интегрированный урок "На крайнем севере"
методическая разработка (4 класс) по теме
Интегрированный урок для 4 класса "На крайнем севере" помогает закрепить учащимся представления об особенностяхприроды Крайнего Севера.
МБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа
№ 36 г. Владимира».
интегрированный урок тема: « на крайнем севере»
Подготовила и провела:
учитель высшейкатегории
Тархова А. В.
Владимир 2010
ЦЕЛЬ УРОКА:
1. Помочь ребенку мысленно побывать на крайнем Севере, чеpeз активизацию знаний уточнить его представление о климате, растительном мире, населении крайнего севера
2.Дать возможность детям эмоционально зарядиться, используя логические и образные способы работы с информацией.
ЗАДАЧИ:
1. Закрепить представления учащихся о природных особенностях Крайнего Севера.
2. Совершенствовать навык правильного осознанного чтения.
3. Закреплять вычислительные навыки.
4. Закреплять знания английского языка.
5. Развивать воображение, внимание, память, мышление.
6. Формировать пространственные и временные представления.
7. Развивать кругозор, любознательность, творчество.
ОБОРУДОВАНИЕ:Карта, глобус, панорама Крайнего Севера, сделанная руками детей, имитация северного сияния.
I. Однажды на территории пол-ва Таймыр путешественники нашли бивень
Мамонта.
- Покажите на карте, пол-в Таймыр.
- Относительно нашего города где находится полуостров?
- Что для нас является Севером?
- Бивень торчал из земли и люди долго трудились прежде, чем вытащили его из вечной мерзлоты. Когда им это удалось, они были очень удивлены. Бивень весь был расписан загадочными рисунками. Этим заинтересовались ученые многих стран.
- Давайте и мы с вами попробуем разгадать тайну этих рисунков, побывав мысленно на Севере.
II. Итак, мы с вами на пол-ве Таймыр, Посмотрите внимательно на бивень, Что вас заинтересовало. (8 месяцев длится полярная ночь (зима)).
- Как вы думаете почему одна сторона черна, другая белая.
- Подумайте, посоветуйтесь, какие у вас догадки?
- Как вы себе это представляете?
- А полярный день в 2 раза короче.
-Сколько длится полярный день?
-Как понимается полярный день? (солнце не заходит пол. день (лето))
- Как вы думаете, что это? На черной стороне бивня северное сияние.
- Что такое северное сияние (Словарь: северное сияние – меняющие свечение отдельных участков ночного неба)
- Мы сейчас понаблюдаем это явление.
- С чем его можно сравнить (с цветиком).
- Это прекрасное, удивительное явление можно наблюдать только на севере.
- Как вы думаете, почему в нашей местности мы не можем наблюдать этого
явления?.
- Постарайтесь это выяснить вместе с родителями.
III. Ребята какая у нас среднемесячная температура (-20°).
- A на Севере в 3 раза ниже.
- Какова температура на Севере? (-60°)
- Это холодно или очень холодно?
- Почему на Севере, вечная мерзлота? (почва содержит в себе лед, который не тает, даже летом)
- Как вы это понимаете?
- Ребята, а ведь мыс вами говорили, что на Севере бывает полярный
день, тогда солнце светит 4 месяца. Почему оно не может растопить лед?
(солнце стоит низко над горизонтом и его лучи лишь касаются поверхности земли не согревая ее).
- От зимней стужи мерзлота трескается и получается удивительный рисунок.
- Продолжите и вы рисунки вечной мерзлоты (чертят симметрично на бумаге в клетку).
|
IV. Физминутка.
Метель под музыку, падают, кружатся снежинки.
V. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
- Почему березку назвали карликовая? (маленькая).
- А почему она маленькая?
ТЕКСТ: В тундре мерзлота начинается очень близко от поверхности: стоит копнуть 2 раза и лопата уже скрежещет об лед. Поэтому настоящие деревья в тундре не растут. Их просто некуда девать корни. Мерзлота не пускает. Стройная береза превратилась здесь в ползучий кустарник. Стелится карликовая береза по земле, за ноги цепляется. Одни только листики у нее похожи на березовые,
- Так почему стройная русская березка превратилась в тундре в ползучий кустарник? (Ответы детей)
I гр. сущ. жен. р. (2)
II гр. сущ. муж. р. (2)
Ш гр.- сущ. жен. и муж. р (2)
VI. А сейчас послушайте сказку народов Севера. Чтение по ролям:
- В чем живут оленеводы?
- В яранге.
- Чем покрыта яранга?
- Оленьей шкурой.
- Из чего сделаны стропила?
- Из оленьих ножных костей.
- Из чего перекладины?
- Из оленьих ребер.
- На чем сидят оленеводы?
- На подушках из оленьей шерсти.
- Что они едят?
- Оленье мясо.
- Чем еще выгодно это животное? (спят на снегу, пищу добывают сами).
- Почему олени не боятся холодного ветра? (шерсть ).
- Как отставшие олени находят свое стадо? ( по хрусту сухожилий о кости)
VII. Физминутка.
У оленя дом большой
Он глядит в свое окно
Заяц по лесу бежит
В дверь к нему стучится
Тук-тук-тук
Олень открой
Там в лесу охотник злой
Заяц, заяц забегай
Лапку подавай.
VIII. Какие национальности живут на Севере?
ненцы - немцы, якуты - японцы, коряки- корейцы, эскимосы-эстонцы, чукчи-чехи.
- Выберите народов севера.
IX. Входит шаман.
Я к вам прибыл с п-ва Ямал. Хочу рассказать о своей беде. Злая колдунья украла у меня одну вещь, разбила ее на части и разбросала по всему свету. Без этой вещи у нас охота не бывает удачной, рыба не ловится, плохо живется нашим северным племенам. Злая колдунья вернет эту вещь если вы узнаете, что это такое. Дети решают примеры.
- Получается слово талисман.
- А вот и конверт с талисманом. Но злая колдунья разделила его на части
- Помогите мне собрать его. Это животное, без которого на севере трудно обойтись (Танграм (собирают животных севера (белый медведь, полярная сова….).
Собрали
- Молодцы, теперь мне нужно возвращаться к своему племени, но я не могу этого сделать, пока вы не отгадаете этот кроссворд
по горизонтали:
1. жилище, где живут оленеводы (яранга);
2. корякская мужская шапка (малахай);
3. обувь из шкуры оленя (торбаса).
по вертикали:
1. Теплая верхняя одежда (парки);
2. сумка из бересты (патакуй).
- Спасибо ребята, теперь я могу возвратиться.
- Ребята, мы с вами отгадали загадочные рисунки бивня, помогли шаману. Молодцы.
- Северные народы украшают свои парки, торбаса, малахаи разными орнаментами, и мы сейчас с вами попробуем украсить парку.
По шаблону вырезают северный орнамент, украшают свою одежду.
- Ребята, интересными были наши исследования?
- А теперь нам пора возвращаться домой.
- Нам предстоит еще много разных путешествий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 832.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа
№ 36 г. Владимира».
интегрированный урок тема: « на крайнем севере»
Подготовила и провела:
учитель высшей категории
Тархова А. В.
Владимир 2010
ЦЕЛЬ УРОКА:
1. Помочь ребенку мысленно побывать на крайнем Севере, чеpeз активизацию знаний уточнить его представление о климате, растительном мире, населении крайнего севера
2.Дать возможность детям эмоционально зарядиться, используя логические и образные способы работы с информацией.
ЗАДАЧИ:
1. Закрепить представления учащихся о природных особенностях Крайнего Севера.
2. Совершенствовать навык правильного осознанного чтения.
3. Закреплять вычислительные навыки.
4. Закреплять знания английского языка.
5. Развивать воображение, внимание, память, мышление.
6. Формировать пространственные и временные представления.
7. Развивать кругозор, любознательность, творчество.
ОБОРУДОВАНИЕ: Карта, глобус, панорама Крайнего Севера, сделанная руками детей, имитация северного сияния.
I. Однажды на территории пол-ва Таймыр путешественники нашли бивень
Мамонта.
- Покажите на карте, пол-в Таймыр.
- Относительно нашего города где находится полуостров?
- Что для нас является Севером?
- Бивень торчал из земли и люди долго трудились прежде, чем вытащили его из вечной мерзлоты. Когда им это удалось, они были очень удивлены. Бивень весь был расписан загадочными рисунками. Этим заинтересовались ученые многих стран.
- Давайте и мы с вами попробуем разгадать тайну этих рисунков, побывав мысленно на Севере.
II. Итак, мы с вами на пол-ве Таймыр, Посмотрите внимательно на бивень, Что вас заинтересовало. (8 месяцев длится полярная ночь (зима)).
- Как вы думаете почему одна сторона черна, другая белая.
- Подумайте, посоветуйтесь, какие у вас догадки?
- Как вы себе это представляете?
- А полярный день в 2 раза короче.
-Сколько длится полярный день?
-Как понимается полярный день? (солнце не заходит пол. день (лето))
- Как вы думаете, что это? На черной стороне бивня северное сияние.
- Что такое северное сияние (Словарь: северное сияние – меняющие свечение отдельных участков ночного неба)
- Мы сейчас понаблюдаем это явление.
- С чем его можно сравнить (с цветиком).
- Это прекрасное, удивительное явление можно наблюдать только на севере.
- Как вы думаете, почему в нашей местности мы не можем наблюдать этого
явления?.
- Постарайтесь это выяснить вместе с родителями.
III. Ребята какая у нас среднемесячная температура (-20°).
- A на Севере в 3 раза ниже.
- Какова температура на Севере? (-60°)
- Это холодно или очень холодно?
- Почему на Севере, вечная мерзлота? (почва содержит в себе лед, который не тает, даже летом)
- Как вы это понимаете?
- Ребята, а ведь мыс вами говорили, что на Севере бывает полярный
день, тогда солнце светит 4 месяца. Почему оно не может растопить лед?
(солнце стоит низко над горизонтом и его лучи лишь касаются повер хности земли не согревая ее).
- От зимней стужи мерзлота трескается и получается удивительный рисунок.
- Продолжите и вы рисунки вечной мерзлоты (чертят симметрично на бумаге в клетку).
IV. Физминутка.
Метель под музыку, падают, кружатся снежинки.
V. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
- Почему березку назвали карликовая? (маленькая).
- А почему она маленькая?
ТЕКСТ: В тундре мерзлота начинается очень близко от поверхности: стоит копнуть 2 раза и лопата уже скрежещет об лед. Поэтому настоящие деревья в тундре не растут. Их просто некуда девать корни. Мерзлота не пускает. Стройная береза превратилась здесь в ползучий кустарник. Стелится кар ликовая береза по земле, за ноги цепляется. Одни только листики у нее похожи на березовые,
- Так почему стройная русская березка превратилась в тундре в ползучий кустарник? (Ответы детей)
I гр. сущ. жен. р. (2)
II гр. сущ. муж. р. (2)
Ш гр.- сущ. жен. и муж. р (2)
VI. А сейчас послушайте сказку народов Севера. Чтение по ролям:
- В чем живут оленеводы?
- В яранге.
- Чем покрыта яранга?
- Оленьей шкурой.
- Из чего сделаны стропила?
- Из оленьих ножных костей.
- Из чего перекладины?
- Из оленьих ребер.
- На чем сидят оленеводы?
- На подушках из оленьей шерсти.
- Что они едят?
- Оленье мясо.
- Чем еще выгодно это животное? (спят на снегу, пищу добывают сами).
- Почему олени не боятся холодного ветра? (шерсть ).
- Как отставшие олени находят свое стадо? ( по хрусту сухожилий о кости)
VII. Физминутка.
У оленя дом большой
Он глядит в свое окно
Заяц по лесу бежит
В дверь к нему стучится
Тук-тук-тук
Олень открой
Там в лесу охотник злой
Заяц, заяц забегай
Лапку подавай.
VIII. Какие национальности живут на Севере?
ненцы - немцы, якуты - японцы, коряки- корейцы, эскимосы-эстонцы, чукчи-чехи.
- Выберите народов севера.
IX. Входит шаман.
Я к вам прибыл с п-ва Ямал. Хочу рассказать о своей беде. Злая кол дунья украла у меня одну вещь, разбила ее на части и разбросала по всему свету. Без этой вещи у нас охота не бывает удачной, рыба не ло вится, плохо живется нашим северным племенам. Злая колдунья вернет эту вещь если вы узнаете, что это такое. Дети решают примеры.
- Получается слово талисман.
- А вот и конверт с талисманом. Но злая колдунья разделила его на части
- Помогите мне собрать его. Это животное, без которого на севере трудно обойтись (Танграм (собирают животных севера (белый медведь, полярная сова….).
Собрали
- Молодцы, теперь мне нужно возвращаться к своему племени, но я не могу этого сделать, пока вы не отгадаете этот кроссворд
по горизонтали:
1. жилище, где живут оленеводы (яранга);
2. корякская мужская шапка (малахай);
3. обувь из шкуры оленя (торбаса).
по вертикали:
1. Теплая верхняя одежда (парки);
2. сумка из бересты (патакуй).
- Спасибо ребята, теперь я могу возвратиться.
- Ребята, мы с вами отгадали загадочные рисунки бивня, помогли шама ну. Молодцы.
- Северные народы украшают свои парки, торбаса, малахаи разными орна ментами, и мы сейчас с вами попробуем украсить парку.
По шаблону вырезают северный орнамент, украшают свою одежду.
- Ребята, интересными были наши исследования?
- А теперь нам пора возвращаться домой.
- Нам предстоит еще много разных путешествий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира "Народы крайнего севера"
Презентация к уроку окружающего мира. 1 класс....

"Использование национально-регионального компонента на уроках технологии в условиях Крайнего Севера"
Национально-региональный компонент стандарта спосотствует свободному развитию личности на основе сочетания национальной самобытности и общечеловеческих ценностей....

Беседа ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ. Первопроходцы Крайнего Севера.
Цель беседы: расширить и углубить знания детей об истории родного края; воспитывать любовь к своей земле, пробуждать желание больше узнать об истории родного края, культуре и быте народностей Севера....

Презентация к беседе "История нашего края. Первопроходцы Крайнего Севера".
В презентации представлены портреты С. Дежнева и В. Беринга, изображения судов, на которых мореплаватели исследовали Север, карты морского пути....
Использование Кёкусинкай каратэ для преодоления влияния негативных факторов Крайнего Севера на здоровье детей
Организация процесса спортивной подготовки детей на Крайнем Севере требует иного подхода, чем в средней полосе. Изучение особенностей физического развития, физической подготовленности, региональ...

П Р О Е К Т по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера«Тропинка в природу Севера»
Мой проект долгосрочный познавательно-исследовательский. Название проекта:«Тропинка в природу Севера».Участники проекта: Педагоги, воспитанники, родители.Девиз проекта: Самое лучшее открытие...