Рабочая программа по курсу "Решение проектных задач" в 1-4 классах на 2021-2025 учебный год.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа составлена с учётом методического пособия для учителя «Проектные задачи в начальной школе»; под редакцией А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
Выделяя основные тенденции в современном образовании, в том числе начальном, можно отметить: «Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_reshenie_proektnyh_zadach.doc | 366 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Внеурочной деятельности для 1-4 классов
«Решение проектный задач»
Срок реализации 4 года
Составитель: учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 43»
Абакарова Нурана Рамиз кызы
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учётом методического пособия для учителя «Проектные задачи в начальной школе»; под редакцией А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
Выделяя основные тенденции в современном образовании, в том числе начальном, можно отметить: «Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.
В 1-3 классах основная педагогическая цель проектных задач - способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.
В 4-5 классах основная педагогическая цель проектных задач – выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную (модельную) ситуацию.
Задачи:
- сформировать группу детей (класс) как учебное сообщество;
- развивать умение действовать в нестандартных ситуациях;
Общая характеристика курса.
Вариативность начального образования и новые (компетентностные) образовательные результаты будут оставаться мифом до тех пор, пока не произойдут системные изменения во всём укладе начальной школы. Механизмом, запускающим такие изменения, может стать деятельностная педагогика, которая ориентирована на «задачный» принцип построения содержания образования и работу с детским учебным действием в разных, специально создаваемых взрослыми образовательных пространствах. Для современной начальной школы необходимы деятельностное содержание, мышление, учебное сотрудничество, особая педагогическая технология, в том числе контрольно-оценочная деятельность как механизм управления обучением (учением) детей.
Для деятельностной педагогики характерны особые принципы обучения:
- принцип предметности т.е. точное указание тех специфических действий, которые необходимо произвести с предметами, чтобы, с одной стороны, выявить содержание будущего понятия, а с другой – изобразить это первичное содержание в виде знаковых моделей;
- принцип деятельности как основа и средство построения, сохранения и применения системы предметных действий при решении учебной задачи.
Проектная задача – это такая задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Особенностью проектных задач для 1-3 классов является то, что в большей степени они носят обучающий характер в части, касающейся общеучебных умений и навыков: организации работы, взаимодействия учащихся в процессе её выполнения, поиска нужной информации и т.п. В этих задачах ясно формулируется цель, которую должны достичь школьники, последовательность заданий, часть из которых может выполняться индивидуально, а другая часть – во взаимодействии внутри малой группы и. наконец, на завершающем этапе – в режиме межгруппового взаимодействия. Работа проходит под руководством учителя. Основной акцент должен быть сделан на достижение одной из главных целей начальной школы – формирование учебного сотрудничества, учебного сообщества класса.
Проектные задачи могут решаться во всех трёх фазах учебного года:
- в фазе запуска – с целью актуализации известных детям знаний, способов действий и постановки предметных задач на новый учебный год;
- в фазе постановки и решения учебных задач – с целью освоения способов внутригруппового и межгруппового взаимодействия и переноса открытых способов действий, средств в практические (квазиреальные, модельные) ситуации;
- в рефлексивной фазе – с целью обобщения знаний и способов действий при переносе комплекса средств и способов в практическую ситуацию, а также с целью оценки умения взаимодействовать внутри группы и в классе с другими детьми.
Для оценки действий учащихся в ходе решения проектных задач используется экспертная оценка учителя, других взрослых, старших школьников, участвующих в наблюдениях за работой групп. По итогам решения задачи оценивается реальный «продукт» деятельности группы, публично представленный классу.
Особенностью проектных задач для 4 классов состоит в том, что, решая их, дети используют весь известный им арсенал средств и предметных способов действий в различных реальных и квазиреальных (модельных) ситуациях. Главная цель таких задач – научиться ставить перед собой цель, планировать свои действия, самим контролировать и оценивать свои действия и результаты, а также действия и результаты своих сверстников, научиться осуществлять перенос способов действий из одной области в другую. Подобные задачи уже приближаются к учебному проекту, но пока ещё остаются задачами, так как младшие школьники всё ещё не самостоятельны в выборе средств, способов действий, материалов для достижения результатов. Учитель по-прежнему обеспечивает группу детей всем необходимым для достижения конечного результата.
Типология проектных задач:
- Предметные и межпредметные.
- Одновозрастные и разновозрастные.
Количество проектных задач в учебном году и их место в учебном процессе.
Количество и содержание проектных задач задаётся деятельностной технологией той образовательной системы, которая реализуется в школе. На один предмет приходится:
- в фазе запуска –1 задача (предметная или межпредметная);
- в фазе постановки и решения учебных задач – 2 задачи ( предметные);
- в рефлексивной фазе -- 1задача (предметная или межпредметная);
Описание ценностных ориентиров.
Среди важнейших ценностных ориентиров начального образования отмечаются следующие:
- Формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиции всех участников.
- Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке).
- Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её
самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
Результаты освоения
Класс | Универсальные учебные действия | Предметные | |
Личностные | Метапредметные | ||
1 - 4 | У выпускника будут сформированы: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. | Выпускник научится: -принимать и сохранять учебную задачу; -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -адекватно воспринимать оценку учителя; -строить речевое высказывание в устной форме; -ориентироваться на разнообразие способов решения задач; -осуществлять анализ и синтез объектов, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -контролировать действия партнёра; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: -рефлексировать ( видеть проблему, анализировать сделанное; видеть трудности, ошибки; -целеполагать (ставить и удерживать цели); -планировать (составлять план своей деятельности); -моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное); -проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; -вступать в коммуникацию(взаимодействовать прирешении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других). |
Содержание курса «Решение проектных задач».
Класс. | Четверть. | Кол-во часов. |
2, 3, 4 | I | 8 |
II | 8 | |
III | 9 | |
IV | 9 | |
Итого | 34 |
Тематическое планирование курса
«Решение проектных задач» в 1 классе
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача. | Способ и формат оценивания результатов работы. | Планируемый педагогический результат. |
1 | Путешествие на планету Математикус. Город Признакус. | 1 | Различие фигур по их признакам, сравнение величин, элементы сотрудничества в игровой деятельности. | Оценка индивидуальных стартовых возможностей учащихся в плане готовности к изучению курса математики. Оценка стартовых коммуникативных возможностей учащихся и класса в целом. | Демонстрация учащимися стартовых возможностей для дальнейшего изучения математики. Созданик карточек-помощников. Освоение первичных навыков в малой группе. |
2 | Путешествие на планету Математикус. Город Относитикус. | 1 | |||
3 | Путешествие на планету Математикус. Город Величиния. | 1 | |||
4 | Путешествие на планету Математикус. Что мы узнали, что нам предстоит узнать. | 1 | |||
5 | Путешествие в страну Грамотеев, или клад кота Леопольда. Найти клад кота Леопольда в стране Грамотеев. | 1 | Предметные: - чтение; - рассказ о прочитанной книге; - озаглавливание текста; - восстановление деформированного текста; - чтение наизусть; - элементарное стихосложение; - инсценировка; Общеучебные умения: - элементы одно и разновозрастного сотрудничества в игровой деятельности. - соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала; - фиксация сообщений в виде графического изображения; - высказывание собственной точки зрения; -публичное выступление; | Оценка индивидуальных стартовых возможностей учащихся в плане готовности к изучению курса обучения грамоте и литературного чтения. Оценка стартовых коммуникативных возможностей отдельных учащихся и класса в целом (методом экспертного наблюдения). | Демонстрация учащимися первоначальных навыков работы с текстом, чтения, письма, сочинения, пересказа, а также умения взаимодействовать в микрогруппе. Ознакомление учащихся с перспективами изучения предметов «Обучение грамоте» и «Литературное чтение». Освоение первичных навыков совместной работы в малой группе. |
6 | Путешествие в страну Грамотеев, или клад кота Леопольда. Сказки. | 1 | |||
7 | Путешествие в страну Грамотеев, или клад кота Леопольда. Поэтическая аллея. | 1 | |||
8 | Путешествие в страну Грамотеев, или клад кота Леопольда. Кукольный театр. | 1 | |||
9 | Конструирование игровой площадки. | 1 | Продемонстрировать один из способов группового взаимодействия при решении проектной задачи; посмотреть, как дети разобрались с темой «Признаки предметов» по математике при решении практической задачи в малой группе. | Оценка индивидуальных стартовых возможностей учащихся в плане готовности к изучению курса обучения грамоте и литературного чтения. Оценка стартовых коммуникативных возможностей отдельных учащихся и класса в целом (методом экспертного наблюдения). | Освоение первичных навыков в малой группе. Демонстрация учащимися стартовых возможностей для дальнейшего изучения математики. |
10 | Мы исследуем школу. Ориентируемся в пространстве школы. Школа изнутри. | 1 | Работа в малой группе (умение распределять задания между участниками. Взаимоконтроль и взаимооценка в процессе работы над задачей.) | В процессе оценивается: Владение учащимися необходимым предметным материалом, умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить их с помощью решение задачи в целом. | Научить ориентироваться в пространстве школы, узнать, кто работает в школе. Развивать пространственное мышление; Развитие психических процессов-памяти, внимания, Образного мышления; развитие мелкой моторики рук. Воспитывать любознательность, толерантность, Коммуникативные умения. |
11 | Мы исследуем школу. Ориентируемся в пространстве школы. Школа снаружи. | 1 | |||
12 | Отгадываем пространственные загадки. | 1 | Учить различать и называть пространственные отношения: на, над, под. | В процессе оценивается умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить их с помощью решение задачи в целом. | Развивать пространственное мышление; Развитие психических процессов-памяти, внимания, Образного мышления; развитие мелкой моторики рук. |
13 | Фруктовая азбука. | 1 | Работа в малой группе (умение распределять задания между участниками. Взаимоконтроль и взаимооценка в процессе работы над задачей.) | В процессе оценивается умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить их с помощью решение задачи в целом. | Развивать пространственное мышление; Развитие психических процессов-памяти, внимания, Образного мышления; развитие мелкой моторики рук. |
14 | Твоё любимое число. | 1 | Нахождение информации в энциклопедиях и справочниках по теме исследования. | Владение предметными знаниями и умениями, умение применить их для решения конкретно-практической задачи. | Демонстрация учащимися умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт». |
15 | Одежда. | 1 | Сопоставление фактов и умение делать выводы на основе их анализа. | Оценивается умение выстроить с помощью выполнения отдельных заданий решение задачи в целом. | Развивать пространственное мышление; Развитие психических процессов-памяти, внимания, Образного мышления; развитие мелкой моторики рук. |
16 | Готовимся к Новому году. | 1 | Работа в малой группе (умение распределять задания между участниками. Взаимоконтроль и взаимооценка в процессе работы над задачей.) | Оценивается умение создавать собственные тексты и иллюстрированный материал к ним. | Демонстрация учащимися умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт». |
17 | Новогодняя ёлка. | 1 | |||
18 | Олимпийские игры. | 1 | Взаимоконтроль и взаимооценка в процессе работы над задачей.) | Оценивается умение анализировать данные, представленные в разных формах. | Демонстрация учащимися умения, работая в малой группе |
19 | Олимпийские игры. | 1 | |||
20 | Азбука для малышей. | 1 | Повторение изученных букв. Взаимоконтроль и взаимооценка в процессе работы над задачей.) | Оценивается умение создавать собственные тексты и иллюстрированный материал к ним. | Демонстрация учащимися умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт». |
21 | Космическая ракета. | 1 | Различие фигур по их признакам, сравнение величин, элементы сотрудничества в игровой деятельности. | Оценивается умение выстроить с помощью выполнения отдельных заданий решение задачи в целом. | Демонстрация учащимися умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт». |
22 | Встреча в лесу. | 1 | |||
23 | Помощь Колобку. | 1 | |||
24 | Спасение кота. | 1 | Чтение данных, зафиксированных разными способами, выбор оптимального способа решения. | Оценивается умение создавать собственные тексты и иллюстрированный материал к ним, владение необходимым предметным материалом, умение обосновывать решения. | Демонстрация учащимися умения переносить известные им способы действий в конкретно-практическую квазиреальную ситуацию. |
25 | Заселение жилого дома. | 1 | Повторение изученных букв, звуков. Взаимоконтроль и взаимооценка в процессе работы над задачей.) | Оценивается умение выстроить с помощью выполнения отдельных заданий решение задачи в целом. | Демонстрация учащимися умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт». |
26 | Выставка любимых книг. | 1 | |||
27 | Школа глазами детей. | 1 | Работа в малой группе (умение распределять задания между участниками. Взаимоконтроль и взаимооценка в процессе работы над задачей.) | Оценивается умение создавать собственные тексты и иллюстрированный материал к ним, владение необходимым предметным материалом, умение обосновывать решения. | Демонстрация учащимися умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт». |
28 | Напиши другу рисуночное письмо. | 1 | Работа в малой группе (умение распределять задания между участниками. Взаимоконтроль и взаимооценка в процессе работы над задачей.) | Оценивается умение создавать собственные тексты и иллюстрированный материал к ним | Демонстрация учащимися умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт». |
29 | Загадки. | 1 | Литературное чтение: - умение анализировать художественные произведения разной видо-жанровой принадлежности; - умение сравнивать и ранжировать фольклорные произведения малых форм (загадка, считалка, небылица, скороговорка; - владение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового) чтения. Окружающий мир: - владение понятиями «неживая и живая природа», «изделия человека», «звери», «птицы», «насекомые». - знание зверей, птиц, насекомых, явлений природы своего края в пределах программы 1 класса. Метапредметные: - чтение, анализ, классификация, обобщение, умение разгадывать загадки. | При подведении итогов работы оценивается: владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации; правильность выполнения задания; способность на протяжении всего решения задачи удерживать её специфику; умение планировать собственные действия, распределять задания в соответствии с возрастными возможностями; перенос способов действий, освоенных в одном учебном предмете или теме, на другие предметы или темы; умение работать с предложенным текстовым материалом, выделять из него загадки, отсеивать лишнее, не имеющее отношения к решению данной задачи; коммуникативные умения при работе в малой группе и их влияние на конечный результат. | Демонстрация учащимися: степени освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях умения работать в малой группе |
30 | В мире животных. | 1 | Чтение данных, зафиксированных разными способами, выбор оптимального способа решения. | работать в группе ( коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи; работа с разными текстами. | демонстрация учащимся усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартной ситуации; умения работать в малой группе, создавать конечный результат – набор материалов для телепередачи – объединённых одной темой. |
31 | Построй дом. Итоговая предметная проектная задача. | 1 | Владение различными средствами моделирования отношений равенства или неравенства, разностного отношения. Комбинирование фигур по образцу. Работа в малой группе. | Демонстрация учащимися усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях. | Оценивается владение предметными знаниями и умениями, умение применять их для решения практической задачи. |
32 | Как я проведу летние каникулы. | 1 | Общеучебные умения: - элементы одно и разновозрастного сотрудничества в игровой деятельности. - соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала; - фиксация сообщений в виде графического изображения; - высказывание собственной точки зрения; -публичное выступление; | Демонстрация учащимися усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях. | Демонстрация учащимися умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт». |
33 | Прощание с 1 классом. Чему мы научились? | 1 |
Учебно-тематическое планирование
Класс. | Четверть. | Кол-во часов. |
1 | I | 8 |
II | 8 | |
III | 10 | |
IV | 7 | |
Итого | 33 |
Поурочное планирование курса «Решение проектных задач» во 2 классе
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача. | Способ и формат оценивания результатов работы. | Планируемый педагогический результат. |
1 | Состав второго десятка. | 1 | Обучение младших школьников совместному решению поставленных задач. Подготовка к предъявлению результатов и оцениванию усвоения темы. Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей. | Оценка взаимодействия учащихся, при работе в малой группе проводится путем экспертного педагогического наблюдения и оформляется в виде экспертного листа. Публичное выступление групп. Оценка другой группой через оценочный лист с заданными критериями. | Демонстрация учащимися: - усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; - умения, работая в малой одновозрастной группе |
2 | Кот и пёс. Мы разные, но и так похожи ... | 1 | Умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу. Обучение младших школьников совместному решению поставленных задач. Подготовка к предъявлению результатов и оцениванию усвоения темы. Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей. | Оценка взаимодействия учащихся, при работе в малой группе проводится путем экспертного педагогического наблюдения и оформляется в виде экспертного листа. Публичное выступление групп. Оценка другой группой через оценочный лист с заданными критериями. | Демонстрация учащимися: - усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; - умения, работая в малой одновозрастной группе; - умение создавать конечный «продукт» - иллюстрированный журнал, объединенный общей темой. |
3 | Настоящий друг | 1 | Умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу Умение преобразовывать художественные тексты | Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа. Получившийся в ходе работы «продукт» предлагается для оценивания другой группе через оценочный лист с заданными критериями | Демонстрация учащимися: Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; Умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» набор иллюстрированных текстов, объединённых общей темой и позиционностью изложения |
4 | Состав числа | 1 | |||
5 | Мир глазами животных. | 1 | Владение понятием «точка зрения», умение преобразовывать художественные тексты от лица героя, умение поддерживать и решать поставленную авторскую задачу. | Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа. Получившийся в ходе работы «продукт» предлагается для оценивания другой группе через оценочный листс заданными критериями. | Демонстрация учащимися усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях. |
6 | Путешествие в страну Мастеров. | 1 | |||
7 | Мозайка. | 1 | Умение пользоваться информацией полученной в результате исследовательско-поисковой деятельности. Умение работать в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль. Знание правил по технике безопасности при работе с ножницами. Умение составлять алгоритм создания изделия из мозаики. | Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист). Публичное выступление групп. | Демонстрация учащимися: – усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; – умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный “продукт” ? набор иллюстрированных текстов, объединенных общей темой “Мозаика”, панно, для украшения спальной комнаты в группе продленного дня, – формирование исследовательских, творческих форм мышления; развитие познавательных способностей, навыков самостоятельной деятельности, умения публично выступать и представлять свой проект. |
8 | Королева точка. | 1 | |||
9 | Красная книга или возьмем под защиту. | 1 | - использование детьми знаний о полученном материале; - работа со справочным материалом; - соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала; - высказывание собственной точки зрения; - публичное выступление; - элементы разновозрастного сотрудничества в игровой деятельности; - работать в группе | При подведении итогов работы оценивается: - владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации; - умение действовать согласно инструкции; - правильность выполнения отдельных заданий; - умение обосновывать действия; - способность на протяжении всего решения задачи удерживать её специфику; - умение планировать собственные действия, распределять задания в соответствии с возрастными возможностями; - умение работать со справочным материалом, выделять из него необходимую информацию, отсеивать данные, не имеющие отношения к решению данной задачи; коммуникативные умения при работе в малой разновозрастной группе и их влияние на конечный результат. | Демонстрация учащимися: - степени освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях, умения объединять способы действий из разных дисциплин для достижения цели; - умения работать в малой разновозрастной группе, создавать конечный продукт – альбом. |
10 | Родословная. | 1 | Работа в малой группе: организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль | Оценка решения заданий, выполненных группой. Оценка коммуникативных умений младших школьников. Оценка промежуточного и итогового продуктов экспертной комиссией и другими учащимися. | Демонстрация учащимися усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартной ситуации, умения, работая в малой группе, создавать конечный продукт – набор иллюстрированных текстов, объединенных общей темой. |
11 | Издание детского литературного журнала «В мире собак». | 1 | |||
12 | Конструируем мир. | 1 | Комплексное использование знаний из различных учебных дисциплин в смежных предметных областях | Оценка решения заданий, выполненных группой. Оценка коммуникативных умений младших школьников. Оценка промежуточного и итогового продуктов экспертной комиссией и другими учащимися. | Освоение учащимися 2 классов коммуникативных навыков при работе в разновозрастной группе. Овладение способами прогностической оценки при планировании совместной работы. Умение представлять результаты своей работы в различных формах |
13 | Конструируем мир. | 1 | |||
14 | Конструируем мир. | 1 | |||
15 | Красная Шапочка. | 1 | |||
16 | Готовимся к Новому году. | 1 | |||
17 | Окончание – значимая часть слова. | 1 | Знакомятся с работой окончания, его функцией в языке. | Публичная презентация результатов, анкетирование после презентации. | Формирование навыков работы во взаимодействии. |
18 | Спасение учёного кота. | 1 | Русский язык: -умение находить орфограммы, определять тип высказываний, главные члены в предложении, алфавит. Литературное чтение: -умение работать с текстом, озаглавливать, определять жанр текста. Математика: -умения сравнивать величины, складывать и вычитать многозначные числа, работать с геометрическим материалом. Окружающий мир: -умения определять и классифицировать предметы живой и неживой природы. Общеучебные умения: -элементы сотрудничества в игровой деятельности. -развитие творческих и рефлексивных способностей. -развитие речевых навыков. | Оценка индивидуальных возможностей учащихся (по выполненным заданиям) Оценка стартовых коммуникативных возможностей отдельных учащихся и класса в целом. | Демонстрация учащимися возможностей для дальнейшего изучения учебных предметов.Ознакомление учащихся с перспективами в изучении содержания курса 2 класса. Создание маршрута по карте Знаний.Освоение первичных навыков совместной работы в малой группе. |
19 | Математика на планете Синус. | 1 | Измерение длины и площади, умение составлять собственные задачи заданной тематики. | Владение предметным материалом, способность на протяжении всего решения задачи удерживать её специфику. | Демонстрация учащимися усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях. |
20 | Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм» | 1 | Второклассники в течение года осваивали способы, с помощью которых можно проверять орфограммы. | Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе, публичное выступление групп. | Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год. |
21 | Последствия лесного пожара. | 1 | Комплексное использование знаний из различных учебных дисциплин в смежных предметных областях | Оценивается: – владение предметными знаниями и умениями; – умение применить их для решения конкретно-практической задачи. | Демонстрация учащимися: Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях. Умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» - иллюстрированный журнал, в котором помещены произведения устного народного творчества, собранные детьми. |
22 | Пейзаж-настроение. | 1 | Комплексное использование знаний из различных учебных дисциплин в смежных предметных областях | ||
23 | Крошечка-Хаврошечка. | 1 | Комплексное использование знаний из различных учебных дисциплин в смежных предметных областях | ||
24 | Бабочки. | 1 | Комплексное использование знаний из различных учебных дисциплин в смежных предметных областях | ||
25 | Устное народное творчество. | 1 | Владение понятием «устное народное творчество». Умение составлять произведения устного народного творчества. Умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу. | Оценка взаимодействия учащихся, при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа. | Демонстрация учащимися: Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях. Умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» - иллюстрированный журнал, в котором помещены произведения устного народного творчества, собранные детьми. |
26 | Ковёр. | 1 | 1) Работа с текстом. 2) Измерение величины в позиционной системе счисления. 3) Действия с многозначными числами (сложение и вычитание). 4) Работа в парах: организация работы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль. | Оценивается: – владение предметными знаниями и умениями; – умение применить их для решения конкретно-практической задачи. | Демонстрация учащимися освоения предметного материала, охватывающего курс математики второго класса, и возможностей переносить известные им способы действий в условия модельной (квазиреальной) ситуации, приближенной к реальным условиям. |
27 | Издательство цветочного города. | 1 | Умение составлять устный рассказ по теме. Умение работать в группе Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку в процессе работы над задачей | Оценка уровня сформированности УУД проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа | Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях. |
28 | Город вежливых слов. День 1 | 1 | |||
29 | Город вежливых слов. День 2 | 1 | |||
30 | Город вежливых слов. День 3 | 1 | |||
31 | Хитрость змея Горыныча. | 1 | Умение прокладывать маршрут, вычислять длину пути используя масштаб. Умение записывать слова с непроверяемыми гласными. Умение систематизировать слова по теме. Умение составлять устный рассказ по теме. Умение работать в группе Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку в процессе работы над задачей | В процессе решения задачи оценивается: владение учащимися необходимым лексико-грамматическим, предметным материалом; умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить их с помощью решения проектной задачи в целом; уровень сформированности УУД Оценка уровня сформированности УУД проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа | Демонстрация учащимися предметных навыков по математике, русскому языку, технологии, окр. Миру. Умение создавать конечный продукт, работая в малой группе – обращение к Змею Горынычу |
32 | Конструируем сценарий праздника. День 1 | 1 | 1)умение ориентироваться в мире детской литературы и изобразительного искусства на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной литературы , произведений знаменитых художников; 2)умение самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги по заданной тематике 3)умение ориентироваться в книге по названию, оглавлению; 4)умение самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой; 5)знание литературных жанров и художественных 6)создание собственных текстов в соответствии с заданным жанром; 7)иллюстрирование стихотворных текстов, составление эскизов по заданной теме. | 1.Оценка решения заданий, выполненных группой. 2.Оценка коммуникативных умений младших школьников. 3.Оценка итогового продукта экспертной комиссией | Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях. Создание конечного «продукта» - сценария праздника весны Освоение учащимися 2 классов коммуникативных навыков при работе в разновозрастной группе. |
33 | Конструируем сценарий праздника. День 2 | 1 | |||
34 | Конструируем сценарий праздника. День 3 | 1 |
Тематическое планирование курса «Решение проектных задач» для 3 класса.
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача. | Способ и формат оценивания результатов работы. | планируемый педагогический результат. |
1 | Дом в Простоквашино. | 1 | Общеучебные умения:
выбор адекватных форм представления результатов работы | При подведении итогов работы оцениваются:
Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе. | Демонстрация учащимися:
умения, работая в малой разновозрастной группе, создать конечный «продукт» - иллюстрированный текст, содержащий связное описание основных этапов решения проектной задачи и полученных результатов |
2 | Вокруг света. | 1 | Учащиеся на этом этапе знакомятся с работой окончания, его функцией в языке, названиями падежей русского языка и их вопросами. Они умеют определять падеж любого слова — названия предмета или признака. Для этого они используют лишь два вспомогательных слова стена и стол. По окончаниям этих слов, вставленных в контекст, дети определяют падеж нужного слова. Также они могут поставить слово в нужную форму с помощью падежных вопросов | 1.Наблюдение за взаимодействием групп непосредственно во время выполнения работы (экспертный лист). 2. Публичная презентация результатов (выступление и оформление стенда). 3. Анкетирование после презентации | распределять обязанности и время, уметь договариваться, аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения других членов группы и уважительно к ним относиться). |
3 | Как рождается герой? | 1 | 1.Умения выделять основные части в тексте, характеризовать сказочного героя 2. Использование характерного ритма при построении народных сказок: повторы, цепочка событий, повторы речевых конструкций и слов. 3. Умение отличать сказку от других литературных жанров. | Взаимопроверка рабочих групп, оценка выступающих учеников учителем | Демонстрация учащимися: 1. Находить в текстах сходные действия героев. 2. Точными предложениями формулировать тему основных частей литературных произведений. 3.Составление Таблицы 2: Закон построения сказки. |
4 | Макет города будущего. | 1 | |||
5 | Многообразие животных. | 1 | Понимание учащимися основания для классификации групп животных, распознавание некоторых видов животных. Изготовление дидактических игр с использованием знаний по предмету. Умение творчески подходить к выполнению практической работы. Умение сотрудничать в малой группе. Взаимоконтроль и взаимооценка в процессе решения проектных задач. | Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа. Получившийся в ходе работы “продукт” предлагается для оценивания другой группе (или присутствующим на уроке гостям) через апробирование данного набора дидактических игр. | Каждый ученик сможет оценить уровень своих знаний и умений в рамках предметного материала, изученного по теме “Разнообразие животногомира”Учащиеся покажут умения работать в малой одновозрастной группе и создадут конечный “продукт” – набор дидактических игр, объединённых общей темой. |
6 | Последствия лесного пожара. | 1 | |||
7 | Секреты авторского замысла. | 1 | Владение понятием «Авторский замысел» Умение преобразовывать художественные тексты Умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу Умение создавать собственные тексты в соответствии с темой | Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа. Получившийся в ходе работы «продукт» предлагается для оценивания другой группе через оценочный лист с заданными критериями | Демонстрация учащимися: Усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; Умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» - набор иллюстрированных текстов, объединенных общей темой и позиционностью изложения |
8 | Схемы – помощницы для определения членов предложения | 1 | Русский язык Третьеклассники освоили синтаксический разбор предложения, знают и определяют главные и второстепенные члены предложения Общеучебные умения • работа в группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль; • работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу); | При подведении итогов работы оценивается: • владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом; • Оценивание взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в группе | Демонстрация учащимися: • усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; • часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях; • умение, работая в группе, создать конечный «продукт» — схему для учащихся младших классов |
9 | Что нам стоит дом построить | 1 | Работа с текстом Применение классификации по описанию приведенному в текстах задания Работа в малой группе умение распределять задания между участниками Взаимоконтроль и взаимооценка в процессе работы | В процессе решения задачи оценивается: Владение учащимися навыка работы с текстом Умение правильно выполнять задания и выстраивать с их помощью решение задачи в целом Умение взаимодействовать в малой группе при рении общей задачи | Демонстрация учащимися работы с текстами (поиск явной и относительно скрытой информации) Умение создавать конечный «продукт»- текста – описания «Наш новый дом», работая в малой группе. |
10 | Геометрические фигуры. | 1 | Математика -распознавание многоугольников, выделение их элементов; -измерение величин и сравнение (периметр, площадь); -построение простейших многоугольников; Общеучебные умения -работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взимоконтроль; -работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу) | При подведении итогов работы оценивается: -владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом; -умение действовать согласно инструкции. Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе | Демонстрация учащимися: -усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; -знаний и умений в построении простейших многоугольников с помощью чертёжных инструментов; -умение, работая в малой группе,создать конечный «продукт» |
11 | Схемы – помощницы для определения членов предложения | 1 | Общеучебные умения | При подведении итогов работы оценивается: | Демонстрация учащимися: |
12 | Как стать сказочником? День 1 | 1 | -Обработка полученной информации. -Выбор оптимального способа решения. | В результате решения задачи оценивается: - умение создавать собственный "продукт-сказку для маленьких человечков с далекой планеты ; -владение необходимым предметным материалом; - умение взаимодействовать в малой группе при решении задачи. | Демонстрация учащимися возможности применения предметного материала в новых условиях и умения создавать "продукт"- новую сказку на основе кластера. |
13 | Как стать сказочником? День 2 | 1 | |||
14 | Как стать сказочником? День 3 | 1 | |||
15 | Как стать сказочником? День 4 | 1 | |||
16 | Кто такие птицы? | 1 | Предметные умения: - находить дополнительный материал с учетом измененной ориентировки; - представлять данные в разной форме (таблица, текст, профиль и т.д.); - анализировать данные, представленные разными способами (диаграмма, текст, изолинии и т.д.); Общеучебные умения: – работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль; – работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию от зашумленной; | На обсуждение выносятся созданные учащимися продукты – буклеты. Оценивается: – уровень работы с предметным материалом; – отражение в продукте промежуточных результатов работы; – их связка в единое целое. Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе | Демонстрация учащимися: – освоения предметного материала и возможностей применять его в новых условиях; – умения, работая в малой разновозрастной группе, создать конечный «продукт» – буклет, содержащий связанное описание и сборку отдельных результатов решения задачи. |
17 | Однородные члены предложения. | 1 | Русский язык Учащиеся на данном этапе закрепляют полученные знания. Общеучебные умения -работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взимоконтроль; -работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу) | При подведении итогов работы оценивается: -владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом; -умение действовать согласно инструкции. Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе | Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала. -Часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях. -Учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания. |
18 | Приключения Синбада-морехода. | 1 | 1. Работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль; 2. Работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию; 3. Выбор форм представления результатов работы. | I. Умение находить и использовать представленный в разных формах и разных частях работы содержательный материал, дополнять его собственными знаниями и представлениями, не уходя при этом в сторону беспочвенного фантазирования; II. Владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом; III. Умение полно и обоснованно решать задачи; IV. Умение создавать собственные тексты и иллюстрации к ним. Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе. | Демонстрация учащимися: 1. Усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; 2. Умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт» - иллюстрированный текст, содержащий связное описание основных этапов решения проектной задачи и полученных результатов. Способ и формат оценивания результатов работы |
19 | Стройка. | 1 | |||
20 | Танграм. | 1 | Учебные 1. Распознавание многоугольников, выделение их элементов; 2. Измерение и сравнение величин (периметр, площадь) 3. Построение простейших многоугольников Общеучебные умения
| При подведении итогов работы оценивается: Владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом; Умение действовать согласно инструкции. Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе. | Демонстрация учащимися: Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях Знаний и умений в построении простейших многоугольников с помощью чертежных инструментов Умение работая в малой группе, создать конечный «продукт» - инструкцию для играющего (при составлении определенной фигуры) и новую игру |
21 | Танграм. | 1 | |||
22 | Мир глазами животных. | 1 | Владение понятием «точка зрения». Умение преобразовывать художественные тексты от лица героя. Умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу. | Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа. | Демонстрация учащимися усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» - набор иллюстрированных текстов, объединённых общей темой и позиционностью изложения. |
23 | Тайны океана. | 1 | Изображение рельефа с помощью изолиний. Применение нового способа по описанию, приведённому в тексте задания. Работа в малой группе. | Владение учащимися необходимым предметным материалом, умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом. | Демонстрация учащимися способности переносить ранее известный способ изображения неровностей земной поверхности в новую ситуацию. |
24 | Математика на планете Синус. | 1 | Измерение длины и площади, умение составлять собственные задачи заданной тематики. | Владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации | Умения, работая в малой группе или в паре, создать конечный «продукт» - собственную задачу и математический справочник по измерению величин. |
25 | Доктор Айболит. | 1 | Общеучебные умения:
выбор адекватных форм представления результатов работы. | Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе. | Демонстрация учащимися: усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт» - иллюстрированный текст, содержащий связное описание основных этапов решения проектной задачи и полученных результатов |
26 | Белоснежка и гномы. | 1 | |||
27 | День Космонавтики. | 1 | – работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль; | Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе | Демонстрация учащимися: |
28 | Новый друг. | 1 | Умение работать в группе. Умение распределять обязанности. Умение находить информацию, ее обрабатывать. Умение представлять готовый продукт. | Наблюдение за работой группы. Экспертные листы. | Формирование у учащихся навыков работы в группе (распределять обязанности и время, уметь договариваться, выслушивать мнения других членов группы и уважительно к ним относиться) . Уметь работать в нестандартной ситуации. |
29 | Пейзаж – настроение. | 1 | |||
30 | Устное народное творчество. | 1 | Владение понятием «устное народное творчество». Умение составлять произведения устного народного творчества. Умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу. | Оценка взаимодействия учащихся, при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа. | Демонстрация учащимися: Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях. Умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» - иллюстрированный журнал, в котором помещены произведения устного народного творчества, собранные детьми. |
31 | Красная шапочка. | 1 | |||
32 | Конструируем сценарий праздника. День1 | 1 | 1)умение ориентироваться в мире детской литературы и изобразительного искусства на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной литературы , произведений знаменитых художников; 2)умение самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги по заданной тематике 3)умение ориентироваться в книге по названию, оглавлению; 4)умение самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой; 5)знание литературных жанров и художественных 6)создание собственных текстов в соответствии с заданным жанром; 7)иллюстрирование стихотворных текстов, составление эскизов по заданной теме. | 1.Оценка решения заданий, выполненных группой. 2.Оценка коммуникативных умений младших школьников. 3.Оценка итогового продукта экспертной комиссией | Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях. Создание конечного «продукта» - сценария праздника весны Освоение учащимися 3 классов коммуникативных навыков при работе в разновозрастной группе. |
33 | Конструируем сценарий праздника. День 2 | 1 | |||
34 | Конструируем сценарий праздника. День 3 | 1 |
Тематическое планирование курса «Решение проектных задач» для 4 класса.
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача. | Способ и формат оценивания результатов работы. | Планируемый педагогический результат. |
1 | Проектируем парк. | 1 | Умение вычленять необходимую информацию; Измерение длины и площади; Распознавание многоугольников, выделение их элементов; Работа в группе: организация работы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль | При подведении итогов работы оценивается: Владение предметными знаниями и умениями; Умение применять их для решения конкретно-практической задачи. | Демонстрация учащимися: Усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; Знаний и умений в построении прямоугольника с помощью чертёжных инструментов; Умения, работая в малой группе, создать «конечный продукт»-проект парка. |
2 | Жизнь на необитаемом острове. | 1 | Работа в группе: организация работы, распределение заданий между учащимися группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль. | Оценивается правильность конечного результата, а так же активность каждого члена группы. | Демонстрация учащимися: Усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях |
3 | Жизнь на необитаемом острове. | 1 | |||
4 | Ремонт класса. | 1 | Умение вычленять требуемую информацию, представленную в разных видах. Перевод описания квазиреальной ситуации на математический язык. Владение способом выполнения действий с величинами и решения Работа в группе: организация работы, распределение заданий между учащимися группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль. | Оценивается правильность конечного результата, а так же активность каждого члена группы. Оценивается по двум направлениям: самооценка по линейке Цукермана (правильность, активность, общий вклад в работу группы) и коллективная оценка группой. Оценка взаимодействия в группе фиксируется в экспертном листе, в котором указываются распределение работы между учащимися группы, взаимодействие учащихся в ходе работы, в какой степени организация работы внутри группы повлияла на полученный результат. | Демонстрация учащимися: Усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; Умения, работая в группе, создать конечный “продукт”- смета расходов на ремонт одного из объектов класса и представить свои результаты. |
5 | Стихотворение ИС Никитина «Русь»- гимн отчей земле. | 1 | Умение делить текст на смысловые части Умение выделять главную мысль, идею текста Умение формулировать выводы Умение строить взаимоотношение в малой группе Умение аргументировать свой ответ и отстаивать свою точку зрения | Экспертные листы. Получившийся продукт предлагается для оценивания экспертам | Демонстрация учащимися: Усвоения изучаемого материала и возможностей применять его в нестандартной ситуации Умения, работая в малой группе, создавать конечный продукт-электронную презентации. |
6 | Дом в Простоквашино. | 1 | работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль; работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию, зашумленную несущественной; умение находить недостающую информацию в разных видах источников | Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе. | усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; умения, работая в малой разновозрастной группе, создать конечный «продукт» - макет, содержащий связное описание основных этапов решения проектной задачи и полученных результатов |
7 | Дом в Простоквашино. | 1 | |||
8 | Доктор Айболит. | 1 | работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль | Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе. | усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт» - иллюстрированный текст, содержащий связное описание основных этапов решения проектной задачи и полученных результатов |
9 | День без родителей. | 1 | |||
10 | Загадочный мир животных. | 1 | Знания о животном мире леса. Умение работать с разными видами текстов. Умение вычленять требуемую информацию, представленную в разных видах. Работа в малой группе (умение распределять задания между участниками) | В процессе решения задачи оценивается: Владение учащимися необходимым предметным материалом Умения правильно выполнять задания Умение взаимодействовать в малой группе при решении проектной задачи | Демонстрация учащимися: усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; умения, работая в группе, создать конечный “продукт” и представить свои результаты. |
11 | Новый друг. | 1 | |||
12 | Природные зоны России. | 1 | Умение работать с разными видами текстов. Умение вычленять требуемую информацию, представленную в разных видах. Работа в малой группе (умение распределять задания между участниками) | Владение учащимися необходимым предметным материалом Умения правильно выполнять задания Умение взаимодействовать в малой группе при решении проектной задачи | Демонстрация учащимися: усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; умения, работая в группе, создать конечный “продукт” и представить свои результаты. |
13 | Старинные меры длины. | 1 | |||
14 | Глагол. | 1 | |||
15 | Красная шапочка. | 1 | работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль | Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе. | Демонстрация учащимися: усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; умения, работая в группе, создать конечный “продукт” и представить свои результаты. |
16 | Помоги Деду Морозу. | 1 | |||
17 | Математика на планете Синус. | 1 | Измерение длины и площади, умение составлять собственный математический текст. | Владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации. | Усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных ситуациях. |
18 | Математика на планете Синус. | 1 | |||
19 | Математика на планете Синус. | 1 | |||
20 | Математика на планете Синус. | 1 | |||
21 | Возрождение. | 1 | Проведение самостоятельного исследования. Чтение данных, зафиксированных разными способами. Сопоставление фактов и умение делать выводы на основе их анализа. | Умение создавать собственные тексты и иллюстрированный материал к ним. Умение обосновывать решения. | Умения переносить известные им способы действий в конкретно-практическую квазиреальную ситуацию. |
22 | Возрождение. | 1 | |||
23 | Общешкольный родительский комитет. | 1 | Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах. Владение способом умножения многозначных чисел. | Владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации. Умение создавать собственные тексты и иллюстрированный материал к ним. Умение обосновывать решения. | Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях. Умение, работая в малой группе, создать конечный «продукт» - подготовить смету расходов на наиболее выгодную покупку учебников и тетрадей и привести соответствующие обоснования. |
24 | Общешкольный родительский комитет. | 1 | |||
25 | Весна в произведениях поэтов классиков. | 1 | применять знания базового курса по предмету «литературное чтение» «информатика», по развитию речи; определять возможные источники информации и способы ее поиска; осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении; анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (презентации); создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, презентации); использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений; при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий. закреплять пользовательские навыки работы на ПК (текстовый, графический редактор, программой создания презентаций). | Оценивание работ учащихся в целом направлено на интересы учеников, происходит в течение всего проекта и обеспечивает достоверной информацией о качестве и глубине изученного учениками материала, соответствующего целевым стандартам и задачам учебного курса. План проекта помогает ученикам чувствовать ответственность за свое обучение. Ученики определяют цели, вырабатывают стратегии для их достижения, создают временной график работы, определяют критерии оценивания. Проверочный лист может использоваться учениками для оценивания навыков совместной деятельности. отзывы со стороны. | развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности. |
26 | Весна в произведениях поэтов классиков. | 1 | |||
27 | Весна в произведениях поэтов классиков. | 1 | |||
28 | Весна в произведениях поэтов классиков. | 1 | |||
29 | Весна в произведениях поэтов классиков. | 1 | |||
30 | Весна в произведениях поэтов классиков. | 1 | |||
31 | Приезжайте к нам на Байкал. | 1 | |||
32 | Конструируем сценарий праздника. | 1 | 1)умение ориентироваться в мире детской литературы и изобразительного искусства на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной литературы , произведений знаменитых художников; | 1.Оценка решения заданий, выполненных группой. 2.Оценка коммуникативных умений младших школьников. 3.Оценка итогового продукта экспертной комиссией | Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях. Создание конечного «продукта» - сценария праздника весны Освоение учащимися 4 классов коммуникативных навыков при работе в разновозрастной группе. |
33 | Конструируем сценарий праздника. | 1 | |||
34 | Конструируем сценарий праздника. | 1 |
Описание материально-технического обеспечения.
Литература для учителя:
- «Проектные задачи в начальной школе»; под редакцией А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
- Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. А,А,Плешаков. – 2-е изд. – М,: Просвещение, 2010.
Оборудование для учащихся:
- альбом для рисования;
- цветные карандаши, фломастеры:
- тетрадь.
Техническое обеспечение:
- компьютер;
- телевизор;
- DVD;
- фотоаппарат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность» для 4 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса...
Рабочая программа курса по проектной деятельности " Всё узнаю. всё смогу!" для начального общего образования 2 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361468","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 107px; width: 120px;"}}]]Рабочая программа курса по проектной дея...
Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности для 3-4 классов "Родной край"
Пояснительная записка и планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность", 4 класс 2016-2017 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру, а т...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 1 класса
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Проектная деятельность" для 2 класса направлена на формирование проектной деятельности обучающихся.Проек...
Рабочая программа внеурочной деятельности проектной мастерской экологической направленности «Росток» для обучающихся 3 – 4-х классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной об...