследовательское мастерство;
- структура и логика работы; язык и стиль изложения, ответы на вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
После изучения курса ученик научится:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- готовить тексты собственных докладов;
- составлять план действий по своей работе;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
- презентовать свою работу.
- получит возможность научиться:
- структурировать материал;
- под руководством учителя, родителей проводить эксперименты;
- проводить самоконтроль;
- делать умозаключения и выводы.
Предполагаемые результаты развития УУД
УУД. | Результат. |
Коммуникативные Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания. | Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных). Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Познавательные. Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах. | Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований. Предполагать, какая информация нужна. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Выбирать основания для сравнения, классификации объектов. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Выстраивать логическую цепь рассуждений. |
Регулятивные. Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия. | Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем, работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. |
Личностные. Положительная динамика детского отношения к процессу познания. | Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности. Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение. Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. |
КОМПЛЕКСНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Учебно - методические материалы
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. 3-е изд., перераб. - Самара: Издательство "Учебная литература": ИД Фёдоров, 2010. - 192с.
- Савенков А.И. Я-исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство "Учебная литература": ИД Фёдоров, 2010. - 32с.
Информационные источники:
Для учителя:
- Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 124с.
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.
- Савенков А.И. Путь к одарённости: Исследовательское поведение дошкольника. СПб, 2004.
- Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ, 2004.
- Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000.
- Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// народное образование. 2009. №10. С. 152-158.
- Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?// Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
- Всесвятский Л.С. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 2009.
- Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
- Пономарёв Я.А. Психология творчества. М., 2010.
- Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.
- Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте// Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М., 2009. Т 2.
Для обучающихся:
- Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. - Росмэн-Пресс, М., - 2006г. - 144с.
- Большая детская энциклопедия. Том 8. Астрономия, - Астрель. М., 2009. - 688с.
- Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. - Астрель. - М., 2007. - 672с.
- Детская иллюстрированная энциклопедия. Дорлинг Киндерсли. - АСТ. - М., 2005. - 800с.
- Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2010. - 256с.
- Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2007. - 256с.
- Что, зачем и почему? - Махаон, - М., 2008. - 256с.
- Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. - АСТ. - М., 2008. - 272с.
- Космос. Земля. Наука. Техника. Энциклопедия для детей. - Махаон, - М., 2010. - 256с.
- Изобретения. - Росмэн-Пресс, М., - 2010г. - 64с.
Интернет-ресурсы:
- Сайт "Детские электронные презентации и клипы" - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/
- Сайт "Детский мир" - Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
- Сайт "Happy-kids.ru: детские праздники, воспитание и развитие детей, родительско-детские отношения, детское творчество - Режим доступа: http://www.happy-kids.ru
- Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" - Режим доступа: http://school-work.net/zagadki/prochie/
- Сайт "ПроШколу.ру - все школы России" - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/
- Аудиосказки http://www.bedtimestory.ru/menuautor.html?start=35
- Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа:http://mon.gov.ru/pro/
- Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
- Сайт "Все для учителей начальной школы" - Режим доступа: http://maria-vidomir.narod.ru/web-quest2.htm
- Издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа: http://1september.ru/
- Сайт "Федеральные Государственные Образовательные Стандарты" - Режим доступа:http://standart.edu.ru/
- Сайт журнала "Вестник образования" - Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/
- Сайт журнала "Начальная школа" - Режим доступа: http://n-shkola.ru/
- Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господниковаи др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 131с. http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) разработана на основе ФГОС нового поколения....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс...
Рабочая программа по курсу "Решение проектных задач" в 1-4 классах.
Рабочая программа составлена с учётом методического пособия для учителя «Проектные задачи в начальной школе»; под редакцией А.Б. Воронцова. – 3-е изд. &nd...
Рабочая программа по курсу "Решение проектных задач" в 1-4 классах на 2021-2025 учебный год.
Рабочая программа составлена с учётом методического пособия для учителя «Проектные задачи в начальной школе»; под редакцией А.Б. Воронцова. – 3-е изд. &nd...
Рабочая программа учебного курса "Решение проектных задач"
Рабочая программа разработана для обучающихся 3-4 классов.Учебный курс «Решение проектных задач» Рабочая программа составлена с учётом методическо...
Формирование естественно – научной и финансовой грамотности во внеурочной деятельности. Проектные задачи.
Проектные задачи...
Рабочая программа по курсу "Решение проектных задач" 3-4 класс
Рабочая программа разработана для обучающихся 3-4 классов.Учебный курс «Решение проектных задач» Рабочая программа составлена с учётом методическо...