Игра "Путешествие в царство природы родного края"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме
В игре систематизируются знания о живой и неживой природе Южного Урала.Дети привлекаются к проблемам охраны окружающей среды. Воспитывается гуманное отношение к природе, к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Путешествие в царство природы родного края»
Цель игры:
- Систематизировать сведения о живой и неживой природе Челябинской области;
- Привлечь внимание ребят к проблемам охраны окружающей среды.
- Воспитывать любовь, гуманное оглашение к природе, к родному краю.
- Предоставить возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Методика проведения игры:
1. Игра проводится в форме соревнования команд.
2. Рассчитана на 45 минут.
3. Возраст участников игры 1- 4 классы.
4. Ход игры отражается на доске (желательно эту миссию возложить на нейтрального участника игры) и жетонами
5. Игра проводится в шесть туров.
6. В конце игры подводится итог с выявлением команды-победительницы, набравшей наибольшее количество баллов.
7. Отдельно отмечаются самые активные и эрудированные дети-знатоки.
8. Награждение.
Дидактический материал:
таблица по учету заработанных победных баллов;
карточки с заданиями;
победные жетоны;
рисунки растений и животных из Красной книги Южного Урала
ВСТУПЛЕНИЕ
Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда? Сейчас вы узнаете!
Стихотворение читает ученик
В.Степанова «Что мы Родиной зовём»
Что мы Родиной зовём?
Край, в котором мы растём,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём
Эти стихотворение о замечательном крае, где мы с вами живём. Это наша Малая Родина – Урал. О красоте Южного Урала и её обитателях мы сегодня и будем говорить на этом мероприятии. Сегодня три команды, будут бороться за звание лучших знатоков своего края. Путешествуя, вы будете отвечать на вопросы, выполнять разные задания. За каждый правильный ответ, вы будете получать жетоны. Команда, которая больше наберёт жетонов и будет признана победителем – знатоком своего края.
1-Й ТУР «В мире животных Челябинской области. Самый, самый…»
Играют одновременно 3 команды. Ведущий раздает карточки с вопросами. Игроки должны написать на листках бумаги ответы. Время на обсуждение одного вопроса - 10 секунд. Всего 9 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
1. Назовите самого крупного зверя области. (Лось. Его вес достигает 6оо кг. Рост 3 метра)
2. Назовите самое сильное животное. (Муравей. Он переносит тяжести, в 10 раз превышающие его собственный вес.)
3. Назовите самое прожорливое животное.( Крот. За сутки он съедает пищи больше, чем весит сам)
4. Назовите самую большую птицу нашей области. (Дрофа. Его вес достигает - 16 кг.)
5. Самое чистоплотное животное Челябинской области.(Барсук)
6. Назовите крупное животное, которое обитает в лесной зоне, его называют «хозяином тайги» (Бурый медведь)
7. Какая рыба нашей области может прожить до 100 лет? ( Щуки могут жить до сотни и более лет!)
8.Кто самый прожорливый хищник планеты?(Стрекоза. За 1 час она съедает больше 40 мух. Ее добыча за день в несколько раз превышает ее собственный вес. Ни один другой хищник на такое не способен. )
9. Самая миниатюрная птица области. (Трехграммовый королек желтоголовый. )
2-Й ТУР «В мире растений Челябинской области»
1.Самое распространённое растение области.(береза)
2. Самое редкое дерево области. (Дуб)
3. Какой кустарник народ называет цветом весны, зеленью лета, ягодой осени?(Калину)
4.Какое дерево наших лесов называют уральским виноградом? (Рябину)
5. Какое дерево наших лесов даёт сладкий ароматный сок? (Берёза)
6.Назовите самое витаминизированное дерево нашей области? (Сосна)
7.Какие растения предупреждают о ненастной погоде? (Одуванчик, календула, мальва. Их венчики закрываются перед дождём.)
8. Какие растения луга могут служить компасом? (Цветы подсолнечника и череды в течение дня поворачиваются за солнцем. В полдень смотрят на юг)
9. Древесина какого дерева области очень прочна и устойчива против гниения?(Лиственница)
3-Й ТУР «Цветик-семицветик»
Капитанам команд ведущий вручает по конверту с буквами и предлагает собрать из них названия трех цветов, занесенных в Красную книгу Челябинской области. Время на составление - 3 минуты. За каждый правильный ответ команда зарабатывает 5 баллов.
Предлагаются названия трех цветков, занесенных в Красную книгу: купальница, гвоздика, кувшинка.
Напишите названия растений, занесенных в Красную книгу Челябинской области (любка двулистая, вертенница алтайская, флокс сибирский , купальница европейская, лилия- саранка, гвоздика иглолистая, венерин башмачок)
4-Й ТУР «Осторожно, заповедник!»
Мы ступаем на территорию заповедника. На этом этапе вы постараетесь узнать животных и растения, которые занесены в Красную книгу Челябинской области .
Командам предлагаются карточки с изображением редких и исчезающих видов представителей животного и растительного мира .Надо подписать их названия.( приложение1)
1. Кувшинка белая
2. Выдра
3. Олень пятнистый
4. Бобр.
5. Дрофа
6. Журавль.
7. Степной орел
8. Выхухоль
9. Купавка европейская
10. Лилия-саранка
4-И ТУР «Мы знатоки и защитники природы»
А сейчас вы должны проявить свою эрудицию и знания. Капитаны команд вытягивают карточки с номерами вопросов. Команда называет номер вопроса. Ведущий зачитывает вопрос. Время на обсуждение - 20 секунд. За правильный ответ команда зарабатывает 5 баллов.
1. Почему становятся редкими и исчезают многие животные и растения?
Из-за неправильного отношения человека к окружающей среде: браконьерство, осушение рек, болот, загрязнение водоемов, вырубка лесов. Нарушается среда обитания животных и растений.
2. Что такое Красная книга?
Красная книга - это книга, куда вписывают редкие и исчезающие виды животных и растений, нуждающихся в защите и особом внимании. Красная книга - сигнал тревоги!
3. Что такое заповедник? Какие заповедники находится на территории нашей области?
Заповедник - территория, в которой охраняются все растения и животные.
Ильменский заповедник, Аркаим, Восточно- Уральский ,национальный природный парк «Таганай» и «Зюраткуль»
4. Отчего происходит загрязнение воздуха, почвы, воды?
В результате выбросов отравляющих газов, отходов, сточных вод работающих заводов и фабрик в окружающую среду, происходит ее загрязнение.
5. Как защитить окружающую среду от загрязнения?
На заводах и фабриках ставить очистные сооружения, фильтры.
6. Как вы можете помочь в деле охраны природы?
Взрослые создают заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. А что могут такие малыши, как вы? Очень много. Например, находясь на отдыхе в лесу, не оставляйте после себя мусор, тушите костер, не приносите из леса животных - дома они у вас погибнут, не рвите цветы, не шумите - учитесь слушать лес.
7. Что такое заказник?
В заказниках охраняются некоторые растения и животные, находящиеся на грани исчезновения.
8. Назовите любых трех представителей редких исчезающих животных Челябинской области
Примерный ответ: выхухоль, белка летяга, пятнистый олень, европейская норка, пищуха, степной орел, лебедь шипун, тушканчик, журавль- красавка, бобр
9. Кто занесен на Черную страницу Красной книги? Исчезнувшие виды, например, бескрылая гагарка, странствующий голубь, тарпан, морская корова.
10. Напишите правила сбора грибов (за каждое правильное правило 1 балл)
- Не собирать грибы вблизи дороги
- Срезать грибы ножом или выкручивать
3. Сбор грибов производить только тех, о которых хорошо известно, что они съедобны.
4. Собирать только молодые грибы.
5. Грибы, которые вызывают сомнение, ядовиты они или нет, собирать и пробовать на вкус сырыми ни в коем случае нельзя.
6.Категорически запрещается сбор грибов, у основания ножки которых имеется клубневидное утолщение, окруженное оболочками,— это бледная поганка, красный мухомор и др.
7. Нужно стараться брать грибы (особенно сыроежки) с целой ножкой, чтобы не потерять важный признак, указанный в 3 правиле.
8. При сборе шампиньонов, чтобы не спутать их с бледной поганкой, необходимо обращать пристальное внимание на цвет пластинок, расположенных с нижней стороны шляпки. Напоминаем, что у шампиньона они бледно-розовые или темно-бурые, а у бледной поганки всегда белые.
9. Строчки и сморчки, как уже говорилось, нужно обязательно обезвредить.
10. Никогда нельзя использовать в пищу съедобные, но перезрелые, ослизлые, дряблые, червивые и испорченные грибы. Почему? Потому что в них происходит процесс саморазложения (автолиз), при котором выделяются ядовитые вещества.
6 тур. Гонка за лидером
Вы должны за 1 минуту ответить на 10 вопросов .Цена каждого вопроса 1 балл.
Вопросы первой команде.
1.Кто считается санитаром пресных вод? (Рак)
2.Какой представитель семейства кошачьих встречается в наших лесах? (Рысь)
3.У певчих птиц обычно хорошо поют самцы. А у каких птиц, обитающих в нашей области, лучше поют самки? (У снегирей)
4.Кто такой лесной петух? (глухарь)
5.Какая птица может лазать по стволу дерева головой вниз? (поползень)
6.Какие звери летают? (летучие мыши, белка-летяга)
7. Назовите разноцветные грибы? (сыроежки)
8. Кто бежит задними ногами вперед? (заяц)
9. Какая ягода бывает красной, черной, белой? (смородина)
10. Каких животных в нашей области называет дикими козами? (Косулю сибирскую)
Вопросы второй команде.
1.Какая птица наших лесов выводит птенцов зимой? (Клёст)
2.Какую птицу можно назвать главным врачом деревьев? (Дятла)
3.Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)
4.Название, какого дерева, распространённого в нашей области, состоит из трёх предлогов? (Сосна)
5.Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки и быстрее всех летают? (стрижи)
6. Назовите грибы – подснежники? (строчки, сморчки)
7. Кто лечится мухоморами? (лось)
8.Какие звери рождаются зрячими? (зайчата)
9. Что такое трутовик? Он полезный или вредный для леса? (это гриб, растущий на деревьях, очень вреден для леса)
10.Из сока какого дерева можно получить сахар? (из сока клена)
Вопросы третьей команде.
1. Какие птицы наших лесов ночуют, зарывшись в снегу? (тетерева, рябчики)
2.Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (вороний глаз)
3.Кого называют водяной воробей? (оляпку)
4. У какого животного могучее телосложение, тем не менее он быстрый и ловкий. Рост его около 2 метров, вес до 600 кг. Занесен в Красную книгу. Живут эти животные группами. (лось)
5. Какое животное похожее на крота, очень любит воду в отличии от «родственника»? (выхухоль)
6.В наших лесах есть кустарник, над которым иногда возвышаются подберезовики, подосиновики… Что это за кустарник? (черника)
7.Какие ягоды можно собирать зимой? (клюква, брусника)
8. Самый маленький зверек в лесу. Он очень полезен, его иногда принимают за мышонка.(Землеройка)
9. Самые влюбленные птицы наших водоемов(лебеди)
10.Птица –подражатель, пародист других пернатых.(Скворец)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ
Ну вот, наше путешествие подошло к концу. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос:
- Понравилось ли путешествие в мир природы нашей области?
(Ответы детей)
- Что интересного и удивительного вы узнали ?
- Мы ещё не раз с вами вернёмся к этой теме. Ведь ещё нам многое еще нужно узнать. Самое главное, старайтесь любить и понимать природу, и она ответит вам тем же!
Сегодня победила команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Награждение
Литература
1.Е.Григорьева.Природа Южного Урала. Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство.1999г
2..Познай свой край. Челябинская область. Краткий географический справочник./Сост. Гитис М.С., Моисеев А.П.- Челябинск: изд-во «Версия» 1998
3. Детская энциклопедия: Я познаю мир. Экология. М, Издательство АСТ, 1998.
3. Энциклопедия «Все обо всем». М., Ключ-С, 1995.
4. Моррис Р. Тайны живой природы. М., Росмэн, 1997.
5. Брэм А. Э. Жизнь животных. М., Терра, 1992.
6. Банников А. Г. Красная книга природы. Природа, 1992, №4.
7. Журнал «Юный натуралист», 1995-1997.
8. Дроздов П. В мире животных. М., Издательский дом «Открытые системы», 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Сохраним природу родного края"
Воспитание экологической культуры у современных школьников - это не дань моде, а веление времени, продиктованная самой жизнью. Сегодня экологические знания включены в программу курса "Окружающий ...
Внеурочная деятельность "Краеведение. Природа родного края".
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу "Краеведение. Природа родного края"....
Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края
1. Познакомить учащихся с Красной книгой края и животными, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила,...
Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяны Ивановны
Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...
Рабочая программа по курсу "Брянский край" 2 класс "Природа родного края"
Курс "Брянский край"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...