Игра-викторина "Знатоки Севера"
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Самойленко Юлия Олеговна

Игра-викторина "Знатоки Севера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий игры22.36 КБ
Файл Приложение2 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий игры-викторины по краеведению

«Край наш Северный»

Задачи:

Образовательные - закрепить знания обучающихся по истории Русского Севера, традициях и особенностях развития; стимулирование интереса к изучению истории своей малой родины.

Воспитательные – воспитывать чувство патриотизма и любви к малой родине, стремление сохранять культуру северного быта.

Развивающие – развивать информационные, коммуникативные компетентности обучающихся; развивать мышление.

Участники игры-викторины: учащиеся 2-3-х классов. В игре принимают участие 2 команды. Побеждает команда набравшая большее количество очков за игру.

Ход игры

Учитель : Богата событиями история нашей малой родины. В 12-15 веках Поморье было колонией Великого Новгорода. В 15-17 веках в состав Поморья входили районы по берегам Белого моря, Онежского озера, реки Онега, Северная Двина, Мезень, Печора, Кама. В 16 веке Поморье присоединили к Москве, а с 19 века наш край стали называть Русским Севером. Особый характер поморов - сильный, независимый, волевой-отмечен многими исследователями. Родом из поморов – М.В. Ломоносов, гениальный русский ученый; Федот Шубин – скульптор, Степан Писахов и многие другие. И в наше время земляки приумножают славу Русского Севера – академики, писатели, спортсмены… надеюсь, что Ваши имена тоже войдут в золотой фонд Севера.

Слайд 1

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим об истории и культуре нашего края – родине Великого Помора, вспомним традиции и обычаи северян, окунёмся в красоты нашей земли.

Названия наших команд связаны с природой Севера. Попробуйте объяснить, что означают эти названия: СПОЛОХИ (северное сияние), СИВЕРКО (северный ветер).

Игра

Учитель: А начнем мы с разминки. Посмотрите на слайд. Вам необходимо по дорожке пройти от одного домика до другого. Игру мы эту все прекрасно знаем, поможет нам кубик, сколько выпадет, столько шагов мы с вами и делаем. Кто быстрее доходит до домика, тот и побеждает. Отвечать будете по очереди, если не отвечаете, или отвечаете не верно, пропускаете ход.

Наш следующий конкурс называется «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ СЕВЕРНЫЙ КРАЙ»

(Каждая команда получает тест. На вопросы теста команды отвечают одновременно. Жюри проверяет правильность ответов, оценивая в 1 балл каждый правильный ответ)

Тест: «Люби и знай свой северный край»

1. Какая река протекает через всю Архангельскую область и впадает в Белое море?

А) Мезень

Б) Северная Двина

В) Онега

2. С каким обозом пришёл в Москву Михайло Ломоносов?

А) мясным

Б) пушным

В) рыбным

3.Зачеркни лишнее

А) Пинега

Б) Вага

В) Кенозеро

Г) Мезень

4. Северная ягода-морошка растет …

А) на дереве

Б) на болоте

В) на опушке леса

5. Столица Поморья

А) Онега

Б) Архангельск

В) Новодвинск

7. Как называют большие заливы Белого моря

А) «нос»

Б) «рукав»

В) «губа»

8. На что похожа Архангельская область на карте?

А) птицу

Б) серну

В) звезду

9. Из чего мастерили птицу «счастья» ?

А) камня

Б) щепы

В) глины

10. Цвета мезенской росписи?

А) черный, красный

Б) зеленый, красный, черный

В) зеленый, желтый, красный, черный

Конкурс «Природа родного края»

Слайд 4,5

Вашему вниманию представлены картинки с изображением животных, птиц, растений. (Нужно назвать только те животные и птицы, что водятся, в Архангельской области. За каждый правильный ответ 1 балл).

Учитель : Необычайно красив и мелодичен поморский язык. Многие слова до сих пор сохранились в обиходе жителей разных районов области. «дроля», «ягодиночка»-это о любимом человеке, «зубатка»-женщина, которая часто ругается, «запатраха»-неряха, «харапужиться»- храбриться. Наш следующий конкурс «БАБУШКИН СУНДУК».

Ваша задача: угадать, как называлась та или иная вещь, которую мы сохранили в бабушкином сундуке. За каждый правильный ответ – 1 балл.

ВАРИАНТЫ ЗАГАДОК:

  1. Что из угла в угол в избе не переставишь, из избы не вытащишь? (печь)
  2. Слезу пьет, а сама молчит (подушка)
  3. Сидят голубки вокруг прорубки, не пьют, не едят, только воду мутят (ложки вокруг тарелки)
  4. Из коры свито дырявое корыто, по дороге идет, клетки кладет (лапти)
  5. Верчусь, верчусь – не потею, только более толстею (веретено)
  6. На крючке болтается, всяк за него хватается (рушник-полотенце)

Учитель : А еще поморы славились, как очень гостеприимные люди.. ну, а коли гости в дом, то и стол накрывать надо….. Наш следующий конкурс «ПОМОРСКАЯ КУХНЯ»

Командам предлагается карточки-пазлы, собрав их правильно участники озвучат названия блюд в традициях Русского севера. Например: треска, репа, каша, козуля. )

Учитель: А после застолья северяне всегда любили песни петь. Обрядовые и праздничные, грустные и весёлые – на любое событие поморы откликались песней. Давайте и мы обратимся к песенной культуре . Конкурс «ЧАСТУШЕЧНЫЙ»

(Жюри оценивает исполнение поморских частушек, Каждая команда получает текст и, выйдя перед аудиторией, исполняет частушку. Можно для образности использовать элементы театрализации, например, если выходит мальчик - одеть кепку, а если девочка -повязать платок)

ВАРИАНТЫ ЧАСТУШЕК:

  1. Пойду на берег на морской

Сяду под кусточек.

Пароход идет с треской,

Подает гудочек.

  1. От крутого бережка

Лодочка отъехала.

Вы кажите дорогому,

Что на лов уехала

  1. Скоро, скоро лето будет

Скоро сено закосят.

Из Архангельска приедут –

Перед нами зафорсят.

  1. Я в Архангельске была –

Себе юбку нажила,

Где заплата, где дыра

Зато в Архангельске была!

Учитель: Следующий конкурс «Объясни слово». Каждая команда объясняет, что означают данные названия. (Каждой команде объяснить два слова. За правильный ответ 1 балл.)

Слайд 3

Сохатый – это … (лось)

Лемминг – это… (тундровая мышь)

Белухи – это ….(белые киты)

Кулебяка – это …(открытый поморский пирожок)

Лысун – это …(взрослый тюлень)

Шаркунок – это … (погремушка для малышей)

Гандвиг – это…(древнее былинное название Белого моря)

Козуля – это (северный пряник)

( Игра идет по кругу, за правильный ответ команда получает 1 балл.)

Учитель : Вот и закончились наша игра-викторина. Мы и пели, и плясали, и отобедали…. Наше жюри проделало большую работу и теперь подведёт итоги нашего мероприятия.

И закончу наше занятие следующими строками

«Плох тот народ, который

не помнит, не ценит

и не любит своей истории» (М.В. Васнецов)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - проект по теме" Путешествие на север Европы".

Конспект урока - проекта по окружающему миру для 3 классаАвтор учебника А.А.Плешаков (3 кл., 2 часть) Тема урока:    Путешествие на север Европы (скандинавские страны).Цель проекта...

Урок окружающего мира "На севере Европы"

Урок окружающего мира по программе "Школа России"...

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» урок литературного чтения в з классе

Цели урока: ознакомить учащихся с биографией и  творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литерату...

интегрированный урок "На крайнем севере"

Интегрированный урок для 4 класса "На крайнем севере" помогает закрепить учащимся представления об особенностяхприроды  Крайнего Севера.       МБОУ СОШ «Средняя общеобра...

Презентация к уроку окружающего мира "Народы крайнего севера"

Презентация к уроку окружающего мира. 1 класс....

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Создать в воображении детей картину зимней природы, поэтический образ волшебной зимы, вызвать у них чувство радости, показать те художественные средства, с помощью которых изображен приход зимы....

П Р О Е К Т по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Тропинка в природу Севера»

Мой проект долгосрочный познавательно-исследовательский. Название проекта:«Тропинка в природу Севера».Участники проекта: Педагоги, воспитанники, родители.Девиз проекта: Самое лучшее открытие...