Духовно-нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
статья

                                                                                           

В.Г. Комарова,  О.В.Кононова, Т.А. Мирошкина                                                                                             

БОУ «Средняя общеобразовательная школа №132»

 

Духовно-нравственное развитие младших школьников во внеурочной

деятельности в условиях реализации ФГОС

 

В настоящее время стала очевидной необходимость духовного и физического оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.

В педагогике на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к культурологическим проблемам образования, осознаётся важность духовно-нравственного воспитания.

 «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» важнейшим вопросом определяет обеспечение полноценного личностного развития учащихся в условиях социально-экономического и идеологического кризиса. А значит, необходима в этой социокультурной ситуации система образования, которая обеспечит одновременно эффективную социализацию и высокие духовно-нравственные качества и должна опираться на национальные традиции.

В современных условиях российское образование должно стать той сферой духовной жизни общества, где передаётся от поколения к поколению социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития.

Приоритетным направлением на пути духовно-нравственного просвещения и воспитания является приобщение учащихся к духовному потенциалу русской культуры.

Истории русской народной культуры, народному творчеству в действующей программе школьных образовательных учреждений отводится весьма скромное место, тогда как народная культура должна быть исходной точкой, изначальным моментом в воспитании.

Мир детства – особый мир. Жизнь ребёнка необыкновенно динамична. У неё свои законы, свои критерии. Чуткий и непосредственный в дошкольном возрасте, открытый и эмоциональный в младшем школьном возрасте, он часто входит во взрослую жизнь заурядным и равнодушным человеком. Наступает разлад с самим собой, угасает способность к образному восприятию мира, разрушаются привычные представления о жизни и людях. Причин тому много. И одна из них – игнорирование школой нравственного опыта взрослой традиционной культуры.

Осознав необходимость назревших проблем, учителя начальных классов  приступили к созданию воспитательной системы на основе народных и православных традиций, патриотизма и воспитания духовности подрастающего поколения.

В настоящее время мы работаем над проблемой «Духовно-нравственное воспитание школьников в системе работы школы во внеурочной деятельности». На протяжении 16 лет (с 2005 года) мы осуществляем тесное сотрудничество с БОУ «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива». На базе школы работает детская фольклорная студия «Теремок».

С введением ФГОС мы разработали программы внеурочной деятельности: «Этика. Радость общения», «Тропинка к своему «Я»», «Основы народной культуры», «Занимательная математика», «Умники и Умницы», «Интеллектика».

Основные цели и задачи нашей работы направлены на социокультурную адаптацию младшего школьника и на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности:

1. Приобщение детей младшего школьного возраста к истокам русской народной культуры.

2. Формирование нравственно-эстетических качеств человека.

3. Приобретение учащимися собственного культурного опыта.

4. Воспитание высоких духовных качеств, чувства сопричастности к истории русского народного искусства.

5. Пробудить интерес к национальной культуре.

6. Воспитание средствами народного искусства активной личности, способной творчески мыслить и проявлять творческую инициативу.

7. Сформировать у учащихся целостную картину культурного прошлого и настоящего.

Мы выбрали самые разнообразные формы внеурочных занятий: экскурсия, праздник, мастерская, встреча с носителями традиций, посещение музея.

Дети и родители стали активными участниками организуемых мероприятий. В течение всего года учителя вместе со студией «Теремок» проводят традиционные народные праздники, такие как «Осенины», «Капустник», «Зимние посиделки», «Масленица», «Праздник птиц».

 Во время занятий дети знакомятся с русскими народными песнями и с песнями народов России, а также с частушками, закличками, учатся играть на народных инструментах, разучивают народные игры, обряды и хороводы; изучают виды народно-прикладного творчества и сами становятся мастерами, вместе мы изучаем узоры рушников, дети учатся вышивать на салфетках узоры. Организуем выставки творческих работ к русским православным праздникам: «Рождество», «Пасха», проводим ярмарку «Город мастеров».

Программа построена по календарному циклу. Каждый из четырёх календарно-обрядовых циклов (осенний, зимний, весенний, летний) наполнен музыкальным материалом. Итоговое занятие проводим в форме праздника в народных костюмах. В программу включён фольклорный материал, собранный в Любинском, Тарском, Муромцевском районах Омской области. Благодаря этому материалу у детей формируется интерес к изучению культуры своего региона. Через календарные обряды наиболее легко и свободно происходит освоение русской национальной культуры. Освоение детьми обширного информационного пространства неизменно происходит через игру, художественно-эстетических впечатлений и живого общения с окружающим миром. Эти приёмы помогают сохранить эмоциональную жизнь, вызвать богатый спектр ассоциаций.

Таким образом, изучение календарных обычаев и обрядов, праздников года, лучших национальных традиций оказывается непосредственно связанным с магистральными проблемами современности, с перспективами развития человечества, сохранения мира и культуры на земле.

Мы широко используем краеведческий материал. Основная задача изучения родного края – обогащение духовного мира, формирование ценностного отношения к культурному и природному наследию. Так, при изучении темы «Россия – твоя Родина» (второй класс) ученики знакомятся с таким краеведческим материалом как: флаг и герб Омской области, родной край – частица Родины, культурные учреждения города Омска, знаменитые люди города Омска и Омской области, труд, быт людей родного края, первые поселения на территории родного края.

Помимо распространённого приёма включения сведений из истории и культуры родного края, в своём рассказе учителя используют чтение небольшого отрывка из художественного произведения, маленькие сообщения учащихся, наглядные пособия, отражающие прошлое и настоящее края: картины (пейзажные, портретные, сюжетные), карты и путеводители. Дети знакомятся с картой Омской области, учатся находить населённые пункты, где живут они и их родственники. В игре-путешествии «Омский гид» учащиеся узнают об истории возникновения города, изучают карту города, названия улиц, достопримечательности города. Всё это способствует развитию любви и бережного отношения к родному краю.

Подводя итоги своей работы, мы глубоко убеждены в правильности и актуальности выбранного направления. Дети приобретают собственный культурный опыт, приобщаются к истокам национальной культуры, более полно познают окружающий мир, постигают искусства народной эстетики.

Оздоровительные возможности народной культуры приобретают в настоящее время особое значение в связи с резким ухудшением здоровья российских детей. Поэтому проблема насыщения российского информационно-образовательного пространства образами, символами русского народного и классического искусства актуально не только для сферы художественно-эстетического воспитания, но и для других сфер общественной жизни.

 

Литература

  1. Журнал «Народное творчество». Москва, Профиздат 1998 г.
  2. И. К. Феоктистова. Сюжетообразующие мотивы русских преданий об исчезнувших народах. Славянские чтения. Вып. 6. Духовные ценности народа: Тезисы и материалы научно-практической конференции. Омск, 1998 г.
  3. Л. А. Кучегура. Учебные материалы по народной культуре в начальной школе. Омск, 2002 г.
  4. Журнал «Начальная школа». Москва, 2006 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                           

В.Г. Комарова,  О.В.Кононова, Т.А. Мирошкина                                                                                              

БОУ «Средняя общеобразовательная школа №132»

Духовно-нравственное развитие младших школьников во внеурочной

деятельности в условиях реализации ФГОС

В настоящее время стала очевидной необходимость духовного и физического оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.

В педагогике на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к культурологическим проблемам образования, осознаётся важность духовно-нравственного воспитания.

 «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» важнейшим вопросом определяет обеспечение полноценного личностного развития учащихся в условиях социально-экономического и идеологического кризиса. А значит, необходима в этой социокультурной ситуации система образования, которая обеспечит одновременно эффективную социализацию и высокие духовно-нравственные качества и должна опираться на национальные традиции.

В современных условиях российское образование должно стать той сферой духовной жизни общества, где передаётся от поколения к поколению социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития.

Приоритетным направлением на пути духовно-нравственного просвещения и воспитания является приобщение учащихся к духовному потенциалу русской культуры.

Истории русской народной культуры, народному творчеству в действующей программе школьных образовательных учреждений отводится весьма скромное место, тогда как народная культура должна быть исходной точкой, изначальным моментом в воспитании.

Мир детства – особый мир. Жизнь ребёнка необыкновенно динамична. У неё свои законы, свои критерии. Чуткий и непосредственный в дошкольном возрасте, открытый и эмоциональный в младшем школьном возрасте, он часто входит во взрослую жизнь заурядным и равнодушным человеком. Наступает разлад с самим собой, угасает способность к образному восприятию мира, разрушаются привычные представления о жизни и людях. Причин тому много. И одна из них – игнорирование школой нравственного опыта взрослой традиционной культуры.

Осознав необходимость назревших проблем, учителя начальных классов  приступили к созданию воспитательной системы на основе народных и православных традиций, патриотизма и воспитания духовности подрастающего поколения.

В настоящее время мы работаем над проблемой «Духовно-нравственное воспитание школьников в системе работы школы во внеурочной деятельности». На протяжении 16 лет (с 2005 года) мы осуществляем тесное сотрудничество с БОУ «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива». На базе школы работает детская фольклорная студия «Теремок».

С введением ФГОС мы разработали программы внеурочной деятельности: «Этика. Радость общения», «Тропинка к своему «Я»», «Основы народной культуры», «Занимательная математика», «Умники и Умницы», «Интеллектика».

Основные цели и задачи нашей работы направлены на социокультурную адаптацию младшего школьника и на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности:

1. Приобщение детей младшего школьного возраста к истокам русской народной культуры.

2. Формирование нравственно-эстетических качеств человека.

3. Приобретение учащимися собственного культурного опыта.

4. Воспитание высоких духовных качеств, чувства сопричастности к истории русского народного искусства.

5. Пробудить интерес к национальной культуре.

6. Воспитание средствами народного искусства активной личности, способной творчески мыслить и проявлять творческую инициативу.

7. Сформировать у учащихся целостную картину культурного прошлого и настоящего.

Мы выбрали самые разнообразные формы внеурочных занятий: экскурсия, праздник, мастерская, встреча с носителями традиций, посещение музея.

Дети и родители стали активными участниками организуемых мероприятий. В течение всего года учителя вместе со студией «Теремок» проводят традиционные народные праздники, такие как «Осенины», «Капустник», «Зимние посиделки», «Масленица», «Праздник птиц».

 Во время занятий дети знакомятся с русскими народными песнями и с песнями народов России, а также с частушками, закличками, учатся играть на народных инструментах, разучивают народные игры, обряды и хороводы; изучают виды народно-прикладного творчества и сами становятся мастерами, вместе мы изучаем узоры рушников, дети учатся вышивать на салфетках узоры. Организуем выставки творческих работ к русским православным праздникам: «Рождество», «Пасха», проводим ярмарку «Город мастеров».

Программа построена по календарному циклу. Каждый из четырёх календарно-обрядовых циклов (осенний, зимний, весенний, летний) наполнен музыкальным материалом. Итоговое занятие проводим в форме праздника в народных костюмах. В программу включён фольклорный материал, собранный в Любинском, Тарском, Муромцевском районах Омской области. Благодаря этому материалу у детей формируется интерес к изучению культуры своего региона. Через календарные обряды наиболее легко и свободно происходит освоение русской национальной культуры. Освоение детьми обширного информационного пространства неизменно происходит через игру, художественно-эстетических впечатлений и живого общения с окружающим миром. Эти приёмы помогают сохранить эмоциональную жизнь, вызвать богатый спектр ассоциаций.

Таким образом, изучение календарных обычаев и обрядов, праздников года, лучших национальных традиций оказывается непосредственно связанным с магистральными проблемами современности, с перспективами развития человечества, сохранения мира и культуры на земле.

Мы широко используем краеведческий материал. Основная задача изучения родного края – обогащение духовного мира, формирование ценностного отношения к культурному и природному наследию. Так, при изучении темы «Россия – твоя Родина» (второй класс) ученики знакомятся с таким краеведческим материалом как: флаг и герб Омской области, родной край – частица Родины, культурные учреждения города Омска, знаменитые люди города Омска и Омской области, труд, быт людей родного края, первые поселения на территории родного края.

Помимо распространённого приёма включения сведений из истории и культуры родного края, в своём рассказе учителя используют чтение небольшого отрывка из художественного произведения, маленькие сообщения учащихся, наглядные пособия, отражающие прошлое и настоящее края: картины (пейзажные, портретные, сюжетные), карты и путеводители. Дети знакомятся с картой Омской области, учатся находить населённые пункты, где живут они и их родственники. В игре-путешествии «Омский гид» учащиеся узнают об истории возникновения города, изучают карту города, названия улиц, достопримечательности города. Всё это способствует развитию любви и бережного отношения к родному краю.

Подводя итоги своей работы, мы глубоко убеждены в правильности и актуальности выбранного направления. Дети приобретают собственный культурный опыт, приобщаются к истокам национальной культуры, более полно познают окружающий мир, постигают искусства народной эстетики.

Оздоровительные возможности народной культуры приобретают в настоящее время особое значение в связи с резким ухудшением здоровья российских детей. Поэтому проблема насыщения российского информационно-образовательного пространства образами, символами русского народного и классического искусства актуально не только для сферы художественно-эстетического воспитания, но и для других сфер общественной жизни.

Литература

  1. Журнал «Народное творчество». Москва, Профиздат 1998 г.
  2. И. К. Феоктистова. Сюжетообразующие мотивы русских преданий об исчезнувших народах. Славянские чтения. Вып. 6. Духовные ценности народа: Тезисы и материалы научно-практической конференции. Омск, 1998 г.
  3. Л. А. Кучегура. Учебные материалы по народной культуре в начальной школе. Омск, 2002 г.
  4. Журнал «Начальная школа». Москва, 2006 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....

Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."

Из опыта реализации методической темы    "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."...

«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации Программы «Воспитательной компоненты»

«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации  Программы «Воспитательной компоненты»...

«Физическое развитие младшего школьника через подвижные игры при реализации ФГОС НОО второго поколения»

Среди проблем, связанных с воспитанием личностно и физически здорового ребенка, занятие подвижными играми позволяет педагогам решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: воспитание ...

«Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО»

АктуальностьФормирование умения читать у детей младшего школьного возраста – это один из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Требования ФГОС - это необходимость из...

«Формирование духовно-нравственных основ у младшего школьника в рамках требования ФГОС»

Обобщение опыта  «Формирование духовно-нравственных основ  у младшего школьника   в рамках требования ФГОС»....

"Организация поисково-исследовательской деятельности младших школьников по краеведению в условиях реализации ФГОС" (из опыта работы)

В помощь молодым педагогам об организации проектной деятельности обучающихся начальной школы...