Классный час в 4 классе « ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
классный час (4 класс) на тему

Пакшина Лариса Александровна

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка. Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Побуждать детей к защите своих прав. Воспитывать уважение к правам других людей. Способствовать формированию активной жизненной позиции. 

Подготовительная работа с детьми: подготовить группу детей, участвующих в сценках. 

Планируемые результаты: 

- личностные: принятие и освоение социальной роли ребенка (учащегося); 

- метапредметные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение сравнивать, анализировать. 

Оборудование: мультимедийная презентация 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_i_obyazannosti.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 4 классе

« ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка. Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Побуждать детей к защите своих прав. Воспитывать уважение к правам других людей. Способствовать формированию активной жизненной позиции.

 Подготовительная работа с детьми: подготовить группу детей, участвующих в сценках.

Планируемые результаты:

- личностные: принятие и освоение социальной роли ребенка (учащегося);

- метапредметные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение сравнивать, анализировать.

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

-  Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим на очень серьезную и важную для всех тему.  Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

2. Постановка темы и цели классного часа

 - Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг – только грязь и зола.

А звали красавицу….(Золушка).

 - Золушка – главная героиня сказки… («Золушка»), которую написал…(Шарль Перро).

- Послушайте фрагмент из этой сказки:

«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой. Сами они жили в неге и довольстве. Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и золушкины сестры. Они бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы. В конце концов приготовления закончились и сестры с матерью отправились на бал. Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там – в таком рваном, испачканном золой платье…»

- Как мачеха и ее дочери обращались к Золушке?

- Почему они не правы?

- Может, кто-то  догадался о теме нашего разговора?

- Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: "Что люди могут делать и чего не могут делать?", "Что они обязаны делать и чего не обязаны?", "На что они имеют право и на что не имеют?" Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.

3. Беседа «Право на имя»

  • Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
  • А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
  • Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
  • Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?

5. Обзорное  знакомство с «Конвецией о правах ребенка».

-  А что такое «право», «права»?  Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством  норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь»  С. И. Ожегова) Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо.

- А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка?

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН  провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год   была  принята и в нашей стране  Конвенция о правах ребенка.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права.  Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе.

6. Знакомство с правами и обязанностями детей.

 В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

- Право на жизнь.

- Право на имя при рождении.

- Право на медицинскую помощь.

- Право на образование.

- Право на отдых и досуг.

- Право иметь имущество.

- Право свободно выражать свои взгляды.

- Право на свободное перемещение.

- Право на заботу и воспитание родителями.

- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

 - Какие из этих прав были нарушены в сказке «Золушка»?

- Ребята, а кто еще проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Только ли государство?

 - Конечно, это ваши родители.

- Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности?

- Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.

- В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся? (устав школы)

- Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.

- Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?

-Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности

Обязанности ребёнка

- хорошо учиться

- помогать по дому

- заботиться о старших

- стараться самому обслуживать себя

- заботиться о младших

- не обсуждать поступки родителей с посторонними

7.  Работа с ситуациями

- Ччто можно, а что нельзя. Вспомните, что иногда случается на уроках. Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения

- А теперь давайте разбираться. У тебя есть право на свободу передвижения, а учитель  сажает на место. Значит ли это, что учитель нарушает твое право?

- Человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не разрешает тебе ходить по классу.

- Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на свободу слова

 - На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями

8. Ролевая игра «Юридическая консультация»

 - Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права  ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка».

Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы:

- Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?

Примерные ответы:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблению

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование.

Следующий литературный герой – Гарри Поттер

Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

- Почему  права детей не всегда соблюдаются?  

9. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

- У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей  - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.

Сценка 1.

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

- Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Сценка 2.

Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

- Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.

Сценка 3.

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

- Разъясните Иванову его права и обязанности.

Сценка 4.

Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

- Правильно ли рассуждает Петров?

10. Анализ предложенных ситуаций.

-  Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».  Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете   показывать соответствующий знак – разрешается правая рука или запрещается левая рука .  

1.Вот в углу стоит мальчонка,

 Плачет, надрывается.

 Бить, наказывать ребенка

 Строго (запрещается)

2. С мамой дети должны жить,

 Ей цветы всегда дарить –

 Это (разрешается).

3. Эта грань обозначает:

 Мать с ребенком разлучают.

 Это (запрещается).

4. Рисовать и петь учиться,

 Если заболел – лечиться,

 Это – (разрешается).

5. Этот трудится ребенок,

 Мало у него силенок,

 Ноги подгибаются.

 В детстве тяжкая работа (запрещается).

6. Вместе дружно в мире жить,

 с разными детьми дружить –

 Это (разрешается).

7. Этот слабый горбит спину,

 Перед сильным преклоняется.

 Быть рабом у господина

 Строго (запрещается).

11. Подведение итогов. Рефлексия.

- Мы поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Надо проверить ваши знания.

- Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения (обязанность).

- Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).

- Установленные и охраняемые государством  нормы и правила  отношений людей в обществе (права).

- Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).

- До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)? 

- Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека? 

- Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Классный час в 4 классе « ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Классный час по теме "Права и обязанности" с использованием художественной литературы....

Классный час Тема: Мои права и обязанности Класс: 3 «В»

Классный час Тема: Мои права и обязанности Класс: 3 «В»...

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы» (3А класс)

Ц е л и:1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать предст...

Классный час в 4 классе « ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Цель: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.Задачи:-познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отража...

Внеурочное занятие (классный час) на тему «Права и обязанности» 3 класс

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на...

Конспект классного часа во 2 классе «Права и обязанности»

В данной работе содержится материал по теме...

Классный час в 4 классе «Права и обязанности».

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка. Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Побуждать детей к защите своих прав. ...