Выступление : "Пути и средства улучшения эффективности воспитательного процесса"
материал по теме
В данном выступлении отражены методы и приёмы организации ситуации успеха на занятиях, в результате которых у воспитанников формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки,самоуважения,где успех связан с чувством радости,эмоционального подъёма, которые испытывает человек в процессе выполненной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ «Ялгинский детский дом-школа»
«Методы и приёмы организации ситуации успеха, как одно из направлений повышения социализации воспитанников»
Подготовила: воспитатель
Терентьева И.Н.
Саранск 2018г.
«Успех меняет человека. Он делает человека уверенным в себе, придаёт ему достоинство, и человек обнаруживает в себе качества, о которых не подозревал раньше.»
Джой Бразерс.
О том, что здоровье детей в последние годы ухудшается, говорится часто. И одной из причин заболеваемости воспитанников является частое пребывание в ситуации не успешности или тревожного ожидания неуспеха. Чтобы выйти из такого положения нужно чаще на своих занятиях применять методы и приёмы, которые помогут воспитаннику почувствовать себя успешным.
Радость или её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребёнка. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости — источник его движения вперед (радость от достигнутого). Радость возникает, если есть — успех, который окрыляет человека. Поэтому, смысл деятельности воспитателя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Дать каждому возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Для ребёнка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Также и неуспех, разделенный с другими, становится чем-то иным.
Особенности успеха: с одной стороны – успех – это сугубо личностное, индивидуальное переживание радости; с другой – коллективная оценка достижений личности. Всякий ли успех можно считать успехом? Если ребёнок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, других радует – стоит ли беспокоиться? В некоторых случаях – стоит. Важно, чтобы успех не был нужен лишь для внешнего эффекта или не превратился в самоцель. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности, рождающей энергию для преодоления трудностей.
Ситуация успеха - это особая атмосфера на занятии, когда и воспитатель, и воспитанник чувствуют себя комфортно. Воспитанник не боится ошибиться, раскрывает максимально свой потенциал и получает положительные эмоции от взаимообучения и сотрудничества. Ситуацию успеха нужно рассматривать с учётом многих факторов.
Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъёма, который испытывает человек в результате выполненной работы. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности в следующий раз с удовольствием возьмётся за подобную работу. Если помочь ребёнку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно мотивировать его на будущую деятельность.
Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации.
Ситуация - это то, что способен смоделировать педагог. Несомненно, как позитивные моменты влияния переживания успеха на деятельность воспитанников можно отметить следующее:
- переживание успеха внушает уверенность в собственных силах;
- появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить радость от успеха;
- положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребёнка к окружающему миру.
Задача воспитателя - создать максимально комфортные условия для раскрытия способностей каждого воспитанника. Каждый должен стать успешным в той или иной сфере деятельности.
Каждый ребёнок - индивидуальность, и поэтому у каждого свой собственный успех и собственные достижения.
Радость успеха младшего воспитанника отличается от радости подростка. Младший не столько осознаёт успех, сколько переживает. Подросток и осознаёт, и переживает, но не может докопаться до его источника, не всегда адекватно оценивает. Старший воспитанник, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои возможности.
Методы и приёмы, используемые на занятиях.
Успех воспитания во многом зависит от того, какие методы и приёмы использует воспитатель, чтобы донести до детей определённое содержание, сформулировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Выделяются три группы методов:
-наглядные;
-практические;
-словесные.
Наглядные методы-источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия: показ детям иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и т.д.
Практические методы-дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия: упражнения, эксперименты и практические работы.
Словесные методы-источником знания является устное и печатное слово: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой.
Условия создания ситуации успеха.
- Доброжелательность окружающих: расположенность сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – всё это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх перед неудачей, инициирует активность субъекта.
- Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребёнка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому воспитатель говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем».
Эта операция поддерживается другим воздействием.
- Скрытая инструкция»: это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Воспитатель говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребёнка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление даёт основание для самостоятельных шагов субъекта.
Дружеское положительное подкрепление.
- Авансирование: оглашение достоинств, которые ещё не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…»
- Персональная исключительность: «Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя субъекта.
- Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога.
Завершает систему педагогических операций
- Оценка продукта деятельности ребёнка. Она определит, переживает ли (всё-таки) ребёнок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…», «Поражает такой фрагмент…».
Приёмы создания ситуаций успеха.
В своей работе нужно стараться использовать комплекс оптимальных приёмов, который способствует включению каждого ребёнка в активную познавательную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивать эти возможности, воздействуя на эмоционально - волевую и интеллектуальную сферу личности воспитанника.
- Приём «Эмоциональное поглаживание». Это путь эмоционального контакта с детьми. Воспитатель на занятии делает похвалу: «вы молодцы», «умницы», «ребята, я горжусь вами».
- Приём «Даю шанс». Заранее подготовленная ситуация, при которой ребёнок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для себя собственные возможности, какую-то сторону, если не таланта, но скрытых до сих пор способностей.
- Приём «Следуй за нами». Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ребёнка, дать ему возможность обрести радость познания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
- Приём «Эмоциональный всплеск». Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ребёнке, если найти способ воспламенить этот заряд, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово воспитателя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
-Приём «Интеллектуальная инверсия» (изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке)
Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: воспитатель получает знания, передает их воспитанникам, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у воспитанников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал.
Можно провести такие упражнения-разминки «Мой успех», «Ты молодец!», «Хорошо-плохо», все эти упражнения создают у детей позитивное настроение и ощущения успешности, а также осознание воспитателями влияния ситуации успеха на развитие личности воспитанника.
Все наши занятия носят воспитательный характер и повышают социализацию воспитанников через создание ситуации успеха. Так в период пребывания воспитанников в детском доме воспитатели активно работают над раскрытием творческого потенциала каждого воспитанника, прививают любовь к искусству, постоянно создают для ребёнка ситуацию успеха, фиксируя внимание на позитивных результатах, укрепляя тем самым его веру в себя.
Действия воспитателя, обеспечивающие ситуацию успеха:
- Не заостряйте внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении.
- Проявляйте интерес и великодушие к своим воспитанникам.
- Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки.
- Не сравнивайте ребёнка с другими, отмечайте «персональную исключительность».
- Аргументируйте необходимость ваших действий, ту отметку, которую вы даёте воспитаннику.
- Оценивайте действия воспитанников с акцентом на детали.
- Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им своё мнение.
- Не высказывайте недовольство воспитаннику при всей группе, не применяйте угрозы.
- Помните, что вы, как педагог, формируете личность воспитанников и частично несёте ответственность за их дальнейшую судьбу.
В жизни каждого человека много успехов, и в жизни ребёнка много позитивных моментов, когда он бывает успешным, достигает чего хотел. Но, как правило, мы взрослые чаще всего заостряем внимание на негативных моментах. Нам кажется, что много проблем, неудач. Так и детям порой трудно увидеть свои неуспехи, особенно в начале усвоения какого-либо вида деятельности. Задача воспитателя – помочь направить, поддержать их.
Ситуация успеха особенно важна в работе с нашими воспитанниками, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Создание ситуации успеха помогает воспитаннику поверить в свои силы. Главное, уловить в детских глазах искорку интереса и понимания, творчества и разжечь её до яркой звезды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса".
О необходимости реализации воспитательного потенциала содержания урока....
Пути и средства повышения эффективности и качества урока музыки
Этот материал можно использовать для выступления на педагогическом совете...
ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Цель: формировать у педагогов установку на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьников, Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутств...
Выступление на педагогическом совете по теме:" Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса"
Контроль знаний предполагает единство всех его компонентов ( проверки, оценки и учёта) и определяется как процесс выявления и измерения усвоения знаний учащимися, их качества, так и процесс исправлени...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средство повышения эффективности учебного процесса в начальной школе.
В методической разработке приводится методика использования ИКТ в образовательном процессе, которая может быть полезна для успешного обучения на уроках русского языка. Раскрываются возможности и...
Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд "Педагогическая диагностика успешности младших школьников как средство повышения эффективности образовательного процесса".
В соответствии с ФГОС НОО основное внимание я направила на формирование у детей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Я поставила перед собой задачу учить детей целепола...
Пути и средства повышения эффективности и качества занятий в группе продленного дня .
Целью урока всегда является открытая наукой закономерность мира, адоптированная для детского восприятия. Но стратегия урока должна выходить за пределы простой передачи знаний....