ПРОГРАММА кружка по духовно-нравственному направлению «Наш окружающий мир»
рабочая программа (3 класс) по теме

Яблокова Валентина Николаевна

ПРОГРАММА

кружка

по духовно-нравственному направлению

«Наш окружающий мир»

3 класс

2016-2017уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.docx66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное  общеобразовательное учреждение «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

______________ Югина С.А.

«29» августа 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы-интерната

___________ Шоколева А.Е.

Приказ № 26

от «31» августа 2016г.

ПРОГРАММА

кружка

по духовно-нравственному направлению

«Наш окружающий мир»

Учитель начальных классов

Яблокова Валентина Николаевна

Квалификационная категория – высшая

    Составлена в соответствии с Программой  внеурочной деятельности БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии.

           

   

КАЛИНИНО

2017 г.

Содержание:

                 

  1. Пояснительная записка                                                                                                                                                                            
  2. Планируемые результаты  освоения обучающимися

 программы внеурочной деятельности

  1. Учебно – тематический план
  2. Содержание программы
  3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  «Наш окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями:

 

  1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599);
  3. Письма  Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
  4. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679);
  5. СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,  утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 августа 2015 года № 38528;
  6. СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993);
  7. Устава бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;
  8. Программы внеурочной деятельности бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;
  9.  Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики.

     Цель программы:

 Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач данной программы.

   Формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится

на базе экологического сознания, понимания сущности взаимоотношений живых

организмов с окружающей средой, соблюдения нравственных и правовых      

принципов природопользования.

     Задачи программы:

 Обучающие:

1)дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

2)научить применять на практике полученные знания;

3)формировать представления о краеведческой работе, о любви  и верности отечеству.

 Развивающие:

1)развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

2)формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при  взаимодействии с миром природы;

3)повышать общий интеллектуальный уровень учащихся;

4)развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

 Воспитательные:

1)осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды деятельности для каждого, в которых в которых будут созданы ситуации успешности для каждого;

2)прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

3)воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

4)воспитывать потребность в общении с природой;

5)способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

6)способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой и проведения массовых мероприятий на свежем воздухе;

7)воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.

 Коррекционные:

способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся с

ограниченными возможностями здоровья;

развитие познавательного интереса к миру природы;

преодоление трудностей социализации в обществе. 

     Актуальность:

   Перед школой ставится задача формирования экологической культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии. Настоящая программа предоставляет возможность педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Рассмотрение вопросов экологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.

     Новизна: Первой задачей экологического образования является формирование у личности адекватных экологических представлений, экоцентрического сознания. Развитие дополнительного экологического образования – исключительно важное направление работы образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.

     Срок реализации программы:

   Программа «Наш окружающий мир» предназначена для учащихся 5 класса на один год обучения, в количестве 34 часов.

     Особенности реализации программы:

   Программа предполагает организацию внеурочной деятельности в форме кружковых занятий экологической направленности. В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение истории и природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки. Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и  в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов  природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления.

     Формы подведения итогов реализации программы:

● выставки поделок из природных материалов;

● фотовыставки;

● учебно-исследовательские конференции; практическая работа;

● демонстрация презентаций, экологических представлений;

● участие в школьных, муниципальных,  областных, всероссийских,  международных конкурсах, акциях

     Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:

Освоение детьми программы  внеурочной деятельности «Природа и мы» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение шестиклассниками следующих личностных, мета предметных и предметных результатов.

     Личностные результаты:

-различать основные экологические  понятия;

-применять правила культурного поведения на природе;

-соотносить поступок с моральной нормой (на природе);

-оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

-применять навыки культурного поведения в лесу;

-применять навыки  гигиены по отношению к биологическим сообществам;

-бережное и разумное отношение к природе;

-анализировать и характеризовать экологическое состояние окружаюшей природе;

-выражать положительное отношение к окружающей природе

     Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование следующих базовых учебных действий (УД).

   Регулятивные УД:

-определять и формулировать цель деятельности в природе;

-контролировать своё поведение в лесу, около водоемов, на лугу;

-планировать решение экологических задач: выстраивать последовательность необходимых операций;

-организовывать подвижные игры со сверстниками на природе;

-следить за чистотой и аккуратностью на природе;

-использовать способы повышения работоспособности;

-корректировать деятельность( вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок);

-проявлять заботу о своём здоровье, ухаживать за своим организмом;

-правильно распределять время на работу и отдых;

-оценивать результаты деятельности (чужой, своей)

   Познавательные УД:

-выявлять особенности (качества, признаки) различных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

-анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;

-определять значимость здорового образа жизни, двигательной активности;

-определять факторы окружающей среды, влияющих на здоровье детей;

-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения экологической задачи;

-знать негативное влияние вредных выбросов на экологию;

-выполнять упражнения для развития экологических навыков;

-проверять информацию о природе, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

-презентовать подготовленную информацию о природе в наглядном  виде;

-знать, как и для чего необходимо охранять природу;

-определять признаки рационального использования природы;

-применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

-сравнивать различные объекты

   Коммуникативные УД:

-оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

-слушать и понимать речь других;

-стремиться к взаимопониманию между людьми;

-применять навыки делового сотрудничества, работая в паре, группе;

-работать в команде;

-распределять роли в игре, в спектакле, инсценировке;

-составлять устные небольшие монологические высказывания

     Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:

Знания

Умения

Допустимый уровень

● что такое природа;

● правила поведения в природе;

● что такое охрана природы;

● основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды родного села, своего района;

● глобальные экологические проблемы;

●особенности неживой природы (воды, воздуха, почвы и полезных ископаемых) Чувашии

● оценивать экологическую ситуацию;

● выполнять правила поведения в природе;

● наблюдать за погодой, явлениями природы;

● составлять карту местности;

● правильно вести  себя в ситуациях, опасных для жизни;

● участвовать в природоохранных акциях;

● изготовлять поделки из природных материалов;

● самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы

Минимальный уровень

●что такое природа;

*влияние вредных факторов на здоровье человека;

●основные правила поведения в природе, бережное отношение к природе;

●разнообразие растений, способы их выращивания;

●основы здорового образа жизни, основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций

● познавательный интерес к изучению природы и влияния на неё человека;

● бережное отношение к природе;

● творческая активность к познанию окружающего мира;

● духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества

Оценка  планируемых результатов освоения программы

        В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения ими некоторых работ.  О достижении результатов следует судить по следующим критериям:

по оценке творческой продукции ребенка;

по повышению уровня общей  культуры;

по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;

по отношению в коллективе.

Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:

Первый уровень результатов

Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов

Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, безопасность), ценностного отношения к социальной реальности в целом.  

Третий уровень результатов

Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

 

Учебно-тематический план:

Тема

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Тема 1.

 Введение. Живая и неживая природа

2

2

Тема 2.

 Вода—основа жизни на Земле

5

2

3

Тема 3.

 Воздух—основа жизни на Земле

3

3

Тема 4.

 Полезные ископаемые Чувашии

5

5

Тема 5.

 Почва. Почвы Чувашии

8

3

5

Тема 6.

 Исследовательская работа «Овраги и овражки села Калинино»

11

4

7

34

16

18

       

 Содержание программы:

Тема 1. Введение (2 часа)

   Живая и неживая природа. Для чего изучают природу? Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств

Тема 2. Вода – основа жизни на Земле (5 часов)

   Вода на Земле. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Значение питьевой воды в жизни человека. Чистая вода – проблема человечества. Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды в мире. Поход к о. Кюльхири Вурнарского района ЧР.

Тема 3. Воздух – основа жизни на Земле. (3 часа)

   Воздух в природе. Состав воздуха. Значение воздуха. Экологически чистый воздух родной деревни. Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха.

Экскурсия в лес.

Тема 4. Полезные ископаемые Чувашии(5 часов )

   Что такое полезные ископаемые? Полезные ископаемые, используемые в строительстве (песок, глина, мел, известняки).  Горючие полезные ископаемые (торф, внешний вид, свойства, применение, месторождения торфа в Чувашии). Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения (фосфориты, месторождения фосфоритов, внешний вид, применение). Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Бережное отношение в использовании полезных ископаемых.

Тема 5. Почва. Почвы Чувашии(8 часов )

   Что называют почвой? Состав почвы. Свойства почвы.  Различие почв по их составу.  Типы почв Чувашии. Овраги. Как образуются овраги? Меры их предотвращения. Весенняя и осенняя обработка почвы (практическая работа на пришкольном участке). Охрана почв и их рациональное использование.

Тема 6. Исследовательская работа: «Овраги и овражки с. Калинино»(11 часов)

1.Строение оврагов.

2.Классификация оврагов. Стадии развития оврагов.

3.Типы овражных систем.

4. Район исследований.

5. Объект и методы исследования.

6.Причины появления оврагов.

7. Вред оврагов.

8. Борьба с оврагами. Практическая работа. Укрепление склона оврага  саженцами клена.

9. Полезные свойства оврагов (овраги приносят определенную пользу в сохранении редких и лекарственных видов растений, служат укрытием и местом жительства для некоторых животных).

10. Подготовка выступления (создание презентации)

Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Часы

Форма

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

Ожидаемый результат

Тема 1. Введение (2 часа)

1

Живая и неживая природа

1

беседа

ознакомление с понятиями «живая природа» и «неживая  природа»

коррекция внимания и памяти через  наглядность

1уровень--приобретение знаний о природе

2

Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

1

беседа

ознакомление детей с наукой – экология.

коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями

1уровень--приобретение знаний по экологии в современном мире

Тема 2. Вода - основа жизни на Земле (5часов)

3

Вода на Земле. Использование воды в быту, промышленности и     сельском хозяйстве.

1

беседа

ознакомление с ролью, значением и  использованием воды на Земле

коррекция эмоционально – волевой сферы через беседу, убеждение

1уровень--приобретение знаний о значении воды для жизни на Земле

4

Значение питьевой воды в жизни человека. Чистая вода—проблема  человечества.

1

беседа

уметь применять полученные знания в жизненных ситуациях, закрепление правил поведения около водоемов

 коррекция личностных качеств через игровой приём

1уровень--приобретение навыков бережного отношения к чистой воде

5

Охрана   водных ресурсов. Проблема пресной воды  в мире.

1

просмотр презентации

научить бережно пользоваться чистой водой

коррекция внимания, памяти через яркую наглядность

1уровень--приобретение умений содержать водоемы и источники пресной воды в чистоте

6

Свойства воды

1

опыты

ознакомление с различными свойствами воды

коррекция эмоционально – волевой сферы через беседу, алгоритм действий по карточкам

3уровень--приобретение умений  выполнять и соблюдать правила поведения в природе

7

Экскурсия на  р. Цивиль

1

практика

уметь предвидеть, научиться избегать опасных ситуаций около водоемов

коррекция личностных качеств (трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели через поощрение)

3уровень—приобретение навыков соблюдения правил поведения на   водоемах

Тема 3. Воздух—основа  жизни на Земле(3 часа)

8

Воздух в природе. Состав   воздуха. Значение воздуха

1

практика

научиться проводить несложные и безопасные опыты

отработка  личностных качеств через похвалу, убеждение

3уровень--закрепление опыта и знаний о составе воздуха

9

Чистый и загрязненный   воздух. Охрана воздуха.

1

практика

научить бережно  относиться  к  чистому воздуху и окружающей среде

коррекция личностных качеств (трудолюбия и упорства) через создание  ситуации успеха

3уровень—закрепление опыта и умений бережного отношения к природе

10

Экскурсия в лес.

1

практика

.уметь применять полученные знания в жизненных ситуациях

коррекция эмоционально – волевой сферы через природу

3уровень—применение опыта и умений бережного отношения к природе в жизни

Тема 4. Полезные ископаемые  Чувашии (5 часов)

11

Полезные ископаемые, используемые в строительстве (песок, глина)

1

беседа, практика

.ознакомление с группами полезных ископаемых

повышение уровня познавательной    активности

1уровень—приобретение знаний о  полезных ископаемых Чувашии

12

Горючие полезные ископаемые  (торф)

1

беседа, показ образцов

 ознакомление с группами полезных ископаемых

развитие долговременной памяти через  повторение материала

2уровень—приобретение опыта работы с горючими  полезными ископаемыми

13

Полезные ископаемые  для получения минеральных удобрений

1

беседа, практика

ознакомление с группами полезных ископаемых

развитие умения выделять главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели.

2уровень-- приобретение знаний о полезных ископаемых, использование минеральных удобрений для выращивания рассады цветов

14

Полезные ископаемые,   применяемые для получения металлов

1

беседа, просмотр фильма

ознакомление с группами полезных  ископаемых

коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.

1уровень--приобретение знаний о разных видах полезных ископаемых

15

Почему надо   охранять и беречь полезные ископаемые

1

беседа

.научиться охранять и бережно относиться к полезным ископаемым

воспитание бережного отношения  к  полезным ископаемым

2уровень—приобретение опыта и закрепление знаний об охране полезных ископаемых

Тема5.Почва. Почвы Чувашии(8 часов)

16

Что называют почвой? Состав почвы. Свойства почвы

1

практика

раскрытие значения почвы в жизни растений

повышение уровня познавательной активности

1уровень—приобретение знаний о почвах республики, о  составе и структуре почвы

17

Различие  почв по их составу. Типы почв  Чувашии

1

практика

овладение навыками определения состава почвы

воспитание самостоятельности и сознательности через поощрение

3уровень--уметь действовать  по плану, умение различать типы почв

18

Обитатели почвы: кроты, черви

1

практика

уметь использовать полученные знания в жизни

коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями

3уровень--приобретение опыта и закрепление полученных знаний об обитателях почвы

19

.Работа на клумбе осенью

1

практика

уметь использовать полученные знания в жизни

коррекция эмоционально-волевой сферы через убеждение, развитие крупной и мелкой моторики

3уровень--приобретение опыта и его использование на практике

20

Весенняя обработка почвы (высадка рассады, полив, прополка)

1

практика

.использование полученных знаний  на практике

коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.

3уровень--закрепление знаний и умений совместной работы на клумбе

21

Охрана почв и их рациональное использование

1

беседа

 научиться охранять и рационально использовать почву

коррекция эмоционально-волевой сферы через убеждение

1уровень--приобретение знаний по правильному использованию земли

22

Овраги. Как образуются овраги? Меры предотвращения образования оврагов

1

беседа, просмотр презентации

дать сведения о методах борьбы с оврагами

коррекция личностных качеств, воспитание желания оказать помощь.

2уровень--приобретение опыта действия,  ответственного отношения к борьбе с оврагами

23

Вред оврагов. Полезные свойства   оврагов

1

беседа, просмотр презентации

дать сведения о различных свойствах оврагов

коррекция мыслительных операций через последовательность выполнения действий.

1уровень--приобретение знаний об оврагах, об их вреде и пользе

24

Составление проекта исследования оврагов с. Калинино

1

беседа

оформление проекта исследования оврага

формирование осознанного регулирования трудовой деятельности.

2уровень--приобретение опыта действия и применение в жизненных ситуациях

25

Строение оврагов. Классификация оврагов

1

беседа, просмотр фильма

пополнение сведений об оврагах

развитие долговременной памяти через повторение материала

3уровень--приобретение опыта бережного отношения к родным местам, к своей земле

26

Стадии развития оврагов. Типы овражных систем.

1

беседа, рисунки

получение дополнительных сведений об оврагах

коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха.

2уровень--приобретение опыта действия по сохранению почвы нашей местности в сохранности.

27

Изучение оврага с. Калинино.

1

беседа, экскурсия

воспитание бережного отношения к живой природе.

развитие долговременной памяти через повторение материала.

2уровень--приобретение опыта работы по сохранению почвы нашей местности в сохранности

28

Борьба с оврагами

1

практика

уметь использовать полученные знания в жизни

коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.

3уровень--закрепление  знаний и умений различать виды  оврагов

29

Укрепление склона оврагов саженцами клена

1

практика

побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений, воспитывать любовь к окружающей природе

формирование осознанного регулирования трудовой деятельности

3уровень—закрепление полученных знаний в трудовой деятельности

30

Уход за саженцами

1

практика

обобщение пройденного материала

коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями

3уровень--познавательный интерес к изучению природы и влияния на нее человека

31

Создание презентации

1

практика

уметь представлять свою работу оригинально

воспитание умения доводить начатое до конца

3уровень—применение полученных знаний на практике

32

Подготовка к выступлению

1

практика

уметь выделять главное в подготовленном материале

воспитание самостоятельности и сознательности через поощрение

3уровень—организация самостоятельной работы

33

Итоговое занятие. Выставка фотографий и рисунков детей

1

 практика

оригинальное оформление работы, умение выбрать главное

развитие умения анализировать качество проделанной работы

3уровень-- организация самостоятельной работы

34

Поход на озеро Кюльхири

1

практика

уметь предвидеть, научиться избегать опасных ситуаций около водоемов

воспитание бережного отношения к природе

3уровень--закрепление полученных  знаний в жизненных ситуациях

Календарно-тематическое планирование

Наименование темы занятия

Дата

Тема 1. Введение (2 часа)

1

Живая и неживая природа. Для чего изучают природу?

6 сент.

2

Беседа «Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств»

13 сент.

Тема 2. Вода – основа жизни на Земле (5 часов)

3

Вода на Земле. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

20 сент.

4

Значение питьевой воды в жизни человека. Чистая вода – проблема человечества.

27 сент.

5

Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды в мире. Экскурсия на реку Цивиль.

4 окт.

6

Свойства воды, опыты с водой.

11 окт.

7

Поход на озеро Кюльхири Вурнарского района ЧР.

22 мая

Тема 3. Воздух – основа жизни на Земле (3 часа)

8

Воздух в природе. Состав воздуха. Значение воздуха.

18 окт.

9

Экологически чистый воздух родной деревни. Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха.

25 окт.

10

Экскурсия в лес.

8 ноября

Тема 4. Полезные ископаемые Чувашии (5 часов)

11

Что такое полезные ископаемые? Полезные ископаемые, используемые в строительстве (песок, глина, мел, известняки).  

15 ноября

12

Горючие полезные ископаемые (торф, внешний вид, свойства, применение, месторождения торфа в Чувашии).

22 ноября

13

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения (фосфориты, месторождения фосфоритов, внешний вид, применение).

29 ноября

14

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.

6 дек.

15

Бережное отношение в использовании полезных ископаемых. Почему надо охранять полезные ископаемые? Как охранять полезные ископаемые?

13 дек.

Тема 5. Почва. Почвы Чувашии.  (8 часов)

16

Что называют почвой? Свойства почвы.  

20 дек.

17

Различие почв по их составу.  Типы почв Чувашии.

27 дек.

18

Обитатели почвы: кроты, черви…

16 января

19

Работа на клумбе осенью

октябрь

20

Весенняя обработка почвы ( высадка рассады, полив, прополка)

23 янв.

21

Охрана почв и их рациональное использование

30 янв.

22

Овраги. Как образуются овраги? Меры предотвращения образования оврагов.

6 февр.

23

Вред оврагов. Полезные свойства оврагов.

13 февр.

Тема 6. Исследовательская работа: «Овраги и овражки с. Калинино» (11 часов)

24

Составление проекта исследования оврагов с. Калинино.

Цель проекта: Собрать материал о вреде оврагов и мерах борьбы с ними. Изучить причины образования и роста найденной промоины (оврага).

Цель исследования: Провести изучение оврага, находящегося у  пруда и у села Калинино, изучить пути устранения оврагов и недопущение их дальнейшего появления.

20 февр.

25

Строение оврагов. Классификация оврагов. 

27 февр.

26

Стадии развития оврагов. Типы овражных систем.

6 марта

27

Объект и методы исследования. Выбор оптимальных условий для исследовательской работы.

Объект исследования: овраги у пруда в селе Калинино.

Предмет исследования: овраги

Методы исследования:

- Информационно-аналитический.

- Исследовательский. \

- Статистический.

– Наблюдение

13 марта

28

Исследовательская работа. Изучение оврага с. Калинино.  Сбор информации по проблеме, систематизация полученных знаний.

20 марта

29-31

Борьба с оврагами. Практическая работа. Укрепление склона оврага  саженцами клена. Уход за саженцами.

3, 10, 17       апреля

32

Создание компьютерной презентации.

24 апр.

33

Подготовка выступления.

8 мая

34

Итоговое занятие. Выступление учащихся по данному исследованию.  Выставка фотографий и рисунков, выполненных учащимися.

15 мая

         

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

     Материально-техническое обеспечение:

выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

материалы для оформления и творчества детей,

наличие канцелярских принадлежностей,

аудиоматериалы и видеотехника,

компьютеры,

телевизор,

проектор,

экран и др.

Список литературы:

     Для педагога:

1. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.- М.: Просвещение, 2010;

2. Концепции формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение,2010;

3. Внеурочной деятельности школьников под ред. Д.В.Григорьева, П.В.Степанова. Методический конструктор // пособие для учителя.- М., Просвещение, 2010.

4. Конвенция о правах ребёнка. Нью –Йорк, ЮНИСЕВ, 1990г

5.Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».

6.Энциклопедия большая советская. Москва, 1978г. Том №29.

7.Энциклопедия для детей. Биология. Москва ,«Аванта +», 1993г.

8.Энциклопедия для детей. Геология. Москва, «Аванта +», 1993г..

9.Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.

10.Бадьева Э.А. Животные в нашем доме».Свердловск, 1990г.

11.КлепининаЗ.А. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы (7класс)». Учебник для специальных( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва, «Просвещение»,2012г.

12.Никишов А.И., Теремов А.В. « Биология. Животные (8класс)». Учебник для специальных( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва, « Просвещение»,2009г.

     Для  учеников:

1.Брем А.Э.  « Жизнь животных  в трёх томах. Терра 1992г.

2.Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

3.Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.

4.Тайны живой природы М. Росмэн, 2006г.

5.Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.

6.Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света»

7.Большая книга знаний. Научно-популярное издание. М.: «Росмэн», 2013.

8.Большой универсальный атлас мира. М., «ОЛМА Медиа Групп», 2011.

9.Мирнова С.С. « Реки, моря и океаны. Вся вода на Земле». М.,  «Эксмо», 2014.

10.Травина И.В.  « Удивительные растения». М., «Росмэн», 2014.

11.Школьник Ю.К., Золотарева Ю.В.  «Атлас животных». М., «Экс

12.Школьник Ю.К. « Экзотические птицы. Яркое царство пернатых».  М., «Эксмо», 2013.

13.Джон Сейденстикер и Сьюзен Лампкин. « Хищные животные».  М., АСТ, 2014.

14.Травина И.В. «Домашние питомцы» М., ЗАО «Росмэн», 2014.

15.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.  «Природоведение».6 класс. Учебник  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва, «Просвещение», 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога по внеклассной внеурочной деятельности кружка по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Этика: азбука добра»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов

Данная программа представляет собой вариант программы организации   внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного, социального направления « Я гражданин России » для 1- 4 классов

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

«Тропинка в профессию» общеразвивающая программа воспитательной деятельности духовно – нравственно (духовно-нравственной направленности)

21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом множество сложных и ответственных вопросов. Речь идёт о проблеме профессиональной ориентации младших школьников в учебно – воспитатель...