РП курса внеурочной деятельности "РОСТ" 68 часов. 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
РП курса внеурочной деятельности РОСИ (развитие, общени е, сотрудничество, творчество). Направление: духовно-нравственное вос питание. Срок реализации программы: 1 год (68 часов). РП содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, описание содержания РП, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rost_rp_vneurochnaya_detelnost.docx | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
гимназия № 42 Приморского района Санкт-Петербурга
Рассмотрена Принята Утверждаю
Методическим объединением Педагогическим советом Приказ от_______№____
Протокол от _________№____ Протокол от _______№____ Директор ГБОУ гимназия №42
___________Хорунжая Т.В.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
РОСТ (развитие, общение, сотрудничество, творчество)
(направление: «Духовно-нравственное воспитание»)
Для учащихся 4-х классов
Срок реализации программы - 1 год
Воспитатель: Ерофеева Т.А
Санкт-Петербург
2016-2017 уч.год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 3-4
2. Учебно-тематический план 5-6
3. Содержание внеурочной образовательной
программы 7-10
4. Список используемой литературы 11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Пояснительная записка составлена к программе по внеурочной деятельности РОСТ (развитие, общение, сотрудничество, творчество).
Занятия по данной программе проводятся 2 раза в неделю. Всего 68 часов в год.
Программа предназначена для учащихся 4-классов (возраст: 11 лет)
Одним из направлений воспитательной работы в ГПД является духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Все родители хотят, чтобы их ребенок был добрым, умным, порядочным и благовоспитанным. Но, к сожалению, в современном обществе зачастую дети растут капризными, жадными, драчливыми и непослушными. Что делать? Можно ли воспитать счастливого ребенка, если сам педагог или семья ребенка несчастливы? И какова тогда роль педагога? Уверена, наша задача – увлечь ребёнка своей верой в прекрасное, оптимизмом и умением на занятиях создавать другой мир, альтернативный агрессии, бездуховности, глупости и безнравственности.
По мнению кандидата философских наук Леонида Юрьевича Писарчик школа должна давать основы фундаментальных наук, развивать интеллект и, опираясь на достижения гуманитарных наук и лучшие образцы искусства, углублять духовные интересы учащихся. Главные силы и способности человека формируются духовным творчеством, культурой, моралью, интеллектуальным напряжением. Действительно, состоятельность наша, как Человека с большой буквы, зависит от уровня развития нашей духовно-нравственной культуры. Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений о взаимопонимании, любви, милосердии, доброте, культуре общения, можно потерять себя, не найти свое призвание, не смочь выразить чувство любви ко всему живому.
Конечно же, общее образование детям даёт школа, но развитию личности, раскрытию его способностей и духовно-нравственному воспитанию способствует именно внеурочная деятельность. Нравственные знания, которые дети приобретают на внеурочных занятиях, информируют их о нормах поведения в современном обществе, дают представление о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей, формируют терпимость и учат взаимопониманию, общению, сотрудничеству.
Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его общечеловеческие ценности:
любовь к матери, к Родине, патриотизм, свободу воли, понятие добра и зла, совесть, веру в себя, надежду.
Сегодня в начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через внеурочную деятельность. Оно имеет целый ряд направлений. В один из разделов внеурочной дечтельности «Духовно-нравствпенное воспиатине» и входит программа РОСТ (развитие, общение, сотрудничество, творчество).
В своей работе использую коммуникативные, исследовательские и игровые технологии. На внеурочных занятиях через игру, анализ ситуаций, взятых из жизни, через проявление творческих способностей помогаю учащимся познать себя и окружающий мир. Учу их ценить труд людей, свободу свою и чужую, любить всё живое, терпимо относиться к окружающим.
Огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания дают занятия, предусмотренные в данной программе по основным трём разделам. В первом разделе «Интеллектуально-познавательная деятельность» запланированы такие занятия как развивающие игры, викторины на разные темы (тематические и приуроченные к праздникам). Во втором разделе, входящем в курс программы РОСТ «Художественно-трудовая деятельность - занятия худоественно-прикладного направления: поделки из природного материала и из бумаги в разных техниках (плетение, квиллинг, оригами, вырезание и прорезание), посвящённые различным праздничным датам.
Реализуя интеллектуальное направление, стремлюсь не только к усвоению программного материала, но и расширению общего кругозора, формированию и развитию умений самостоятельно добывать необходимые знания, приобретать умения и навыки. На занятиях «Занимательная грамматика» ребята развивают свои мыслительные качества, речь. Дети с удовольствием проверяют свою эрудицию на интерактивных тренажёрах, учатся работать с компьютером.
Третье направление данной программы РОСТ - « Развивающие коллективные игры» ориентирована на формирование у школьников признания ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Во время занятий учащиеся не только разучивают новые коллективные, развивающие игры, нот и учатся гуманным отношениям между собой во время игр, отношениям взаимного сотрудничества и коллективизма, общительности и коммуникабельности. Во время занятий у ребят воспитываются такие важные качества, как воля, сознательная дисциплина. Дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.
Формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, воспитателя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов воспитательной , в том числе и в начальной школе.. Оно помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей. А в дальнейшем поможет нашим детям найти своё место в жизни и использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце». В.А.Сухомлинский
Основными целями воспитательной работы, проводимой по направлению духовно-нравственного воспитания являются:
- социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
- -развивать познавательные способности у детей школьного возраста путем обогащения опыта познавательно- исследовательской деятельности
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях;
- знакомство воспитанников с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
- -развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- Вовлечении детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия
- Воспитание у детей бережного отношения к вещам, учебному оборудованию.
Основные направления воспитательной работы с детьми в ГПД 4-ых классов по программе РОСТ:
- Развитие – формирование у учащихся интеллектуальной культуры, развитие любознательности, кругозора; создание условий и оказание помощи учащимся в развитии в себе способности мыслить рационально, проявлять целесообразно и эффективно свои интеллектуальные знания и умения в жизни.
- Общение – формировать у учащихся культуру общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель», «взрослый-ребенок»; вооружить детей приёмами преодоления проблем в общении, создать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех воспитанников; знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных поколений, их опытом общения (как позитивным, так и негативным).
- Сотрудничество – формирование у учащихся нравственной культуры, понимания смысла человеческой жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей; развитие у детей желания и потребности поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях и умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. Развитие коммуникативных навыков.
- Творчество – развитие потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Универсальные учебные действия:
Личностными результатами программы являются:
- Развитие целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
- Сохранение, укрепление и дальнейшее формирование главной ценности воспитанника – здоровье.
- Формирование потребности заботиться о своем физическом и психическом здоровье.
- Формирование самостоятельного выполнения домашнего задания и самоконтроля поведения, способствующего успешной социальной адаптации.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- Обучение воспитанников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания самостоятельности и укрепления здоровья.
- Обучение воспитанников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения самостоятельности и, поддержания и укрепления здоровья.
Метапредметные результаты:
- Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
- Действовать в соответствии с общепринятыми правилами.
- Участвовать в решении проблемных вопросов,
- высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
- Моделировать ситуацию, описанную в литературе.
- Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
- Участвовать в диалоге.
- Оценивать процесс поиска решения задачи.
- Включаться в групповую работу.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Предметные результаты освоения программы:
Научится:
- участвовать:
- в конкурсах рисунков, поделок;
-в беседах, интеллектуальных дискуссиях;
- в викторинах, конкурсах;
- в коллективных играх;
- выполнять поделки из разных материалов;
- готовить подарки для кого-то, украшать класс к празднику;
- изготавливать поделки в разных бумажных техниках;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Дата проведения | |
1. | Ввводное занятие. Игры на сплочение коллектива «Знакомство по кругу» | 1 | ||||
2, | Развивающие коллективные игры: «Угадай фигуру» «Отгадай, что за предмет» Поменяйтесь местами те…» «Разведчики и часовые» «Кто б ольше запомнит», «Третий лишний» Командные эстафетные игры Настольные игры, соответствующие возрасту обучающихся | 20 | 20 | |||
3. | Интеллектуально-познавательная деятельность Кроссворды. «Составь кроссворд». «Угадай имя» Игры в слова. «На одну букву» Буквовинегрет. Филворд. «Найди слово» Ребусы. Угадай слово по его лексическому значению «Пентагон». Школьные частушки. Сочини сам. Клуб «Почемучкин тупик» - самое интересное и невероятное. Викторины на разные темы. | 24 | 24 | |||
4. | Художественно-трудовая деятельность. Поделки из природного материала. Розы из листьев. Поделки из бумаги: Истребитель. Поделки из бумаги в технике «плетение»: Плетёные листья. Открытка учителю. Поделки в технике «прорезание и вырезание6 Снежинка на темы сказок: «Колобок» «Принцы-лебеди» «Ангелы» «Осень» «Русалки» «С добрым утром!» «А олени лучше!» «Сказы Бажова» «Дельфинарий» Орнаментальные композиции: «Лукоморье» «Петушиные бои» Пасхальная открытка. Валентинки. Поделки в технике «оригами» 1, Рамка для фото модульная 2.Сердечко двойное 3. Рамка для фото А.Хейли. | 23 | 23 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Дата | Всего | Теория | Практика |
1 | Игры на сплочение. «Знакомство по кругу» | 5.09 | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Рисование на тему «Осень» | 7.09. | 1 | 1 | |
3. | Развивающая игра «Кто больше запомнит». | 12.09. | 1 | ||
4. | Поделки из природного материала. Роза из лстьев. | 14.09. | 1 | ||
5. | Составь кроссворд «Угадай имя». | 19.09 | 1 | ||
6. | Игры на сплочение коллектива. | 21.09. | 1 | ||
7. | Клуб «почемучкн тупик». | 26.09. | 1 | ||
8. | Поделки из бумаги . Плетёные листья. | 28.09. | 1 | ||
9. | Клуб «Почемучкин тупик» | 03.10. | 1 | ||
10. | Поделки из бумаги. Истребитель. | 05.10. | 1 | ||
11. | Ребусы. | 10.10. | 1 | ||
12. | Развивающие игры. | 12.10. | 1 | ||
13. | Клуб «Почемучкин тупик» | 17.10. | 1 | ||
14. | Поделки из бумаги в техниках «Прорезание. Вырезание». Знакомство с техникой. | 19.10. | 1 | ||
15. | Коллективная игра «Часовые и разведчики» | 24.10 | 1 | ||
16. | Игры на бумаге. | 26.10. | 1 | ||
17. | Анаграммы. | 09.11. | 1 | ||
18. | Игры на бумаге. «На одну букву» | 14.11 | 1 | ||
19. | Поделки из бумаги в технике вырезание. Снежинка. | 16.11 | 1 | ||
20. | Филворд «Найди слово» | 21.11 | 1 | ||
21. | Занимательный труд. Зимняя игрушка. | 23.11 | 1 | ||
22. | Интеллектуально-познавательная деятельность. Зимние загадки. | 28.11 | 1 | ||
23. | Развивающая творческая игра «Что было бы, если бы…» | 30.11 | 1 | ||
24. | Интеллктуально-познавательная деятельность. Буквовинегрет. | 05.12. | 1 | ||
25. | Снежинка в технике «квиллинг». | 07.12. | 1 | ||
26. | Развиващие игры в классе. «Цгадай фигуру», «Верно – неверно» | 12.12. | 1 | ||
27. | Зимние композиции.Техника – вырезание и прорезание «Лукоморье», «Петушиные бои». | 14.12 | 1 | ||
28. | Инт.-познавательная д. Игра «Пентагон» | 19.12 | 1 | ||
29. | Зимние композиции в технике 2вырезание2. Выбор лучших работ для Арт-конкурса. | 21.12 | 1 | ||
30. | Развивающие игры на бумаге. | 26.12 | 1 | ||
31. | Поделки из бумаги на новогодние темы в разных техниках. | 28.12 | 1 | ||
32. | Вырезание из бумаги на тему «Сказочные мотивы» | 11.01. | 1 | ||
33. | Православные праздники. Крещение. Татьянин день | 16.01 | 1 | ||
34. | Игры на сплочение. | 18.01. | 1 | ||
35. | Клуб «почемучкнн тупик» | 23.01. | 1 | ||
36. | Рамка для фото из бумаги в технике «оригами» | 25.01 | 1 | ||
37. | Рамка для фото из бумаги в технике «оригами» | 30.01 | 1 | ||
38. | Рамка для фото из бумаги в технике «оригами» | 01.02. | 1 | ||
39. | Интел.-познават.деятельность. Викторина. | 06.02. | 1 | ||
40. | Поделки из бумаги в технике «оригами». Сердечко. | 08.02. | 1 | ||
41. | Клуб «Почемучкин тупик» | 13.02. | 1 | ||
42. | Изготовление открытки к Дню защитника Отечества. | 15.02. | 1 | ||
43. | Викторина. Конкурсы к Дню защитника Отечества. | 20.02. | 1 | ||
44. | Изготовление открытки к Дню защитника Отечества | 22.02. | 1 | ||
27.02. | |||||
45. | Изготовление открытки к 8 Марта. | 01.03. | |||
46. | Изготовление открытки к 8 Марта | 06.03. | |||
47. | Развивающие коллективные игры. | 13.03. | |||
48. | Художественно-трудовая деятельность. | 15.03. | |||
49. | Интеллект-познават.детельность | 20.03. | |||
50. | Худож.-труд.деятельность. | 22.03 | |||
51. | Игра «Слово-змейка», командная игра. | 03.04. | |||
52. | Свободное творчество. Поделки из бумаги. Рамка А.Хейли. | 05.04. | |||
53. | Игры на бумаге. «Город, страна, река, имя». | 10.04. | |||
54. | Викторина к Дню Космонавтики. | 12.04. | |||
55. | Командная игра по русскому языку на знание правил правописаня по русскому языку. | 17.04. | |||
56. | Рамка А.Хейли. | 19.04. | |||
57. | Развиващие игры («Змейка», «Вставь букву») | 24.04. | |||
58. | Свободное творчество. | 26.04. | |||
59. | Свободное творчество. | 03.05 | |||
60. | Брейн-ригнг «Хочу всё знать». | 10.05. | |||
61. | Великие имена. Леонардо да Винчи. | 15.05. | |||
62. | Свободное творчество. | 17.05. | |||
63. | Великие имена. Просмотр фильма о Леонардо да Винчи. | 22..05 | |||
64. | Викторина. | 24.05 | |||
ИТОГО: | 65 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятелности "Юнные инспектора дорожного движения" разработана согласнсо ФГОС Цель программы: Формирование обязательного минимума знаний и умений, к...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»
Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»
Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс «Азбука безопасности"
Рабочая программа курса «Азбука безопасности»для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта началь...