Программа по духовно-нравственному развитию младших школьников во внеурочной деятельности «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»
учебно-методический материал
Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность и «зрелость».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_hochu_vse_znat.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Начальная школа - это важнейший этап образования каждого человека. В связи с введением нового ФГОС главными задачами современной школы, является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Таким образом, на первый план выходит личность школьника, способность его к самостоятельному целеполаганию, самоорганизации, самостоятельному решению проблемы и рефлексивному анализу своей деятельности.
Все начинается в начальной школе через организацию познавательной деятельности исследовательского характера на уроках. Однако совершенно ясно, что если этому не обучать специально, то никакого исследования ни младший школьник, ни старшеклассник не проведет.
Для этого в соответствии с требованиями ФГОС НОО занимает особое место внеурочная деятельность младшего школьника, ей, по желанию учащихся, уделено и определено особое пространство и наиболее благоприятное время в образовательной среде школы в формах, отличных от урочной системы. Наиболее значимое место во внеурочной деятельности младшего школьника занимает проектирование.
Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем:
1.Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений:
*умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
*умение управлять голосом (говорить четко, регулируя гром- кость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
* умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
*умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», регулирующие как внешнюю сторону — построение высказываний, так и внутреннюю сторону — содержание высказываний.
2. Развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость», которая включает:
*развитие аналитико-синтетических действий;
* сформированность алгоритма сравнительного анализа;
* умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
* возможность выделять общий способ действий;
* перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1 по 4 класс в ходе работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста — теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
3. Опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
*адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
*обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
* выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
Работа по подготовке учащихся к проектированию и включению их в эту деятельность должна быть тщательно продумана и спланирована учителем: не так-то просто из вчерашних «почемучек»-дошкольников вырастить «потомучек»-учеников. Возможно, представленные далее материалы (программа и разработки занятий) будут полезны педагогам в организации работы по формированию исследовательских и проектных умений.
Программа «Хочу все знать!» составлена на основе методических рекомендаций А. И. Савенкова и следующего учебного пособия (Савенков А. И. Я — исследователь: учебник-тетрадь для младших школьников. Самара: Учебная литература, 2004).
При разработке программы за основу были взяты требования к подготовке исследовательских работ на фестивалях учебных проектов разного уровня.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
• у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
• низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, само- воспитания;
• обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;
• младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
• обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.
В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала.
Цель программы:
Изменение процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
*развивать познавательные потребности и способности младших школьников;
*обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
*формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска;
* формировать у младших школьников и педагогов представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
*развивать духовно-нравственные качества обучающегося
Основные направления реализации программы
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его:
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
- набором и иерархией ролей;
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом.
Содержание программы
Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Объект исследования — это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
На занятиях дети знакомятся с перечисленными процессами проведения исследовательской работы. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентаций работ. Постижение каждого нового умения предполагает постоянное повторение пройденных тем, использование навыков, доведенных до автоматизма в результате планомерной работы.
Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы практических задач, но и осознавать самому логику их следования. Поэтому важным методом обучения проектной деятельности является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит механизм создания исследовательской работы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, — от 7 до 11 лет. Дети 7 лет (1-й год обучения) способны на репродуктивном уровне выполнять предлагаемые задания. Круг вопросов, определенных для детей этой возрастной категории:
*Что такое исследование? Кто такие исследователи?
*Как получать информацию? Как задавать вопросы?
* Как научиться выделять главное и второстепенное?
Дети 8 лет (2-й год обучения) на алгоритмическом уровне способны справиться с заданиями, направленными на определение методов исследования, выполнение простейших экспериментов, основных логических операций, способны высказать суждение, сделать умозаключение по предлагаемой теме.
Дети 9—10 лет (3-й год обучения) на творческом уровне в нетипичной ситуации способны самостоятельно выбрать тему исследования, определить объект, самостоятельно совершенствовать технику экспериментирования.
Дети 10—11лет (4-й год обучения) способны на исследовательском уровне выполнять предлагаемые задания по определению круга проблем, связанных с объектом собственного исследования, высказывать гипотезы, которые впоследствии должны быть аргументированы и подтверждены или опровергнуты.
Сроки реализации образовательной программы: 4 года, которые делятся на 4 периода. При этом продолжительность периодов является ориентировочной — она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых исследовательских работ.
Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с исследованиями, их ролью в жизни, в результате — выполнение коллективной работы.
Второй период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске, в результате — создание групповой исследовательской работы.
Третий период предполагает освоение следующих умений и навыков, совершенствование уже приобретенных, в результате каждый ребенок выполняет собственную исследовательскую работу теоретического плана. Четвертый период направлен на активизацию и применение полученных знаний, привитых умений, как результат — самостоятельно проведенное исследование эмпирического характера.
Формы занятий:
• по количеству детей, участвующих в занятии, — преимущественно коллективная (1, 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;
• по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, фестиваль;
• по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Последовательность работы над проектом
Технологический (творческий) проект | |
1-й этап. Разработка проекта | |
Для чего и кому нужен проект? |
|
Что будем делать? |
|
Как делать? |
|
2-й этап. Выполнение проекта | |
Воплощаем замысел |
|
3-й этап. Защита проекта | |
Что делали и как? |
|
Тематическое планирование
Данная программа рассчитана на 68 часов.
Предложенное распределение часов примерное и может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов.
Продолжительность занятий: 2 класс — 30 минут
№п/п | Название темы | Теория | Практика |
1 | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 1ч. | 1ч. |
2 | Проект? Проект!Диспут. | 1ч. | |
3 | Как выбрать тему проекта? | 1ч. | 1ч. |
4 | Какими могут быть проекты?Этическая беседа | 1ч. | |
5 | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | 1ч. | 1ч. |
6 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | 1ч. | 1ч. |
7 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 1ч. | 1ч. |
8 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; | 1ч. | 1ч. |
9 | Выдвижение идеи (мозговой штурм);Рассуждение. | 1ч. | 1ч. |
10 | Основные методы исследования. Как задавать вопросы? | 1ч. | 1ч. |
11 | Коллективная игра- исследование | 1ч. | 1ч. |
12 | Постановка вопроса (поиск гипотезы); | 1ч. | 1ч. |
13 | Формулировка предположения (гипотезы); | 1ч | 1ч. |
14 | Развитие умения видеть проблемы. | 1ч. | |
15 | Развитие умения выдвигать гипотезы. | 1ч. | 1ч. |
16 | Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности детей | 1ч. | 1ч. |
17 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | 1ч. | 1ч. |
18 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. | 1ч. | 1ч. |
19 | Роль исследований в нашей жизни | 1ч. | 1ч. |
20 | Учимся видеть проблемы | 1ч. | 1ч. |
21 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 2ч. | 2ч. |
22 | Методы исследования. | 1ч. | 1ч. |
Как провести эксперимент? | 2ч. | 2ч. | |
23 | Выполняем логические операции. | 1ч. | 1ч. |
24 | Творческое воображение | 1ч. | 1ч. |
25 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек; | 2ч. | 2ч. |
26 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 1ч. | |
27 | Групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе; | 2ч. | 2ч. |
28 | Учимся делать выводы и умозаключения. | 1ч. | 1ч. |
29 | Презентация исследовательской работы | 2ч. |
Итого:68 часов
Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса
во 2-4 классах
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные |
| организация на уроке парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
|
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
| • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; |
коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
|
Ожидаемые результаты освоения программы
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследований разных видов;
• методы исследования;
• правила выбора темы и объекта исследования;
• основные логические операции, их отличительные особенности;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
• выделять главное и второстепенное в собранном материале;
• выделять из текста основные понятия и давать им определения;
• классифицировать предметы, процессы, явления и события;
• выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
• ранжировать выдвигаемые идеи;
• предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
• делать выводы и умозаключения;
• указывать пути дальнейшего изучения объекта;
• презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно- практические задачи:
• самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
• реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
• без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
• работать в коллективе, группе;
• презентовать работу общественности.
Планируемые результаты
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться - видеть проблемы; - ставить вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определение понятиям; - классифицировать; - наблюдать; - проводить эксперименты; - делать умозаключения и выводы; - структурировать материал; - готовить тексты собственных докладов; - объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
Программа предусматривает достижение
3 уровней результатов:
Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.
Список используемой литературы.
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
2.Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009
3.Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение 2009 (Стандарты второго поколения)
4.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение 2009
5.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/[А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова.- 2 изд. – М.: Просвещение 2010
6.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки РФ. Федерации. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
7.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
8.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности
Статья для преподавателей из опыта работы...
Духовно-нравственное развитие младшего школьника во внеурочной деятельности
В данной презентации содержится информация о видах, формах, направлениях организации духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности...
Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."
Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."...
Духовно-нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
В данной статье особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию, внеурочной деятельности обучающихся, приобщению детей к истории русской народной культуры, народному творчеству....