Пути и средства повышения эффективности и качества урока музыки
методическая разработка (музыка) по теме

Суровцева Людмила Ивановна

Этот материал можно использовать для выступления на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puti_povysheniya_effektivnosti_i_kachestva_urkov_muzyki.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пути повышения эффективности и качества уроков музыки

Л.И. Суровцева,                                                                                                   учитель музыки МБОУ №4

Современное образование рассматривается как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его задачей является воспитание человека, ориентированного на понимание, признание и принятие другого человека. Исследования многих ученых показывают, что музыка вызывает эмоциональный отклик у детей раньше других искусств.

Основной целью современного музыкального образования в школе является «становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры» (Стандарт основного общего образования по искусству).

Актуальными задачами современного школьного музыкального образования являются:                                                                                                                              - развитие сознания, музыкального мышления детей;                                                        - развитие эмоциональной сферы учащихся;                                                                          - развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов музыкальной деятельности.

И поэтому актуальной проблемой современного музыкального образования в школе является использование новых форм работы для повышения эффективности и качества уроков музыки.

1. Так, например, использую на уроках метод интеграции искусств: музыки, литературы (сказки, загадки, поэзия), ИЗО, хореографии, видео, что очень влияет, на мой взгляд,  на расширение и общего,  и музыкального кругозора, на развитие эмоционально-образного мышления, формирование художественного вкуса, духовно-нравственных и эстетических идеалов. У учащихся формируется ассоциативно-образное мышление, совершенствуется память, внимание, воображение.

Например, на уроке по теме «Музыка осени» дети ощущают насколько многолика осень через «Осеннюю песню» П. И. Чайковского, иллюстрации И. И. Левитана «Золотая осень», «Осенний день» и стихи Пушкина.

2.  Интернет-технологии на уроках музыки применяются таким образом, что дети сами через Интернет находят информация о композиторах, музыкальных инструментах, значение музыкальных терминов, поиск портретов композиторов, новости музыкальной культуры. Всё это оформляется ими в виде рефератов, сообщений, наглядных пособий и т. д.

Например, планирую на основе Интернет-технологий  создать наглядное пособие для изучения темы «Природа и музыка», объединяющее в себе картины художника-пейзажиста Б. Щербакова «Двенадцать месяцев», музыкальный цикл П. И. Чайковского «Времена года» и других пейзажистов и композиторов.

Кроме этого, возможно пополнение коллекции школьной фонотеки через Интернет (записи классической музыки, народной, современной и т. д.).

3. В  учебном  процессе  стараюсь   использовать  как  общедидактические формы  развивающего  обучения, так  и  формы  художественной дидактики:                   - насыщенность урока музыкальным звучанием;                                                                               - отход от репродуктивного уровня к творческому;                                                              - принцип эмоционально-ценностного развития.

4. Процесс модернизации музыкального образования направлен на внедрение в практику таких форм работы, которые не только расширяют границы предмета, но и являются эффективным средством в формировании духовно-нравственного потенциала личности учащегося. При этом  не нужно забывать устоявшиеся традиционные формами работы (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения и т. д.), используя вместе с тем и новые, а именно, изучение музыкального фольклора с использование художественно-образных элементов, духовной музыки, музыки современных стилей; пение в сопровождении караоке.

Русский музыкальный фольклор позволяет ввести детей в мир традиционной русской культуры. Одной из форм этого направления на уроках музыки являются беседы, которые я сопровождаю показом картин известных художников, народными костюмами, поэтическим текстом, как например:

Так вот они - наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно - строгие строки,

Литая славянская вязь.

(Валентин Сидоров «Кириллица»)

Надо заметить, большой интерес вызывают у школьников уроки по темам: «Детский музыкальный фольклор», «Искусство скоморохов», «Сказка и музыка»  с просмотром слайдов, видеофильмов, с прослушиванием образцов народной музыки, с исполнением русских народных песен, частушек, а также с игрой на различных инструментах - ложки, бубны, трещётки и т.д.

Изучение духовной музыки основывается на доступных детям сочинениях, их воплощении в классической музыке, церковных праздниках. Например: «Рождественские праздники», «Пасхальные песни», «Перезвоны колоколов».

На уроках музыки происходит знакомство учащихся со стилями и жанрами современной популярной музыки. Это связано с потребностью и интересами школьников, для которых такая музыка является важным компонентом в досуговой деятельности.

Включая в уроки музыки песни бардов, тщательно отбираю песенный репертуар, стараясь использовать песни известных авторов: В. Высоцкого, Ю. Визбора, О. Митяева, Б. Окуджавы.

Заключение

Урок музыки  -  это,  прежде  всего,  урок  искусства,  урок  творчества,  на котором я решаю следующие задачи:                                                                              - воспитание эмоциональной культуры ребёнка;                                                                 - привитие устойчивого слушательского внимания;                                                              - развитие музыкальных и творческих способностей как предпосылки для самоутверждения личности;                                                                                                - расширение кругозора школьника в области искусства.                                              

«Если в раннем детстве», - писал В. А. Сухомлинский - «донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Манускрипт, 2000.

2. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. - М.: Белые альвы, 1993.

3. Дьячкова Л. М. Инновационные формы работы на уроках музыки. -Биробиждан, 2004.

4. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Спарк, 1999.

5. Леонтьев А. А. Антология гуманитарной педагогики. - М.: Ника, 1996.

6. Музыка. 1 класс четырехлетней начальной школы: 1-3 классы трехлетней начальной школы (с краткими методическими пояснениями) / Под. науч. рук. Д. Б. Кабалевского; 5-8 классы (с краткими методическими пояснениями) / Под. науч. рук. Д. Б. Кабалевского. - М., 1994.

7. Музыка. 1-8 классы / Под общ. ред. Ю. Б. Алиева. - М.: Манускрипт, 1993.

8. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 классы / Авт.-сост. Н. А. Терентьева. - М., 1994.

9. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студентов муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; Под ред. Л. В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

10. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании (Материалы конференции 7-11 декабря 1999 г.). - М., 1999.

11. Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе. - М.: Дрофа, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивная система обучения (АСО) как средство повышения эффективности и качества образования в начальной школе для учащихся с разными образовательными возможностями.

Адаптивная система обучения (АСО) А.С.Границкой помогает учителю так организовать урок, чтобы учесть по возможности особенности детей....

О современных компьютерных технологиях как средстве повышения эффективности обучения на уроках окружающего мира и развития речи в начальных классах школ VIII вида.

Как все мы знаем, детям с ограниченными возможностями здоровья  обучение дается с большим трудом. Для эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков необходимо использовать ряд приемов и мет...

Пути и средства повышения эффективности и качества занятий в группе продленного дня .

Целью урока всегда является открытая наукой закономерность мира, адоптированная для детского восприятия. Но стратегия урока должна выходить за пределы простой передачи знаний....

Обобщение опыта по теме «Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий».

В данной статье я обобщила опыт работы над темой «Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий». Внедрение в образовательный...

презентация курсовой работы по теме:Пути повышения эффективности и качества уроков математики в школе.

ull;Урок – основная форма организации учебного процесса«Нужно, чтобы дети, по возможности,учились самостоятельно, а учительруководил этим самостоятельным процессом и давал для ...

«Повышение эффективности и качества урока через использование современных технологий».

В данной работе рассматриваются вопросы повышения эффективности и качества урока через использование современных технологий...