ПРОГРАММА кружка по духовно-нравственному направлению «Наш окружающий мир»
рабочая программа (3 класс) по теме
ПРОГРАММА
кружка
по духовно-нравственному направлению
«Наш окружающий мир»
3 класс
2016-2017уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.docx | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ______________ Югина С.А. «29» августа 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы-интерната ___________ Шоколева А.Е. Приказ № 26 от «31» августа 2016г. |
ПРОГРАММА
кружка
по духовно-нравственному направлению
«Наш окружающий мир»
Учитель начальных классов
Яблокова Валентина Николаевна
Квалификационная категория – высшая
Составлена в соответствии с Программой внеурочной деятельности БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии.
КАЛИНИНО
2017 г.
Содержание:
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
- Учебно – тематический план
- Содержание программы
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Наш окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599);
- Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
- Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679);
- СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 августа 2015 года № 38528;
- СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993);
- Устава бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;
- Программы внеурочной деятельности бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;
- Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики.
Цель программы:
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач данной программы.
Формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится
на базе экологического сознания, понимания сущности взаимоотношений живых
организмов с окружающей средой, соблюдения нравственных и правовых
принципов природопользования.
Задачи программы:
Обучающие:
1)дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
2)научить применять на практике полученные знания;
3)формировать представления о краеведческой работе, о любви и верности отечеству.
Развивающие:
1)развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
2)формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
3)повышать общий интеллектуальный уровень учащихся;
4)развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
1)осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды деятельности для каждого, в которых в которых будут созданы ситуации успешности для каждого;
2)прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
3)воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
4)воспитывать потребность в общении с природой;
5)способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
6)способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой и проведения массовых мероприятий на свежем воздухе;
7)воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.
Коррекционные:
способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся с
ограниченными возможностями здоровья;
развитие познавательного интереса к миру природы;
преодоление трудностей социализации в обществе.
Актуальность:
Перед школой ставится задача формирования экологической культуры учащихся. Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в школьной программе по биологии. Настоящая программа предоставляет возможность педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Рассмотрение вопросов экологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Природе и Человеку как к базовым ценностям современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.
Новизна: Первой задачей экологического образования является формирование у личности адекватных экологических представлений, экоцентрического сознания. Развитие дополнительного экологического образования – исключительно важное направление работы образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.
Срок реализации программы:
Программа «Наш окружающий мир» предназначена для учащихся 5 класса на один год обучения, в количестве 34 часов.
Особенности реализации программы:
Программа предполагает организацию внеурочной деятельности в форме кружковых занятий экологической направленности. В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение истории и природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки. Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления.
Формы подведения итогов реализации программы:
● выставки поделок из природных материалов;
● фотовыставки;
● учебно-исследовательские конференции; практическая работа;
● демонстрация презентаций, экологических представлений;
● участие в школьных, муниципальных, областных, всероссийских, международных конкурсах, акциях
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Природа и мы» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение шестиклассниками следующих личностных, мета предметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
-различать основные экологические понятия;
-применять правила культурного поведения на природе;
-соотносить поступок с моральной нормой (на природе);
-оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
-применять навыки культурного поведения в лесу;
-применять навыки гигиены по отношению к биологическим сообществам;
-бережное и разумное отношение к природе;
-анализировать и характеризовать экологическое состояние окружаюшей природе;
-выражать положительное отношение к окружающей природе
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих базовых учебных действий (УД).
Регулятивные УД:
-определять и формулировать цель деятельности в природе;
-контролировать своё поведение в лесу, около водоемов, на лугу;
-планировать решение экологических задач: выстраивать последовательность необходимых операций;
-организовывать подвижные игры со сверстниками на природе;
-следить за чистотой и аккуратностью на природе;
-использовать способы повышения работоспособности;
-корректировать деятельность( вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок);
-проявлять заботу о своём здоровье, ухаживать за своим организмом;
-правильно распределять время на работу и отдых;
-оценивать результаты деятельности (чужой, своей)
Познавательные УД:
-выявлять особенности (качества, признаки) различных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
-анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;
-определять значимость здорового образа жизни, двигательной активности;
-определять факторы окружающей среды, влияющих на здоровье детей;
-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения экологической задачи;
-знать негативное влияние вредных выбросов на экологию;
-выполнять упражнения для развития экологических навыков;
-проверять информацию о природе, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
-презентовать подготовленную информацию о природе в наглядном виде;
-знать, как и для чего необходимо охранять природу;
-определять признаки рационального использования природы;
-применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
-сравнивать различные объекты
Коммуникативные УД:
-оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
-слушать и понимать речь других;
-стремиться к взаимопониманию между людьми;
-применять навыки делового сотрудничества, работая в паре, группе;
-работать в команде;
-распределять роли в игре, в спектакле, инсценировке;
-составлять устные небольшие монологические высказывания
Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:
Знания | Умения |
Допустимый уровень | |
● что такое природа; ● правила поведения в природе; ● что такое охрана природы; ● основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды родного села, своего района; ● глобальные экологические проблемы; ●особенности неживой природы (воды, воздуха, почвы и полезных ископаемых) Чувашии | ● оценивать экологическую ситуацию; ● выполнять правила поведения в природе; ● наблюдать за погодой, явлениями природы; ● составлять карту местности; ● правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни; ● участвовать в природоохранных акциях; ● изготовлять поделки из природных материалов; ● самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы |
Минимальный уровень | |
●что такое природа; *влияние вредных факторов на здоровье человека; ●основные правила поведения в природе, бережное отношение к природе; ●разнообразие растений, способы их выращивания; ●основы здорового образа жизни, основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций | ● познавательный интерес к изучению природы и влияния на неё человека; ● бережное отношение к природе; ● творческая активность к познанию окружающего мира; ● духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества |
Оценка планируемых результатов освоения программы
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения ими некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:
по оценке творческой продукции ребенка;
по повышению уровня общей культуры;
по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;
по отношению в коллективе.
Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:
Первый уровень результатов | Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
Второй уровень результатов | Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, безопасность), ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
Третий уровень результатов | Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
Учебно-тематический план:
Тема | Количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Тема 1. Введение. Живая и неживая природа | 2 | 2 | |
Тема 2. Вода—основа жизни на Земле | 5 | 2 | 3 |
Тема 3. Воздух—основа жизни на Земле | 3 | 3 | |
Тема 4. Полезные ископаемые Чувашии | 5 | 5 | |
Тема 5. Почва. Почвы Чувашии | 8 | 3 | 5 |
Тема 6. Исследовательская работа «Овраги и овражки села Калинино» | 11 | 4 | 7 |
34 | 16 | 18 |
Содержание программы:
Тема 1. Введение (2 часа)
Живая и неживая природа. Для чего изучают природу? Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств
Тема 2. Вода – основа жизни на Земле (5 часов)
Вода на Земле. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Значение питьевой воды в жизни человека. Чистая вода – проблема человечества. Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды в мире. Поход к о. Кюльхири Вурнарского района ЧР.
Тема 3. Воздух – основа жизни на Земле. (3 часа)
Воздух в природе. Состав воздуха. Значение воздуха. Экологически чистый воздух родной деревни. Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха.
Экскурсия в лес.
Тема 4. Полезные ископаемые Чувашии(5 часов )
Что такое полезные ископаемые? Полезные ископаемые, используемые в строительстве (песок, глина, мел, известняки). Горючие полезные ископаемые (торф, внешний вид, свойства, применение, месторождения торфа в Чувашии). Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения (фосфориты, месторождения фосфоритов, внешний вид, применение). Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Бережное отношение в использовании полезных ископаемых.
Тема 5. Почва. Почвы Чувашии(8 часов )
Что называют почвой? Состав почвы. Свойства почвы. Различие почв по их составу. Типы почв Чувашии. Овраги. Как образуются овраги? Меры их предотвращения. Весенняя и осенняя обработка почвы (практическая работа на пришкольном участке). Охрана почв и их рациональное использование.
Тема 6. Исследовательская работа: «Овраги и овражки с. Калинино»(11 часов)
1.Строение оврагов.
2.Классификация оврагов. Стадии развития оврагов.
3.Типы овражных систем.
4. Район исследований.
5. Объект и методы исследования.
6.Причины появления оврагов.
7. Вред оврагов.
8. Борьба с оврагами. Практическая работа. Укрепление склона оврага саженцами клена.
9. Полезные свойства оврагов (овраги приносят определенную пользу в сохранении редких и лекарственных видов растений, служат укрытием и местом жительства для некоторых животных).
10. Подготовка выступления (создание презентации)
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Часы | Форма | Деятельность учащихся | Коррекционная работа | Ожидаемый результат | ||
Тема 1. Введение (2 часа) | ||||||||
1 | Живая и неживая природа | 1 | беседа | ознакомление с понятиями «живая природа» и «неживая природа» | коррекция внимания и памяти через наглядность | 1уровень--приобретение знаний о природе | ||
2 | Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств. | 1 | беседа | ознакомление детей с наукой – экология. | коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями | 1уровень--приобретение знаний по экологии в современном мире | ||
Тема 2. Вода - основа жизни на Земле (5часов) | ||||||||
3 | Вода на Земле. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | 1 | беседа | ознакомление с ролью, значением и использованием воды на Земле | коррекция эмоционально – волевой сферы через беседу, убеждение | 1уровень--приобретение знаний о значении воды для жизни на Земле | ||
4 | Значение питьевой воды в жизни человека. Чистая вода—проблема человечества. | 1 | беседа | уметь применять полученные знания в жизненных ситуациях, закрепление правил поведения около водоемов | коррекция личностных качеств через игровой приём | 1уровень--приобретение навыков бережного отношения к чистой воде | ||
5 | Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды в мире. | 1 | просмотр презентации | научить бережно пользоваться чистой водой | коррекция внимания, памяти через яркую наглядность | 1уровень--приобретение умений содержать водоемы и источники пресной воды в чистоте | ||
6 | Свойства воды | 1 | опыты | ознакомление с различными свойствами воды | коррекция эмоционально – волевой сферы через беседу, алгоритм действий по карточкам | 3уровень--приобретение умений выполнять и соблюдать правила поведения в природе | ||
7 | Экскурсия на р. Цивиль | 1 | практика | уметь предвидеть, научиться избегать опасных ситуаций около водоемов | коррекция личностных качеств (трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели через поощрение) | 3уровень—приобретение навыков соблюдения правил поведения на водоемах | ||
Тема 3. Воздух—основа жизни на Земле(3 часа) | ||||||||
8 | Воздух в природе. Состав воздуха. Значение воздуха | 1 | практика | научиться проводить несложные и безопасные опыты | отработка личностных качеств через похвалу, убеждение | 3уровень--закрепление опыта и знаний о составе воздуха | ||
9 | Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха. | 1 | практика | научить бережно относиться к чистому воздуху и окружающей среде | коррекция личностных качеств (трудолюбия и упорства) через создание ситуации успеха | 3уровень—закрепление опыта и умений бережного отношения к природе | ||
10 | Экскурсия в лес. | 1 | практика | .уметь применять полученные знания в жизненных ситуациях | коррекция эмоционально – волевой сферы через природу | 3уровень—применение опыта и умений бережного отношения к природе в жизни | ||
Тема 4. Полезные ископаемые Чувашии (5 часов) | ||||||||
11 | Полезные ископаемые, используемые в строительстве (песок, глина) | 1 | беседа, практика | .ознакомление с группами полезных ископаемых | повышение уровня познавательной активности | 1уровень—приобретение знаний о полезных ископаемых Чувашии | ||
12 | Горючие полезные ископаемые (торф) | 1 | беседа, показ образцов | ознакомление с группами полезных ископаемых | развитие долговременной памяти через повторение материала | 2уровень—приобретение опыта работы с горючими полезными ископаемыми | ||
13 | Полезные ископаемые для получения минеральных удобрений | 1 | беседа, практика | ознакомление с группами полезных ископаемых | развитие умения выделять главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. | 2уровень-- приобретение знаний о полезных ископаемых, использование минеральных удобрений для выращивания рассады цветов | ||
14 | Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов | 1 | беседа, просмотр фильма | ознакомление с группами полезных ископаемых | коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями. | 1уровень--приобретение знаний о разных видах полезных ископаемых | ||
15 | Почему надо охранять и беречь полезные ископаемые | 1 | беседа | .научиться охранять и бережно относиться к полезным ископаемым | воспитание бережного отношения к полезным ископаемым | 2уровень—приобретение опыта и закрепление знаний об охране полезных ископаемых | ||
Тема5.Почва. Почвы Чувашии(8 часов) | ||||||||
16 | Что называют почвой? Состав почвы. Свойства почвы | 1 | практика | раскрытие значения почвы в жизни растений | повышение уровня познавательной активности | 1уровень—приобретение знаний о почвах республики, о составе и структуре почвы | ||
17 | Различие почв по их составу. Типы почв Чувашии | 1 | практика | овладение навыками определения состава почвы | воспитание самостоятельности и сознательности через поощрение | 3уровень--уметь действовать по плану, умение различать типы почв | ||
18 | Обитатели почвы: кроты, черви | 1 | практика | уметь использовать полученные знания в жизни | коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями | 3уровень--приобретение опыта и закрепление полученных знаний об обитателях почвы | ||
19 | .Работа на клумбе осенью | 1 | практика | уметь использовать полученные знания в жизни | коррекция эмоционально-волевой сферы через убеждение, развитие крупной и мелкой моторики | 3уровень--приобретение опыта и его использование на практике | ||
20 | Весенняя обработка почвы (высадка рассады, полив, прополка) | 1 | практика | .использование полученных знаний на практике | коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями. | 3уровень--закрепление знаний и умений совместной работы на клумбе | ||
21 | Охрана почв и их рациональное использование | 1 | беседа | научиться охранять и рационально использовать почву | коррекция эмоционально-волевой сферы через убеждение | 1уровень--приобретение знаний по правильному использованию земли | ||
22 | Овраги. Как образуются овраги? Меры предотвращения образования оврагов | 1 | беседа, просмотр презентации | дать сведения о методах борьбы с оврагами | коррекция личностных качеств, воспитание желания оказать помощь. | 2уровень--приобретение опыта действия, ответственного отношения к борьбе с оврагами | ||
23 | Вред оврагов. Полезные свойства оврагов | 1 | беседа, просмотр презентации | дать сведения о различных свойствах оврагов | коррекция мыслительных операций через последовательность выполнения действий. | 1уровень--приобретение знаний об оврагах, об их вреде и пользе | ||
24 | Составление проекта исследования оврагов с. Калинино | 1 | беседа | оформление проекта исследования оврага | формирование осознанного регулирования трудовой деятельности. | 2уровень--приобретение опыта действия и применение в жизненных ситуациях | ||
25 | Строение оврагов. Классификация оврагов | 1 | беседа, просмотр фильма | пополнение сведений об оврагах | развитие долговременной памяти через повторение материала | 3уровень--приобретение опыта бережного отношения к родным местам, к своей земле | ||
26 | Стадии развития оврагов. Типы овражных систем. | 1 | беседа, рисунки | получение дополнительных сведений об оврагах | коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха. | 2уровень--приобретение опыта действия по сохранению почвы нашей местности в сохранности. | ||
27 | Изучение оврага с. Калинино. | 1 | беседа, экскурсия | воспитание бережного отношения к живой природе. | развитие долговременной памяти через повторение материала. | 2уровень--приобретение опыта работы по сохранению почвы нашей местности в сохранности | ||
28 | Борьба с оврагами | 1 | практика | уметь использовать полученные знания в жизни | коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями. | 3уровень--закрепление знаний и умений различать виды оврагов | ||
29 | Укрепление склона оврагов саженцами клена | 1 | практика | побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений, воспитывать любовь к окружающей природе | формирование осознанного регулирования трудовой деятельности | 3уровень—закрепление полученных знаний в трудовой деятельности | ||
30 | Уход за саженцами | 1 | практика | обобщение пройденного материала | коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями | 3уровень--познавательный интерес к изучению природы и влияния на нее человека | ||
31 | Создание презентации | 1 | практика | уметь представлять свою работу оригинально | воспитание умения доводить начатое до конца | 3уровень—применение полученных знаний на практике | ||
32 | Подготовка к выступлению | 1 | практика | уметь выделять главное в подготовленном материале | воспитание самостоятельности и сознательности через поощрение | 3уровень—организация самостоятельной работы | ||
33 | Итоговое занятие. Выставка фотографий и рисунков детей | 1 | практика | оригинальное оформление работы, умение выбрать главное | развитие умения анализировать качество проделанной работы | 3уровень-- организация самостоятельной работы | ||
34 | Поход на озеро Кюльхири | 1 | практика | уметь предвидеть, научиться избегать опасных ситуаций около водоемов | воспитание бережного отношения к природе | 3уровень--закрепление полученных знаний в жизненных ситуациях |
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование темы занятия | Дата |
Тема 1. Введение (2 часа) | ||
1 | Живая и неживая природа. Для чего изучают природу? | 6 сент. |
2 | Беседа «Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств» | 13 сент. |
Тема 2. Вода – основа жизни на Земле (5 часов) | ||
3 | Вода на Земле. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | 20 сент. |
4 | Значение питьевой воды в жизни человека. Чистая вода – проблема человечества. | 27 сент. |
5 | Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды в мире. Экскурсия на реку Цивиль. | 4 окт. |
6 | Свойства воды, опыты с водой. | 11 окт. |
7 | Поход на озеро Кюльхири Вурнарского района ЧР. | 22 мая |
Тема 3. Воздух – основа жизни на Земле (3 часа) | ||
8 | Воздух в природе. Состав воздуха. Значение воздуха. | 18 окт. |
9 | Экологически чистый воздух родной деревни. Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха. | 25 окт. |
10 | Экскурсия в лес. | 8 ноября |
Тема 4. Полезные ископаемые Чувашии (5 часов) | ||
11 | Что такое полезные ископаемые? Полезные ископаемые, используемые в строительстве (песок, глина, мел, известняки). | 15 ноября |
12 | Горючие полезные ископаемые (торф, внешний вид, свойства, применение, месторождения торфа в Чувашии). | 22 ноября |
13 | Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения (фосфориты, месторождения фосфоритов, внешний вид, применение). | 29 ноября |
14 | Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. | 6 дек. |
15 | Бережное отношение в использовании полезных ископаемых. Почему надо охранять полезные ископаемые? Как охранять полезные ископаемые? | 13 дек. |
Тема 5. Почва. Почвы Чувашии. (8 часов) | ||
16 | Что называют почвой? Свойства почвы. | 20 дек. |
17 | Различие почв по их составу. Типы почв Чувашии. | 27 дек. |
18 | Обитатели почвы: кроты, черви… | 16 января |
19 | Работа на клумбе осенью | октябрь |
20 | Весенняя обработка почвы ( высадка рассады, полив, прополка) | 23 янв. |
21 | Охрана почв и их рациональное использование | 30 янв. |
22 | Овраги. Как образуются овраги? Меры предотвращения образования оврагов. | 6 февр. |
23 | Вред оврагов. Полезные свойства оврагов. | 13 февр. |
Тема 6. Исследовательская работа: «Овраги и овражки с. Калинино» (11 часов) | ||
24 | Составление проекта исследования оврагов с. Калинино. Цель проекта: Собрать материал о вреде оврагов и мерах борьбы с ними. Изучить причины образования и роста найденной промоины (оврага). Цель исследования: Провести изучение оврага, находящегося у пруда и у села Калинино, изучить пути устранения оврагов и недопущение их дальнейшего появления. | 20 февр. |
25 | Строение оврагов. Классификация оврагов. | 27 февр. |
26 | Стадии развития оврагов. Типы овражных систем. | 6 марта |
27 | Объект и методы исследования. Выбор оптимальных условий для исследовательской работы. Объект исследования: овраги у пруда в селе Калинино. Предмет исследования: овраги Методы исследования: - Информационно-аналитический. - Исследовательский. \ - Статистический. – Наблюдение | 13 марта |
28 | Исследовательская работа. Изучение оврага с. Калинино. Сбор информации по проблеме, систематизация полученных знаний. | 20 марта |
29-31 | Борьба с оврагами. Практическая работа. Укрепление склона оврага саженцами клена. Уход за саженцами. | 3, 10, 17 апреля |
32 | Создание компьютерной презентации. | 24 апр. |
33 | Подготовка выступления. | 8 мая |
34 | Итоговое занятие. Выступление учащихся по данному исследованию. Выставка фотографий и рисунков, выполненных учащимися. | 15 мая |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение:
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
материалы для оформления и творчества детей,
наличие канцелярских принадлежностей,
аудиоматериалы и видеотехника,
компьютеры,
телевизор,
проектор,
экран и др.
Список литературы:
Для педагога:
1. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.- М.: Просвещение, 2010;
2. Концепции формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение,2010;
3. Внеурочной деятельности школьников под ред. Д.В.Григорьева, П.В.Степанова. Методический конструктор // пособие для учителя.- М., Просвещение, 2010.
4. Конвенция о правах ребёнка. Нью –Йорк, ЮНИСЕВ, 1990г
5.Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».
6.Энциклопедия большая советская. Москва, 1978г. Том №29.
7.Энциклопедия для детей. Биология. Москва ,«Аванта +», 1993г.
8.Энциклопедия для детей. Геология. Москва, «Аванта +», 1993г..
9.Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.
10.Бадьева Э.А. Животные в нашем доме».Свердловск, 1990г.
11.КлепининаЗ.А. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы (7класс)». Учебник для специальных( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва, «Просвещение»,2012г.
12.Никишов А.И., Теремов А.В. « Биология. Животные (8класс)». Учебник для специальных( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва, « Просвещение»,2009г.
Для учеников:
1.Брем А.Э. « Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
2.Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
3.Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
4.Тайны живой природы М. Росмэн, 2006г.
5.Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.
6.Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света»
7.Большая книга знаний. Научно-популярное издание. М.: «Росмэн», 2013.
8.Большой универсальный атлас мира. М., «ОЛМА Медиа Групп», 2011.
9.Мирнова С.С. « Реки, моря и океаны. Вся вода на Земле». М., «Эксмо», 2014.
10.Травина И.В. « Удивительные растения». М., «Росмэн», 2014.
11.Школьник Ю.К., Золотарева Ю.В. «Атлас животных». М., «Экс
12.Школьник Ю.К. « Экзотические птицы. Яркое царство пернатых». М., «Эксмо», 2013.
13.Джон Сейденстикер и Сьюзен Лампкин. « Хищные животные». М., АСТ, 2014.
14.Травина И.В. «Домашние питомцы» М., ЗАО «Росмэн», 2014.
15.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. «Природоведение».6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва, «Просвещение», 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление на тему "Мастерская общения" для обучающихся 1 - 4 класса
внеурочная деятельность...
Рабочая программа педагога по внеклассной внеурочной деятельности кружка по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Этика: азбука добра»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного, социального направления « Я гражданин России » для 1- 4 классов
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...
«Тропинка в профессию» общеразвивающая программа воспитательной деятельности духовно – нравственно (духовно-нравственной направленности)
21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом множество сложных и ответственных вопросов. Речь идёт о проблеме профессиональной ориентации младших школьников в учебно – воспитатель...
«Тропинка в профессию» общеразвивающая программа воспитательной деятельности духовно – нравственно (духовно-нравственной направленности)
Программа профессиональной работы для начальной школы «Тропинки в профессию»...